Особенности эмоционально личносной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 22:19, дипломная работа

Описание работы

Актуальность дипломной работы определяется тем, что, согласно данным исследований конца 90-х гг. XX века, количество детей с задержкой психического развития постоянно увеличивается. Этому можно дать несколько объяснений: во-первых, объективно растет число факторов, способных стать причиной нарушения развития; во-вторых, усложняющиеся школьные программы оказываются посильными для все меньшего количества учеников; и в-третьих, совершенствующиеся методы диагностики позволяют точнее определять уровень развития ребенка, отделяя не только "норму" от "не нормы", но и выявляя разные формы и степени нарушенности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Особенности эмоционально-личностной сферы
1.1 Анализ подходов к определению эмоций
1.2 Виды эмоционального реагирования
1.3 Физиологические механизмы эмоциональных реакций
Глава 2. Особенности эмоциональной сферы детей с ЗПР
2.1 Общая характеристика детей с ЗПР
2.2 Незрелость эмоциональной сферы у детей ЗПР
2.3 Особенности личности и эмоциональной сферы детей с ЗПР
Глава 3. Экспериментальное исследование эмоционально-личностной сферы у детей с ЗПР
3.1 Методы и объект исследования
3.2 Анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

психология зпр.doc

— 245.00 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Особенности эмоционально-личностной сферы

1.1 Анализ подходов к определению  эмоций

1.2 Виды эмоционального реагирования

1.3 Физиологические механизмы эмоциональных  реакций 

Глава 2. Особенности эмоциональной  сферы детей с ЗПР

2.1 Общая характеристика детей с ЗПР

2.2 Незрелость эмоциональной сферы  у детей ЗПР

2.3 Особенности личности и эмоциональной  сферы детей с ЗПР

Глава 3. Экспериментальное исследование эмоционально-личностной сферы у  детей с ЗПР

3.1 Методы и объект исследования

3.2 Анализ результатов исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 ВВЕДЕНИЕ

Актуальность дипломной работы определяется тем, что, согласно данным исследований конца 90-х гг. XX века, количество детей с задержкой психического развития постоянно увеличивается. Этому можно дать несколько объяснений: во-первых, объективно растет число факторов, способных стать причиной нарушения развития; во-вторых, усложняющиеся школьные программы оказываются посильными для все меньшего количества учеников; и в-третьих, совершенствующиеся методы диагностики позволяют точнее определять уровень развития ребенка, отделяя не только "норму" от "не нормы", но и выявляя разные формы и степени нарушенности.

Уточняются и усложняются задачи, стоящие перед специалистами, работающими с этой категорией детей. Традиционно сложившаяся система работы с этой категорией детей в основном направлена на коррекцию и развитие познавательной сферы. Однако очевидно, что коррекция познавательной сферы без системы общеукрепляющих воздействий, целенаправленного формирования коммуникативных навыков, коррекции эмоциональной сферы не приводит к желаемому результату.

Дополнительной трудностью является высокая степень неоднородности рассматриваемой категории детей. Один и тот же ребенок может  характеризоваться дефицитарностью одних функции с одновременной сохранностью других. Такая неравномерность нарушенности делает тяжелую форму ЗПР в ряде случаев похожей на умственную отсталость. В то же время легкая форма ЗПР до начала систематического обучения может остаться незамеченной. В ранней диагностике задержки психического развития должны принимать участие не только специалисты: психологи, дефектологи, врачи, но и родители, и воспитатели дошкольных учреждений. Таким образом, в настоящее время самый широкий круг людей сталкивается с необходимостью знания и понимания психологических особенностей детей с ЗПР.

Особенности формирования и функционирования эмоциональной сферы в дошкольном возрасте давно признаны психологами  важной проблемой. По мнению А. Валлона, эмоции в генезисе психической жизни проявляются раньше всего: «Ребенок способен к психической жизни только благодаря эмоциям. Именно эмоции объединят ребенка с его социальным окружением, через эмоции ребенок обретает опору для своей биологии, в эмоции осуществляется симбиоз органического и психического, происходит как бы «переливание» одного в другое» Лосева В.К. Рисуем семью. Психологическая помощь и консультирование. - М., 1995. - С. 53.. А. Фрейд отмечала, что настроение матери, ее эмоционально с отношение к ребенку оказывает на него решающее влияние: «Быстрее всего развивается то, что больше всего нравится матери, и что ею оживленнее всего приветствуется» Лосева В.К. Рисуем семью. Психологическая помощь и консультирование. - М., 1995. - С. 76.. Собственно эмоциональное развитие ребенка осуществляется под прямым «давлением» эмоциональности матери. Л.С. Выготский считал, что влияние среды меняется в процессе развития ребенка, определяясь его переживаниями. Он ввел понятие «ключевое переживание» - комплекс осознаваемых и неосознаваемых ребенком отношений с важными элементами окружающей среды. Д.Б. Эльконин подчеркивал важность эмоционально-положительного фона вокруг ребенка как фактора благополучного психического и физического развития. Принцип, «единства интеллекта и аффекта» обоснован в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. Ж. Пиаже, рассматривая «детский эгоцентризм» как особую познавательную позицию, характеризующуюся зависимостью мышления ребенка от непосредственных впечатлений, считал, что он («эгоцентризм») сохраняется вплоть до начала систематического обучения. Д.Б. Эльконин полагал, что децентрация мышления ребенка осуществляется постепенно, а пик этого процесса приходится на возраст 7 лет.

Современные исследования свидетельствуют, что эмоциональность сказывается на интеллектуальном развитии ребенка. Если ребенок свыкся с состоянием уныния, если он постоянно расстроен или подавлен, он будет не в той мере, как его жизнерадостный сверстник, склонен к активному любопытству, к исследованию окружающей среды. Имеются данные Е.И. Ликиной (1999 г.), что уровень развития интеллекта выше у дошкольников с преобладанием положительных эмоций и ниже - с преобладанием отрицательных. Е.И. Ликина отмечает, что нарушения в эмоциональном развитии ребенка дошкольного возраста ведут к тому, что ребенок не может использовать другие способности, в частности интеллект, для дальнейшего развития.

В конце XX века специальная психология и педагогика располагают рядом  исследовании, посвященных изучению психологических особенностей детей с ЗПР: памяти (Н.Г. Лутопян, 1977; В.Л. Подобед, 1981; Н.Г. Поддубная, 1975); речи (Ш.О. Борякова, 1983; В.И. Лубовский, 1978; Е.С. Слепович, 1978); мышления (С.А. Домишкевич, 1987; Т.В. Егорова, 1975; И.А. Коробейников, 1980; Т.А. Стрекалова, 1982); игровой деятельности (Л.В. Кузнецова, 1984; Е.С. Слепович, 1990); учебной деятельности (Г.И. Жаренкова, 1975; С.Г. Шевченко, 1994); личности (Е.Н. Васильева, 1994; Е.Е. Дмитриева, 1990; Г.Н. Ефремова, 1997). И все же на сегодняшний день психолого-педагогический аспект многих проблем задержки психического развития дошкольников продолжает оставаться мало разработанным.

Особенности эмоциональной сферы  дошкольников с ЗПР изучались  недостаточно. Многие авторы отмечают такие характерные для этой группы детей черты как эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, повышенная утомляемость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, проблемы в формировании нравственно-этической сферы: страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к эмоционально "теплым" отношениям со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения. Все эти особенности существенно снижают эффективность коррекционной работы с такими детьми, создавая дополнительные трудности на пути выправления и без того «нарушенного» развития.

Цель работы: изучить особенности  развития эмоционально-личностной сферы дошкольников с задержкой психического развития. Данная цель позволила сформулировать следующие задачи исследования:

1. Рассмотреть теорию эмоций.

2. Проанализировать развитие детей  с ЗПР.

3. Показать особенности развития  эмоционально-личностной сферы у детей с ЗПР.

Объект исследования - эмоциональная  сфера дошкольников с задержкой  психического развития.

Предмет исследования - компоненты эмоциональной  сферы и их структурные связи, специфичные для дошкольников с  ЗПР.

Гипотеза исследования: дошкольники с ЗПР имеют специфические особенности эмоциональной сферы, влияющие на их когнитивные характеристики и важные с точки зрения организации коррекционной работы.

Глава 1. Особенности эмоционально-личностной сферы

1.1 Анализ подходов к определению эмоций

Трудно переоценить роль эмоций в управлении поведением человека. Не случайно практически все авторы, исследовавшие эмоции, отмечают их мотивирующую роль, связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением (З. Фрейд, В.К. Вилюпас, Б.И. Додонов, К. Изард и др.). Некоторые даже отдают эмоциям приоритет в обыденной жизни человека (А.М. Эткинд). Самим исследованиям эмоций уже больше 100 лет, об эмоциях написаны тома, проведено множество сложных экспериментов, но даже в начале XXI века можно встретить высказывание о том, что «дать эмоциям точное научное определение невозможно» Изард К.Е. Эмоции человека. - М., 1980. - С. 13..

Термин «эмоция» является производным  от латинского emoveo - потрясаю, волную. В  психологии эмоции понимаются как психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. В процессе эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий.

Ученые дают разные определения  эмоций, по мнению физиолога П.В. Симонова, большинство из них абстрактно-описательные. Это отмечают и психологи, Б.И. Додонов  пишет, что «термины, обозначающие психические явления, обычно называемые эмоциями, не имеют строгого значения, и среди психологов до сих пор идут дискуссии на тему «что значит что»». Сам автор использовал понятие «эмоция» в широком смысле, включающем и чувства.

У. Джемс полагал, что «эмоция есть стремление к чувствованиям», в то же время «как чисто внутренние душевные состояния, эмоции совершенно не поддаются описанию... Мы можем только описать их отношение к вызывающим их объектам и реакции, сопровождающие их».

 

П.К. Анохин, определяя эмоцию, пишет: «Эмоции - физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека - от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения».

С.Л. Рубинштейн в понимании сущности эмоций исходил из того, что в  отличие от восприятия, которое отражает содержание объекта, эмоции выражают состояние  субъекта и его отношение к  объекту.

Многими авторами эмоции связываются  именно с переживаниями. М.С. Лебединский и В.Н. Мясищев так пишут об эмоциях: «Эмоции - одна из важнейших сторон психических процессов, характеризующая переживание человеком действительности. Эмоции представляют интегральное выражение измененного тонуса нервно-психической деятельности, отражающееся на всех сторонах психики и организма человека». Г.А. Фортунатов (1976) называет эмоциями только конкретные формы переживания чувств. П.А. Рудик (1976), давая определение эмоциям, отождествляет переживание и отношение: «Эмоциями называются психические процессы, содержанием которых является переживание, отношение человека к тем или иным явлениям окружающей действительности». По Р.С. Немову, эмоции - это «элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей» (1994). Несмотря на разные слова, используемые психологами для определения эмоций, суть их проявляется либо в одном слове - переживание, либо в двух - переживание отношения.

Таким образом, чаще всего эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему - или кому-либо (к наличной или будущей ситуации, к другим людям, к самому себе и т.д.).

Однако Л.М. Веккер (2000) считает, что  «определение специфичности эмоций как переживания событий и отношений в противоположность когнитивным процессам как знанию об этих событиях и отношениях недостаточно хотя бы потому, что оно описывает эмоции в терминах именно видовых характеристик и не заключает в себе родового признака». Для Л.М. Веккера эмоции - это субъективные отношения, выражающиеся через экспрессивные средства. При этом соотношение между субъективными отношениями, эмоциями и экспрессией должно выглядеть так:

субъективные отношения (эмоции) > экспрессия

По мнению Е.П. Ильина, экспрессия является средством выражения, но не субъективных отношений, а эмоций, отражающих эти отношения. Субъективные же отношения выражаются (а точнее - проявляются) через эмоции. В этом случае отношения между субъективными отношениями, эмоциями и экспрессией выглядят иначе:

субъективные отношения > эмоции > экспрессия

П. Жане (1928) говорит об эмоциях как  поведении и считает, что функция  эмоций - дезорганизовывать его. П. Фресс  считает эмоциями только такие реакции, которые приводят к потере контроля над своим поведением: «...удовольствие не является эмоцией... интенсивность наших переживаний не должна вводить нас в заблуждение. Радость может стать эмоцией, когда из-за ее интенсивности мы теряем контроль над собственными реакциями: свидетельством тому являются возбуждение, бессвязная речь и даже безудержный смех» (1975). Я. Рейковский определяет эмоцию как акт регуляции и отмежевывается от понимания ее как субъективного психического явления. Субъективная сторона эмоций, с его точки зрения, может быть выявлена лишь интроспективно, т.е. постфактум. Поэтому Я. Рейковский относится к эмоциональному процессу как к теоретическому конструкту, а не как к факту, доступному наблюдению. Л.Н. Леонтьев (1971) пишет, что к эмоциональным процессам относится широкий класс процессов внутренней рефляции деятельности и что они способны регулировать деятельность в соответствии с предвосхищаемыми обстоятельствами. По его мнению, переживание лишь порождается эмоцией, но не есть ее единственное содержание. Простейшие эмоциональные процессы выражаются и в органических, двигательных и секреторных изменениях (врожденных реакциях).

Е.П. Ильин отмечает, что недостатком  многих определений эмоций является их привязка только к потребностям. Например, В. Квин (2000) так определяет эмоции: «Эмоция - выражение отношения человека к своим потребностям, их удовлетворению или неудовлетворению». Аналогичную позицию занимает П.В.Симонов: нет потребности, нет и эмоции. Е.П. Ильин, возражая против такого «ограничительного» определения эмоций, приводит пример испуга - отрицательной эмоции, который появляется не в ответ на потребность в испуге, и не потому, что мы не знаем, как удовлетворить потребность в самосохранении. Это срочная безусловно рефлекторная генетически запрограммированная эмоциональная реакция, направленная на организацию повеления при неожиданном появлении «опасного стимула». «Здесь нет сознательной оценки раздражителя, а потребность отреагировать на него просто не успевает сформироваться» Коломинский Я.Л. Человек: психология. - М.: Просвещение, 1986. - С. 50..

В предварительном определении  К. Изарда отмечена и чувствительная сторона эмоций, и функциональная: «Эмоция, это нечто, что переживается как чувство (feeling), которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действие» Изард К.Е. Эмоции человека. - М., 1980. - С. 27..

Е.Л. Ильин, подводя итог рассуждениям относительно определений эмоций, предлагает свое определение: «я рассматриваю эмоцию как рефлекторную психонегативную  реакцию, связанную с проявлением  субъективного пристрастного отношения (в виде переживания) к ситуации, ее исходу (событию) и способствующую организации целесообразною поведения в этой ситуации» Ильин Е.Л. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2001. - С. 50.. В этом определении акцепт сделан на роли эмоций в организации целесообразности в данной ситуации поведения - ведь эмоции появились в эволюционном развитии животных не для того, чтобы их переживали, а для того, чтобы помогать организовывать поведение. «Переживание - не цель реагирования, а лишь специфический способ отражения в сознании потребностной ситуации» Ильин Е.Л. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2001. - С. 51.. На вторичность эмоциональных переживаний по отношению к поведению указывает и Дж.С. Милль, по мнению которого, чтобы испытать эмоцию удовольствия, счастья, нужно стремиться не к переживанию их, а к достижению таких целей, которые порождают эти переживания.

Сложность понимания эмоций заключается  и в том, что, давая им определения, авторы относят их то к любому классу эмоциональных реакций (эмоциональному тону, настроению, аффекту), то только к - одному, называемому ими собственно эмоциями и отделяемому от других классов эмоциональных явлений. Я. Рейковский все эмоциональные явления подразделяет на эмоции, волнение, аффект и чувство, А.Л. Леонтьев (1971) -на аффекты и страсти, собственно эмоции и чувства, и т.д. О собственно эмоциях говорят как о сложных эмоциях - положительных (радость, восторг и т.п.) и отрицательных (гнев, горе, страх и др.), противопоставляя их простым эмоциям - эмоциональному тону ощущений.

Информация о работе Особенности эмоционально личносной сферы