Особенности эмоционально личносной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 22:19, дипломная работа

Описание работы

Актуальность дипломной работы определяется тем, что, согласно данным исследований конца 90-х гг. XX века, количество детей с задержкой психического развития постоянно увеличивается. Этому можно дать несколько объяснений: во-первых, объективно растет число факторов, способных стать причиной нарушения развития; во-вторых, усложняющиеся школьные программы оказываются посильными для все меньшего количества учеников; и в-третьих, совершенствующиеся методы диагностики позволяют точнее определять уровень развития ребенка, отделяя не только "норму" от "не нормы", но и выявляя разные формы и степени нарушенности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Особенности эмоционально-личностной сферы
1.1 Анализ подходов к определению эмоций
1.2 Виды эмоционального реагирования
1.3 Физиологические механизмы эмоциональных реакций
Глава 2. Особенности эмоциональной сферы детей с ЗПР
2.1 Общая характеристика детей с ЗПР
2.2 Незрелость эмоциональной сферы у детей ЗПР
2.3 Особенности личности и эмоциональной сферы детей с ЗПР
Глава 3. Экспериментальное исследование эмоционально-личностной сферы у детей с ЗПР
3.1 Методы и объект исследования
3.2 Анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

психология зпр.doc

— 245.00 Кб (Скачать файл)

По мнению многих авторов, для эмоций характерны:

1) отчетливо выраженная интенсивность;

2) ограниченная продолжительность  (длительность эмоции ограничена  временем непосредственного действия  причины или временем воспоминания  о ней);

3) хорошая осознаваем ость причины  ее появления;

4) связь с конкретным объектом, обстоятельством; эмоция не имеет  диффузного характера, свойственного  настроениям;

5) полярность.

По мнению Е.Л. Ильина, все эти  признаки могут быть характерны и  для эмоционального тона ощущений. Он предлагает выделять такие признаки эмоций, которые характерны только для них:

1) эмоции - это реакции на ситуацию, а не на отдельный раздражитель; человек оценивает ситуацию, создаваемую  этим раздражителем, и реагирует  возникновением эмоции на эту ситуацию, а не на сам раздражитель;

2) эмоции - это часто заблаговременные  реакции на ситуацию и ее  оценка, таким образом, эмоция  выступает в качестве механизма  предвидения значимости той или  иной ситуации;

3) эмоции - эта дифференцированная оценка разных ситуаций (в отличие от эмоционального топа, который дает обобщенную оценку типа «нравится - не нравится»);

4) эмоции - это не только способ  оценки предстоящей ситуации, но  и механизм заблаговременной  и адекватной подготовки к  ней за счет мобилизации психической и физической энергии;

5) эмоции, как и эмоциональный  тон - это механизм закрепления  положительного и отрицательного  опыта.

Функции эмоциональных явлений  стали предметом исследования еще  в самом начале становления научной  психологии. Джон Дьюи рассматривал значение эмоции в контексте адаптации. По его мнению, специфическая функция эмоции - внутренняя сигнализация, обеспечивающая саморегуляцию организма в связи с опознанием значимости воздействующего объекта. Вслед за Дьюи на вопрос о роли эмоций пытались ответить Э. Клаиаред, У. Пилзбари, Д. Рапапорт, Р. Шефер и др. По мнению В. Вилюнаса, наиболее общепринятой функцией эмоциональных явлений является функция оценки, Г. Бреслав указывает на то, что «практически все описанные в психологической литературе функции (как и дисфункции) эмоций сводятся к разным аспектам саморегуляции или регуляции поведения других людей» Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. - М., 1990. - С. 72.. При этом саморегуляция включает следующие процессы: 1) репрезентация актуального для индивида познавательного содержания и соответствующая этому содержанию мобилизация организма на определенные действия; 2) интернализация субъективно полезных или приятных аспектов процессов жизнедеятельности. Внешняя регуляция может рассматриваться как I) коммуникативное содержание настроения, интенции, мотивации; 2) содержание оценки, присвоения и интернализации. В связи с этим оказывается важным феномен переживания, связанный с обозначенными аспектами.

Феномен «переживания» может рассматриваться  психологией в трех аспектах: 1) как  любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние, связанное с  явлением действительности, непосредственно  представленным в его сознании и  выступающим для него как событие собственной жизни; 2) наличие стремлений, желаний и хотений, представляющих в индивидуальном сознании процесс выбора субъектом мотивов и целей его деятельности и тем самым способствующих осознанию отношения личности к происходящим в ее жизни событиям; 3) форма активности, возникающая при не возможности достижения субъектом ведущих мотивов его жизни, крушении идеалов ценностей и проявляющаяся в преобразовании его психологического мира, направленном на переосмыслении своего существования.

В первом определении акцентируется  непосредственная данность сознанию субъекта. Это означает теснейшую связанность  аффективного состояния с наличными  знаниями о действительности. Второе определение подчеркивает мотивирующую роль переживаний, подтверждающую связь эмоций с потребностной сферой личности. Третье значение термина «переживание» рассматривает его как особую форму активности, позволяющую в критической жизненной ситуации перенести тяжелые события, обрести осмысленность существования (Ф.Е. Василюк).

 

Категория переживания в системе  субъектно-объектных отношений находится  на субъектном полюсе. При этом ее «личностный» характер проявляется в непосредственной эмоциональной напряженности (но ею не исчерпывается). Л.С. Выготский одним  из первых предложил ввести переживание как единицу сознания, «...где все основные свойства сознания даны как таковые...» Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т 4.: Детская психология / Под. ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1983. - С. 205.. По мнению Л.С. Выготского, переживание - наиболее полная величина в структуре сознания, динамическая величина, и величина, в которой представлена личность в социальной ситуации развития.

С.Л. Рубинштейн отвел переживанию  роль первоэлемента предметной области  психологии. По его мнению, переживание и знание - два полюса этой области. Б.М. Теплов определил ядро переживания как особое образование в виде эмоционально испытываемого понимания смыслов и ценностей культуры.

Во внешнем поведении эмоции представлены в форме экспрессивного поведения. Экспрессия (от лат. expressio - выражение) - выразительность, сила проявления чувств, переживаний. Экспрессивные реакции являются внешним проявлением эмоций и чувств человека (в мимике, пантомимике, голосе, жестах и др.), Ч Дарвин предположил, что в процессе эволюции выразительные движения возникли как один из механизмов приспособления, это подтверждается филогенетической общностью выражения эмоций у человека и животных. Все же экспрессивное поведение человека в значительной степени зависит от процесса научения, который в значительной степени направляется социальными нормами. При этом могут возникнуть определенные формы экспрессии, не имеющие никакой природной связи с той или иной эмоцией. Формы экспрессивного поведения лиц, принадлежащих к одной культуре, относительно однородны. Существуют универсальные формы экспрессии, которые могут быть понятны людям разных культур, так и те, что можно понять только в рамках данной культуры. Например, слезы являются почта универсальным признаком горя и печали, однако форму этой реакции (когда, каким образом и как долго следует плакать) определяют нормы культуры. Экспрессия оказывает сильное влияние па характер межличностных отношений. Избыточная или недостаточная экспрессия, ее неадекватность конкретной ситуации могут служить одним из источников конфликтов во взаимоотношениях людей,

1.2 Виды эмоционального реагирования

Существует множество классификаций  эмоциональных состояний по разным основаниям. Выделяют простые и сложные  эмоциональные состояния, врожденные и социально-обусловленные, осознаваемые и неосознаваемые, положительные и отрицательные. Мы рассмотрим некоторые эмоциональные состояния, важные для понимания результатов эмпирического исследования.

Эмоциональный том ощущений - простейшая форма эмоций, проявляющаяся как непосредственное переживание «приятности\неприятности» отдельных, жизненно важных воздействий (например, вкусовые или температурные). Эмоциональный топ побуждает человека сохранять или устранять воздействия, которые он сопровождает (см. таблицу 1).

Чувства - одна из основных форм переживания  человеком своего отношения к  предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью. В отличие от ситуативных эмоций и аффектов, чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость. Чувства «открывают» личности предметы, отвечающие ее потребностям, и побуждают к деятельности по их удовлетворению. Формирование чувств вплетено в процесс развития личности и осуществляется параллельно с формированием мотивационной сферы, социальных навыков поведения, мировоззрения. Возникая как результат обобщения эмоциональною опыта, сформировавшиеся чувства становятся ведущими образованиями эмоциональной сферы человека и начинают, в свою очередь, определять динамику и содержание ситуативных эмоций. Такие ситуативные эмоции уточняют содержание чувств и, побуждая к определенным действиям, способствуют развитию вызываемой чувствами деятельности. По степени обобщенности предметного содержания чувства подразделяют на конкретные (например, чувство к ребенку, произведению искусства), обобщенные (чувства к детям вообще, к музыке) и абстрактные (чувство справедливости, чувство трагического). В настоящий момент отсутствует исчерпывающая классификация чувств. Это объясняется их большим разнообразием, а так же исторической изменчивостью.

Таблица 1 Сопоставление характеристик  эмоционального тона ощущений и эмоций

 

Эмоциональный тон ощущений 

Эмоция 

 

Возникает как оценка ощущения 

Возникает как оценка ситуации 

 

Возникает только при непосредственном контакте с раздражителем 

Может быть и дистантной, заранее  предупреждая о полезности или вредности  стимула 

 

Имеет локализацию по месту возникновения  ощущения 

Не имеет внутренней локализации 

 

Возникает без потребности 

Возникает чаще всего в связи с потребностью и ее удовлетворением 

 

Одинаковое переживание при  разных ощущениях 

Переживание специфично в соответствии с ситуацией 

 

Не оказывает мобилизационного влияния 

Оказывает мобилизационное влияние 

 

 

 

В процессе формирования личности чувства  организуются в иерархическую систему, в которой одни чувства занимают ведущее положение, другие остаются потенциальными, нереализуемыми тенденциями. Содержание доминирующих чувств определяет одну из важнейших характеристик направленности личности. Наиболее распространенная классификация чувств выделяет отдельные их подвиды по сферам деятельности, в которых они проявляются. Особую группу составляют Высшие чувства. В них заключено все богатство эмоциональных отношений человека к социальной действительности.

 

Аффект. Психологический словарь  определяет аффект (от лат. affeclus душевное волнение, страсть) как сильное и  относительно кратковременное эмоциональное  состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств  и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов.

 

Тревожность. Впервые термин «тревожность» (anxiety) был введен в психологию З. Фрейдом и обозначал «некоторые состояния напряженности - результат, главным образом, вытеснения сексуальных импульсов и трансформации либидо в другие импульсы». Если отвлечься от психоаналитической трактовки механизма тревожности, мы видим, что Фрейд понимает тревожность как некоторое психическое состояние. Аналогично В.С. Мерлин рассматривает тревожное п. как временное эмоциональное состояние, возникающее при наличии угрозы, опасности или психологического конфликта, то есть при возможном столкновении с раздражителями, эмоционально значимыми для субъекта. Наряду с этим В.С. Мерлин подчеркивает сложность этого психического состояния и выделяет ряд компонентов тревожности, такие как состояние эмоционального напряжения, переживание личной угрозы, повышение чувствительности, недовольство собой и т.д. В работах Томкинса и Изарда тревожность рассматривается как комплекс фундаментальных эмоций, включающий страх, горе, гнев, вину. Относительная включенность этих эмоций в синдром тревожности зависит, как считают эти авторы, от индивидуальных особенностей личности и конкретных условий ее функционирования, в частности наличия в прошлом опыте столкновений с раздражителями, вызвавшими отрицательные эмоциональные реакции. Поэтому одна из основных причин возникновения состояния тревожности -ожидание неприятностей.

 

Если Томкинс и Изард указывают  на связь состояния тревожности с особенностями личности, то ряд других авторов считают саму тревожность личностной характеристикой и выявляют связанные с ней поведенческие установки. Так, Н.В. Имедадзе пишет, что тревожность надо рассматривать не как временное состояние в определенных условиях, но как некоторое индивидуально-дифференцированное хроническое состояние, как свойство личности, возможность реагировать более или менее эмоционально на ситуации, содержащие опасность для удовлетворения социальной потребности. При этом Н.В. Имедадзе подчеркивает социальную природу тревожности как приобретенного свойства психики. Ж. Тэйлор, Ж. Аткинсон и Г. Литвин также считают тревожность устойчивой индивидуально-специфической диспозицией, подобной потребности в достижении цели, однако если последняя связана с улучшением выполнения заданий испытуемыми и выступает в качестве положительного мотива, то тревожность, напротив, связана с ухудшением выполнения при тех же экспериментальных условиях, с уменьшением креативности и продуктивности деятельности, и поэтому авторы ее рассматривают в качестве отрицательного мотива. Такая неодинаковая трактовка понятия «тревожность» отражает сложность и неоднородность психологической реальности, стоящей за этим понятием.

 

Это нашло свое отражение в концепции тревожности Ч. Спилбергера, в которой выделяются две формы: реактивная тревожность - реактивное эмоциональное состояние напряженности, беспокойства, нервозности, сопровождающиеся активацией вегетативной нервной системы; и личностная тревожность - относительно устойчивая индивидуальная характеристика, говорящая о предрасположенности субъекта воспринимать достаточно широкий круг явлений и ситуаций как угрожающих и реагировать на них соответствующим эмоциональным состоянием. Личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, связанных со специфическими ситуациями угрозы престижу или самооценке субъекта.

 

Кросс-культурные исследования эмоциональности  свидетельствуют, что конкретные культурные нормы являются наиболее важным регулятором эмоционального выражения и переживания.

1.3 Физиологические механизмы эмоциональных  реакций

Вопрос о мозговой организации  эмоциональной сферы остается мало разработанным. Е.Д. Хомская и Н.Я. Батова выделяют два направления  в изучении мозговой организации эмоциональной сферы: узкий локализационизм и системный подход.

Согласно узколокализационистским  концепциям для каждой «базовой»  эмоции имеются свои центры. Так, в  опытах на животных и при терапевтических  вмешательствах на человеке с использованием электростимуляции определенных участков мозга было показано, что передние части островка, задние отделы гипоталамуса, покрышка, миндалевидное ядро связаны с эмоцией страха, миндалина и срединный центр таламуса - с яростью, передний отдел гипоталамуса, миндалина, медиальные ядра таламуса - с эмоцией тревоги, вентромедиальные ядра таламуса, зона перегородки и фронтальные области - с переживанием удовольствия. Таким образом, эмоциональное реагирование может быть связано с подкорковыми центрами. Однако узко локализованные раздражения головного мозга вызывают лишь незначительное число эмоций. Остальные эмоции не имеют строгой локализации и образуются как условно-рефлекторные сочетания базовых эмоций, формирующиеся в процессе приобретения социального опыта.

Согласно системному подходу на подкорковый субстрат эмоций, существует «эмоциональный мозг» или так называемый «круг Пейпеца», представляющий собой систему трех взаимосвязанных звеньев: 1) лимбической системы переднего мозга (гитшокамп, перегородка, периформная кора и другие образования); 2) гипоталамуса (32 пары ядер переднего комплекса, связанные с парасимпатической вегетативной нервной системой, а также задний комплекс, связанный с симпатической нервной системой); 3) лимбической области среднего мозга (центральное серое вещество, околоцентральная ретикулярная формация). В настоящее время лимбической системе отводится роль координатора различных систем мозга, участвующих в обеспечении эмоционального реагирования, так как центральное звено «лимбнческого мозга» имеет двусторонние связи как с подкорковыми структурами, так и с различными областями коры больших полушарий.

Информация о работе Особенности эмоционально личносной сферы