Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 22:19, дипломная работа
Актуальность дипломной работы определяется тем, что, согласно данным исследований конца 90-х гг. XX века, количество детей с задержкой психического развития постоянно увеличивается. Этому можно дать несколько объяснений: во-первых, объективно растет число факторов, способных стать причиной нарушения развития; во-вторых, усложняющиеся школьные программы оказываются посильными для все меньшего количества учеников; и в-третьих, совершенствующиеся методы диагностики позволяют точнее определять уровень развития ребенка, отделяя не только "норму" от "не нормы", но и выявляя разные формы и степени нарушенности.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Особенности эмоционально-личностной сферы
1.1 Анализ подходов к определению эмоций
1.2 Виды эмоционального реагирования
1.3 Физиологические механизмы эмоциональных реакций
Глава 2. Особенности эмоциональной сферы детей с ЗПР
2.1 Общая характеристика детей с ЗПР
2.2 Незрелость эмоциональной сферы у детей ЗПР
2.3 Особенности личности и эмоциональной сферы детей с ЗПР
Глава 3. Экспериментальное исследование эмоционально-личностной сферы у детей с ЗПР
3.1 Методы и объект исследования
3.2 Анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Проективные методы были выбраны нами как наиболее адекватные рассматриваемому возрасту детей, т.к. уровень рефлексии у них еще недостаточно развит, следовательно, речевые высказывания, отражающие их внутренний мир достаточно скудны. Также учитывалась и специфика группы детей с ЗПР, у которых недостаточно развита не только рефлексия, но и вся интеллектуальная сфера. В этом случае внутренний мир ребенка более полно проявляется при использовании метода проекции.
В нашем исследовании мы проанализировали результаты применения некоторых проективных методик на детях старшего дошкольного возраста в свете проявления в них эмоционально-личностной сферы психики ребенка.
Дети рисуют то, что для них наиболее привлекательно. Человек был и остается любимым предметом их творчества. Это наблюдение, сделанное во второй половине 19 столетия, по-прежнему верно и в наше технологическое время.
В процессе становления интеллекта и личности ребенка нарисованный человек, конечно, меняет свой облик. Но этот образ остается любимым, центральным в рисунках, которые могут также включать домашних животных, дом, цветы, дерево, сияющее солнце, облака и т.п.
Цель методики в нашем исследовании:
определение общего уровня психического
развития детей, и выявление эмоционально-
Используемый материал: лист бумаги формата А4, простой карандаш.
Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, человека». Если ребенок говорил, что он не знает как рисовать, ему говорилось, что это просто, надо только вспомнить, что есть у человека и нарисовать это. Когда ребенок начинал, экспериментатор подбадривал словами: «Видишь, у тебя очень хорошо получается, продолжай». После рисования проводилась уточняющая беседа, которая включала такие вопросы:
«Кого ты нарисовал?»
«Сколько ему лет?»
«Что он (она) делает на рисунке?»
«Какое у него (нее) настроение?».
Тест «Рисунок человека» сначала анализировался нами как показатель общего психического развития детей обеих групп.
За основу мы взяли 5-ти бальную шкалу Керна-Йирасска:
1 балл выставлялся при выполнении следующих условий: нарисованная фигура должна иметь голову, туловище, конечности. Голова с туловищем соединена шеей и не должна быть больше туловища. На голове есть волосы (возможно, они закрыты кепкой или шляпой) и уши, на лице - глаза, нос, рот. Руки заканчиваются пятипалой кистью. Ноги внизу отогнуты. Фигура имеет одежду и нарисована синтетическим (контурным) способом.
2 балла - выполнение всех требований
на единицу, кроме
3 балла - фигура должна иметь
голову, туловище, конечности. Руки
и ноги нарисованы двумя линиям
4 балла - примитивный рисунок
с головой и туловищем.
5 баллов - отсутствует четкое
Затем, результаты теста «Рисунок человека» с точки зрения эмоционально-личностных особенностей детей обрабатывались нами по следующим показателям:
1) расположение рисунка на листе - вверху, в середине, в нижней части листа;
2) размер самой фигуры;
3) соответствие пола изображенного человека с полом ребенка;
4) эмоциональная выразительность
рисунка с точки зрения
Показатель расположения рисунка на листе. Имелось в виду, что верхним расположением считалось такое, когда вся фигура человека располагалась выше средней линии листа. Нижнее же положение признавалось тогда, когда вся фигура располагалась в нижней части листа. Остальные положения считались как средние.
По мнению К. Маховер если фигура поднята в верхнюю часть листа - автор склонен к оптимизму, если опущена в нижнюю часть листа - тяготеет к депрессии.
По показателю размера фигуры человека,
большой фигурой считалась
Невротическое поведение и чувство неполноценности могут выражаться в том, что на рисунке будет изображена маленькая фигурка, часто - в нижней части листа, с крошечными ступнями. Неуверенные, тревожные дети склонны рисовать маленькие фигуры, которые занимают только маленькую часть листа. Напротив, уверенные, хорошо приспособленные дети рисуют с размахом, свободно от сдерживающей тревожности (Дж. Дилео, 2002).
Большинство детей склонны изображать человека своего пола, предпочтение изображений противоположного пола указывает на возможность существования спутанности половых ролей, трудности принятия половой роли в соответствии с биологическим полом.
Причины изображения фигур
Та или иная часть тела в фигуре человека имеет символическое значение, которое мы также учитывали при интерпретации. Опишем некоторые самые существенные части.
Голова - символ интеллектуальной сферы, особенно лоб. Отсутствие лба обозначает, что ребенок игнорирует умственную сферу. Соотношение пропорций головы и туловища - это отношение между физическим и духовным в ребенке. Изображение на голове чего-либо, например, шляпы, - символ защиты от воздействия внешнего мира.
Лицо - символ сферы общения. Ребенок, имеющий проблемы в общении, рисует черты лица нечетко, не рисует их, совсем зачерчивает лицо или рисует его в последнюю очередь. Если все детали лица хорошо прорисованы - это знак высокой заинтересованности ребенка в самом себе. Красивые глаза, длинные ресницы - признак эстетических наклонностей рисовальщика, женственности у девочек - признак половой идентификации.
Уши - если они есть, обозначают открытость восприятия или настороженность по отношению к окружающему миру.
Глаза - большие, с прорисованными зрачками или без зрачков, с заштрихованными склерами - символ страха или тревоги.
Рот - если он открыт - признак агрессии или вербальной активности агрессивного характера, если прорисованы зубы, то это явная агрессия. Возможно, она носит защитно-оборонительный характер.
Губы - символ сексуальной сферы. Пухлые губы у девочки - признак половой идентификации.
Нос - отдельно не интерпретируется. Недостающие части лица могут указывать на некоторую степень интеллектуальной недостаточности.
Шея - контроль за своими проявлениями, степень их произвольности. Длинная шея может означать любопытство.
Руки - символ активности и общения. Руки расставлены в стороны - признак общительности. Руки спрятаны, прижаты к телу, в карманах или за спиной - необщительность, замкнутость, неудовлетворенность своим положением. Пальцы растопырены - неудовлетворенность своим положением. Если пальцы тщательно прорисованы - у ребенка есть способность к управлению и преобразованиям. Длинные пальцы с ногтями и подчеркивание кулаков - признак агрессии. О том же говорят руки, поднятые вверх. Тело, нарисованное без рук, обозначает пассивность.
Торс - представление ребенка о физическом облике человека. Если хрупкий ребенок рисует сильного, мускулистого человека, это признак компенсации недостающего, идеального для него физического облика. Если сильный ребенок рисует хилого, то, возможно, это признак ассоциации с неким переживанием из прошлого опыта. Если прорисован пупок маленьким ребенком - это признак эгоцентризма, если ребенком старшего возраста - это признак инфантильности или стремления уйти в себя. Часто фигура украшается дополнительными аксессуарами (бантики, пряжки и пр.) Это обозначает повышенное внимание к собственной персоне.
Ноги - символ опоры, устойчивости, направленности на практическую ориентацию. Если стопы нарисовать в профиль - эта признак устойчивости, уверенности в себе. Если нарисованы таким образом, что пальцы стоп обращены к наблюдателю или стоп нет вовсе, то это обозначает чувство неуверенности. Линия платья также является символом опоры.
Графическое выражение чувств безопасности и незащищенности. Неуверенные в своей безопасности, тревожные дети склонны рисовать маленькие фигуры, которые скромно занимают лишь малую часть доступного пространства. Напротив, хорошо приспособленные дети, с чувством безопасности, рисуют свободно, легко создавая рисунок, который своим размером, размахом и бросающимся в глаза размещением на странице выражает свободу от подавляющей тревожности.
Отсутствие рук. У детей старше
6 лет это может символизировать
робость, пассивность или
Акцептирование на руках и пальцах. Если рисунок - автопортрет, преувеличенный размер рук расценивается как символ агрессивных тенденций. Когда рисунок представляет родителя или воспитателя, акцентирование на руках может указывать на выраженную данным лицом или ожидаемую от него агрессию.
Маленькие, неустойчивые ступни. Частая особенность рисунков детей с чувством незащищенности - это неустойчивость фигуры, готовой упасть из-за слабой устойчивости крошечных ступней. Ребенок бессознательно выражает в символическом виде неустойчивость личности, построенной на слабом, ненадежном основании, В случае недостатка базового чувства защищенности развитие личности нарушено; постоянная тревожность продолжает препятствовать движению к эмоциональной зрелости и полноценному умственному развитию.
Спутанная сексуальная роль. Подавляющее большинство маленьких детей склонны рисовать людей своего пола, предпочтение изображения фигуры противоположного пола предполагает вероятность наличия спутанной сексуальной роли, отказа принять сексуальную роль, соответствующую своему биологическому полу.
Одинаковые, стереотипные фигуры рисуют эмоционально незрелые дети. Это нарушение может принимать разные формы. Истоки проблемы, как правило, в напряженной ситуации в семье.
Чрезмерная штриховка. В рисунках тревожных детей неоднократно наблюдалось акцентирование на штриховке всей нарисованной фигуры или се части.
Эмоциональная выразительность рисунка с точки зрения экспертов.
Исходя из теоретических подходов к рассмотрению эмоциональной сферы, нами были выделены параметры эмоциональности рисунка,
1. Общее выражение эмоциональности в рисунке. Оценивалось по следующим позициям: позитивное выражение, негативное выражение, смешанное (неопределенное) и отсутствие эмоциональности.
2. Интенсивность выражения эмоций (глубина переживаний). Нами были выделены следующие позиции: высокая интенсивность, низкая интенсивность, средняя интенсивность,
3. Сложность в выражении эмоций
и чувств (однозначна ли эмоция).
Эмоции оценивались как
4. Эксперты определяли и как именно эмоция была выражена. Характер эмоций эксперты определяли самостоятельно (шкала обозЕ1ачения эмоций не давалась),
5. Выделялись средства
6. Последний критерий мы
Экспертами выступали 5 психологов,
имеющие стаж работы от 5 до 12 лет, работающие
с детьми данного возраста, как
в общеобразовательных
Индивидуально с каждым ребенком проводился тест «Рисунок семьи».
В этом тесте более полно, чем в «Рисунке человека» проявляется эмоциональная сфера личности, т.к. здесь затрагиваются наиболее значимые для ребенка отношения между ним и его ближайшим окружением - семьей. Тест помогает выявить отношение ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает каждого из них и свою роль в семье, а также те взаимоотношения, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства.
Цель методики в нашем исследовании: изучение эмоционального отношения ребенка к себе и своей семье.
Материал: лист бумаги формата А4, простой карандаш.
Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Если ребенок затруднялся, ему говорилось о том, чтобы он вспомнил, кто есть у него в семье и начал рисовать. После рисования с ребенком проводилась беседа с целью уточнить:
1. Порядок рисования фигур.
2. Кто именно нарисован.
3. Все ли члены семьи нарисованы.
Исходя из специфики нашего исследования, мы выделили три основных аспекта интерпретации результатов теста «Рисунок семьи».
1. интерпретация структуры
2. анализ процесса рисования,
3. эмоциональная выразительность
рисунка с точки зрения
Информация о работе Особенности эмоционально личносной сферы