Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 22:19, дипломная работа
Актуальность дипломной работы определяется тем, что, согласно данным исследований конца 90-х гг. XX века, количество детей с задержкой психического развития постоянно увеличивается. Этому можно дать несколько объяснений: во-первых, объективно растет число факторов, способных стать причиной нарушения развития; во-вторых, усложняющиеся школьные программы оказываются посильными для все меньшего количества учеников; и в-третьих, совершенствующиеся методы диагностики позволяют точнее определять уровень развития ребенка, отделяя не только "норму" от "не нормы", но и выявляя разные формы и степени нарушенности.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Особенности эмоционально-личностной сферы
1.1 Анализ подходов к определению эмоций
1.2 Виды эмоционального реагирования
1.3 Физиологические механизмы эмоциональных реакций
Глава 2. Особенности эмоциональной сферы детей с ЗПР
2.1 Общая характеристика детей с ЗПР
2.2 Незрелость эмоциональной сферы у детей ЗПР
2.3 Особенности личности и эмоциональной сферы детей с ЗПР
Глава 3. Экспериментальное исследование эмоционально-личностной сферы у детей с ЗПР
3.1 Методы и объект исследования
3.2 Анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
По первому аспекту
как:
- расположение членов семьи на листе;
- размер фигур;
- наличие и местоположение
- соответствие реальному
По второму аспекту
По третьему аспекту интерпретации
выделялись такие же параметры, как
и при оценке «Рисунка человека»,
т.е. позитивное, негативное или смешанное
выражение эмоциональности
По данным исследователей «Рисунка семьи», дети уменьшают состав семьи при ее изображении за счет тех членов, которые для них менее эмоционально значимы или же с которыми сложились конфликтные отношения. Наиболее часто в рисунке отсутствуют братья или сестры, что связано с наблюдаемыми в семьях ситуациями конкуренции.
Дети увеличивают состав семьи из-за того, что не удовлетворены их эмоциональные потребности. Выражением потребности в равноправных, кооперативных связях является рисунок ребенка, в котором дополнительно к членам семьи нарисован ребенок того же возраста (двоюродный брат, племянник). Нарисованные дополнительно к родителям, не связанные с семьей взрослые, указывают на восприятие неинтегративности семьи, на поиск человека, способного удовлетворить потребность ребенка в близких эмоциональных контактах.
Наиболее привлекательный
Наименее привлекательный
Анализ особенностей нарисованных фигур в целом совпадает с интерпретацией, описанной относительно отдельной человеческой фигуры. Индивидуальные особенности каждой нарисованной фигуры свидетельствуют об отношении ребенка к конкретным членам семьи. Как правило, хорошие эмоциональные отношения с человеком сопровождаются позитивной концентрацией на его рисовании, что в результате отражается в большем количестве деталей тела, декорировании, использовании разных цветов. И наоборот, негативное отношение к человеку ведет к большей схематичности его графической презентации. О восприятии ролей членов семьи можно судить на основе сравнения величины фигур, поскольку для ребенка величина фигуры выступает средством выражения значимости.
Мы оценивали рисунок семьи и с точки зрения выражения эмоциональности. Параметры были те же, что и при оценке эмоциональности в рисунке человека.
Мы сравнивали две группы детей: дети нормально развивающиеся (30 человек) и дети с задержкой психического развития церебрально-органического генеза (30 человек). Все дети посещали подготовительные группы дошкольных учреждений. Дети с ЗПР находились в специальных группах детских садов для данного типа нарушений. В каждой исследуемой группе было одинаковое количество мальчиков и девочек (20 и 10 соответственно). Возраст детей на момент обследования составлял от 6 лет 3 месяцев до 7 лет 2 месяцев.
Большинство детей имели полные
семьи. Однако только у одного мальчика
среди детей нормально
Распределение братьев и сестер в двух группах отражено в гистограмме на рисунке 1.
У 10 детей, нормально развивающихся, и 12 детей с ЗПР были братья и сестры. Младших было соответственно 4 и 3 ребенка. Старших было 9 и 15 человек. Семей, в которых было 3 ребенка и больше у детей нормально развивающихся было 3, а у детей с ЗПР 2. Не было братьев и сестер в 20 семьях нормально развивающихся и в 18 семьях детей с ЗПР.
Все дети из общеобразовательных
групп детских садов имели 1-ю и 2-ю группы
здоровья и по характеристике воспитателей
обладали нормальным умственным развитием.
Дети же из групп с ЗПР имели диагноз «задержка
психического развития», были направлены
в данные группу психолого-медико-
Рис. 1. Наличие братьев и сестёр
3.2 Анализ результатов
Рассмотрим результаты теста «Рисунок человека». Тест «Рисунок человека» сначала анализировался нами как показатель общего психического развития детей обеих групп. Дети с ЗПР уступают по показателям общего психического развития своим нормально развивающимся сверстникам.
Далее мы смотрели по всем рисункам признаки наличия или отсутствия органического синдрома.
Все признаки органического синдрома в полном объеме не были обнаружены ни у одного из детей. У детей той и другой группы встречались единичные признаки, такие как прерывистые линии, проявления дрожания или неприсоединенные линии.
Результаты теста «Рисунок человека» с точки зрения эмоционально-личностных особенностей детей обрабатывались нами по следующим показателям:
1) расположение рисунка на листе - вверху, в середине, в нижней части листа;
2) размер фигуры человека;
3) соответствие пола
4) эмоциональная выразительность рисунка с точки зрения экспертов.
Дети нормально развивающиеся расположили рисунок:
Вверху - 2
В середине - 15
Внизу - 13
Дети с ЗПР:
Вверху - 3
В середине - 17
Внизу - 10.
Результаты отражены на диаграмме на рисунке 2.
Рис. 2. Расположение на листе рисунка человека
Большинство детей обеих групп расположили своего человека в середине листа, но много детей (11 детей нормально развивающихся и 10 детей с ЗПР расположили человека в нижней части листа, что может свидетельствовать о заниженной самооценке, неуверенности, тревожности авторов.
По показателю размера фигуры человека, результаты оказались такими:
Дети нормально развивающиеся:
Большая фигура - 6
Средняя - 10
Маленькая - 14
Дети с ЗПР:
Большая фигура - 5
Средняя - 13
Маленькая - 12
Результаты отражены на диаграмме на рисунке 3.
Рис. 3. Размер фигуры человека
Также и по данному показателю статистически значимых различий не обнаружилось. Однако, интересно, что почти половина детей из двух групп (14 нормально развивающихся и 12 детей с ЗПР) нарисовали своего человека маленьким. Это может говорить о тревоге, эмоциональной зависимости, чувстве дискомфорта и скованности, о чувстве собственной малоценности и незначительности (Е.С. Романова, С.Ф. Потемкина, 1992).
По показателю соответствия пола ребенка той фигуре, которую он изобразил, результаты таковы. Не совпал пол у четырех детей из нормальной группы и у двух детей из группы ЗПР.
Все эксперты оценили «Рисунок человека», выполненный каждым ребенком с точки зрения эмоциональной выразительности.
Несмотря на то, что статистически значимых различий между выражением эмоций в двух группах детей обнаружено не было, интересно отметить, что положительно эмоционально окрашенными были 54 % рисунков человека у детей нормально развивающихся и 33 % у детей с ЗПР, что на 21 % меньше. Негативных рисунков было 19 % и 24 % соответственно и смешавших - 27 % и 43 %, что на 16 % больше у детей с ЗПР.
По показателю интенсивности выраженных эмоций оценка экспертов была в целом высокой: 77 % и 91 % рисунков с интенсивно выраженными эмоциями соответственно. Таким образом, у детей с ЗПР было на 14 % больше рисунков с интенсивно выраженными эмоциями.
Эмоции были сложными в рисунках у 88 % и 85 % детей соответственно.
Показатель «принятия себя» различий также не выявил.
Результаты по показателю «принятие себя» показаны в таблице 2.
Таблица 2 «Принятие себя»
Принятие себя
да
нет
смешанное
Нормально развиваюающиеся
62 %
15 %
23 %
Дети с ЗПР
52 %
19 %
29 %
Данные результатов по методике «Рисунок человека» говорят о том, что у детей обеих групп существуют сходные психологические особенности и проблемы в эмоционально-личностной сфере.
Рассмотрим результаты теста «Рисунок семьи».
Итак, расположение членов семьи на листе оценивалось как верхнее, если все фигуры располагались выше средней линии листа, а нижнее, если положение фигур располагалось ниже средней линии листа. Остальные положения считались средними.
Результаты оказанием таким. Дети нормально развивающиеся:
Вверху - 1
В середине - 19
Внизу - 10
Дети с ЗПР:
Вверху - 3
В середине - 21
Внизу - 6
Результаты отражены на диаграмме на рисунке 4.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Рис. 4. Расположение членов семьи на рисунке
Таким образом, по данному показателю статистически значимых различий, как и в «Рисунке человека» не обнаружилось. Большинство детей нарисовали членов своей семьи в середине листа, без значительных отклонении вверх или вниз. Хотя достаточное количество детей нормально развивающихся (10 человек) и 6 человек с ЗПР нарисовали свою семью в нижней части листа.
Показатель размера фигур
Дети нормально развивающиеся:
Большая фигура - 1
Средняя - 19
Маленькая - 10
Дети с ЗПР:
Большая фигура - 11
Средняя - 10
Маленькая - 9.
Результаты отражены на рис. 5.
Рис. 5. Размер фигур членов семьи
Таким образом, оказалось, что статистически
различия обнаружились в размере
изображенных фигур. Больших фигур
у детей с ЗПР оказалось 11, а
у нормально развивающихся
Нам было важно то, с кем расположился автор рисунка, к кому он психологически ближе. По мнению, Т.Г. Хоментаускаса (1985) ребенок может выражать эмоциональные связи в рисунке посредством физических расстояний между изображаемыми лицами.
Выделились такие группы: только с мамой, со взрослыми, с братом или сестрой, отдельно. Располагавшимися отдельно считались дети, которые находились над всеми членами семьи или же были отделены от всех «компасами», или же расстояние между автором и остальными членами семьи было больше, чем между всеми членами семьи. Эти результаты выглядят следующим образом на рис. 6 и рис. 7.
Рис. 6. Расположение автора с членами семьи - нормально развивающиеся дети (в %)
Рис. 7. Расположение автора с членами семьи - дети с ЗПР (в %)
Статистически значимые различия между двумя группами обнаружились в расположении с братьями и сестрами. В группе нормально развивающихся детей по результатам опроса родителей имелось 10 семей, в которых были старшие или же младшие братья и сестры. Однако только один ребенок изобразил себя рядом с младшей сестрой. 12 семей детей с ЗПР имеют братьев и сестер. Себя рядом с ними изобразили себя 6 детей. Только с мамой расположили себя больше на 14 % нормально развивающихся детей по сравнению с детьми с ЗПР. Это может говорить о том, что эмоциональная связь с братьями и сестрами для детей с ЗПР более важна, чем для детей из нормальной выборки.
Если ребенок рисует себя отдаленно от других членов семьи, это указывает на чувство невключенности, отчужденности. Также, если ребенок не рисует себя вообще, то это свидетельствует об отсутствии чувства общности, или о том, что ребенок чувствует отвержение.
4 ребенка нормально
По нашим данным из 30 детей нормально развивающихся исказили реальный состав семьи 11 человек, т.е. 37 % детей. 4 ребенка (13 %) не нарисовали себя. Пририсовали бабушек и дедушек, которые не проживают вместе с детьми, но видимо оказывают достаточное влияние - 2 ребенка (7 %). 3 ребенка не нарисовали бабушек, несмотря на то, что живут вместе (10 %). 4 ребенка не нарисовали братьев и сестер (13 %).
Из детей с ЗПР 14 детей, т.е. 47 % исказили реальный состав своей семьи. 7 детей не нарисовали себя (23 %). Пририсовали бабушек 2 человека (6 %). 2 мальчика нарисовали отцов, которых у них нет (6 %). Одна девочка вместо отца нарисовала выдуманного брата. Один мальчик не нарисовал отца, сказав, что он на работе. Один мальчик нарисовал племянника, о котором не упомянула в анкете его мать. Один мальчик включил в состав семьи двух дядей и одну тетю. Что интересно, что все дети с ЗПР нарисовали своих братьев и сестер, у кого они есть - 12 человек. Только близнец Алеша Баранов не нарисовал себя и своего брата-близнеца (причем двоих других старших братьев нарисовал), а его брат-близнец Дима нарисовал себя, но забыл Алешу. Этих двух детей мы включили в общее количество детей как нарисовавших своих старших братьев.
Таким образом, статистически значимые различия выявились в рисовании братьев и сестер в составе семьи (различия достоверны на 5 % уровне значимости). Это говорит о том, что братья и сестры играют очень важную роль в эмоциональной жизни ребенка-дошкольника с ЗПР.
Ощущение места автора в семье нами анализировалось по показателю того, на каком месте он себя рисует по порядковому номеру. Себя на первом месте нарисовали 7 детей нормально развивающихся и 4 ребенка с ЗПР.
Информация о работе Особенности эмоционально личносной сферы