Особенности эмоционально личносной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 22:19, дипломная работа

Описание работы

Актуальность дипломной работы определяется тем, что, согласно данным исследований конца 90-х гг. XX века, количество детей с задержкой психического развития постоянно увеличивается. Этому можно дать несколько объяснений: во-первых, объективно растет число факторов, способных стать причиной нарушения развития; во-вторых, усложняющиеся школьные программы оказываются посильными для все меньшего количества учеников; и в-третьих, совершенствующиеся методы диагностики позволяют точнее определять уровень развития ребенка, отделяя не только "норму" от "не нормы", но и выявляя разные формы и степени нарушенности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Особенности эмоционально-личностной сферы
1.1 Анализ подходов к определению эмоций
1.2 Виды эмоционального реагирования
1.3 Физиологические механизмы эмоциональных реакций
Глава 2. Особенности эмоциональной сферы детей с ЗПР
2.1 Общая характеристика детей с ЗПР
2.2 Незрелость эмоциональной сферы у детей ЗПР
2.3 Особенности личности и эмоциональной сферы детей с ЗПР
Глава 3. Экспериментальное исследование эмоционально-личностной сферы у детей с ЗПР
3.1 Методы и объект исследования
3.2 Анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

психология зпр.doc

— 245.00 Кб (Скачать файл)

 

Других членов семьи на первом месте  дети располагали так:

 

Дети нормально развивающиеся:

 

Маму - 12

 

Папу - 10

 

Другого - 1

 

Дети с ЗПР:

 

Маму - 11

 

Папу - 7

 

Другого - 8.

 

Сравнительные результаты показаны на рисунке 8.

 

Рис. 8. Первая изображенная фигура

 

Первым ребенок изображает наиболее значимого, главного и эмоционально близкого человека.

 

По данным Г.Т. Хоментаускаса около 38 % детей первой рисуют мать, 35 % себя, 17 % отца, 8 % братьев и сестёр. По нашим  данным 40 % детей нормально развивающихся и 37 % детей с ЗПР первыми нарисовали мать, 24 % и 13 % соответственно нарисовали себя и 33 % и 23 % соответственно отца. Такое частотное распределение обусловлено исторической ролью женщины в нашей культуре, как выполняющей наиболее важные функции в семье. Хотя приближение числа детей нормально развивающихся, рисующих первыми отца (40 %) к тем, кто рисует первой мать (33 %) говорит о том, что эти роли имеют тенденцию к уравниванию по общему психологическому влиянию на ребенка.

 

Данные о рисовании на первом месте «другого» подтверждают влияние  братьев и сестер на дошкольников с ЗПР. Только один ребенок из «нормальной» выборки нарисовал первым старшего брата (10 % от детей, имеющих сиблингов). У детей же с ЗПР на первом месте  были 4 старших брата, 2 старших сестры (50 % от детей, имеющих сиблингов). Остальными оказались два дедушки в семьях» где дети росли без отца.

 

По третьему аспекту интерпретации  рисунка семьи с точки зрения его эмоциональной выразительности  по мнению экспертов, результаты оказались следующими. Все эксперты оценили рисунок семьи с точки зрения эмоциональной выразительности. Ни один не сказал, что эмоциональность в рисунке отсутствует.

 

Позитивно эмоциональные рисунки  были у 21 % детей, негативные у 17 %. Остальные рисунки эксперты оценили как смешанные по эмоциональности - 62 %. У подавляющего большинства детей интенсивность выражения эмоций была высокой - 83 %, Сложные проявления эмоций отмечены в 87 % случаев. Принятие себя было у 33 % детей. 37,5 % детей не принимали себя на рисунке. У остальных, с точки зрения экспертов, принятие себя было неоднозначным.

 

По сравнению с нормально  развивающимися сверстниками, значимых различий в интенсивности, сложности  выражения эмоций и принятии себя у детей с ЗПР выявлено не было. У нормально развивающихся детей позитивных рисунков было почти в два раза больше - 46 % (у детей с ЗПР - 21 %), а с неопределенной эмоциональностью было всего 28 % (против 62 % у детей с ЗПР) - различия достоверны на 5 % уровне значимости.

 

Дети с задержкой психического развития рисовали в целом более схематично, одежда у фигур почти во всех рисунках отсутствовала, половые различия были отмечены только с помощью наличия разного расположения волос на голове (у женщин волос на голове больше, чем у мужчин и они более длинные), тела-овалы у мужчин, тела-треугольники - у женщин, а в 37% рисунков и эти различия отсутствовали. Деталей, одежды и украшений практически не наблюдалось.

 

Спектр эмоций, которые выражали дети обеих групп с точки зрения экспертоп, был огромен. От уверенности, надежды, радости, чувства общности, сплоченности, близости, размеренности, спокойствия, доверия, умиротворенности, удовлетворения, активности, напора до смущения, сомнения, пассивности, связанности, тревоги, одиночества, равнодушия, отчужденности, разобщенности, грусти, незащищенности, неопределенности, беспомощности, бессилия, усталости, недоверия, настороженности, изолированности, замкнутости, опустошенности, напряжения, негативизма, страха, угрозы, агрессии, злости, гнева.

 

Средства, которыми пользовались дети, были не просто карандаш и бумага. Об эмоциональном фоне рисунка говорили характер линий (толстые, тонкие), нажим, штриховка, цвет, пятна, ритм. Расположение персонажей между собой и на листе  в целом, их размер, детали и прорисовка играли большую роль. Исполнение могло быть примитивным или же это был целый сюжет. Некоторые рисунки отличались очень уверенным исполнением (по характеру штрихов и линий).

 

Таким образом, можно говорить, что  все обследуемые дети выражали эмоции и чувства через рисунок семьи.

 

задержка психический развитие эмоция дошкольник

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведено изучение проявлений эмоциональных  состояний у дошкольников с задержкой  психического развития, в сравнении  с нормально развивающимися сверстниками в ситуациях свободного выражения этих состояний.

Такими ситуациями являлись задания  изображения человека и семьи, где  регламентировалось общее содержание рисунка, но не передача эмоционального состояния.

Поскольку оценки эмоциональных проявлений в детских рисунках учеными еще не разработаны, использовались экспертные оценки, которые давали практические психологи с большим опытом диагностической и коррекционной работы с детьми.

Анализ полученных материалов показывает, что по большинству выбранных  параметров, характеризующих проявления эмоций и личности в целом, статистически значимых различий между старшими дошкольниками с ЗПР и нормально развивающимися детьми достоверно отсутствуют.

По результатам применения методики «Рисунок человека» данные экспертных оценок свидетельствуют о преобладании положительно эмоционально окрашенных рисунков у нормально развивающихся детей при лишь третьей части таковых у детей с ЗПР.

Вместе с тем у последних  заметно больше рисунков с интенсивно выраженными эмоциями.

Сходную картину дает анализ «Рисунка семьи». Кроме того, выполнение этого рисунка обнаружило, что для детей с ЗПР эмоциональные связи с сиблингами значимее, чем для нормально развивающихся детей

В целом, результаты исследования свидетельствуют  о том, что по проявлениям эмоциональной сферы в изобразительной деятельности дошкольники с ЗПР не отличаются значительно от нормально развивающихся детей.

Значительные отличия обнаруживаются в вербальных средствах обозначения  эмоций и в технике изобразительной  деятельности, которая вместе с недостатками интеллектуального развития, сказывается на содержательной стороне рисунков. Детям с ЗПР свойственна также меньшая устойчивость эмоциональных состояний, высокая их лабильность, что, как можно предположить, связана с недостатками их регуляции. Эта лабильность в повседневном поведении детей и создает, вероятно, впечатление глубокого недоразвития эмоциональной сферы.

На основании анализа материалов, полученных в ходе исследовании, можно  сделать следующие выводы:

1. В отличие от распространенных представлений о значительных нарушениях эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития недостатки эмоциональной сферы, обнаруживаемые в изобразительной деятельности, оказываются незначительными.

2. У детей обеих групп существуют  сходные психологические особенности и проблемы в эмоционально-личностной сфере.

3. Проявление эмоций и чувств  в рисунке у детей с ЗПР  по некоторым качественным показателям  отличается от нормально развивающихся  сверстников (по показателям выражения  негативных эмоций, по положительному «принятию себя»). Можно сказать, что в актуальном состоянии дети с ЗПР выразили более негативный фон эмоциональности, чем дети нормально развивающиеся, затем при дальнейшей работе с красками эти различия почти исчезли. Следовательно, можно говорить о большей динамике эмоциональности у детей с ЗПР по сравнению с нормально развивающимися дошкольниками, что с одной стороны связано с недостаточностью эмоциональной регуляции, а с другой говорит о гибкости и возможности успешной коррекции эмоциональной сферы таких детей.

4. Братья и сестры играют значительно  более важную роль в эмоциональной  жизни ребенка-дошкольника с ЗПР,  чем у нормально развивающихся  сверстников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С. Лебединской. - М., 1982. - 125 с.

2. Анастази А. Психологическое  тестирование / Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. - М.: Педагогика, 1982. - Кн. 1 - 2.

3. Анохин П.К. Эмоции / Психология  эмоций. - М.: Московский университет, 1993. - С. 181 - 188.

4. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция  задержки психического развития. - М., 2000. - 62 с.

5. Бреслав Г.М. Эмоциональные  особенности формирования личности  в детстве: норма и отклонения. - М., 1990. - 342 с.

6. Венгер А.Л. Психологические  рисуночные тесты: Иллюстрированное  руководство. - М: Изд-во Владос-Пресс, 2003. - 160 с.

7. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных  явлений. - М., 1976. - 376 с.

8. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1973. - 175 с.

9. Выготский Л.С. Педагогическая  психология / Под. ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.

10. Выготский Л.С. Психология  искусства. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 480 с.

11. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т 4.: Детская психология Под. ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1983. - 432 с.

12. Выготский Л.С. Собрание сочинений:  В 6-ти т. Т. 5 Основы дефектологии / Под ред. Т.А. Власовой. - М.: Педагогика, 1983. - С. 34 - 49.

13. Грег М. Ферс. Тайный мир  рисунка: Пер, с англ. - СПб.: Европейский  Дом, 2000. - 176 с.

14. Денисова  З.В. Детский рисунок в физиологической  интерпретации. - Л.: Наука, 1974. - 158 с.

15. Дети с временными задержками  развития / Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер. - М.: Педагогика, 1971. - 290 с.

16. Дети  с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И.  Лубовского, Н.А. Цылиной. - М.: Педагогика, 1984. - 255 с.

17. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. / Под ред. С.Г. Шевченко. - М.: АРКТИ, 2001. - 224 с.

18. Дилео  Дж. Детский рисунок. Диагностика  и интерпретация. - М.: Апрель Пресс, изд-во Эксмо, 2002. - 272 с.

19. Екжанова  Е.А. Изобразительная деятельность  в воспитании и обучении дошкольников  с разным уровнем умственной  недостаточности. - СПб.: Сотис, 2002. - 256 с.

20. Жарепкова  Г.И. Действия детей с задержкой  психического развития по образцу и словесной инструкции // Дефектология. - 1972. - Вып. 4. - С. 29

21. Запорожец  А.В. Психология. - М.: Просвещение, 1965. - 240 с.

22. Запорожец  А.В. Взаимосвязь развития когнитивных  и эмоциональных процессов у  детей // Тезисы научных сообщений советских психологов в XXI Международному психологическому конгрессу. - М., 1976. - С. 123 - 125.

23. Запорожец  А.В., Неверович Я.З. К вопросу  о генезисе, функции и структуре  эмоциональных процессов у детей  // Вопросы психологии. - 1974. № 6. - С. 59 - 73.

24. Изард  К.Е. Эмоции человека. - М., 1980. - 440 с.

25. Ильин  Е.Л. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2001. - 752 с.

26. Котырло  В.К. Об особенностях формирования  эмоционально-волевой сферы дошкольника  // Дошкольное воспитание. - 1968. - №  2. - С. 41 - 44.

27. Крайг  Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.

28. Лебединская  К.С. Клинические варианты задержек  психического развития // Журнал  невропатологии и психиатрии  им. С.С. Корсакова. - 1980. №3. - С. 407 - 412.

29. Леонтьев  А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Московский университет, 1981. - 584 с.

30. Леонтьев  А.Н. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций. - М.: Московский  университет, 1993. - С. 171 - 180.

31. Лосева  В.К. Рисуем семью. Психологическая  помощь и консультирование. - М., 1995. - 123 с.

32. Маховер  К. Проективный рисунок человека. - М.: Смысл, 1996. - 160 с.

33. Симонов  П.В. Информационная теория эмоций / Психология эмоций. - М.: Московский  университет, 1993. - С. 188 - 195.

34. Смирнов  А.А. Детские рисунки // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. - М., 1980. - С. 53 - 63.


Информация о работе Особенности эмоционально личносной сферы