Особенности коммуникативной сферы участковых инспекторов.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 19:11, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявление особенностей коммуникативной сферы участковых инспекторов милиции с различным стажем профессиональной деятельности.
Для достижения поставленной цели, были выдвинуты следующие задачи:
Изучить теоретические представления об особенностях развития коммуникативной сферы у инспекторов внутренних дел, описанные в юридической психологии.
Изучить уровень коммуникативных свойств у участковых инспекторов с различным профессиональным стажем.
Определить наличие взаимосвязи уровня коммуникативных склонностей с уровнем развития организаторских способностей участковых инспекторов.
Выявить взаимосвязь между стажем профессиональной деятельности и особенностями коммуникативной сферы участкового инспектора.
Выявить различия в развитии коммуникативной сферы у участковых инспекторов милиции и оперуполномоченных уголовного розыска с различным стажем профессиональной деятельности.

Файлы: 1 файл

лена.doc

— 494.50 Кб (Скачать файл)

Поддержание тесных связей с населением и общественностью -необходимость в осуществлении данной функции возникает в связи с тем, что одному, без опоры на общественность, участковому инспектору по существу невозможно справиться со всеми своими обязанностями. Он попросту не в состоянии один поддерживать на участке должный порядок, успевать бывать везде сам и делать все лично. Особенно остро это ощущается в сельской местности, где зачастую все службы ОВД представлены лишь участковым инспектором. От того, насколько умело он опирается на помощь общественности, во многом зависит его вклад в охрану общественного порядка, предупреждение и раскрытие преступлений.

Старший участковый или участковый инспектор милиции, как правило, является одновременно заместителем председателя совета ОПОП или руководителем одной из его  секций. Такой статус позволяет участковому  инспектору играть в совете организующую роль и тем самым обеспечивать единство действий милиции и общественности в профилактике правонарушений. Участковый инспектор должен буквально загружать работой представителей общественности - членов совета ОПОП, товарищеских судов, домовых комитетов, женсоветов и др., оставляя за собой те мероприятия, которые относятся исключительно к его компетенции. Члены совета ежедневно дежурят в общественном пункте охраны порядка, самостоятельно осуществляют индивидуально-профилактические мероприятия, участвуют в различных рейдах. Во много раз повышают эффективность своей работы те участковые инспектора, которые добиваются создания ДНД по месту жительства граждан (хотя бы в форме дежурства жильцов и подъездах домов); специализированных ДНД по охране общественного порядка, членами которых являются владельцы собак; специализированных ДНД (групп) по борьбе с пьянством, профилактике правонарушений в семейно-бытовой сфере. Неоценима помощь участковым инспекторам внештатных сотрудников милиции. Им поручается обслуживание микроучастков (домов, кварталов), они привлекаются к приему граждан и дежурству в общественном пункте охраны порядка, проверке соблюдения правил паспортно-регистрационной системы, вручению повесток, разбору бытовых конфликтов, работе по поступившим заявлениям граждан, индивидуально-профилактической работе с подучетными лицами. В сельской местности участковый инспектор должен иметь внештатного сотрудника в каждом населенном пункте. Желательно, чтобы внештатный сотрудник был на каждом объекте участка (многоквартирный дом, квартал, предприятие или учреждение).

В целях поддержания  тесных связей с населением участковый инспектор организует планомерную  профилактическую отработку участка. Это — важная форма работы участкового  инспектора. Она предусматривает  регулярное посещение всех домовладений, квартир, гостиниц, общежитий, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на участке, и личное знакомство с населением и трудовыми коллективами. Основное внимание при этом уделяется личному знакомству участкового инспектора с жителями участка, установлению с некоторыми из них доверительных отношений с целью получения информации, необходимой для предупреждения и раскрытия преступлений, выявлению организаторов притонов, лиц, злоупотребляющих алкоголем, наркотиками и допускающих правонарушения в сфере быта, имеющих огнестрельное оружие, прибывших из мест лишения свободы, других граждан, склонных к совершению правонарушений. Во время обхода домов (квартир) участковый инспектор ведет также разъяснительную работу, связанную с обеспечением личной и имущественной безопасности граждан, составляет списки лиц, желающих оборудовать квартиру средствами сигнализации, проверяет условия хранения личного транспорта, вовлекает пенсионеров и домохозяек в специализированную ДНД по предупреждению квартирных краж и т.п. Свое посещение участковый инспектор заканчивает вручением визитной карточки, где указаны его адрес, телефон, дни и часы приема граждан.

Установление  тесных связей с жителями участка  способствует организация участковым инспектором приема граждан и рассмотрение их жалоб, заявлений и сообщений о правонарушениях. Прием осуществляется не реже двух раз в неделю в удобное для населения время. На долю участковых инспекторов приходится более двух третей писем и заявлений граждан, поступающих в органы внутренних дел. Если участковый инспектор пользуется у населения авторитетом, основное количество заявлений и жалоб граждан будет поступать не в ГорОВД, а непосредственно участковому инспектору. Повышению авторитета общественного пункта охраны порядка и участкового инспектора способствует организация регулярного приема населения в нем не только участковым инспектором, но и руководством органа внутренних дел, прокурорскими работниками, депутатами.

Инструкция  закрепила обязанность участкового инспектора не реже одного раза в полугодие отчитываться о проделанной работе перед жителями обслуживаемого участка. Это - одна из важных форм обеспечения в работе участкового инспектора гласности, которая стимулирует население к оказанию помощи милиции в решении задач по охране общественного порядка и борьбе с преступностью.

Даже беглый обзор основных психологических  особенностей и структурных элементов  профессиональной деятельности сотрудника показывает, насколько сложна и многогранна  его деятельность. Она предъявляет к нему множество различных требований, среди которых одно из самых важных - обладание развитыми профессионально значимыми качествами личности.

В первую очередь  к ним относят:

- профессионально-психологическую  ориентированность его личности;

- психологическую  устойчивость;

- развитые волевые  качества: умение владеть собой  в сложных ситуациях, смелость, мужество, разумную склонность к  риску;

- хорошо развитые  коммуникативные качества: умение  быстро устанавливать контакт  с различными категориями людей, устанавливать и поддерживать доверительные отношения;

- способность  оказывать психологическое воздействие  на людей при решении различного  рода оперативно-служебных задач;

- ролевые умения, способность к перевоплощению;

- развитые профессионально-значимые  познавательные качества: профессиональную  наблюдательность и внимательность, профессионально развитую память, творческое воображение;

- профессионально  развитое мышление, склонность к напряженной умственной работе, сообразительность, развитую интуицию;

- быстроту реакции,  умение ориентироваться в сложной  обстановке.

Данные качества не присущи человеку изначально. Их формирование и развитие - длительный и напряженный процесс, но это является необходимым условием профессионального становления сотрудника органов внутренних дел. Отсутствие или недостаточное развитие этих качеств личности сотрудника препятствуют нормальному осуществлению им своих функциональных обязанностей, порождают ошибки в его деятельности, вызывают процессы профессиональной дезадаптации и профессиональной деформации личности. В этой связи большое значение приобретает профессионально-психологическая подготовка сотрудников, одно из предназначений которой - формирование у сотрудников данных качеств [14, c.103].

Итак, в заключение первого параграфа можно сделать  вывод о том, что основными  видами профессиональной деятельности, в которой необходимо задействовать  коммуникативные качества личности являются такие как коммуникативная деятельность, организаторская деятельность, профилактическая деятельность, а также деятельность по дознанию и расследованию преступлений.

 

 

    1. Индивидуально-личностные особенности сотрудников органов внутренних дел

 

Составление психограммы  участкового инспектора милиции путем анализа экспертных оценок показало, что для их успешных профессиональных действий необходимо иметь следующие психологические качества:

  • профессиональную наблюдательность;
  • уравновешенность, самообладание при конфликтах;
  • способность располагать к себе людей, вызывать у них доверие;
  • тонкую наблюдательность за душевной жизнью человека;
  • умение отстаивать свою точку зрения;
  • способность к воссозданию образа по словесному описанию;
  • умение делать выводы из противоречивой информации;
  • память на внешность и поведение человека;
  • способность к быстрому установлению контактов с новыми людьми.

Исследования  показали, что значительно осложняют  психологическую пригодность к  профилактической деятельности работников правоохранительных органов, следующие показатели: индивидуализм; "социальная отчужденность", нарушающая систему межличностных отношений и затрудняющая социальное взаимодействие; чрезмерная тяга к доминированию и настойчивая тенденция к лидерству; снижение уровня мотива достижения цели деятельности; тревожность; недостатки в волевой сфере и снижение волевых усилий; наличие психотических черт личности и др. [8 с.96-98].

Выполнение  оперативным работником своих должностных  обязанностей требует наличия следующих  психологических качеств и умений:

  • способность решать профессиональные задачи в ситуациях, сопровождающихся высокой степенью личного риска и опасности для жизни;
  • готовность к ситуациям силового (включая огневое) единоборство с преступниками;
  • повышенная ответственность за свои действия ("отсутствие права на ошибку");
  • способность к интенсивной межличностной коммуникации с асоциальными и криминальными личностями;
  • высокая психофизиологическая выносливость, связанная с отсутствием фиксированного рабочего времени (средняя продолжительность рабочего дня составляет 10-12 часов, часто бывает 7-дневная рабочая неделя, ночные выезды на задержание преступника и т.п.);
  • способность выдерживать длительное эмоциональное напряжение, тревожные состояния, чувство страха, неопределенности, невозможности поделиться своими сомнениями с близкими и т.п.;
  • постоянная интеллектуальная активность (анализ непрерывно меняющейся информации, удержание в памяти большого количества фактов; принятие решений в условиях дефицита времени и информационной неопределенности);
  • способность к ролевому перевоплощению, умение выдавать себя за других людей, искусно разыгрывать роли различных социальных и профессиональных типов;
  • речевая находчивость, умение быстро и достоверно объяснить критическую ситуацию другому, скрывая при этом истинные намерения.

Значительная  выраженность таких качеств, как  открытая агрессивность, аутоагрессия, импульсивность, депрессивные и психосоматические  формы реагирования в трудных  ситуациях, социальная отчужденность, преобладание тормозных процессов над процессами возбуждения в нервной системе, могут в совокупности проявиться как "синдром профессиональной непригодности" к оперативно-розыскной деятельности [13, c.125].

В психограмме  дознавателя и следователя часто  выделяют несколько групп личностных качеств, определяющих успешность работы при раскрытии и расследовании преступлений. К ним относят:

  • мотивационно-ценностные особенности (развитое правосознание; честность; мужество; принципиальность; добросовестность; исполнительность, дисциплинированность; развитую мотивацию достижения; выраженную мотивацию самоактуализации и др.);
  • познавательные качества (высокий уровень интеллекта; гибкость мыслительных процессов; творческое мышление; наблюдательность; умение прогнозировать; развитая интуиция; хорошая память; развитое произвольное внимание и др.);
  • коммуникативные качества (умение устанавливать психологический контакт; владение коммуникативной техникой поведения; наличие организаторских качеств и др.);
  • иные личностные особенности (устойчивая и адекватная самооценка; самостоятельность и независимость; ответственность; самоуважение и др.).

Важными для  работников патрульно-постовой службы являются следующие личностные качества: наличие определенного жизненного и профессионального опыта; интерес  к человеку, его переживаниям, способность к эмпатии; уверенность в себе, настойчивость, способность к противодействию нарушителям правопорядка; хорошая спортивная подготовка; уверенное владение табельным огнестрельным оружием; наблюдательность; способность к усвоению новых знаний, обучению; активная личностная позиция; мотивация достижений; оперативность в принятии решений; требовательность; контроль над агрессивностью и др.

Существенными для успешного выполнения должностных  обязанностей сотрудниками охраны считаются следующие качества:

  • наблюдательность и внимание (устойчивость внимания; распределение внимания; хороший объем внимания; умение видеть малозаметные изменения на охраняемом объекте и др.);
  • эмоциональные и волевые качества (эмоциональная устойчивость; самообладание; упорство в преодолении возникающих трудностей; высокая активность; ответственность; самокритичность и др.);
  • интеллектуальные качества (умение выбрать из нескольких вариантов решения оптимальный; способность принять решение при недостатке информации; умение определить объем информации, нужный для принятия решения и др.);
  • коммуникативные качества (способность найти целесообразную в зависимости от ситуации форму общения; умение согласованно действовать с другими сотрудниками и др.);
  • качества памяти (хорошая память на внешность и поведение человека; отличная моторная, двигательная память; способность в течение длительного времени удерживать в памяти большое количество информации; хорошая зрительная память на обстановку охраняемого объекта и др.);
  • моторные качества (быстрое действие в условиях дефицита времени; быстрая реакция на неожиданное слуховое впечатление и др.).

Результаты  любого вида деятельности работников правоохранительных органов зависят  от ее качественных характеристик: нормативности, организованности, подготовленности, освоенности и эффективности.

Нормативность деятельности представляет собой степень соответствия работников правовым и нравственным нормам, положениям профессиональной этики, ориентации на применение только законных способов борьбы с противоправными деяниями.

Организованность создает  реальный фундамент для успешной деятельности работников. Она выражается в определении соответствующих  форм организации и стройной системы  реализации профессиональных задач  органов правопорядка.

Информация о работе Особенности коммуникативной сферы участковых инспекторов.