Особенности коммуникативной сферы участковых инспекторов.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 19:11, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявление особенностей коммуникативной сферы участковых инспекторов милиции с различным стажем профессиональной деятельности.
Для достижения поставленной цели, были выдвинуты следующие задачи:
Изучить теоретические представления об особенностях развития коммуникативной сферы у инспекторов внутренних дел, описанные в юридической психологии.
Изучить уровень коммуникативных свойств у участковых инспекторов с различным профессиональным стажем.
Определить наличие взаимосвязи уровня коммуникативных склонностей с уровнем развития организаторских способностей участковых инспекторов.
Выявить взаимосвязь между стажем профессиональной деятельности и особенностями коммуникативной сферы участкового инспектора.
Выявить различия в развитии коммуникативной сферы у участковых инспекторов милиции и оперуполномоченных уголовного розыска с различным стажем профессиональной деятельности.

Файлы: 1 файл

лена.doc

— 494.50 Кб (Скачать файл)

- организация  и осуществление государственного  контроля за оборотом оружия;

- организация  в соответствии с законодательством Республики Беларусь государственной охраны имущества и организаций.

- «выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, добывание информации о событиях  или действиях, создающих угрозу  государственной, военной, экономической  или экологической безопасности» [48, с. 112].

Профессионально важные качества влияют на эффективность  осуществления труда, являются предпосылкой успешной профессиональной деятельности, а также сами совершенствуются в  ходе деятельности, являясь ее новообразованием.

2) На поведенческом уровне в работе оперуполномоченного возникают специфические ситуации, например, общение с пострадавшими. Такое общение, обычно аффективно окрашено и требует определенной реакции и поведения от оперуполномоченного. Внедрение в круг людей, подозреваемых в преступлении, то есть общение в маргинальной среде, которое очень часто несет в себе опасность для жизни и здоровья как самого оперуполномоченного, так и для простых граждан. Анализ полученной информации, от точности которого зависят судьбы людей.

Уже одно то, что обеспечивать правопорядок, спокойную жизнь граждан  приходится с использованием мер  принуждения и ограничения прав личности, вызывает целый комплекс противоречий, как в общественном, так и в индивидуальном сознании. Именно сфера деятельности оперуполномоченного требует применения власти. В то же время соблюдение законности и служебной дисциплины определяется в основном нравственными установками и профессиональным уровнем сотрудников [48, с. 42].

3) Описанные ранее ситуации обуславливают наличие некоторых личных свойств и качеств, таких как высокая эмоциональная сдержанность, сильный волевой компонент и высокие показатели интеллекта.

4) Еще одним основанием для выявления профессионально важных качеств является также ряд ограничений в аттестации сотрудников ОВД наложенных Департаментом кадрового обеспечения МВД, в каждом испытании существует свой проходной балл по психологической профпригодности [44, с. 51].

В приведенном  результате анализа были выделены профессионально  важные качества, которыми должен обладать оперуполномоченный – это

а) эмоциональные качества: эмоциональная зрелость, эмоциональная устойчивость, спокойствие, сдержанность, настойчивость, умение «держать себя в руках» в любых, особенно в критических, ситуациях.

б)  волевые качества: умение доминировать, высокий уровень воли, сдержанность, смелость,   уверенность в себе, независимость, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях

в) интеллект: гибкость мышления, умение адекватно оценить ситуацию, высокая скорость и точность мыслительных процессов и реакций, способность выбрать оптимальную стратегию, употребление языка, грамотность, способность обобщения и анализа материала [38, с. 52].

Многие ведущие  психологи (Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н., Ананьев Б.Г. и др.) в разное время указывали, что разработка методологических основ психологии должна начинаться с психологического анализа практической трудовой деятельности человека, так как именно в этой сфере находятся главные закономерности психологической жизни человека.

Особенности профессиональных контактов оперативного работника определяются тремя группами характеристик: субъектов, участников общения; самого процесса и содержания взаимодействия (как обмена информацией, взаимопонимания и взаимоотношений); социального контекста ситуаций общения.

Главным критерием  объединения в один вид различных ситуаций контакта служит своеобразное сочетание психологических трудностей общения. В деятельности оперуполномоченного специфика решаемых им задач, особенности лиц, с которыми он взаимодействует, и особенности социального контекста проявляются в двойственной природе трудностей общения. С одной стороны, это трудности, характеризующие специфику профессии и нормативные требования к профессиональной подготовленности оперативных работников, с другой - личные затруднения, испытываемые ими в общении. Анализ личных затруднений показывает, что они могут быть типизированы на основе видовых особенностей общения. Итак различаются следующие виды профессионального общения оперативных работников:

  • Общение оперуполномоченного в коллективе ОВД.
  • Общение с лицами, причастными к совершению преступлений.
  • Общение с лицами, оказывающими содействие в предупреждении, выявлении и раскрытии преступлений.
  • Общение с должностными лицами.

Общение оперативного работника в рамках органа внутренних дел характеризуется следующими особенностями:

  • формализованностью и регламентацией служебного общения функциональными обязанностями, приказами, нормативными актами, должностными инструкциями;
  • сочетанием в эпизодах общения рабочих, общественных (коллективных) и личных целей и интересов сотрудников ОВД;
  • знанием участниками общения личных особенностей и стилей друг друга в большей мере, чем в контактах оперативного работника вне коллектива ОВД.

Разновидностями общения оперативного работника  в коллективе ОВД являются следующие:

  • общение с коллегами по работе в подразделении (контакты по горизонтали);
  • общение с руководителями, руководством ОВД (контакты по вертикали);
  • общение со следователями;
  • общение с работниками иных служб.

У начинающих сотрудников  затруднения в общении определяются проблемой вхождения в коллектив. Характерной их ошибкой является неразличение делового (служебного) общения и межличностных отношений. Не сразу приходит осознание того, что в здоровом, развитом коллективе интересы дела определяют личные взаимоотношения, а не наоборот. Наставничество, помощь опытных работников необходимы стажеру не только в вопросах оперативной работы, но и в ознакомлении с принятыми в коллективе нормами взаимоотношений, овладении искусством ладить с людьми, понимать особенности склада личности коллег. Неопытному, сотруднику кажется, что его взаимоотношения в коллективе зависят от симпатий и антипатий к нему. То, что взаимоотношения строятся и определяются отношением к делу, осознается, к сожалению, не всегда.

Наиболее распространенными  трудностями общения оперативного работника в коллективе ОВД являются конфликтные отношения в системе «начальник - подчиненный». Профессиональная культура взаимоотношений подчинения и руководства недостаточно развита в некоторых коллективах ОВД.

Оперуполномоченные  работают в тесном контакте со следователями. В их взаимодействии наблюдается тенденция приписывать осложнения в совместной деятельности партнеру. Регламентация организационных форм такого взаимодействия предопределяет главенствующее положение следователя. Распространенное среди сотрудников мнение о том, как трудно убедить следователя в наличии оснований для возбуждения уголовного дела, в значительной мере отражает недостаточность мастерства оперативного общения.

Следует учитывать, что в коллективе ОВД оценка следователем возможностей конкретного оперуполномоченного имеет большое значение. Мнение «с ним можно работать» переносится положительно на отношения оперуполномоченного с другими сотрудниками.

Начинающему сотруднику следует учитывать, что следователями  наиболее высоко оцениваются такие качества личности оперативного работника, как энергичность, работоспособность, общительность и решительность. А наиболее отрицательное отношение вызывают медлительность, властолюбие, карьеризм, подозрительность, высокомерие.

Установление и поддержание психологического контакта с лицами, оказывающими содействие в оперативной работе, представляет собой наиболее сложную и значимую разновидность общения в деятельности оперуполномоченного. Трудности в таком общении определяются детальной регламентацией отношений с такими людьми, их конспиративностью, высокой ценой ошибки в подходе к людям. В работе с данными лицами наиболее сложны проблемы оперативного сотрудничества, а также руководства и воспитания. Обнажаются личные затруднения оперативного работника (так же как и его мастерство) в ситуациях получения оперативно значимой информации.

Часто преступления носят латентный характер, тщательно готовятся и маскируются. Их выявление и раскрытие затруднено отсутствием видимых признаков. Однако информацию о них можно получить, вступая в общение с различными лицами. Поэтому так важно установить на конкретном объекте народного хозяйства доверительные отношения с людьми.

Получение оперативной  информации обеспечивается созданием  определенных условий. Казалось бы, граждане, сознающие свой гражданский долг, если не инициативно, то хотя бы по просьбе оперуполномоченного должны рассказать ему об известных фактах правонарушений. Однако на практике так бывает не всегда, и управляемое развитие доверительных отношений с источниками оперативной информации остается важнейшим элементом профессионального мастерства оперативных работников.

Особенность общения  оперативного работника с должностными лицами состоит, прежде всего в трудностях контактирования с руководителями предприятия и подразделений. Социальное положение директора, его опыт командного общения сказываются на отношении к беседе с оперуполномоченным. Обсуждаемые вопросы порой кажутся ему малозначительными по сравнению с множеством проблем, стоящих перед коллективом.

Ситуация контакта резко усложняется в случае противодействия  должностного лица деятельности оперативного работника. Интерес и причины  противодействия могут быть различными, не всегда это причастность к преступлениям. Чаще встречается ложное понимание интересов производства. Бывает, что оперуполномоченный кажется излишне настырным в своих предложениях по профилактике правонарушений, а его деятельность рассматривается как помеха для выполнения производственного плана, как повод для излишнего внимания вышестоящего руководства.

Для оперативных  работников важно учитывать стереотипы представления граждан о работе милиции, обобщенном образе сотрудника ОВД.

Изучение практики и специальные психологические эксперименты позволили выявить наиболее распространенные типичные ошибки оценки человека человеком:

1. «Эффект упреждения».  На оценку незнакомого (малознакомого)  человека при противоречивой  информации о нем наибольшее  влияние оказывают сведения, полученные  в первую очередь. 

2. «Эффект новизны». При противоречивой информации о знакомом человеке наибольшее влияние на его оценку оказывают сведения, полученные последними.

3. «Эффект ореола»,  т. е. влияние общего впечатления  о человеке на оценку его  конкретных свойств, является  одним из механизмов ускорения переработки информации о познаваемом человеке. Если общее впечатление благоприятно, то положительные качества человека переоцениваются, а отрицательные игнорируются или оправдываются. Если же общее впечатление о человеке отрицательно, то, наоборот, его хорошие качества и поступки часто просто не замечаются, но гиперболизируются и запоминаются плохие.

4. «Проекция». Неосознаваемая  установка воспринимать собственные  противоречащие представлению о  себе отрицательные качества  как качества личности другого  человека. Иными словами, это приписывание другому собственных недостатков. Люди тревожные, с колеблющейся самооценкой, люди занимающие «не свое место» и осознающие это, противодействуют всему, что может разрушить относительное благополучие их жизни. Они подсознательно или даже сознательно стремятся унизить других, чтобы защитить собственный статус, сохранить приемлемое самопредставление. Часто «виновником» проекции бывает остаточный статус человека (например, пониженного в должности).

5. «Эффект снисходительности», или неадекватная благожелательность в оценке другого человека. По В. Б. Ольшанскому, эффект снисходительности чаще проявляется у эмоционально благополучных, не подверженных состоянию тревожности людей. В нем проявляет себя интересный (психологический феномен - эмоциональное подкрепление как от лиц, благожелательно оцениваемых заслуженно, так и от лиц, объективно не заслуживающих высокой оценки. Эмоциональное подкрепление является как бы катализатором действия эффекта снисходительности.

Для объяснения социального поведения граждан оперуполномоченному нужно изучать и учитывать психологию обыденного сознания. Для непрофессионалов понять человека означает, прежде всего, узнать, чего он хочет и что он может. Главными факторами, определяющими оценку личности оперуполномоченного гражданами, являются следующие:

  • личные интересы и намерения гражданина, а также возможные опасения;
  • оценка меры ответственности и полномочий оперуполномоченного;
  • обобщенная оценка способностей и интеллекта оперуполномоченного;
  • обобщенная моральная оценка (хороший - плохой);
  • оценка возможного отношения оперуполномоченного к себе.

Информация о работе Особенности коммуникативной сферы участковых инспекторов.