Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 19:11, курсовая работа
Цель исследования – выявление особенностей коммуникативной сферы участковых инспекторов милиции с различным стажем профессиональной деятельности.
Для достижения поставленной цели, были выдвинуты следующие задачи:
Изучить теоретические представления об особенностях развития коммуникативной сферы у инспекторов внутренних дел, описанные в юридической психологии.
Изучить уровень коммуникативных свойств у участковых инспекторов с различным профессиональным стажем.
Определить наличие взаимосвязи уровня коммуникативных склонностей с уровнем развития организаторских способностей участковых инспекторов.
Выявить взаимосвязь между стажем профессиональной деятельности и особенностями коммуникативной сферы участкового инспектора.
Выявить различия в развитии коммуникативной сферы у участковых инспекторов милиции и оперуполномоченных уголовного розыска с различным стажем профессиональной деятельности.
Для правильной ориентировки в отношениях с собеседником оперативному работнику нужно решать следующие задачи:
1. Определить его позицию. Позиция личности представляет собой выражение социального статуса человека в реальном поведении. В процессе взаимопонимания учитываются не только официальное положение собеседника, но и его неформальная позиция, отношение к беседе с оперативным работником.
2. Определить мотивы поведения и цели собеседника.
3. Учитывать, как те же самые задачи решает собеседник.
Оценивая отношение оперативного работника к своим интересам .и целям, его партнер определяет возможную степень их совпадения (дружественности) и различия (враждебности). Следует учитывать, что мера предрасположенности к доверительности проявляется в том, что особые и веские основания одним нужны для доверия, другим для недоверия.
Для того чтобы оперуполномоченному узнать отношение к себе партнера, надо знать особенности его самовосприятия (что он считает ценным в своих качествах, интересах, опыте жизни). Только тогда можно определить возможную степень взаимного принятия и соотнести ее с требуемой в данной ситуации контакта.
Таким образом,
можно сделать следующие выводы
2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ УЧАСТКОВЫХ ИНСПЕКТОРОВ МИЛИЦИИ
2.1. Методологические и методические основы исследования коммуникативных склонностей и умений
Исследование было направлено на изучение особенностей коммуникативной сферы участковых инспекторов и основывалось на следующих методологических и методических принципах психологии:
В исследовании приняло участие 64 респондентов мужского пола – представителей правоохранительных органов г.Гродно. Экспериментальную группу составили участковые инспекторы, в количестве 31 человека. В контрольную группу вошло 33 человека, сотрудников отдела уголовного розыска. В исследовании приняли участие сотрудники правоохранительных органов с различным стажем работы в органах – от нескольких месяцев года до 20 лет. Распределение респондентов в выборке по стажу профессиональной деятельности представлена в рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 - Характеристика выборки по стажу профессиональной деятельности
На этой гистограмме видно, что наибольший процент респондентов относиться к первой группе по профессиональному стажу свыше 10 лет, на втором месте по количеству респондентов находится профессиональный стаж от 3 до 7 лет. Самым малочисленным по количеству респондентов можно считать стаж профессиональной деятельности от 7 до 10 лет и от нескольких месяцев до 3х лет. Данная закономерность характерна так же и для экспериментальной группы. В контрольной группе самым многочисленным по количеству респондентов является стаж профессиональной деятельности от нескольких месяцев до 3х лет, а самым малочисленным – свыше 10 лет.
Исследование проводилось в 6 этапов:
При проведении исследования были использованы следующие методы:
1) психодиагностические методы:
а) методика «Диагностика коммуникативных
и организаторских склонностей» (КОС-2),
б) тест-опросник Михельсона «Тест коммуникативных
умений» (в адаптации Ю.З. Гильбуха), в)
методика «Исследование коммуникативно-
2) методы обработки данных (сравнительный анализ данных, контент-анализ), методы математической статистики: корреляционный анализ по Спирману (Spearman Rank Order Correlation) межгрупповое сравнение данных (критерий Манна-Уитни, Mann-Whitney U Test), c использованием пакета статистических программ Statistica 6.0.
Методика «Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей» (КОС-2) направлена на изучение выраженных коммуникативных и организаторских склонностей. Текст методики смотри в Приложении 2. Методика «КОС-2» базируется на принципе отражения и оценки испытуемым некоторых особенностей своего поведения в различных ситуациях. Избраны ситуации, знакомые испытуемому по его личному опыту. Поэтому оценка ситуации и поведения в ее условиях основывается на воспроизведении испытуемым своего реального поведения и реального, пережитого в его опыте отношения. Исходя из этого принципа, создан проективный опросник, позволяющий выявить устойчивые показатели коммуникативных и организаторских склонностей. Особенность проективного метода состоит в том, что испытуемый как бы проецирует свои свойства, особенности своего поведения в ситуацию, предложенную консультантом.
В опроснике методики «КОС-2» предлагает испытуемому предложены вопросы, ответы на которые могут быть только положительными или отрицательными, то есть «да» или «нет». Ответы испытуемого строятся на основе самоанализа опыта своего поведения в той или иной ситуации. При интерпретации полученных данных следует помнить, что методика констатирует лишь наличный уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей в данный период развития личности. Если при обследовании учащегося обнаруживается не очень высокий уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей, то это вовсе не означает, что они останутся неизменными в процессе дальнейшего развития личности. При наличии положительной мотивации, целеустремленности и надлежащих условий деятельности данные склонности могут развиваться.
Ответы на вопросы испытуемый заносит в специальный «Лист ответов», в котором фиксируются также анкетные данные испытуемого и результаты его работы. Для количественной обработки данных консультант использует «Дешифраторы», в которых поставлены «идеальные ответы», в максимальной степени, отражающие коммуникативные и организаторские склонности. Обработка материалов испытания крайне проста и проводится следующим образом. С помощью дешифраторов, которые накладываются поочередно на «Лист ответов», подсчитывается количество совпадающих с дешифратором ответов по каждому разделу методики. Оценочный коэффициент (К) коммуникативных и организаторских склонностей выражается отношением количества совпадающих ответов по каждому разделу к максимально возможному числу совпадении (20).
Тест Л.Михельсона (перевод и адаптация Ю. З. Гильбуха) предназначен для определения уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений. Текст опросника представлен в Приложении 3.
Данный тест представляет собой разновидность теста достижений, то есть построен по типу задачи, у которой есть правильный ответ. В тесте предполагается некоторый эталонный вариант поведения, который соответствует компетентному, уверенному, партнерскому стилю. Степень приближения к эталону можно определить по числу правильных ответов. Неправильные ответы подразделяются на неправильные "снизу" (зависимые) и неправильные "сверху" (агрессивные). Опросник содержит описание 27 коммуникативных ситуаций. К каждой ситуации предлагается 5 возможных вариантов поведения. Надо выбрать один, присущий именно ему способ поведения в данной ситуации. Нельзя выбирать два или более вариантов или приписывать вариант, не указанный в опроснике. Авторами предлагается ключ, с помощью которого можно определить, к какому типу реагирования относится выбранный вариант ответа: уверенному, зависимому или агрессивному. В итоге предлагается подсчитать число правильных и неправильных ответов в процентном отношении к общему числу выбранных ответов.
Все вопросы разделены авторами на 5 типов коммуникативных ситуаций:
- ситуации, в
которых требуется реакция на
положительные высказывания
- ситуации, в которых испытуемый должен реагировать на отрицательные высказывания (вопросы 3, 4, 5, 15, 23, 24)
- ситуации, в которых к испытуемому обращаются с просьбой (вопросы 6, 10, 14, 16, 17, 25)
- ситуации беседы (13, 18, 19, 26, 27)
- ситуации, в которых требуется проявление эмпатии (понимание чувств и состояний другого человека (вопросы 7, 8, 9, 20, 21, 22).
Согласно ответам выделяют блоки умений:
1. Умение оказывать и принимать знаки внимания (комплименты) от сверстника - вопросы 1, 2, 11, 12.
2. Реагирование на справедливую критику - вопросы 4, 13.
3. Реагирование на несправедливую критику - вопросы 3, 9.
4. Реагирование на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника - вопросы 5, 14, 15, 23, 24.
5. Умение обратиться к сверстнику с просьбой - вопросы 6, 16.
6. Умение ответить отказом на чужую просьбу, сказать "нет" - вопросы 10, 17, 25.
7. Умение самому оказать сочувствие, поддержку - вопросы 7, 20.
8. Умение самому
принимать сочувствие и
9. Умение вступить в контакт с другим человеком, контактность - вопросы 18, 26.
10. Реагирование на попытку вступить с тобой в контакт - вопросы 19, 27.
Для исследования коммуникативно-
Каждая характерологическая тенденция имеет три степени выраженности. Эти степени приведены в расшифровке последовательно и подчеркнуты.
Максимальная оценка уровня – 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения: и низкая и умеренная степень говорит об адаптивном поведении, высокая и экстремальная об экстремальном до патологии поведении.
По специальным формулам определяются показатели по основным факторам: доминирование и дружелюбие.
Доминирование = (I - V) + 0,7 (VIII + II - VI)
Дружелюбие= (VII - III) + 0,7 (VIII - II – IV+ VI)
Так, методика дает возможность определять
такие особенности личности, как
“доминирование” и “подчинение”
Выделены 8 шкал (октант):
1) тенденция к лидерству – властность – деспотизм (авторитарный тип);
2) уверенность в себе – самоуверенность – самовлюбленность (эгоистический тип);
3) требовательность – непримиримость – жестокость (агрессивный тип);
4) скептицизм – упрямство – негативизм (подозрительный тип);
5) уступчивость – кротость – пассивная подчиняемость (подчиняемый тип);
6) доверчивость – послушность – зависимость (зависимый тип);
7) добросердечие – несамостоятельность – чрезмерный конформизм (дружелюбный тип);
8) отзывчивость – бескорыстие – жертвенность (альтруистический тип).
Типы отношений к окружающим:
Информация о работе Особенности коммуникативной сферы участковых инспекторов.