Особенности коммуникативной сферы участковых инспекторов.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 19:11, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявление особенностей коммуникативной сферы участковых инспекторов милиции с различным стажем профессиональной деятельности.
Для достижения поставленной цели, были выдвинуты следующие задачи:
Изучить теоретические представления об особенностях развития коммуникативной сферы у инспекторов внутренних дел, описанные в юридической психологии.
Изучить уровень коммуникативных свойств у участковых инспекторов с различным профессиональным стажем.
Определить наличие взаимосвязи уровня коммуникативных склонностей с уровнем развития организаторских способностей участковых инспекторов.
Выявить взаимосвязь между стажем профессиональной деятельности и особенностями коммуникативной сферы участкового инспектора.
Выявить различия в развитии коммуникативной сферы у участковых инспекторов милиции и оперуполномоченных уголовного розыска с различным стажем профессиональной деятельности.

Файлы: 1 файл

лена.doc

— 494.50 Кб (Скачать файл)

Для правильной ориентировки в отношениях с собеседником оперативному работнику нужно решать следующие задачи:

1. Определить  его позицию. Позиция личности представляет собой выражение социального статуса человека в реальном поведении. В процессе взаимопонимания учитываются не только официальное положение собеседника, но и его неформальная позиция, отношение к беседе с оперативным работником.

2. Определить мотивы поведения и цели собеседника.

3. Учитывать,  как те же самые задачи решает  собеседник.

Оценивая отношение  оперативного работника к своим  интересам .и целям, его партнер  определяет возможную степень их совпадения (дружественности) и различия (враждебности). Следует учитывать, что мера предрасположенности к доверительности проявляется в том, что особые и веские основания одним нужны для доверия, другим для недоверия.

Для того чтобы  оперуполномоченному узнать отношение  к себе партнера, надо знать особенности его самовосприятия (что он считает ценным в своих качествах, интересах, опыте жизни). Только тогда можно определить возможную степень взаимного принятия и соотнести ее с требуемой в данной ситуации контакта.

Таким образом, можно сделать следующие выводы, что:

  1. Основными видами профессиональной деятельности, в которой необходимо задействовать коммуникативные качества личности являются такие как коммуникативная деятельность, организаторская деятельность, профилактическая деятельность, а также деятельность по дознанию и расследованию преступлений.
  2. Общение в рамках профессиональной деятельности предполагает осуществление таких форм профессионального общения как: общение в коллективе ОВД, с лицами причастными к совершению преступления, с лицами, оказывающими содействие в предупреждении, выявлении и расследовании преступлений, с должностными лицами.
  3. Среди важных качеств в профессиональном общении выделяют: умение налаживания и поддержания психологического контакта, открытость для коммуникативных процессов, умение быстро и четко оценивать ситуацию, эмоциональную устойчивость, сдержанность.

 

2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ УЧАСТКОВЫХ ИНСПЕКТОРОВ МИЛИЦИИ

 

2.1. Методологические и методические основы исследования коммуникативных склонностей и умений

 

Исследование было направлено на изучение особенностей коммуникативной сферы участковых инспекторов и  основывалось на следующих методологических и методических принципах психологии:

  • Принцип научности - использование научно апробированные методы и методики, общепризнанные научно-методологической концепции. В исследовании применялись только адаптированные, валидные методики.
  • Принцип системности – коммуникативная сфера сотрудников внутренних органов рассматривается как система, обладающая структурой, компоненты которой находятся в функциональной зависимости.
  • Принцип детерминизма. Изменения уровня коммуникабельности зависит от профессионального стажа и контингентом, с которым приходится работать сотрудникам внутренних органов.

В исследовании приняло участие 64 респондентов мужского пола – представителей правоохранительных органов г.Гродно. Экспериментальную группу составили участковые инспекторы, в количестве 31 человека. В контрольную группу вошло 33 человека, сотрудников отдела уголовного розыска. В исследовании приняли участие сотрудники правоохранительных органов с различным стажем работы в органах – от нескольких месяцев года до 20 лет. Распределение респондентов в выборке по стажу профессиональной деятельности представлена в рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 - Характеристика выборки по стажу профессиональной деятельности

На этой гистограмме  видно, что наибольший процент респондентов относиться к первой группе по профессиональному  стажу свыше 10 лет, на втором месте по количеству респондентов находится профессиональный стаж от 3 до 7 лет. Самым малочисленным по количеству  респондентов можно считать стаж профессиональной деятельности от 7 до 10 лет и от нескольких месяцев до 3х лет. Данная закономерность характерна так же и для экспериментальной группы. В контрольной группе самым многочисленным по количеству респондентов является стаж профессиональной деятельности от нескольких месяцев до 3х лет, а самым малочисленным – свыше 10 лет.

Исследование  проводилось в 6 этапов:

    1. Анализ литературных источников и выбор методической базы.
    2. Определение выборки исследования.
    3. Сбор эмпирических данных. 
    4. Качественная и количественная обработка данных. 
    5. Интерпретация результатов, формулирование выводов, установление областей, к которым применимы результаты исследования.
    6. Описание полученных результатов.

При проведении исследования были использованы следующие методы:

1) психодиагностические методы: а) методика «Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей» (КОС-2), б) тест-опросник Михельсона «Тест коммуникативных умений» (в адаптации Ю.З. Гильбуха), в) методика «Исследование коммуникативно-характерологических тенденций» (Т.Лири);

2) методы обработки данных (сравнительный анализ данных, контент-анализ), методы математической статистики: корреляционный анализ по  Спирману (Spearman Rank Order Correlation) межгрупповое сравнение данных (критерий Манна-Уитни, Mann-Whitney U Test), c использованием пакета статистических программ Statistica 6.0.

Методика «Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей» (КОС-2) направлена на изучение выраженных коммуникативных и организаторских склонностей. Текст методики смотри в Приложении 2. Методика «КОС-2» базируется на принципе отражения и оценки испытуемым некоторых особенностей своего поведения в различных ситуациях. Избраны ситуации, знакомые испытуемому по его личному опыту. Поэтому оценка ситуации и поведения в ее условиях основывается на воспроизведении испытуемым своего реального поведения и реального, пережитого в его опыте отношения. Исходя из этого принципа, создан проективный опросник, позволяющий выявить устойчивые показатели коммуникативных и организаторских склонностей. Особенность проективного метода состоит в том, что испытуемый как бы проецирует свои свойства, особенности своего поведения в ситуацию, предложенную консультантом.

В опроснике методики «КОС-2» предлагает испытуемому предложены вопросы, ответы на которые могут быть только положительными или отрицательными, то есть «да» или «нет». Ответы испытуемого строятся на основе самоанализа опыта своего поведения в той или иной ситуации. При интерпретации полученных данных следует помнить, что методика констатирует лишь наличный уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей в данный период развития личности. Если при обследовании учащегося обнаруживается не очень высокий уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей, то это вовсе не означает, что они останутся неизменными в процессе дальнейшего развития личности. При наличии положительной мотивации, целеустремленности и надлежащих условий деятельности данные склонности могут развиваться.

Ответы на вопросы  испытуемый заносит в специальный  «Лист ответов», в котором фиксируются  также анкетные данные испытуемого  и результаты его работы. Для количественной обработки данных консультант использует «Дешифраторы», в которых поставлены «идеальные ответы», в максимальной степени, отражающие коммуникативные и организаторские склонности. Обработка материалов испытания крайне проста и проводится следующим образом. С помощью дешифраторов, которые накладываются поочередно на «Лист ответов», подсчитывается количество совпадающих с дешифратором ответов по каждому разделу методики. Оценочный коэффициент (К) коммуникативных и организаторских склонностей выражается отношением количества совпадающих ответов по каждому разделу к максимально возможному числу совпадении (20).

Тест Л.Михельсона (перевод и адаптация Ю. З. Гильбуха) предназначен для определения уровня коммуникативной компетентности и  качества сформированности основных коммуникативных  умений. Текст опросника представлен в Приложении 3.

Данный тест представляет собой разновидность  теста достижений, то есть построен по типу задачи, у которой есть правильный ответ. В тесте предполагается некоторый  эталонный вариант поведения, который  соответствует компетентному, уверенному, партнерскому стилю. Степень приближения к эталону можно определить по числу правильных ответов. Неправильные ответы подразделяются на неправильные "снизу" (зависимые) и неправильные "сверху" (агрессивные). Опросник содержит описание 27 коммуникативных ситуаций. К каждой ситуации предлагается 5 возможных вариантов поведения. Надо выбрать один, присущий именно ему способ поведения в данной ситуации. Нельзя выбирать два или более вариантов или приписывать вариант, не указанный в опроснике. Авторами предлагается ключ, с помощью которого можно определить, к какому типу реагирования относится выбранный вариант ответа: уверенному, зависимому или агрессивному. В итоге предлагается подсчитать число правильных и неправильных ответов в процентном отношении к общему числу выбранных ответов.

Все вопросы  разделены авторами на 5 типов коммуникативных  ситуаций:

- ситуации, в  которых требуется реакция на  положительные высказывания партнера (вопросы 1, 2, 11, 12)

- ситуации, в  которых испытуемый должен реагировать на отрицательные высказывания (вопросы 3, 4, 5, 15, 23, 24)

- ситуации, в  которых к испытуемому обращаются с просьбой (вопросы 6, 10, 14, 16, 17, 25)

- ситуации беседы (13, 18, 19, 26, 27)

- ситуации, в  которых требуется проявление  эмпатии (понимание чувств и состояний другого человека (вопросы 7, 8, 9, 20, 21, 22).

Согласно ответам  выделяют блоки умений:

1. Умение оказывать  и принимать знаки внимания (комплименты)  от сверстника - вопросы 1, 2, 11, 12.

2. Реагирование  на справедливую критику - вопросы 4, 13.

3. Реагирование  на несправедливую критику - вопросы  3, 9.

4. Реагирование  на задевающее, провоцирующее поведение  со стороны собеседника - вопросы  5, 14, 15, 23, 24.

5. Умение обратиться  к сверстнику с просьбой - вопросы  6, 16.

6. Умение ответить отказом на чужую просьбу, сказать "нет" - вопросы 10, 17, 25.

7. Умение самому  оказать сочувствие, поддержку - вопросы 7, 20.

8. Умение самому  принимать сочувствие и поддержку  со стороны сверстников - вопросы  8, 21.

9. Умение вступить  в контакт с другим человеком, контактность - вопросы 18, 26.

10. Реагирование  на попытку вступить с тобой  в контакт - вопросы 19, 27.

Для исследования коммуникативно-характерологических тенденций сотрудников правоохранительных органов была выбрана методика Т.Лири, так как она предназначена установить преобладающие характерологические тенденции личности. Исследование характерологических тенденций состоит из двух методик. На первом этапе используется методика самооценки испытуемым собственных свойств. Опросник состоит из 128 утверждений, которые необходимо отобрать из всего набора те, которые с полной уверенностью можете отнести к себе.  Цель - получить индексы восьми характерологических тенденций и на их основе высчитать показатели двух основных тенденций - доминирование и дружелюбие.

Каждая характерологическая  тенденция имеет три степени  выраженности. Эти степени приведены  в расшифровке последовательно  и подчеркнуты.

Максимальная оценка уровня – 16 баллов, но она разделена на четыре степени  выраженности отношения: и низкая и умеренная степень говорит об адаптивном поведении, высокая и экстремальная об экстремальном до патологии поведении.

По специальным формулам определяются показатели по основным факторам: доминирование  и дружелюбие.

Доминирование = (I - V) + 0,7 (VIII + II - VI)

Дружелюбие= (VII - III) + 0,7 (VIII - II – IV+ VI)

Так, методика дает возможность определять такие особенности личности, как  “доминирование” и “подчинение”, играющие важную роль при принятии решения с опорой на собственное  мнение или на подчинение мнению других.

Выделены 8 шкал (октант):

1) тенденция к лидерству – властность – деспотизм (авторитарный тип);

2) уверенность в себе – самоуверенность – самовлюбленность (эгоистический тип);

3) требовательность – непримиримость – жестокость (агрессивный тип);

4) скептицизм – упрямство – негативизм (подозрительный тип);

5) уступчивость – кротость – пассивная подчиняемость (подчиняемый тип);

6) доверчивость – послушность – зависимость (зависимый тип);

7) добросердечие – несамостоятельность – чрезмерный конформизм (дружелюбный тип);

8) отзывчивость – бескорыстие – жертвенность (альтруистический тип).

Типы отношений  к окружающим:

  1. Авторитарный.  13-16 – диктаторский, властный, деспотический характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремиться полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но не признают ее.

Информация о работе Особенности коммуникативной сферы участковых инспекторов.