Для 22,6% участковых милиционеров характерным
является альтруистический тип общения,
проявлениями которого выступают такие
черты как: ответственность по отношению
к людям, деликатность, мягкость, доброта,
эмоциональность отношения к людям проявляется
в сострадании, симпатии, заботе, ласке,
умеет подбодрить и успокоить окружающих.
Рисунок
2.4 – Тип отношения
к окружающим КГ, %
Среди респондентов контрольной группы основным
типом отношения к окружающим выступает
авторитарный тип (48,5%). Такой тип характеризует
оперативных сотрудников как доминантных,
энергичных, компетентных людей, авторитетных
лидеров. Они успешны в делах, любят давать
советы, требует к себе уважения и уверены
в себе. Такие качества часто подавляют
собеседника и заставляют прислушаться
к их мнению.
Для 18,2% оперативных
сотрудников характерным является
эгоистический тип, проявляющийся
в отчужденном отношении к
ситуации, себялюбии, ориентация в деятельности
на чувства и ощущения других людей
отсутствует.
Таким образом,
рассмотрев основные типы отношения к окружающимся
экспериментальной и контрольной группы
можно сделать вывод о том, что участковые
инспектора милиции стараются ликвидировать
конфликтные ситуации при помощи беседы
и разъяснительной работы, более открыты
и доброжелательны при общении, чем оперативные
сотрудники.
Полученные
данные после проведения всех методик
обработали при помощи критерия Спирмена
и пришли к следующим выводам:
- Наблюдается значимая корреляционная связь между очень низким уровнем коммуникативных склонностей и очень низким уровнем организаторских способностей (R = 0,69; p≤ 0,01) для профессионального стажа от нескольких месяцев до 3х лет. Это свидетельствует о том, что участковые инспектора с очень низким уровнем коммуникативных способностей не обладают и организаторскими способностями. Они не стремятся к общению, предпочитают проводить время наедине с собой. В новой компании или коллективе чувствуют себя скованно. Испытывают трудности в установлении контактов с людьми. Не отстаивают своего мнения, тяжело переживают обиды. Редко проявляют инициативу, избегают принятия самостоятельных решений.
- Высшим уровнем развития коммуникативных способностей обладают респонденты экспериментальной группы, в совокупности с высшим уровнем организаторских способностей (R = 0,57; p≤ 0,05), чей стаж свыше 10 лет. Чем выше коммуникативные навыки, тем успешнее и легче протекает организаторская деятельность. Это свидетельствует о сформированной потребности в коммуникативной и организаторской деятельности. Они быстро ориентируются в трудных ситуациях. Непринужденно ведут себя в новом коллективе. Инициативны. Принимают самостоятельные решения. Отстаивают свое мнение и добиваются принятия своих решений. Любят организовывать игры, различные мероприятия. Настойчивы и одержимы в деятельности.
- У участковых инспекторов милиции, чей стаж не превышает 5 лет выявлена, статистически значимая связь между дружелюбием и тенденцией номер пять (V) - уступчивость - кротость - пассивная подчиняемость (R = 0,33; p≤ 0,001). Что свидетельствует о недостаточности профессиональных качеств и ориентацию на нравственные нормы.
- С увеличением профессионального стажа (от 10 лет и выше) наблюдается явное доминирование с совокупности с тенденциями номер 1 (R = 0,47; p≤ 0,01) - доминантность - властность - деспотичность - отражает лидерские данные, стремление к доминированию, независимости, способность брать на себя ответственность, и номер 2 (R = 0,61; p≤ 0,001) - уверенность в себе - самоуверенность - самовлюбленность - отражает уверенность в себе, независимость, деловитость, в крайнем проявлении - эгоистичность и черствость. С наработкой в данной сфере контингент, с которым работает участковый, часто обезличивается, но при этом уровень коммуникативных навыков не снижается, хотя наблюдаются тенденции к автоматизации.
- Следует также отметить, что при стаже свыше 20 лет и в предпенсионном возрасте наблюдается обратная, регрессивная тенденция – снова появляется дружелюбие и преобладает тенденция 7 – добросердечие – несамостоятельность – чрезмерный конформизм - характеризует способность к взаимопомощи, общительность, доброжелательность, внимательность (R = 0,59; p≤ 0,05). Инспектора в данном случае стараются помочь по-человечески, а не как представители закона.
- Чем выше коммуникативные склонности, тем ниже зависимый способ общения (R = -0,24; p≤ 0,05) и выше уровень компетентного общения (R = 0,32; p≤ 0,05), что говорит об способности раскрепощенного общения, основанного на индивидуальных взглядах и мнениях, отсутствии тенденции к навязыванию чужого мнения.
- У участковых инспекторов милиции выявлена зависимость между уровнем организаторских способностей и способом общения, а также типом отношений к окружающим. Так с высоким уровнем организаторских способностей респонденты проявляет альтруистический тип отношения (R = 0,25; p≤ 0,05), проявляющийся в ответственности по отношению к людям, деликатности, эмоциональном отношении к людям, умении подбодрить и успокоить окружающих. А также проявляется низкий уровень зависимого типа общения (R = -0,40; p≤ 0,001). Эта связь проявляется в отсутствии явной реакции на задевающее, провоцирующее поведение собеседника.
- Чем выше тенденция к лидерству, преобладание авторитарного типа отношения к окружающим людям, тем выше уровень уверенности в себе (R = 0,68; p≤ 0,001) и требовательность по отношению к окружающим (R = 0,54; p≤ 0,001).
- В дополнение к выше сказанному были выявлены возрастные особенности. С увеличением возраста и профессионального стажа, у участковых инспекторов наблюдается снижение и почти отсутствие скептицизма и подозрительности по отношению к окружающим (R = -0,27; p≤ 0,05).
Используя критерий
Манна-Уитни, нами был проведен анализ
межгруппового сравнения контрольной
и экспериментальной выборки, сотрудников
отдела уголовного розыска и участковых
инспекторов соответственно по результатам трех методик.
Результаты следующие:
- По сравнению с сотрудниками отдела уголовного розыска у участковых инспекторов милиции выше показатели по критериям отзывчивость-бескорыстие-жертвенность (U = 460,000; p≤ 0,05), что говорит о преобладании в общении у участковых инспекторов альтруистического типа; добросердечность-несомастоятельность-чрезмерная конформность (U = 468,000; p≤ 0,001), что свидетельствует об искреннем отношение к окружающимся, наличием веры в хорошее. Среди участковых инспекторов чаще встречается зависимый тип общения (U = 468,000; p≤ 0,001), чем у сотрудников уголовного розыска. Это характеризует участкового инспектора как более приближенного к собеседнику, обладающего умением выслушать и понять, постараться помочь в рамка закона.
- Участковые инспектора милиции чаще проявляют свою требовательность (U = 509,500; p≤ 0,001), и в общении используют преимущественно компетентный способ, что позволяет проводить также профилактику совершения правонарушений (U = 503,500; p≤ 0,001).
- Также у участковых инспекторов больше развиты организационные способности (U = 339,000; p≤ 0,001), они умеют структурировать свою деятельность и часто способствуют налаживанию образа жизни своих подопечных.
- Определенная закономерность выявлена для профессионального стажа 1-3 года, именно в этот период наиболее ярко выражена тенденция к лидерству-властности-деспотизму (U = 567,500; p≤ 0,01). Сотрудники с таким стажем наиболее инициативны и проявляют максимализм во всех видах правоохранительной деятельности.
Исходя из полученных результатов, можно сделать
вывод:
- Между двумя группами респондентов, качественных различий в применении способов общения не выявлено, различия имеются среди сформированных умений, что объясняется различной спецификой их профессиональной деятельности и развитием различных групп умений.
- Участковые инспектора милиции стараются ликвидировать конфликтные ситуации при помощи беседы и разъяснительной работы, более открыты и доброжелательны при общении, чем оперативные сотрудники.
- Среди участковых инспекторов милиции ведущим фактором при общении является дружелюбие (77,4%), что говорит об открытости для общения и способности выслушать каждую сторону.
- С увеличением профессионального стажа (от 10 лет и выше) наблюдается явное доминирование авторитарного типа общения и эгоистического типа, что отражает уверенность в себе, независимость, деловитость. При стаже свыше 20 лет и в предпенсионном возрасте наблюдается обратная, регрессивная тенденция – снова появляется дружелюбие и преобладает дружелюбный тип общения.
- В сравнении с другими представителями правоохранительных органов, участковые инспекторы с увеличением профессионального стажа имеют хорошо развитую коммуникативную сферу, с доминированием дружелюбного типа общения.
В результате проведенного
анализа и интерпретации выдвинутая гипотеза
о зависимости между стажем профессиональной
деятельности и изменениями в коммуникативной
сфере участковых инспекторов милиции,
нашла свое подтверждение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного
теоретико-эмперического исследования на тему особенностей коммуникативной
сферы участковых инспекторов милиции
и подтверждения выдвигаемой нами гипотезы,
о том что, в зависимости от стажа профессиональной
деятельности происходят качественные
изменения особенностей коммуникативной
сферы участковых инспекторов милиции;
имеются различия в развитии коммуникативной
сферы у участковых инспекторов милиции
и оперуполномоченных можно сделать следующие
выводы:
- Основными видами профессиональной деятельности, в которой необходимо задействовать коммуникативные качества личности являются такие как коммуникативная деятельность, организаторская деятельность, профилактическая деятельность, а также деятельность по дознанию и расследованию преступлений. Общение в рамках профессиональной деятельности предполагает осуществление таких форм профессионального общения как: общение в коллективе ОВД, с лицами причастными к совершению преступления, с лицами, оказывающими содействие в предупреждении, выявлении и расследовании преступлений, с должностными лицами. Среди важных качеств в профессиональном общении выделяют: умение налаживания и поддержания психологического контакта, открытость для коммуникативных процессов, умение быстро и четко оценивать ситуацию, эмоциональную устойчивость, сдержанность.
- С увеличением профессионального стажа (от 10 лет и выше) наблюдается явное доминирование авторитарного типа общения и эгоистического типа, что отражает уверенность в себе, независимость, деловитость. В данном случае, контингент, с которым работает участковый, часто обезличивается, но при этом уровень коммуникативных навыков не снижается, хотя наблюдаются тенденции к автоматизации. При стаже свыше 20 лет и в предпенсионном возрасте наблюдается обратная, регрессивная тенденция – снова появляется дружелюбие и преобладает дружелюбный тип общения.
- Для высокого уровня коммуникативных навыков среди участковых инспекторов милиции характерным является и высокий уровень развития организаторских способностей. По количеству сформированных умений участковые инспектора милиции занимают высокое место, так как у них сформированы такие умения как: умение оказывать и принимать знаки внимания (комплименты), хорошо владеют своей реакцией (адекватно реагируют на справедливую и несправедливую критику, умеют не обратить внимание на провокацию) и стараются любой конфликт свести к нулю, умеют обратиться с просьбой и оказать помощь нуждающемуся в этом, эмпатичны и коммуникативно открыты.
- С увеличением профессионального стажа у участковых инспекторов милиции уровень коммуникативных навыков не снижается, хотя наблюдаются тенденции к автоматизации. В общении преобладает тенденция «добросердечие – несамостоятельность – чрезмерный конформизм», что характеризует участковых инспекторов как способных к взаимопомощи, общительных, доброжелательных, внимательных к проблема контингента, с которыми они работают.
- В сравнении с другими представителями правоохранительных органов, участковые инспекторы с увеличением профессионального стажа имеют хорошо развитую коммуникативную сферу, с доминированием дружелюбного типа общения. Они чаще проявляют свою требовательность, и в общении используют преимущественно компетентный способ, что позволяет проводить также профилактику совершения правонарушений.
Эффективное решение
и выполнение многочисленных и разнообразных
задач и обязанностей, возложенных на участковых
инспекторов милиции, в первую очередь
зависит от умелой, рациональной организации
их работы. Организовать работу, как показывает
практика — это подготовить (создать условия)
и упорядочить служебную деятельность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Алексушин, Г.В. История правоохранительных
органов/ Г.В. Алексушин. – Самара: Издательство
АНО «ИА ВВС» и АНО «Ретроспектива», 2005.
- Алмазов, Б.Н. Правовая психопатология: уч.
пос./ Б. Н. Алмазов.- Екатеринбург: Издательский
дом УрГЮА, 2004. — 408 с.
- Андреев, Н.В. Проблемы профессионального
отбора кадров и работы с личным составом
отрядов милиции особого назначения //
Проблемы организации работы с личным
составом органов внутренних дел: Труды
Академии МВД России/ Н.В. Андреев. – М.,
1993. С. 92–99.
- Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита //Психологический журнал. Т. 15 №1 1994, с.3-18.
- Бандурка, А.М. Юридическая психология/ А.М. Бандурка.
- Харьков, 2002.
- Беляева, Л.И. Психологические особенности
экстремальных ситуаций правоохранительной
деятельности // Прикладная юридическая
психология / Под ред. А.М. Столяренко. М.,
2001. С.531–533.
- Букетов, А.В. Работа с сотрудниками ОВД
по профилактике профессиональной деформации/
А.В. Букетов.- М., 1992;
- Гуценко, К.Ф., Ковалев, М.А. Правоохранительные
органы/К.Ф.Гуценко, М.А.Ковалев. - М.,
1995.
- Дикая, Л.Г., Махнач А.В. Отношение человека
к неблагоприятным жизненным событиям
и факторы его формирования // Психол. журнал.
1996. № 3. Т. 17. С. 140–148, 157.
- Доронин, Д.Ф., Егоров, Ю.В., Суродин, В.И. Психология
и педагогика в деятельности сотрудников
органов внутренних дел: курс лекций/ Д.Ф.
Доронин, Ю.В. Егоров, В.И. Суродин. - М., 2000.
- Дроботова, Е.В. Динамика профессионального
самосознания на разных этапах профессионализации
личности// Психологический журнал. 2006.
№3. – C. 24 – 27.
- Еникеев, М.И. Общая и юридическая психология.
Ч.2/ М.И. Еникеев - М., 1996.
- Еникеев, М.И. Психология общения следователя
с обвиняемым (подозреваемым) и свидетелями.
— Современные проблемы расследования
и предупреждения преступлений/ М.И. Еникеев.-
М., 2007.
- Камышев, А.А. Социально-психологические
аспекты обеспечения боевой деятельности
военнослужащих внутренних войск МВД
России // Социально-правовые и психологические
основы деятельности органов внутренних
дел и внутренних войск МВД России: проблемы
теории и практики // Матер. междун. научно-практ.
конф., 20–21 марта 1997 г. СПб., 1997. Ч. 4. С. 30–33.
- Кибак, И.А. Психологические аспекты обеспечения
законотворческой деятельности// Психологический
журнал. 2006. №2. – C. 24 – 27.
- Костина, Л.Н. Использование психологических
знаний в практике расследования групповых
преступлений несовершеннолетних // Психологическая
наука и образование. 2009. №2. – C. 104 – 111.
- Лахвич, Ю.Ф. Стратегии межличностного
взаимодействия: опыт определения// Психологический
журнал. 2006. №4. – C. 12 – 16.
- Мицкевич, В.В. Приемы установления психологического
контакта сотрудников ОВД с гражданами
при решении оперативно-служебных задач/
В.В. Мицкевич. - Минск, 1999.
- Олейник, А.Н. Основы конфликтологии. Психологические
средства деятельности сотрудников органов
внутренних дел в ситуации конфликтов/
А.Н.Олейник. - М., 1992.
- Организация деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений:
Учебник/ Под ред.В.Д. Малкова, А.Ф. Токарева.
- М., 2000.
- Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел: Справ, пособие. / Под ред. Бовина Б.Г., Мягких Н.И., Сафронова А.Д. - М., 1997.
- Панкин, И.Н. Личная безопасность сотрудников
внутренних дел: тактика и психология
безопасной деятельности/ И.Н. Панкин.
- М., 1996;
- Панфилова, А.П. Деловая коммуникация в профессиональной
деятельности (практические рекомендации
для профессионального общения)/ А.П. Панфилова.
– СПб, 1999.
- Пастушеня, А.Н. Индивидуальная профессиональная
концепция специалиста: структурно-функциональная
и содержательная характеристика// Психологический
журнал. 2007. №3. – C. 5 – 12.
- Покровская, С.Е. Понятие «профессиональная
направленность личности» в современной
психологии: анализ содержания/ С.Е. Покровская//
Психологическая наука и образование.
2009. №3. – C. 5 – 12.
- Пономарева, П.Б. Конфликты в деятельности
и общении работников органов внутренних
дел/ П.Б. Пономарева. - М, 1989.
- Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под
ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М.
Снеткова, - Речь, 2003
- Практикум по возрастной психологии
/ Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - Речь,
2004.
- Психология самосознания/Под ред. Д.Я. Райгородского. - М,:
БАХРАМ, 2000.
- Пушков, В.Г. Специфика психологического
воздействия в следственной практике.
// Психологический журнал. Т.18. - 1997.
- Розин, В.М. Психология для юристов/ В.М.
Розин. - Изд. "ФОРУМ" М.,1993.
- Розин, В.М. Психология для юристов Учебные
пособия для высшей школы/ В.М. Розин. –
М.:Дом “Форум”, 1997.
- Романов, В.В. Юридическая психология/ В.В.
Романов. - М., 1999.
- Сагайдак, С.С. Поле профессиональной неопределенности
в координатах «способности – склонности»
//Психологический журнал, 2006, №2, с. 3-7.
- Сакович, Д.В. Проблема психологических
технологий в следственной деятельности//Психологический
журнал, 2007, №4, с. 27-31.
- Семеняка, О.Н. Особенности профессиональной
направленности в структуре личности
профессионала//Психологический журнал,
2007, №3, с. 14-17.
- Смирнов, В.Н. Психологические аспекты подготовки
сотрудников спецподразделений органов
внутренних дел к выполнению охранных
функций в экстремальных условиях // Психологическая
наука и образование. 2003. №1. – C. 34.
- Сундиев, И.Ю. Психология социальных групп
и межличностных отношений, значение ее
анализа для совершенствования правоохранительной
деятельности/ И.Ю. Сундиев.- М., 2000.
- Хрестоматия юридическая психология,
составитель Курбатова Т.Н., - Питер, 2001
- Черненилов, В.И. Психологические условия совершенствования
информационного обеспечения управления
органами внутренних дел. Лекция/ В.И. Черненилов.
– М., 1995
- Чуфаровский Ю.В Психология оперативно-розыскной деятельности/
Ю.В. Чуфаровский. - М., 2001
- Чуфаровский, Ю.В. Юридическая психология/ Ю.В.
Чуфаровский. - М., 2004
- Чуфаровский, Ю.В. Юридическая психология: опросы
и ответы/ Ю.В. Чуфаровский. – М.: Юриспруденция,
2000.
- Шамаров, В.М. Организация работы
с личным составом органов внутренних
дел/ В.М. Шамаров. - М., 1997. 97 с.
- Шамаров, В.М., Лойт, Х.Х., Никифоров, А.В. Служебная
дисциплина и законность в ОВД: основные
направления воспитательной работы по
их укреплению/ В.М. Шамаров, Х.Х. Лойт, А.В.
Никифоров. - М., 1997.
- Шаранов, Ю.А. Психологи деятельности
служебного коллектива органов внутренних
дел (управленческо-развивающий подход)/
Ю.А. Шаранов. - Санкт-Петербург, 1998
- Шестаков, А.Г. Психологическое воздействие
в деятельности сотрудников органов внутренних
дел/ А.Г. Шестаков. - Л., 2005.
- Baker, G.W. Comments on the present status and the future
directions of disfster risearcx / The Threat of Impending Disasder:
Contributions to the Psyhologi of Stress. Cambridge, Mass/ G.W. Baker,
1999. Р. 315-330.
- Bartone P.T. Psyhosocial predicttors of solder adjustment to
kombat stress // Third European Conference on Traumatic Stress/ P.T.
Bartone. – Bergen, Norwey, 2003. Р. 19.
- Gersons, В. Pattern of PTSD among Police Officers Following
Shooting Incidents // Police. 1999. № 1, 2.
- Zijderveld, А.С. The Sociology of Humor and Laughter//Cuirent
Sociology 2003. Vol. 31 № 3. P. 51.
ГЛОССАРИЙ
Понятие |
Значение |
Агрессия |
поведение ориентированное на
нанесение вреда объектам, в качестве
которых могут выступать живые существа
или неодушевленные предмет. |
Альтруизм |
система ценностных ориентаций
личности, проявляющихся в актах заботы,
милосердия, самоотречения, мотивом которых
являются интересы другого человека или
социальной группы |
Деятельность |
система взаимодействия субъекта
с миром, в ходе которых происходит его
целесообразное изменение и преобразование
в соответствии с потребностями людей |
Коммуникация |
обмен людей между собой различными
представлениями, идеями, интересами,
настроениями, чувствами, установками
в ходе их совместной деятельности; взаимное
информирование субъектов с целью налаживания
совместной деятельности |
Коммуникативная
компетентность |
способность личности устанавливать,
поддерживать и развивать контакты с другими
людьми |
Коммуникативный
барьер |
психологические препятствия
на пути адекватной передачи информации
между партнерами по общению |
Конфликт
|
в широком смысле
направленное на преодоление противоречия
столкновение, противостояние двух начал,
проявляющееся в активности сторон |
Личность
|
1) человек как
субъект социальных отношений и сознательной
деятельности; 2) определяемое включенностью
в социальные связи системное качество
индивида, формирующееся в совместной
деятельности и общении |
Общественные
отношения |
многообразные отношения между
различными социальными общностями, а
также внутри них в процессе экономической,
политической, социальной, культурной
деятельности. |
Общение |
процесс установления
и развития контактов между людьми,
в основе которого лежит мотивация
участников, направленная на изменение
поведения и личностно-смысловых образований партнера |
Поведение
|
совокупность
направленных действий субъекта, реализуемых
им согласно закономерностям внутреннего
развития и взаимодействия со средой |
Правоохранительная
деятельность |
вид государственной деятельности,
осуществляемой с целью охраны права специально
уполномоченными органами государства
путем применения юридических мер воздействия
в строгом соответствии с законом и при
четком соблюдении установленного им
порядка |
Правоохранительные
органы |
государственные
органы, основной функцией которых является
охрана законности и правопорядка, защита
прав и свобод человека, борьба с преступностью
(суд, арбитражный суд, конституционный
суд, прокуратура, органы внутренних дел,
федеральной службы безопасности, госнаркоконтроля,
таможенного контроля, юстиции, служба
судебных приставов, также адвокатура
др.) |
Правопорядок
|
основанная
на праве и сложившаяся в результате
осуществления идеи и принципов
законности такая упорядоченность
общественных отношений, которая выражается
в правомерном поведении их участников |
Преступность |
совокупность всех фактически
совершенных противоправных деяний, за
каждое из которых предусмотрено уголовное
наказание, а также массовое негативное
социально-правовое явление |
Рефлексия |
механизм самопознания в процессе
общения, в основе которого лежит способность
человека представлять то, как он воспринимается
партнером по общению |
Социальный
стереотип |
устойчивый образ или представление
о каких-либо явлениях или людях, свойственное
представителям той или иной социальной
группы |
Эксперимент
|
общенаучный метод
получения в контролируемых и
управляемых условиях новых знаний
о причинно-следственных отношениях
между явлениями и процессами |