Особенности коммуникативной сферы участковых инспекторов.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 19:11, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявление особенностей коммуникативной сферы участковых инспекторов милиции с различным стажем профессиональной деятельности.
Для достижения поставленной цели, были выдвинуты следующие задачи:
Изучить теоретические представления об особенностях развития коммуникативной сферы у инспекторов внутренних дел, описанные в юридической психологии.
Изучить уровень коммуникативных свойств у участковых инспекторов с различным профессиональным стажем.
Определить наличие взаимосвязи уровня коммуникативных склонностей с уровнем развития организаторских способностей участковых инспекторов.
Выявить взаимосвязь между стажем профессиональной деятельности и особенностями коммуникативной сферы участкового инспектора.
Выявить различия в развитии коммуникативной сферы у участковых инспекторов милиции и оперуполномоченных уголовного розыска с различным стажем профессиональной деятельности.

Файлы: 1 файл

лена.doc

— 494.50 Кб (Скачать файл)

Для 22,6% участковых милиционеров характерным является альтруистический тип общения, проявлениями которого выступают такие черты как: ответственность по отношению к людям, деликатность, мягкость, доброта, эмоциональность отношения к людям проявляется в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих.

Рисунок 2.4 – Тип отношения к окружающим КГ, %

 

Среди респондентов контрольной группы основным типом отношения к окружающим выступает авторитарный тип (48,5%). Такой тип характеризует оперативных сотрудников как доминантных, энергичных, компетентных людей, авторитетных лидеров. Они успешны в делах, любят давать советы, требует к себе уважения и уверены в себе. Такие качества часто подавляют собеседника и заставляют прислушаться к их мнению.

Для 18,2% оперативных  сотрудников характерным является эгоистический тип, проявляющийся  в отчужденном отношении к  ситуации, себялюбии, ориентация в деятельности на чувства и ощущения других людей  отсутствует.

Таким образом, рассмотрев основные типы отношения к окружающимся экспериментальной и контрольной группы можно сделать вывод о том, что участковые инспектора милиции стараются ликвидировать конфликтные ситуации при помощи беседы и разъяснительной работы, более открыты и доброжелательны при общении, чем оперативные сотрудники.

Полученные  данные после проведения  всех методик обработали при помощи критерия Спирмена и пришли к следующим выводам:

  • Наблюдается значимая корреляционная связь между очень низким уровнем коммуникативных склонностей и  очень низким уровнем организаторских способностей (R = 0,69; p≤ 0,01) для профессионального стажа от нескольких месяцев до 3х лет. Это свидетельствует о том, что участковые инспектора с очень низким уровнем коммуникативных способностей не обладают и организаторскими способностями. Они не стремятся к общению, предпочитают проводить время наедине с собой. В новой компании или коллективе чувствуют себя скованно. Испытывают трудности в установлении контактов с людьми. Не отстаивают своего мнения, тяжело переживают обиды. Редко проявляют инициативу, избегают принятия самостоятельных решений.
  • Высшим уровнем развития коммуникативных способностей обладают  респонденты экспериментальной группы, в совокупности с высшим уровнем организаторских способностей (R = 0,57; p≤ 0,05), чей стаж свыше 10 лет. Чем выше коммуникативные навыки, тем успешнее и легче протекает организаторская деятельность. Это свидетельствует о сформированной потребности в коммуникативной и организаторской деятельности. Они быстро ориентируются в трудных ситуациях. Непринужденно ведут себя в новом коллективе. Инициативны. Принимают самостоятельные решения. Отстаивают свое мнение и добиваются принятия своих решений. Любят организовывать игры, различные мероприятия. Настойчивы и одержимы в деятельности.
  • У участковых инспекторов милиции, чей стаж не превышает 5 лет выявлена, статистически значимая связь между дружелюбием и тенденцией номер пять (V) - уступчивость - кротость - пассивная подчиняемость (R = 0,33; p≤ 0,001). Что свидетельствует о недостаточности профессиональных качеств и ориентацию на нравственные нормы.
  • С увеличением профессионального стажа (от 10 лет и выше) наблюдается явное доминирование с совокупности с тенденциями номер 1 (R = 0,47; p≤ 0,01) - доминантность - властность - деспотичность - отражает лидерские данные, стремление к доминированию, независимости, способность брать на себя ответственность, и номер 2 (R = 0,61; p≤ 0,001) - уверенность в себе - самоуверенность - самовлюбленность - отражает уверенность в себе, независимость, деловитость, в крайнем проявлении - эгоистичность и черствость. С наработкой в данной сфере контингент, с которым работает участковый, часто обезличивается, но при этом уровень коммуникативных навыков не снижается, хотя наблюдаются тенденции к автоматизации.
  • Следует также отметить, что при стаже свыше 20 лет и в предпенсионном возрасте наблюдается обратная, регрессивная тенденция – снова появляется дружелюбие и преобладает тенденция 7 – добросердечие – несамостоятельность – чрезмерный конформизм - характеризует способность к взаимопомощи, общительность, доброжелательность, внимательность (R = 0,59; p≤ 0,05). Инспектора в данном случае стараются помочь по-человечески, а не как представители закона.
  • Чем выше коммуникативные склонности, тем ниже зависимый способ общения (R = -0,24; p≤ 0,05) и выше уровень компетентного общения (R = 0,32; p≤ 0,05), что говорит об способности раскрепощенного общения, основанного на индивидуальных взглядах и мнениях, отсутствии тенденции к навязыванию чужого мнения.
  • У участковых инспекторов милиции выявлена зависимость между уровнем организаторских способностей и способом общения, а также типом отношений к окружающим. Так с высоким уровнем организаторских способностей респонденты проявляет альтруистический тип отношения (R = 0,25; p≤ 0,05), проявляющийся в ответственности по отношению к людям, деликатности, эмоциональном отношении к людям, умении подбодрить и успокоить окружающих. А также проявляется низкий уровень зависимого типа общения (R = -0,40; p≤ 0,001). Эта связь проявляется в отсутствии явной реакции на задевающее, провоцирующее поведение собеседника.
  • Чем выше тенденция к лидерству, преобладание авторитарного типа отношения к окружающим людям, тем выше уровень уверенности в себе (R = 0,68; p≤ 0,001) и требовательность по отношению к окружающим (R = 0,54; p≤ 0,001).
  • В дополнение к выше сказанному были выявлены возрастные особенности. С увеличением возраста и профессионального стажа, у участковых инспекторов наблюдается снижение и почти отсутствие скептицизма и подозрительности по отношению к окружающим (R = -0,27; p≤ 0,05).

Используя критерий Манна-Уитни, нами был проведен анализ межгруппового сравнения контрольной  и экспериментальной выборки, сотрудников  отдела уголовного розыска и участковых инспекторов соответственно по результатам трех методик. Результаты следующие:

  • По сравнению с сотрудниками отдела уголовного розыска у участковых инспекторов милиции выше показатели по критериям отзывчивость-бескорыстие-жертвенность (U = 460,000; p≤ 0,05), что говорит о преобладании в общении у участковых инспекторов альтруистического типа; добросердечность-несомастоятельность-чрезмерная конформность (U = 468,000; p≤ 0,001), что свидетельствует об искреннем отношение к окружающимся, наличием веры в хорошее. Среди участковых инспекторов чаще встречается зависимый тип общения (U = 468,000; p≤ 0,001), чем у сотрудников уголовного розыска. Это характеризует участкового инспектора как более приближенного к собеседнику, обладающего умением выслушать и понять, постараться помочь в рамка закона.
  • Участковые инспектора милиции чаще проявляют свою требовательность (U = 509,500; p≤ 0,001), и в общении используют преимущественно компетентный способ, что позволяет проводить также профилактику совершения правонарушений (U = 503,500; p≤ 0,001).
  • Также у участковых инспекторов больше развиты организационные способности (U = 339,000; p≤ 0,001), они умеют структурировать свою деятельность и часто способствуют налаживанию образа жизни своих подопечных.
  • Определенная закономерность выявлена для профессионального стажа 1-3 года, именно в этот период наиболее ярко выражена тенденция к лидерству-властности-деспотизму (U = 567,500; p≤ 0,01). Сотрудники с таким стажем наиболее инициативны и проявляют максимализм во всех видах правоохранительной деятельности.

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод:

  1. Между двумя группами респондентов, качественных различий в применении способов общения не выявлено, различия имеются среди сформированных умений, что объясняется различной спецификой их профессиональной деятельности и развитием различных групп умений.
  2. Участковые инспектора милиции стараются ликвидировать конфликтные ситуации при помощи беседы и разъяснительной работы, более открыты и доброжелательны при общении, чем оперативные сотрудники.
  3. Среди участковых инспекторов милиции ведущим фактором при общении является дружелюбие (77,4%), что говорит об открытости для общения и способности выслушать каждую сторону.
  4. С увеличением профессионального стажа (от 10 лет и выше) наблюдается явное доминирование авторитарного типа общения и эгоистического типа, что отражает уверенность в себе, независимость, деловитость. При стаже свыше 20 лет и в предпенсионном возрасте наблюдается обратная, регрессивная тенденция – снова появляется дружелюбие и преобладает дружелюбный тип общения.
  5. В сравнении с другими представителями правоохранительных органов, участковые инспекторы с увеличением профессионального стажа имеют хорошо развитую коммуникативную сферу, с доминированием дружелюбного типа общения.

В результате проведенного анализа и интерпретации выдвинутая гипотеза о зависимости между стажем профессиональной деятельности и  изменениями в коммуникативной сфере участковых инспекторов милиции, нашла свое подтверждение.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате проведенного теоретико-эмперического исследования на тему особенностей коммуникативной сферы участковых инспекторов милиции  и подтверждения выдвигаемой нами гипотезы, о том что, в зависимости от стажа профессиональной деятельности происходят качественные изменения особенностей коммуникативной сферы участковых инспекторов милиции; имеются различия в развитии коммуникативной сферы у участковых инспекторов милиции и оперуполномоченных можно сделать следующие выводы:

  1. Основными видами профессиональной деятельности, в которой необходимо задействовать коммуникативные качества личности являются такие как коммуникативная деятельность, организаторская деятельность, профилактическая деятельность, а также деятельность по дознанию и расследованию преступлений. Общение в рамках профессиональной деятельности предполагает осуществление таких форм профессионального общения как: общение в коллективе ОВД, с лицами причастными к совершению преступления, с лицами, оказывающими содействие в предупреждении, выявлении и расследовании преступлений, с должностными лицами. Среди важных качеств в профессиональном общении выделяют: умение налаживания и поддержания психологического контакта, открытость для коммуникативных процессов, умение быстро и четко оценивать ситуацию, эмоциональную устойчивость, сдержанность.
  2. С увеличением профессионального стажа (от 10 лет и выше) наблюдается явное доминирование авторитарного типа общения и эгоистического типа, что отражает уверенность в себе, независимость, деловитость. В данном случае, контингент, с которым работает участковый, часто обезличивается, но при этом уровень коммуникативных навыков не снижается, хотя наблюдаются тенденции к автоматизации. При стаже свыше 20 лет и в предпенсионном возрасте наблюдается обратная, регрессивная тенденция – снова появляется дружелюбие и преобладает дружелюбный тип общения.
  3. Для высокого уровня коммуникативных навыков среди участковых инспекторов милиции характерным является и  высокий уровень развития организаторских способностей. По количеству сформированных умений участковые инспектора милиции занимают высокое место, так как у них сформированы такие умения как:  умение оказывать и принимать знаки внимания (комплименты), хорошо владеют своей реакцией (адекватно реагируют на справедливую и несправедливую критику, умеют не обратить внимание на провокацию) и стараются любой конфликт свести к нулю, умеют обратиться с просьбой и оказать помощь нуждающемуся в этом, эмпатичны и коммуникативно открыты.
  4. С увеличением профессионального стажа у участковых инспекторов милиции уровень коммуникативных навыков не снижается, хотя наблюдаются тенденции к автоматизации. В общении преобладает тенденция «добросердечие – несамостоятельность – чрезмерный конформизм», что характеризует участковых инспекторов как способных к взаимопомощи, общительных, доброжелательных, внимательных к проблема контингента, с которыми они работают.
  5. В сравнении с другими представителями правоохранительных органов, участковые инспекторы с увеличением профессионального стажа имеют хорошо развитую коммуникативную сферу, с доминированием дружелюбного типа общения. Они чаще проявляют свою требовательность, и в общении используют преимущественно компетентный способ, что позволяет проводить также профилактику совершения правонарушений.

Эффективное решение  и выполнение многочисленных и разнообразных  задач и обязанностей, возложенных на участковых инспекторов милиции, в первую очередь зависит от умелой, рациональной организации их работы. Организовать работу, как показывает практика — это подготовить (создать условия) и упорядочить служебную деятельность.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Алексушин, Г.В. История правоохранительных органов/ Г.В. Алексушин. – Самара: Издательство АНО «ИА ВВС» и АНО «Ретроспектива», 2005.
  2. Алмазов, Б.Н. Правовая психопатология: уч. пос./ Б. Н. Алмазов.- Екатеринбург: Издательский дом УрГЮА, 2004. — 408 с.
  3. Андреев, Н.В. Проблемы профессионального отбора кадров и работы с личным составом отрядов милиции особого назначения // Проблемы организации работы с личным составом органов внутренних дел: Труды Академии МВД России/ Н.В. Андреев. – М., 1993. С. 92–99.
  4. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита //Психологический журнал. Т. 15 №1 1994, с.3-18.
  5. Бандурка, А.М. Юридическая психология/ А.М. Бандурка. - Харьков, 2002.
  6. Беляева, Л.И. Психологические особенности экстремальных ситуаций правоохранительной деятельности // Прикладная юридическая психология / Под ред. А.М. Столяренко. М., 2001. С.531–533.
  7. Букетов, А.В. Работа с сотрудниками ОВД по профилактике профессиональной деформации/ А.В. Букетов.- М., 1992;
  8. Гуценко, К.Ф., Ковалев, М.А. Правоохранительные органы/К.Ф.Гуценко, М.А.Ковалев. -  М., 1995.
  9. Дикая, Л.Г., Махнач А.В. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования // Психол. журнал. 1996. № 3. Т. 17. С. 140–148, 157.
  10. Доронин, Д.Ф., Егоров, Ю.В., Суродин, В.И. Психология и педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел: курс лекций/ Д.Ф. Доронин, Ю.В. Егоров, В.И. Суродин. - М., 2000.
  11. Дроботова, Е.В. Динамика профессионального самосознания на разных этапах профессионализации личности// Психологический журнал. 2006. №3. – C. 24 – 27.
  12. Еникеев, М.И. Общая и юридическая психология. Ч.2/ М.И. Еникеев - М., 1996.
  13. Еникеев, М.И. Психология общения следователя с обвиняемым (подозреваемым) и свидетелями. — Современные проблемы расследования и предупреждения преступлений/ М.И. Еникеев.- М., 2007.
  14. Камышев, А.А. Социально-психологические аспекты обеспечения боевой деятельности военнослужащих внутренних войск МВД России // Социально-правовые и психологические основы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России: проблемы теории и практики // Матер. междун. научно-практ. конф., 20–21 марта 1997 г. СПб., 1997. Ч. 4. С. 30–33.
  15. Кибак, И.А. Психологические аспекты обеспечения законотворческой деятельности// Психологический журнал. 2006. №2. – C. 24 – 27.
  16. Костина, Л.Н. Использование психологических знаний в практике расследования групповых преступлений несовершеннолетних // Психологическая наука и образование. 2009. №2. – C. 104 – 111.
  17. Лахвич, Ю.Ф. Стратегии межличностного взаимодействия: опыт определения// Психологический журнал. 2006. №4. – C. 12 – 16.
  18. Мицкевич, В.В. Приемы установления психологического контакта сотрудников ОВД с гражданами при решении оперативно-служебных задач/ В.В. Мицкевич. - Минск, 1999.
  19. Олейник, А.Н. Основы конфликтологии. Психологические средства деятельности сотрудников органов внутренних дел в ситуации конфликтов/ А.Н.Олейник. - М., 1992.
  20. Организация деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений: Учебник/ Под ред.В.Д. Малкова, А.Ф. Токарева. - М., 2000.
  21. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел: Справ, пособие. / Под ред. Бовина Б.Г., Мягких Н.И., Сафронова А.Д. - М., 1997.
  22. Панкин, И.Н. Личная безопасность сотрудников внутренних дел: тактика и психология безопасной деятельности/ И.Н. Панкин. - М., 1996;
  23. Панфилова, А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности (практические рекомендации для профессионального общения)/ А.П. Панфилова. – СПб, 1999.
  24. Пастушеня, А.Н. Индивидуальная профессиональная концепция специалиста: структурно-функциональная и содержательная характеристика// Психологический журнал. 2007. №3. – C. 5 – 12.
  25. Покровская, С.Е. Понятие «профессиональная направленность личности» в современной психологии: анализ содержания/ С.Е. Покровская// Психологическая наука и образование. 2009. №3. – C. 5 – 12.
  26. Пономарева, П.Б. Конфликты в деятельности и общении работников органов внутренних дел/ П.Б. Пономарева. - М, 1989.
  27. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова, - Речь, 2003
  28. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - Речь, 2004.
  29. Психология самосознания/Под ред. Д.Я. Райгородского. - М,: БАХРАМ, 2000.
  30. Пушков, В.Г. Специфика психологического воздействия в следственной практике. // Психологический журнал. Т.18. - 1997.
  31. Розин, В.М. Психология для юристов/ В.М. Розин. - Изд. "ФОРУМ" М.,1993.
  32. Розин, В.М. Психология для юристов Учебные пособия для высшей школы/ В.М. Розин. – М.:Дом “Форум”, 1997.
  33. Романов, В.В. Юридическая психология/ В.В. Романов. - М., 1999.
  34. Сагайдак, С.С. Поле профессиональной неопределенности в координатах «способности – склонности» //Психологический журнал, 2006, №2, с. 3-7.
  35. Сакович, Д.В. Проблема психологических технологий в следственной деятельности//Психологический журнал, 2007, №4, с. 27-31.
  36. Семеняка, О.Н. Особенности профессиональной направленности в структуре личности профессионала//Психологический журнал, 2007, №3, с. 14-17.
  37. Смирнов, В.Н. Психологические аспекты подготовки сотрудников спецподразделений органов внутренних дел к выполнению охранных функций в экстремальных условиях // Психологическая наука и образование. 2003. №1. – C. 34.
  38. Сундиев, И.Ю. Психология социальных групп и межличностных отношений, значение ее анализа для совершенствования правоохранительной деятельности/ И.Ю. Сундиев.- М., 2000.
  39. Хрестоматия юридическая психология, составитель Курбатова Т.Н., - Питер, 2001
  40. Черненилов, В.И. Психологические условия совершенствования информационного обеспечения управления органами внутренних дел. Лекция/ В.И. Черненилов. – М., 1995
  41. Чуфаровский Ю.В Психология оперативно-розыскной деятельности/ Ю.В. Чуфаровский. - М., 2001
  42. Чуфаровский, Ю.В. Юридическая психология/ Ю.В. Чуфаровский. - М., 2004
  43. Чуфаровский, Ю.В. Юридическая психология: опросы и ответы/ Ю.В. Чуфаровский. – М.: Юриспруденция, 2000.
  44. Шамаров, В.М. Организация работы с личным составом органов внутренних дел/ В.М. Шамаров. -  М., 1997. 97 с.
  45. Шамаров, В.М., Лойт, Х.Х., Никифоров, А.В. Служебная дисциплина и законность в ОВД: основные направления воспитательной работы по их укреплению/ В.М. Шамаров, Х.Х. Лойт, А.В. Никифоров. -  М., 1997.
  46. Шаранов, Ю.А. Психологи деятельности служебного коллектива органов внутренних дел (управленческо-развивающий подход)/ Ю.А. Шаранов. - Санкт-Петербург, 1998
  47. Шестаков, А.Г. Психологическое воздействие в деятельности сотрудников органов внутренних дел/ А.Г. Шестаков. - Л., 2005.
  48. Baker, G.W. Comments on the present status and the future directions of disfster risearcx / The Threat of Impending Disasder: Contributions to the Psyhologi of Stress. Cambridge, Mass/ G.W. Baker, 1999. Р. 315-330.
  49. Bartone P.T. Psyhosocial predicttors of solder adjustment to kombat stress // Third European Conference on Traumatic Stress/ P.T. Bartone. – Bergen, Norwey, 2003. Р. 19.
  50. Gersons, В. Pattern of PTSD among Police Officers Following Shooting Incidents // Police. 1999. № 1, 2.
  51. Zijderveld, А.С. The Sociology of Humor and Laughter//Cuirent Sociology 2003. Vol. 31 № 3. P. 51.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛОССАРИЙ

Понятие

Значение

Агрессия

поведение ориентированное на нанесение вреда объектам, в качестве которых могут выступать живые существа или неодушевленные предмет.

Альтруизм

система ценностных ориентаций личности, проявляющихся в актах заботы, милосердия, самоотречения, мотивом которых являются интересы другого человека или социальной группы

Деятельность

система взаимодействия субъекта с миром, в ходе которых происходит его целесообразное изменение и преобразование в соответствии с потребностями людей

Коммуникация

обмен людей между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками в ходе их совместной деятельности; взаимное информирование субъектов с целью налаживания совместной деятельности

Коммуникативная компетентность

способность личности устанавливать, поддерживать и развивать контакты с другими людьми

Коммуникативный барьер

психологические препятствия на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению

Конфликт 

в широком смысле направленное на преодоление противоречия столкновение, противостояние двух начал, проявляющееся в активности сторон

Личность 

1) человек как  субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении

Общественные  отношения

многообразные отношения между различными социальными общностями, а также внутри них в процессе экономической, политической, социальной, культурной деятельности.

Общение

процесс установления и развития контактов между людьми, в основе которого лежит мотивация  участников, направленная на изменение  поведения и личностно-смысловых образований партнера

Поведение

совокупность  направленных действий субъекта, реализуемых  им согласно закономерностям внутреннего  развития и взаимодействия со средой

Правоохранительная  деятельность

вид государственной деятельности, осуществляемой с целью охраны права специально уполномоченными органами государства путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при четком соблюдении установленного им порядка

Правоохранительные  органы

государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью (суд, арбитражный суд, конституционный суд, прокуратура, органы внутренних дел, федеральной службы безопасности, госнаркоконтроля, таможенного контроля, юстиции, служба судебных приставов, также адвокатура др.)

Правопорядок 

основанная  на праве и сложившаяся в результате осуществления идеи и принципов  законности такая упорядоченность  общественных отношений, которая выражается в правомерном поведении их участников

Преступность

совокупность всех фактически совершенных противоправных деяний, за каждое из которых предусмотрено уголовное наказание, а также массовое негативное социально-правовое явление

Рефлексия

механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению

Социальный  стереотип

устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы

Эксперимент

общенаучный метод  получения в контролируемых и  управляемых условиях новых знаний о причинно-следственных отношениях между явлениями и процессами

Информация о работе Особенности коммуникативной сферы участковых инспекторов.