Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 12:54, дипломная работа
Актуальность исследования. Психологическая проблема смысла жизни приобрела на рубеже веков неожиданную актуальность и значимость. Изучение проблемы смыслов семейной жизни у мужчин и женщин, связанной с развитием и реализацией человека как индивида, как личности имеет как научное, так и практическое значение. Проблема смысла жизни, всей жизнедеятельности, в том числе и профессиональной, является решающей в судьбе человека. Через жизненный смысл как многообразие отношений личности строится отношение и к семейной жизни.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОНИМАНИЯ СМЫСЛОВ ЖИЗНИ…………….………….7
1.1. Исследование смыслов семейной жизни в психологической науке …………………………..…..………. 7
1.2. Современные подходы к проблеме «понимания».……..….14
1.3. Сущность и структура семейной жизни………………..…...21
1.4. Понимание особенностей смыслов жизни пар зарегистрировавших и не зарегистрировавших брак……32
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОНИМАНИЯ СМЫСЛОВ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ ПАР ЗАРЕГИСТРИРОВАВШИХ И НЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАВШИХ БРАК…………..…………47
2.1. Программы и методы исследования смыслов семейной жизни………..……………………………………………..…….....47
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования…........52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...…………………………………..………………………….65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………...….68
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СТОЛИЧНАЯ ФИНАНСОВО - ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»
Филиал НОУ ВПО «СФГА» в г.Волгодонске
Факультет Психологии, педагогики и права
Специальность: Психология
Выпускная квалификационная работа
Дипломная работа
Тема: «Особенности понимания смыслов семейной жизни парами зарегистрировавших и не зарегистрировавших брак»
«Допущен(а) к защите» Заведующий кафедрой психологии ___________ к.пед.н. Шмыдко А.А. (подпись) «_____»_________________ 2012г.
| |
Студент(ка): ____________Пшеничная Н.Э. (подпись) «_____»_________________ 2012г.
| |
Научный руководитель: ____________ к.пед.н. Соловьева А.В. (подпись) «_____»_________________ 2012г.
|
2012г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОНИМАНИЯ СМЫСЛОВ ЖИЗНИ…………….………….7
1.1. Исследование смыслов семейной жизни в психологической науке …………………………..…..………. 7
1.2. Современные подходы к проблеме «понимания».……..….14
1.3. Сущность и структура семейной жизни………………..…...21
1.4. Понимание особенностей смыслов жизни пар зарегистрировавших и не зарегистрировавших брак……32
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОНИМАНИЯ СМЫСЛОВ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ ПАР ЗАРЕГИСТРИРОВАВШИХ И НЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАВШИХ БРАК…………..…………47
2.1. Программы и методы исследования
смыслов семейной
жизни………..……………………………………………..…
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования…........52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...…………………………………..…
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………...….68
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Психологическая проблема смысла жизни приобрела на рубеже веков неожиданную актуальность и значимость. Изучение проблемы смыслов семейной жизни у мужчин и женщин, связанной с развитием и реализацией человека как индивида, как личности имеет как научное, так и практическое значение. Проблема смысла жизни, всей жизнедеятельности, в том числе и профессиональной, является решающей в судьбе человека. Через жизненный смысл как многообразие отношений личности строится отношение и к семейной жизни.
Возникновение психического состояния как психического явления, механизмы его детерминации и трансформации до настоящего времени остаются недостаточно изученными в психологии. Исследованиями в области психологии смысла показано, что смысл определяется значимостью для субъекта определенных объектов, явлений, действий, событий, он индивидуален и неповторим. Изучением смысла предмета или действия, их местом в более широком контексте; зависимость смысла от когнитивных процессов переработки информации и построения образа мира занимались Выгодский Л.С., Лейтес Н.С., Леонтьев Д.А. Панина К.В., Франкл В. [11; 24; 28; 35; 46]. Учеными установлено, что смысловые образования не существуют изолированно, а образуют единую систему; или показано, что смыслы порождаются и изменяются в деятельности Асмолов А.Г., Братусь Б.С., Леонтьев Д.А. Панина К.В. Соловьев Н. [6; 10; 28; 35; 41; 53; 54].
В этой области фактически «белым пятном» является проблема смысловой регуляции психических состояний. Исследования влияния смысловой системы на психические состояния носят частный, разрозненный и прикладной характер - рассматриваются лишь отдельные феномены такого влияния. Так в работе Н.И. Наенко [32] показано, что различный личностный смысл выполняемой деятельности (актуализировались разные мотивы) обуславливает разные формы психической напряженности.
Первую психологическую теорию смысла разработал выдающийся австрийский психолог Альфред Адлер. Начав вместе с Зигмундом Фрейдом изучение влияния бессознательного на поступки человека, Адлер довольно скоро разошёлся с учителем в понимании существенных моментов в психологии людей и навсегда порвал с ним. Дело в том, что Фрейд видел корни всех поступков людей в прошлом, в истории формирования личности. По мнению же Адлера, многими поступками управляют не причины, а цели, то, что лежит в будущем и к чему устремлён индивид. Поэтому правильно спрашивать человека не почему, а зачем, для чего он поступил так, а не иначе. Адлер стал первым психологом, кто рассмотрел поведение человека под углом зрения не движущих им причин, а целей, к которым оно устремлено. Согласно психологу, смыслов жизни столько, сколько людей. Смысл жизни есть у высокообразованных и неграмотных людей, у здоровых и душевнобольных, у законопослушных членов общества и преступников. Уже в возрасте 3-5 лет все жизненные проявления человека приобретают единую направленность, индивидуальная жизнь становится цельной; формируется единый жизненный стиль и смысл жизни. Причём смысл жизни - не субъективная концепция, о которой можно узнать, только спросив самого человека, а объективная направленность его существования. Человек осознаёт смысл своей жизни много позже, а порой и вовсе не осознаёт. Но смысл всё равно придаёт жизни единую направленность, и если он выполняет эту функцию, то не может считаться ошибочным [38]. Подлинный прорыв в понимании смысла произошёл в 40-50-х гг. XX столетия. Он связан с именем Виктора Эмиля Франкла. Именно в этот период психологи и психиатры обратили внимание на специфические заболевания и отклонения от нормального функционирования человека, связанные с ощущением отсутствия в жизни смысла [27, 29, 46].
Объект исследования смысловая сфера личности.
Предмет исследования – понимание смыслов семейной жизни парами зарегистрировавших и не зарегистрировавших брак.
Цель исследования выявить особенность смысловой сферы у пар не зарегистрировавших брак, а также у мужчин и женщин зарегистрировавших брак и не зарегистрировавших брак.
Основными гипотезами исследования являются положения о том, что:
смыслы семейной жизни у мужчин и женщин, состоящих и не состоящих в браке различаются и, понимание семейной жизни супругами зарегистрировавших и не зарегистрировавших брак являются не идентичными.
Задачи исследования:
1. Проанализировать смыслы семейной жизни в психологической литературе.
2. Выявить сущность и структуру семейной жизни.
3. Определить особенности смыслов жизни.
4. Рассмотреть сущность феномена «понимания».
5. Выявить смыслы жизни у мужчин и женщин состоящих и не состоящих в браке.
Методологические основой исследования послужили основные принципы отечественными и зарубежной психологии: Д. А. Леонтьеву, В. П. Зинченко, К. Г. Юнга, А. Адлер, В. Франкл, Ю. И. Алешина, В. Н. Дружинин, С. В. Ковалева, А. С. Спиваковская, Э. Г. Эйдемиллера, А. И. Антонова и другие.
Методами исследования: теоретический анализ научной литературы, наблюдение, тестирование.
Применялись следующие методики исследования:
1. Системы жизненных смыслов (В. Ю. Котлякова).
2. Исследование смысложизненных ориентаций (Д. А. Леонтьева (СЖО)).
В качестве метода математической статистики использовалось критерий Манна - Уитни [40].
Выборка 17 семейных пар зарегистрировавших брак в возрасте от 23 до 56лет семейный стаж от 2 до 30 лет, 19 пар, не зарегистрировавших брак в возрасте от 18 до 35 лет. Исследования происходили в г. Волгодонске Ростовской области и г. Воронеже. 17 семейных пар зарегистрировавших брак, 19 пар, не зарегистрировавших брак.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в работе практических психологов, психологических служб поддержки молодой семьи, при подготовке практических психологов.
Структура дипломной работы. Данная работа состоит из оглавления, введения, двух глав (теоретической и эмпирической), заключения, списка литературы. Общий объем составляет 78 страниц. Список литературы на 4 страницах (75 наименований источников). Дипломная работа проиллюстрирована: 10 таблицами и 4 диаграммами.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОНИМАНИЯ СМЫСЛОВ ЖИЗНИ
Смысл жизни человек не изобретает, а находит в мире, в объективной реальности. Утверждая уникальность и неповторимость смысла жизни каждого человека, Франкл тем не менее отвергал некоторые варианты философии жизни. Так, смыслом жизни нельзя считать наслаждение, ибо это внутреннее состояние субъекта, а смысл обнаруживается всегда в мире. По той же логике человек не может стремиться к счастью, можно просто искать причины для него. Борьба за существование и стремление к продолжению рода имеют смысл лишь постольку, поскольку сама жизнь уже обладает каким-то независимым от этого смыслом [46]. Обрести смысл способен любой человек, независимо от пола, возраста, интеллекта, образования, характера, среды и религиозных убеждений. Хотя смысл жизни каждого уникален, существуют обобщённые, типичные ценности, которые делают жизнь осмысленной. Три группы ценностей, описываемые Франклом, раскрывают три способа наполнить жизнь смыслом. Это можно сделать с помощью творчества - через то, что человек даёт жизни. Кроме того, с помощью переживания - через то, что мы берём от мира (например, переживание любви). Ещё один путь - позиция, которую мы занимаем по отношению к судьбе, если не в состоянии её изменить.
Основной способ реализации «ценностей творчества» - труд. Смысл труда заключается прежде всего в том, что человек делает сверх предписанных ему служебных обязанностей, что привносит как личность в свою работу. Очень часть смысл жизни является человеку через ценности переживания: восхищение красотой природы, созерцание произведений искусства, любовь. Богатым ценностным потенциалом из числа «ценностей переживания» обладает любовь - переживание другого человека в его неповторимости и уникальности. Главный пафос и новизна подхода Франкла связаны с третьей группой ценностей - «ценностей отношений»; им он уделяет наибольшее внимание. К ним человек прибегает, когда оказывается во власти обстоятельств, которые не в силах изменить. Но в самой тяжёлой ситуации человек свободен занять осмысленную позицию по отношению к ней и придать переживанию глубокий жизненный смысл. Как только мы добавляем «ценности отношения» к перечню возможных категорий ценностей, пишет Франкл, становится очевидным, что человеческое существование никогда не оказывается бессмысленным по своей внутренней сути. Жизнь человека сохраняет смысл до конца - до последнего дыхания.
Франкл предлагал отказаться от абстрактной постановки вопроса о смысле жизни. Существует лишь конкретный смысл жизни той или иной личности в данный момент. Любая ситуация несёт в себе смысл, разный для разных людей, но для каждого единственно истинный. Интуитивно отыскивать единственный смысл, кроющийся в ситуации, по Франклу, способна совесть. Этот смысловой орган помогает человеку найти даже смысл, противоречащий сложившимся ценностям, когда эти ценности уже не соответствуют быстро изменяющимся ситуациям. Человек свободен, если его поведение определяется прежде всего ценностями и смыслами, не поддающимися давлению жизненных обстоятельств [8; 9; 46; 66; 67].
Найти смысл - полдела; необходимо жить в соответствии с уникальным смыслом своей жизни. Человек несет за это ответственность. Тем не менее он никогда так и не знает до самого последнего мгновения жизни, удалось ли ему действительно осуществить своё предназначение. Приходится мириться с невозможностью охватить бытие в целом, с невозможностью познать его сверхсмысл, который осуществляется независимо от жизни отдельных индивидов. Смысл жизни - неразрывное единство трёх составляющих: жизненных целей, эмоционального переживания осмысленности жизни и её практического осуществления в желаемом направлении. Важно, чтобы все эти компоненты органично сочетались. Если вовлечённость в процесс жизни и ощущение его осмысленности не будут сопровождаться осознанными целями, человек поплывёт по течению и вряд ли сможет «рулить» собственной жизнью. Если жизненные цели и их практическое осуществление не станут сопровождаться переживанием осмысленности, жизнь превратится в хладнокровно реализуемую карьеру, утратив многое из того, что придаёт ей смысл и очарование. Если жизненные цели будут сопровождаться чувством осмысленности, но сама жизнь никак не будет соответствовать этому идеалу, то перед нами окажется прекраснодушный идеалист, неспособный жить в соответствии с правильными и красивыми целями [69].
Смысловая сфера личности (по Д. А. Леонтьеву) - «это особым образом организованная совокупность смысловых образований (структур) и связей между ними, обеспечивающая смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах». Смысловые структуры (личностный смысл, смысловой конструкт, смысловая установка, смысловая диспозиция, мотив и личностная ценность) «выступают как обобщающее родовое понятие для описания специфических элементов структурной организации смысловой сферы личности и являются превращенными формами жизненных отношений субъекта, образуя в совокупности систему смысловой регуляции жизнедеятельности субъекта» [27].