Особенности понимания смыслов семейной жизни парами зарегистрировавших и не зарегистрировавших брак

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 12:54, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Психологическая проблема смысла жизни приобрела на рубеже веков неожиданную актуальность и значимость. Изучение проблемы смыслов семейной жизни у мужчин и женщин, связанной с развитием и реализацией человека как индивида, как личности имеет как научное, так и практическое значение. Проблема смысла жизни, всей жизнедеятельности, в том числе и профессиональной, является решающей в судьбе человека. Через жизненный смысл как многообразие отношений личности строится отношение и к семейной жизни.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОНИМАНИЯ СМЫСЛОВ ЖИЗНИ…………….………….7
1.1. Исследование смыслов семейной жизни в психологической науке …………………………..…..………. 7
1.2. Современные подходы к проблеме «понимания».……..….14
1.3. Сущность и структура семейной жизни………………..…...21
1.4. Понимание особенностей смыслов жизни пар зарегистрировавших и не зарегистрировавших брак……32
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОНИМАНИЯ СМЫСЛОВ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ ПАР ЗАРЕГИСТРИРОВАВШИХ И НЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАВШИХ БРАК…………..…………47
2.1. Программы и методы исследования смыслов семейной жизни………..……………………………………………..…….....47
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования…........52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...…………………………………..………………………….65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………...….68

Файлы: 1 файл

диплом Пшеничной Н.Э..doc

— 540.00 Кб (Скачать файл)

     Г. Навайтис рассматривает следующие этапы развития семьи:

Добрачное общение. На данном этапе необходимо достигнуть частичной психологической и материальной независимости от генетической семьи, приобрести опыт общения с другим полом, выбрать брачного партнера, приобрести опыт эмоционального и делового общения с ним.

Брак - принятие супружеских социальных ролей.

Этап медового месяца. К его задачам относятся: принятие изменений в интенсивности чувств, установление психологической и пространственной дистанции с генетическими семьями, приобретение опыта взаимодействия в решении вопросов организации каждодневного быта семьи, создание интимности, первичное согласование семейных ролей.

Этап молодой семьи. Рамки этапа: решение о продолжении рода — возвращение жены к профессиональной деятельности или начало посещения ребенком дошкольного учреждения.

Зрелая семья, то есть семья, выполняющая все свои функции. Если на четвертом этапе семья пополнилась новым членом, то на пятом она дополняется новыми личностями. Соответственно изменяются роли родителей. Их возможности удовлетворять потребности ребенка в опеке, в безопасности должны дополняться способностями воспитывать, организовывать социальные связи ребенка.

      Этап заканчивается, когда дети достигают частичной независимости от родительской семьи. Эмоциональные задачи семьи можно считать решенными, когда психологическое влияние детей и родителей друг на друга приходит к равновесию, когда все члены семьи условно автономны.

Семья людей старшего возраста. На данном этапе возобновляются супружеские отношения, придается новое содержание семейным функциям (например, воспитательная функция выражается участием в воспитании внуков) [1; 2; 44].

     Наличие проблем у членов семьи может быть связано с необходимостью перехода семьи на новую стадию развития и адаптации к новым условиям. Обычно наиболее стрессогенными являются третья стадия (по классификации Картера и Мак - Голдринга), когда появляется первый ребенок, и пятая стадия, когда структура семьи нестабильна в связи с «приходом» одних членов семьи и «уходом» других. Даже позитивные изменения могут приводить к стрессу семьи.

     Неожиданные и особенно травматические переживания, такие как 
безработица, ранняя смерть или рождение позднего ребенка, могут 
затруднять решение задач по развитию семьи и переходу ее на новую 
стадию. Ригидный и дисфункциональный стиль взаимоотношений в 
семье также увеличивают вероятность того, что даже нормальные семейные изменения будут переживаться как кризис. Изменения в семье рассматриваются либо как нормальные, либо как «ненормальные». Нормальные изменения в семье - это такие трансформации, 
которые семья может ожидать. А «ненормальные», наоборот, внезапны и неожиданны, как, например, смерть, самоубийство, болезнь, бегство и др.

     По мнению Д. Леви (1993), существуют следующие типы изменений в семье:

«выбывание» (утрата членов семьи по различным причинам);

«прирост» (пополнение состава семьи в связи с рождением, усыновлением, приездом дедушки или бабушки, возвращением с военной службы);

изменения под влиянием социальных событий (экономическая 
депрессия, землетрясение и т. п.);

биологические изменения (половая зрелость, климактерический 
период и т. д.);

изменение стиля жизни (уединение, переезд, безработица и т.д.);

«насилие» (кража, изнасилование, избиение и т. д.) [1; 2; 3; 12; 23; 44; 47].

     В результате проведенной  – поисковой и исследовательской  деятельности были решены поставленные  задачи, с помощью чего, изучив, состояние  проблемы смысла жизни в психологической  науке было установлено следующее.

     В - первых изучение  проблем смысла жизни уделялось  большое внимание в нашей стране, а также зарубежом.

     Во - вторых исследованиями  в области психологии смысла  показано, что смысл определяется  значимостью для субъекта определенных  объектов, явлений, действий, событий, он индивидуален и неповторим.

     В -  третьих, установлено, что смысловые образования не  существуют изолированно, а образуют  единую систему; показано, что смыслы  порождаются и изменяются в  деятельности.

     В - четвертых рассмотрели понимание особенностей  смыслов жизни парами  зарегистрировавших и не зарегистрировавших брак.

     Смысловая сфера личности (по Д. А.Леонтьеву) - «это особым образом организованная совокупность смысловых образований (структур) и связей между ними, обеспечивающая смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах». Смысловые структуры (личностный смысл, смысловой конструкт, смысловая установка, смысловая диспозиция, мотив и личностная ценность) «выступают как обобщающее родовое понятие для описания специфических элементов структурной организации смысловой сферы личности и являются превращенными формами жизненных отношений субъекта, образуя в совокупности систему смысловой регуляции жизнедеятельности субъекта» [27]. Единственное, где можно найти ответ на вопрос о смысле жизни, - это сама жизнь. Каждый должен сам найти в ней ответ на этот вопрос. Незачем спешить строить теории собственной жизни. Гораздо важнее не терять ощущение смысла своих поступков - есть ли он, туда ли он направлен, совпадает ли он с желаемым. Смысл жизни - в осмысленной жизни [71].

     В ходе изучения литературных источников мы установили, что понимание - это процесс, связанный с множеством различных внешних факторов и личностных особенностей субъекта [55].

Мы выделили два признака адекватности смысла жизни:

«Реалистичность» смысла жизни, то есть соответствие смысла жизни, с одной стороны, наличным, объективным условиям, необходимым для его реализации, с другой - индивидуальным возможностям человека.

«Конструктивность» смысла жизни - характеристика, отражающая степень его позитивного (или негативного) влияния на процесс становления личности и успешность деятельности человека [62].

     По определению А. И. Антонова, семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родительства - родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Супружество - это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое присущими ему ценностями [12]. Гражданский брак - брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви. В РФ единственно возможный вид брака. Также «гражданским браком» зачастую ошибочно называют сожительство [1].

Значение слова Сожительство по Ефремовой:

 Сожительство - 1. Совместная жизнь, совместное существование. 2. Половая связь.

Значение слова Сожительство по Ожегову: Сожительство - Интимные отношения между мужчиной и женщиной. Сожительство совместная жизнь, проживание. Сожительство означает совместное проживание гетеросексуальных людей вне брака [75].

 

 

 

 

 

 

 

 

       ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОНИМАНИЯ СМЫСЛОВ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ ПАР ЗАРЕГИСТРИРОВАВШИХ И НЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАВШИХ БРАК

        1. Программы и методы исследования смыслов семейной жизни

 

       В данной главе рассматриваются результаты эмпирического исследования. Анализ литературы позволил определить сущность и структуру семейной жизни, основные  особенности смыслов жизни у мужчин и женщины, а также понятие и типы понимания.  Дальнейшей целью нашей дипломной работы является в изучении смысловой сферы у пар не зарегистрировавших брак, а также у мужчин и женщин зарегистрировавший брак и не зарегистрировавшие брак.

   Реализация программы эмпирического изучения особенностей понимания смыслов семейной жизни парами зарегистрировавшие и не зарегистрировавшие предусматривала решение следующих задач:

  1. Подобрать диагностические методики исследования системы жизненных смыслов.
  2. Выявить категории жизненных смыслов.
  3. Изучить значимость смыслов семейной жизни у мужчин и женщин состоящих в браке не зарегистрировавших брак.
  4. Изучить особенность смысловой сферы у пар зарегистрировавшиех и не зарегистрировавших брак.

     Проверка выдвинутой гипотезы и решение поставленных задач осуществлялось с помощью комплекса методик на выборке из 17 семейных пар зарегистрировавших брак, 19 пар не зарегистрировавших брак. Семейные пары проживают в городе Волгодонске и в городе Воронеже.

     Исследования проводились в три этапа:

     На первом, анализ литературы по проблеме понимания смысла жизни.

     На втором, констатирующем этапе, был проведен комплекс эффективных методик исследование системы жизненных смыслов, а также смысложизненных ориентаций.

             На третьем  анализ полученных результатов и обработка  данных с помощью качественного анализа, а также с помощью критерий Манна - Уитни.

          В соответствии с задачами исследования были подобраны следующие методики:

1. Методика исследования системы жизненных смыслов разработанная В. Ю. Котляко [70].

     Данный тест позволяет определить категории жизненных смыслов, такие как:

1)  альтруистические;

     (Альтруизм) от лат.  - другой. Правило нравственной деятельности, признающее обязанностью человека ставить интересы других людей и общее благо выше личностных интересов; установка, выражающаяся в готовности приносить жертвы в пользу ближних и общего благо.

2) экзистенциальные;

     можно выделить 4 основных узла экзистенциальных проблем, пути решения которых изучает экзистенциальная психология: 1. проблемы времени, жизни и смерти; 2. проблема свободы, ответственности и выбора; 3. проблемы общения, любви и одиночества и 4. проблемы смысла и бессмысленности существования [70].

3) гедонистические;

     (греч. ηδονή, лат. hedone - «наслаждение», «удовольствие») - этическое учение, согласно которому удовольствие является главной добродетелью, высшим благом и целью жизни.

4) самореализация;

     самореализация А. Х. Маслоу - высшее желание человека реализовать свои таланты и способности [31]. Стремление человека проявить себя в обществе, отразив свои положительные стороны. Самореализация человека - это разумные поступки, которые избегают крайностей и держатся золотой середины. Поэтому основная добродетель - это умеренность и благоразумие.

5) статусные;

     статус - это комплекс прав, обязанностей, социальных ожиданий, присущих данной статусной позиции. Статус - абстрактный многозначный термин, в общем смысле обозначающий совокупность стабильных значений параметров объекта или субъекта. С упрощённой точки зрения статус объекта или субъекта - это его состояние. Статус лица - в обществе - может означать:

положение организации в обществе (примеры статусов: консультативный, наблюдателя при международной организации)

социальную роль человека (примеры статусов: лидер, исполнитель, организатор)

положение человека в обществе (примеры статусов: высокий, низкий)

6) коммуникативные;

     коммуникация - акт или процесс передачи информации другим людям или живым существам, связь между двумя или более индивидами, основанная на взаимопонимании, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.

7) семейные;

      семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родительства - родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи [1].

8) когнитивные;

    когнити́вность (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание»). В психологии это понятие ссылается на психические процессы личности и особенно на изучение и понимание так называемых «психических состояний» (т.е. убеждений, желаний и намерений) в терминах обработки информации. Особенно часто этот термин употребляется в контексте изучения так называемого «контекстного знания» (т.е. абстрактизации и конкретизации), а также в тех областях, где рассматриваются такие понятия, как знание, умение или обучение [70].

     А также позволяет выявить ранг жизненных смыслов. Сравнивая полученные результаты, мы должны помнить, что чем меньше сумма ранговых значений, тем больший вес имеет эта категория в системе жизненных смыслов, и наоборот. В зависимости от полученной суммы ранговых значений по каждой из категорий, вы можете оценить представленность каждой из категорий в Вашей личной системе жизненных смыслов:

18 – 24 балла – смыслы этой  категории представлены слабо  в Вашей системе жизненных смыслов

10 – 17 баллов – смыслы этой  категории представлены достаточно  в Вашей системе жизненных  смыслов

3 – 9 баллов – смыслы этой  категории доминируют в Вашей  системе жизненных смыслов [10; 12; 28; 57; 27; 28].

2. Методика смысложизненных ориентаций (СЖО) Леонтьева Д.А.             Русскоязычная версия теста смысложизненных ориентации (СЖО)

была разработана и адаптирована Д. А. Леонтьевым (факультет психологии МГУ). Тест смысложизненных ориентации является адаптированной версией теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Данная методика бала откорректирована с позиции смысла семейной жизни [28].

Информация о работе Особенности понимания смыслов семейной жизни парами зарегистрировавших и не зарегистрировавших брак