Особенности понимания смыслов семейной жизни парами зарегистрировавших и не зарегистрировавших брак

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 12:54, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Психологическая проблема смысла жизни приобрела на рубеже веков неожиданную актуальность и значимость. Изучение проблемы смыслов семейной жизни у мужчин и женщин, связанной с развитием и реализацией человека как индивида, как личности имеет как научное, так и практическое значение. Проблема смысла жизни, всей жизнедеятельности, в том числе и профессиональной, является решающей в судьбе человека. Через жизненный смысл как многообразие отношений личности строится отношение и к семейной жизни.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОНИМАНИЯ СМЫСЛОВ ЖИЗНИ…………….………….7
1.1. Исследование смыслов семейной жизни в психологической науке …………………………..…..………. 7
1.2. Современные подходы к проблеме «понимания».……..….14
1.3. Сущность и структура семейной жизни………………..…...21
1.4. Понимание особенностей смыслов жизни пар зарегистрировавших и не зарегистрировавших брак……32
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОНИМАНИЯ СМЫСЛОВ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ ПАР ЗАРЕГИСТРИРОВАВШИХ И НЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАВШИХ БРАК…………..…………47
2.1. Программы и методы исследования смыслов семейной жизни………..……………………………………………..…….....47
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования…........52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...…………………………………..………………………….65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………...….68

Файлы: 1 файл

диплом Пшеничной Н.Э..doc

— 540.00 Кб (Скачать файл)

Экспериментально - психологические исследования.

     Постановка проблемы в исследованиях не выходит за пределы психологической проблематики. Внимание уделяется анализу психических способностей, интеллектуальных операций и действий, участвующих в формировании индивидуальных стратегий понимания [16].

     Компоненты понимании.

     Понимание переносного смысла. Если прямое значение противоречит контексту, человек ищет в памяти ситуацию, значение которой соответствует контексту.

     Индивидуальные различия в понимании. Понимание при чтении рассматривается как способность, образуемая умением читать, знанием языка и когнитивной способностью, рассматриваемой как уровень интеллектуального развития субъекта.

Коммуникативный подход.

     Понимание в общении – результат согласования 4 составляющих общения:

- цели собеседника;

- применяемые постулаты общение  и их согласование;

- сходства и  различения понимания  обсуждаемого предмета партнерами  по общению;

- отношение партнеров друг к  другу.

Методологический подход.

     Отечественная психология.

     Предпонимание – предварительное знание (есть во всех подходах). Корни понимания в культуре, социальных взаимодействиях.

Гальперин: все зависит от воспитания и формирования.

Соотношение биологического и социального.

Рубинштейн, Теплов: существуют задатки, которые развиваются, внутренние условия развития понимания.

     Субъективный опыт: ментальный и экзистенциальный.

     Понимание зависит от соотношения ментального и экзистенциального опыта и многомерности человеческого мира. 3 типа понимания, которые соотносятся с тремя подходами [71] :

     1. Когнитивная традиция: понимание - знание. Чем знание более полное, тем лучше понимание. Важна отражательно-познавательная сторона. Знание, которое можно соотнести с миром, проверить. Принимается истинность знаний, полученных в эксперименте. Понимание, как работающая модель, создание мысленных моделей. Понять - значит собрать работающую модель, подчеркивается необходимость знаний.

     2. Герменевтическая традиция: истолкование и интерпретация. Понимание - один из возможных способов интерпретации, толкования. Объективность знания включает субъективные компонент. Правильность или неправильность рассматривается как согласованное мнение людей о должном. Во главу угла - с чем соотноситься понимаемое: фрагменты личностного знания и ценности. Понимание принципиально поливариативно.

     3. Экзистенциальная традиция: понимание - постижение, понимание суть, скрытого смысла. Постигать можно только сложное. Широкое познания, включает в себя интуитивные компоненты, бессознательное, исследование самопонимания. Поиск и анализ вариантов порождения опыта, который имеет смысл для человека. Внутренние условия понимания основаны на субъективном опыте. Экзистенциальный опыт – ценностно-смысловая регуляция, общее знание о человеческой природе. Понятия неявного, скрытого знания - то, что человек знает, но не может сформулировать. ЭО включает этический компонент. Исследования: психологии одиночества, мудрости, морального должествования, понимания переломных, критических точек: моральной допустимость аборта, угрозы террористического акта, эвтаназии [71].

     Три типа понимания, которые соотносятся с тремя подходами:

     1. Когнитивная традиция: понимание – знание. Чем знание более полное, тем лучше понимание. Важна отражательно-познавательная сторона. Знание, которое можно соотнести с миром, проверить. Принимается истинность знаний, полученных в эксперименте. Понимание, как работающая модель, создание мысленных моделей. Понять – значит собрать работающую модель, подчеркивается необходимость знаний.

     2. Герменевтическая традиция: истолкование и интерпретация. Понимание - один из возможных способов интерпретации, толкования. Объективность знания включает субъективные компонент. Правильность или неправильность рассматривается как согласованное мнение людей о должном. Во главу угла - с чем соотноситься понимаемое: фрагменты личностного знания и ценности. Понимание принципиально поливариативно.

    3. Экзистенциальная традиция. Понимание - постижение, понимание суть, скрытого смысла. Постигать можно только сложное. Широкое познания, включает в себя интуитивные компоненты, бессознательное, исследование самопонимания. Поиск и анализ вариантов порождения опыта, который имеет смысл для человека. Внутренние условия понимания основаны на субъективном опыте. Экзистенциальный опыт - ценностно-смысловая регуляция, общее знание о человеческой природе. Понятия неявного, скрытого знания – то, что человек знает, но не может сформулировать. ЭО включает этический компонент. Исследования: психологии одиночества, мудрости, морального должествования, понимания переломных, критических точек: моральной допустимость аборта, угрозы террористического акта, эвтаназии [71].

 

        1. Сущность и структура семейной жизни

 

     Брак и семья относятся к числу таких явлений, интерес к которым всегда был устойчивым и массовым. Для общества вопрос о знании этих социальных институтов и умении направлять их развитие имеет первостепенное значение уже потому, что от их состояния в значительной мере зависит воспроизводство населения, создание и передача духовных ценностей.

     Значение, которое в эпоху цивилизации семья приобрела в общественной и личной жизни людей, обусловило сравнительно рано зародившийся и устойчивый интерес к ее изучению. При этом в течение длительного времени (примерно до середины XIX века) семья рассматривалась как изначальная и по самой своей природе моногамная ячейка общества, исходный пункт его развития и его миниатюрный «прообраз».

     В основе семьи лежат брачные отношения, в которых находят проявление как естественная, так и социальная природа человека, как материальная (общественное бытие), так и духовная (общественное сознание) сфера социальной жизни. Общество заинтересовано в устойчивости брачных отношений, поэтому оно осуществляет внешний социальный контроль за оптимальным функционированием брака с помощью системы общественного мнения, средств социального воздействия на индивида, процесса воспитания (Трапезникова Т. М.) [44].

     Современные социологи определяют брак как «исторически изменяющуюся социальную форму отношений между мужем и женой, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и усматривает их супружеские и родительские права и обязанности» (Харчев А. Г.) [47 с. 66].

     Выделение супружества как структурной единицы произошло в историческом аспекте сравнительно недавно в результате серьезных социально - экономических преобразований современного общества, сформировавших условия для равноправного (социального, юридического, нравственного) мужчины и женщины. Супружество - это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое присущими ему ценностями (Голод С. И.) [12].

     В данном определении подчеркиваются: неинституциональный характер связи, свойственный супружеству; равноправие и симметричность нравственных обязанностей и привилегий обоих супругов [1].

     В настоящее время проблемам супружества – родительства - родства уделяют больше внимания не только в теории, но и на практике. В работах Ю. И. Алешиной, В. Н. Дружинина, С. В. Ковалева, А. С. Спиваковской, Э. Г. Эйдемиллера [19; 48] и других ученых подчеркивается, что семья прямо или косвенно отражает все изменения, происходящие в обществе, хотя и обладает относительной самостоятельностью, устойчивостью. Несмотря на все изменения, потрясения, семья как социальный институт устояла. В последние годы ее связи с обществом ослабли, что отрицательно повлияло как на семью, так и на общество в целом, которое уже испытывает потребность в восстановлении прежних ценностей, изучении новых тенденций и процессов, а также в организации практической подготовки молодежи к семейной жизни.

     Психология семейных отношений развивается в связи с задачами профилактики нервных и психических заболеваний, а также проблемами семейного воспитания. Вопросы, рассматриваемые семейной психологией, разнообразны:

    • это проблемы супружеских, родительско - детских отношений,
    • взаимоотношений со старшими поколениями в семье, направления развития, диагностика, семейное консультирование, коррекция отношений.

     Семья является объектом исследования многих наук - социологии, экономики, права, этнографии, психологии, демографии, педагогики и др. Каждая из них в соответствии со своим предметом изучает специфические стороны функционирования и развития семьи. Экономика – потребительские аспекты семьи и участие ее в производстве материальных благ и услуг. Этнография – особенности уклада жизни и быта семей с различными этническими характеристиками. Демография - роль семьи в процессе воспроизводства населения. Педагогика - ее воспитательные возможности.

Интеграция этих направлений изучения семьи позволяет получить целостное представление о семье как о социальном явлении, сочетающем в себе черты социального института и малой группы.

     Психология семейных отношений концентрирует внимание на исследовании закономерностей межличностных отношений в семье, внутрисемейных отношений (их устойчивости, стабильности) с позиций влияния на развитие личности. Знания закономерностей позволяют проводить практическую работу с семьями, диагностировать и помогать перестраивать семейные взаимоотношения. Основные параметры межличностных отношений - статусно - ролевые различия, психологическая дистанция, валентность отношений, динамика, устойчивость.

     Семья как социальный институт имеет свои тенденции развития. В наши дни отказ от традиционного требования к семье в его однозначной последовательности: брачность, сексуальность, прокреация (рождение, появление на свет) - уже не считается нарушением социокультурных норм (рождение ребенка вне брака, сексуальные отношения до брака, самоценность интимных отношений мужа и жены).

     Семья представляет собой более сложную систему отношений, она объединяет не только супругов, ной их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей (Харчев А. Г.) [47].

     По определению А. И. Антонова, семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родительства - родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Антонов считает, что лишь наличие такого триединого отношения позволяет говорить о конструировании семьи как таковой в ее строгой форме. Факт одного или двух из названных отношений характеризует фрагментарность семейных групп, бывших прежде собственно семьями (по причине взросления и отделения детей, распада семьи из-за болезни, смерти ее членов, из-за развода и других видов семейной дезорганизации), либо не ставших еще семьями (например, семьи молодоженов, характеризующихся только супружеством, но не родительством и кровным родством).

Для всех этих фрагментарных, «осколочных» форм семьи лучше подходит термин «семейная группа», под которой понимается группа людей, ведущих совместное домохозяйство и объединяемых только родством или супружеством (Антонова. И., Медков В. М.) [1; 2; 4].

     Семья - это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [38].

     Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство». Семья играет огромную роль как в жизни отдельной личности, так и всего общества. Значение семьи иллюстрируется хотя бы тем фактом, что подавляющее число людей живет в семье. Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, структура и динамика.

     Функции семьи. Сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией семьи. «Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет» [39]. Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом. Охарактеризуем личностное и общественное значение важнейших функций семьи в нашем обществе.

     Воспитательная функция семьи состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их

воспитании, самореализации в детях. По отношению к обществу в ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества.

Хозяйственно - бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. д.), содействует сохранению их здоровья. В ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.

Знание психологических особенностей, присущих представителям разного пола, необходимо для построения нормальных семейных отношений, поскольку, к сожалению, многие супружеские проблемы, в особенности при адаптации молодых супругов, происходят из-за непонимания партнера.

Информация о работе Особенности понимания смыслов семейной жизни парами зарегистрировавших и не зарегистрировавших брак