Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 12:54, дипломная работа
Актуальность исследования. Психологическая проблема смысла жизни приобрела на рубеже веков неожиданную актуальность и значимость. Изучение проблемы смыслов семейной жизни у мужчин и женщин, связанной с развитием и реализацией человека как индивида, как личности имеет как научное, так и практическое значение. Проблема смысла жизни, всей жизнедеятельности, в том числе и профессиональной, является решающей в судьбе человека. Через жизненный смысл как многообразие отношений личности строится отношение и к семейной жизни.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОНИМАНИЯ СМЫСЛОВ ЖИЗНИ…………….………….7
1.1. Исследование смыслов семейной жизни в психологической науке …………………………..…..………. 7
1.2. Современные подходы к проблеме «понимания».……..….14
1.3. Сущность и структура семейной жизни………………..…...21
1.4. Понимание особенностей смыслов жизни пар зарегистрировавших и не зарегистрировавших брак……32
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОНИМАНИЯ СМЫСЛОВ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ ПАР ЗАРЕГИСТРИРОВАВШИХ И НЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАВШИХ БРАК…………..…………47
2.1. Программы и методы исследования смыслов семейной жизни………..……………………………………………..…….....47
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования…........52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...…………………………………..………………………….65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………...….68
19. Ковалев С. В. Психология современной семьи / С.В. Ковалев. - М.: Просвещение, 2008.- 208с.
20. Колесов Д. В., Сельверова Н. Б. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания. М., 1978.- 224с.
21. Кон И. С. Введение в сексологию. М., 1989. - 336с.
22. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2002. - 992с.
23. Леви Д. Семейная психотерапия: История, теория и практика. СПб., 1993.
24. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. - 480 с.
25. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
26. Леонтьев А. А. Смысл как психологическое понятие. //Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком. /Под ред. А. А. Леонтьева и Т. В. Рябовой. – М.: Изд-во МГУ, 1969. – С.56-66.
27. Леонтьев Д. А. Психология смысла. М.: Изд-во "Смысл", 1999.
28. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентации. М., 1992.
29. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природы. Строениеи динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003.
30. Личко А. Е. Подростковая психиатрия. - М., 2005. - 416 с.
31. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997.
32. Майерс Д. Социальная психология. : Пер. с англ. - 2-е изд., испр. - СПб.: Питер, 1999. - 688 с.
33. Наенко Н. И. Психологическая напряженность. М.: МГУ, 1976 . C. 5-20.
34. Обуховский К. Психология влечений человека. Пер. с польск. - М.: Прогресс, 1972. -247 с.
35. Панина К. В. Индекс жизненной удовлетворенности // Новые методы изучения психологии жизненного пути. М., 1993.
36. Прохоров А. О. Смысловая регуляция психических состояний. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН» , 2009. - 352с.
37. Раппопорт С. С. Поссразводная ситуация в восприятии разведенных//Человек после развода / Под ред. Н. Я. Соловьева. Вильнюс, 1985. С. 135-148.
38. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. – 424 с.
39. Силяева Е. Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 192с.
40. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки СПб, 6 ООО «Речь», 2003. - 350 ил. с.
41. Соловьев Н. Развод. Почему? / Культура семейных отношений. М.: Знание, 1980.
42. Столин В. В. Самосознание личности. М.: МГУ,1983. - 284с.
43. Сысенко В. А. Устойчивость брака: Проблемы, факторы, условия. М., 1981.- С. 57
44. Трапезникова Т. М. Этика и психология семейных отношений: Учебное пособие. - М.: Изд-во МГУ, 1998.
45. Юферева Т. И. Формирование психологического пола // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987. -146
46. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. с англ. и нем. Д. А. Леонтьева, М. П. Папуша, Е. В. Эйдмана. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с.: ил. 47. Харчев А. Г., Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы. М., 1993.
48. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Психологическая корреляция делинквентного поведения у подростков с отклонениями характера. Исследование механизмов и эффективности психотерапии при нервно-психических заболеваниях. Л., 1982. С. 115— 119.
49. Психология подростка. Психологическая энциклопедия. Полное руководство для психологов, педагогов и родителей / Под ред. А. А. Реана, СПб.: Прайм-Еврознак; М.: Олма-Пресс, 2003.
50. Чудновский В. Э. Нравственная устойчивость личности. М.: Педагогика, 1981. -208с.
51. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. М.: Ось - 89, 1998. – 208с.
Периодическая литература
52. Алексеева Е. М., Прохоров А. О.
Роль личносного смысла в
53. Асмолов А. Г., Братусь Б. С., Зейгарник Б. В., Петровский В. А., Субботский Е. В., Хараш А. У., Цветкова Л. С. О некоторых преспективах исследования смысловых образований личности // Вопросы психологии. 1979. № 4. С. 35 - 46.
54. Братусь Б. С. К изучению смысловой сферы личности // Весник Моск. Ун-та Сер. 14. Психология .1981. №2. С. 45 - 55.
55. Вайзер Г. А. Смысл жизни и двойной кризис в жизни человека // Психологический журнал. 1998. № 5. С. 3-14.
56. Вайзер, Н. А. Карповой, В. Э. Чуковского. Часть 1. М.: Смысл, 2004. 328 с. «Российская газета» Федеральный выпуск №3898 от 13 октября 2005г.
57. Зинченко В. П. Сознание как предмет и дело психологии // Материалы 1 Всероссийской конференции «Психология сознания: современное состояние и перспективы». Самара, 2007. С.-50.
58. Максимова Е. А. Профессиональное творчество и профессиональный смысл жизни учителя (опыт экспериментального исследования) // Мир психологии. 2001. №2. С. 149-154.
59. Максимова Т. В. Смысл жизни и индивидуальный стиль педагогической деятельности // Мир психологии. 2001. № 2. С. 114-118.
60. Некрасова Ю.Б. Изменения в понимании смысла жизни в процессе социореабилитации // Психолого-педагогические и философские аспекты смысла жизни: Материалы I—II симпозиумов. М., 1997. С. 127-139.
61. Юферева Т. И. Образы мужчин и женщин в сознании подростков // Вопросы психологии. 1985. № 3.
62. Чудновский В. Э. К проблеме адекватности смысла жизни // Мир психологии. 1999. № 2.
63. Чудновский В. Э. О некоторых прикладных аспектах проблемы смысла жизни // Мир психологии. 2001. № 2. С. 82-89.
64. Чудновский В. Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего» // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 2. С. 15-26
65. Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни: Материалы III-V симпозиумов ПИ РАО / Под ред. В. Э. Чудновского и др. М.: Ось-89, 2001.
66. Современные проблемы смысла жизни и акме: Материалы V-VII симпозиумов ПИ РАО / Под ред. А.А. Бодалева и др. М.; Самара: НТЦ, 2002.
67. Смысл жизни и акме: 10 лет поиска: В 2 ч. / Под C524 ред. А. А. Бодалева, Г. А. Вайзер, Н. А. Карповой, В.Э.Чуковского. Часть 1. М.: Смысл, 2004. - 328 с.
68. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Г. Мещариков, В. П. Зинченко.- СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2007. - 672 [6] с. - (большая университетская библиотека)
Интернет ресурсы
69. «Человек», часть 3 «Энциклопедии для детей» www.avanta.ru
70. Котляков В. Ю. Методика исследования системы жизненных смыслов // http: //hpsy.ru/authors/x824.htm (07.12.2008)
71. Основные направления исследования понимания в современной психологии http://litpsy.ru
72. Свободная знциклопедия wikipedia
73. Познавательный журнал «Школа Жизни». shkolazhizni.ru
74. Православная энциклопедия «Азбука веры» azbyka.ru
75. Женский познавательный журнал «Просто Мария» prosto-mariya.ru
ПРИЛОЖЕНИЯ
Таблица 1
Исследование системы жизненных смыслов у пар, зарегистрировавших брак. Методика В. Ю. Котлякова
Семейная пара |
Жизненные смыслы | ||||||||
Альтруистические |
Экзистенциальные |
Гедонистические |
Самореализация |
Статусные |
Коммуникативные |
Семейные |
Когнитивные | ||
1м 1ж |
19 20 |
8 16 |
18 18 |
18 6 |
19 9 |
6 13 |
6 9 |
21 17 | |
2м 2ж |
16 18 |
14 6 |
19 10 |
19 17 |
23 6 |
3 11 |
7 16 |
7 24 | |
3м 3ж |
21 21 |
17 15 |
8 5 |
15 14 |
13 17 |
10 8 |
5 8 |
19 20 | |
4м 4ж |
22 22 |
10 16 |
12 8 |
13 10 |
11 10 |
7 13 |
12 7 |
21 22 | |
5м 5ж |
20 16 |
6 14 |
14 13 |
17 12 |
12 15 |
12 8 |
9 5 |
17 20 | |
6м 6ж |
20 21 |
14 11 |
12 15 |
9 6 |
11 10 |
13 13 |
7 11 |
18 21 | |
7м 7ж |
11 9 |
14 18 |
14 19 |
19 18 |
18 19 |
8 11 |
3 3 |
16 11 | |
8м 8ж |
13 10 |
17 16 |
15 22 |
8 12 |
9 20 |
12 5 |
16 4 |
20 15 | |
9м 9ж |
18 16 |
15 13 |
6 13 |
20 12 |
15 15 |
9 9 |
4 8 |
21 22 | |
10м 10ж |
16 18 |
15 13 |
12 15 |
8 12 |
13 17 |
10 8 |
5 8 |
17 20 | |
11м 11ж |
5 22 |
21 9 |
11 19 |
14 12 |
11 11 |
15 13 |
8 10 |
23 12 | |
12м 12ж |
19 17 |
11 16 |
7 14 |
19 8 |
18 18 |
6 7 |
9 7 |
19 18 | |
13м 13ж |
20 20 |
15 14 |
16 12 |
8 7 |
10 19 |
6 12 |
9 6 |
23 18 | |
14м 14ж |
20 20 |
14 10 |
17 16 |
13 8 |
9 15 |
8 18 |
11 11 |
17 10 | |
15м 15ж |
12 20 |
17 12 |
15 19 |
10 12 |
9 12 |
10 13 |
12 10 |
20 15 | |
16м 16ж |
10 13 |
15 14 |
21 18 |
8 11 |
20 16 |
12 14 |
12 16 |
8 16 | |
17м 17ж |
10 6 |
18 12 |
20 19 |
13 19 |
12 15 |
8 10 |
8 8 |
20 19 |
Таблица 2
Исследование системы жизненных смыслов пар, не зарегистрировавших брак. Методика В. Ю. Котлякова
Семейная пара |
Жизненные смыслы | |||||||
Альтруистические |
Экзистенциальные |
Гедонистические |
Самореализация |
Статусные |
Коммуникативные |
Семейные |
Когнитивные | |
1м 1ж |
18 20 |
16 11 |
18 19 |
4 19 |
19 23 |
9 6 |
7 9 |
18 7 |
2м 2ж |
18 7 |
9 18 |
20 17 |
7 3 |
16 14 |
11 17 |
9 15 |
20 19 |
3м 3ж |
14 14 |
17 11 |
17 13 |
13 17 |
13 17 |
8 11 |
14 9 |
14 16 |
4м 4ж |
22 14 |
17 18 |
15 11 |
9 13 |
7 11 |
8 10 |
22 8 |
11 19 |
5м 5ж |
18 4 |
18 14 |
18 18 |
11 17 |
13 16 |
11 12 |
7 20 |
15 6 |
6м 6ж |
23 16 |
12 17 |
7 15 |
11 9 |
8 22 |
17 9 |
16 6 |
16 16 |
7м 7ж |
22 17 |
8 18 |
8 16 |
14 5 |
11 8 |
16 14 |
22 11 |
9 19 |
8м 8ж |
22 14 |
7 9 |
8 15 |
15 7 |
17 13 |
9 14 |
22 11 |
10 19 |
9м 9ж |
19 11 |
7 10 |
9 15 |
13 15 |
9 18 |
15 14 |
20 10 |
13 18 |
10м 10ж |
18 9 |
14 18 |
14 19 |
10 18 |
18 19 |
8 11 |
9 5 |
16 11 |
11м 11ж |
17 13 |
9 10 |
10 19 |
13 13 |
10 17 |
8 10 |
17 10 |
22 9 |
12м 12ж |
19 20 |
18 11 |
9 16 |
8 18 |
12 19 |
19 8 |
15 9 |
7 15 |
13м 13ж |
7 10 |
9 11 |
19 15 |
17 13 |
20 20 |
18 17 |
14 11 |
10 15 |
14м 14ж |
21 20 |
18 19 |
19 13 |
5 18 |
7 14 |
11 9 |
11 7 |
19 11 |
15м 15ж |
20 22 |
9 12 |
7 8 |
12 15 |
15 19 |
17 10 |
22 22 |
18 19 |
16м 16ж |
5 18 |
18 12 |
20 21 |
15 5 |
12 7 |
8 10 |
14 8 |
20 19 |
17м 17ж |
20 10 |
13 16 |
15 22 |
7 12 |
9 20 |
12 5 |
18 6 |
10 15 |
18м 18ж |
22 20 |
19 11 |
18 19 |
4 19 |
19 23 |
9 6 |
7 9 |
10 7 |
19м 19ж |
19 20 |
13 12 |
8 19 |
7 9 |
9 12 |
10 13 |
19 9 |
23 10 |
Таблица 3
Исследования смысложизненных ориентаций пар зарегистрировавших брак. Методике Д.А. Леонтьева (СЖО)
Семейная пара |
Общий показатель |
Цели |
Процесс |
Результат |
Локус контроля Я |
Локус контроля жизнь | ||||
1м 1ж |
100 108 |
33 35 |
31 34 |
25 26 |
21 24 |
19 27 | ||||
2м 2ж |
100 104 |
33 31 |
26 28 |
24 26 |
26 21 |
23 26 | ||||
3м 3ж |
111 115 |
32 35 |
30 27 |
26 25 |
20 26 |
24 22 | ||||
4м 4ж |
112 118 |
34 39 |
30 34 |
26 30 |
23 27 |
21 25 | ||||
5м 5ж |
106 118 |
37 42 |
28 33 |
24 31 |
23 28 |
21 27 | ||||
6м 6ж |
133 122 |
44 39 |
41 34 |
34 31 |
28 27 |
28 23 | ||||
7м 7ж |
108 125 |
37 42 |
28 36 |
26 27 |
22 28 |
22 24 | ||||
8м 8ж |
111 111 |
40 40 |
31 24 |
25 29 |
21 25 |
23 22 | ||||
9м 9ж |
111 115 |
32 36 |
31 34 |
26 29 |
22 26 |
21 25 | ||||
10м 10ж |
125 118 |
38 42 |
33 35 |
32 25 |
25 26 |
20 18 | ||||
11м 11ж |
113 104 |
36 35 |
38 22 |
27 25 |
22 22 |
13 19 | ||||
12м 12ж |
130 135 |
40 42 |
38 38 |
34 34 |
27 27 |
27 28 | ||||
13м 13ж |
101 97 |
37 31 |
35 30 |
23 23 |
19 21 |
15 15 |