Особенности понимания смыслов семейной жизни парами зарегистрировавших и не зарегистрировавших брак

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 12:54, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Психологическая проблема смысла жизни приобрела на рубеже веков неожиданную актуальность и значимость. Изучение проблемы смыслов семейной жизни у мужчин и женщин, связанной с развитием и реализацией человека как индивида, как личности имеет как научное, так и практическое значение. Проблема смысла жизни, всей жизнедеятельности, в том числе и профессиональной, является решающей в судьбе человека. Через жизненный смысл как многообразие отношений личности строится отношение и к семейной жизни.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОНИМАНИЯ СМЫСЛОВ ЖИЗНИ…………….………….7
1.1. Исследование смыслов семейной жизни в психологической науке …………………………..…..………. 7
1.2. Современные подходы к проблеме «понимания».……..….14
1.3. Сущность и структура семейной жизни………………..…...21
1.4. Понимание особенностей смыслов жизни пар зарегистрировавших и не зарегистрировавших брак……32
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОНИМАНИЯ СМЫСЛОВ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ ПАР ЗАРЕГИСТРИРОВАВШИХ И НЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАВШИХ БРАК…………..…………47
2.1. Программы и методы исследования смыслов семейной жизни………..……………………………………………..…….....47
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования…........52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...…………………………………..………………………….65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………...….68

Файлы: 1 файл

диплом Пшеничной Н.Э..doc

— 540.00 Кб (Скачать файл)

19. Ковалев С. В. Психология современной семьи / С.В. Ковалев. - М.: Просвещение, 2008.- 208с.

20. Колесов Д. В., Сельверова Н. Б. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания. М., 1978.-  224с.

21. Кон И. С. Введение в сексологию. М., 1989. - 336с.

22. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2002. - 992с.

23. Леви Д. Семейная психотерапия: История, теория и практика. СПб., 1993.

24. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. - 480 с.

25. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

26. Леонтьев А. А. Смысл как психологическое понятие. //Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком. /Под ред. А. А. Леонтьева и Т. В. Рябовой. – М.: Изд-во МГУ, 1969. – С.56-66.

27. Леонтьев Д. А. Психология смысла. М.: Изд-во "Смысл", 1999.

28. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентации. М., 1992.

29. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природы. Строениеи динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003.

30. Личко А. Е. Подростковая психиатрия. - М., 2005. - 416 с.

31. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997.

32. Майерс Д. Социальная психология. : Пер. с англ. - 2-е изд., испр. - СПб.: Питер, 1999. - 688 с.

33. Наенко Н. И. Психологическая напряженность. М.: МГУ, 1976 . C. 5-20.

34. Обуховский К. Психология влечений человека. Пер. с польск. - М.: Прогресс, 1972. -247 с.

35. Панина К. В. Индекс жизненной удовлетворенности // Новые методы изучения психологии жизненного пути. М., 1993.

36. Прохоров А. О. Смысловая регуляция психических состояний. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН» , 2009. - 352с.

37. Раппопорт С. С. Поссразводная ситуация в восприятии разведенных//Человек после развода / Под ред. Н. Я. Соловьева. Вильнюс, 1985. С. 135-148.

38. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. – 424 с.

39. Силяева Е. Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 192с.

40. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки СПб, 6 ООО «Речь», 2003. - 350 ил. с.

41. Соловьев Н. Развод. Почему? / Культура семейных отношений. М.: Знание, 1980.

42. Столин В. В. Самосознание личности. М.: МГУ,1983. - 284с.

43. Сысенко В. А. Устойчивость брака: Проблемы, факторы, условия. М., 1981.- С. 57

44. Трапезникова Т. М. Этика и психология семейных отношений: Учебное пособие. - М.: Изд-во МГУ, 1998.

45. Юферева Т. И. Формирование психологического пола // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987. -146

46. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. с англ. и нем. Д. А. Леонтьева, М. П. Папуша, Е. В. Эйдмана. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с.: ил. 47. Харчев А. Г., Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы. М., 1993.

48. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Психологическая корреляция делинквентного поведения у подростков с отклонениями характера. Исследование механизмов и эффективности психотерапии при нервно-психических заболеваниях. Л., 1982. С. 115— 119.

49. Психология подростка. Психологическая энциклопедия. Полное руководство для психологов, педагогов и родителей / Под ред. А. А. Реана, СПб.: Прайм-Еврознак; М.: Олма-Пресс, 2003.

50. Чудновский В. Э. Нравственная устойчивость личности. М.: Педагогика, 1981. -208с.

51. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. М.: Ось - 89, 1998. – 208с.

Периодическая  литература

52. Алексеева Е. М., Прохоров А. О. Роль личносного смысла в детерминации  психических состояний // Психология  психических сосотояний: Сб. статей. Вып. 4 / Под ред. А. О. Прохорова. Казань: Изд-во «Центр инновационных технологий», 2002. С. 131 – 144.

53. Асмолов А. Г., Братусь Б. С., Зейгарник Б. В., Петровский В. А., Субботский Е. В., Хараш А. У., Цветкова Л. С. О некоторых преспективах исследования смысловых образований личности // Вопросы психологии. 1979. № 4. С. 35 - 46.

54. Братусь Б. С. К изучению смысловой сферы личности // Весник Моск. Ун-та Сер. 14. Психология .1981. №2. С. 45 - 55.

55. Вайзер Г. А. Смысл жизни и двойной кризис в жизни человека // Психологический журнал. 1998. № 5. С. 3-14.

56. Вайзер, Н. А. Карповой, В. Э. Чуковского. Часть 1. М.: Смысл, 2004. 328 с. «Российская газета» Федеральный выпуск №3898 от 13 октября 2005г.

57. Зинченко В. П. Сознание как предмет и дело психологии // Материалы 1 Всероссийской конференции «Психология сознания: современное состояние и перспективы». Самара, 2007. С.-50.

58. Максимова Е. А. Профессиональное творчество и профессиональный смысл жизни учителя (опыт экспериментального исследования) // Мир психологии. 2001. №2. С. 149-154.

59. Максимова Т. В. Смысл жизни и индивидуальный стиль педагогической деятельности // Мир психологии. 2001. № 2. С. 114-118.

60. Некрасова Ю.Б. Изменения в понимании смысла жизни в процессе социореабилитации // Психолого-педагогические и философские аспекты смысла жизни: Материалы I—II симпозиумов. М., 1997. С. 127-139.

61. Юферева Т. И. Образы мужчин и женщин в сознании подростков // Вопросы психологии. 1985. № 3.

62. Чудновский В. Э. К проблеме адекватности смысла жизни // Мир психологии. 1999. № 2.

63. Чудновский В. Э. О некоторых прикладных аспектах проблемы смысла жизни // Мир психологии. 2001. № 2. С. 82-89.

64. Чудновский В. Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего» // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 2. С. 15-26

65. Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни: Материалы III-V симпозиумов ПИ РАО / Под ред. В. Э. Чудновского и др. М.: Ось-89, 2001.

66. Современные проблемы смысла жизни и акме: Материалы V-VII симпозиумов ПИ РАО / Под ред. А.А. Бодалева и др. М.; Самара: НТЦ, 2002.

67. Смысл жизни и акме: 10 лет поиска: В 2 ч. / Под C524 ред. А. А. Бодалева, Г. А. Вайзер, Н. А. Карповой, В.Э.Чуковского. Часть 1. М.: Смысл, 2004. - 328 с.

68. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Г. Мещариков, В. П. Зинченко.- СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2007. - 672 [6] с. - (большая университетская библиотека)

 

Интернет ресурсы

69. «Человек», часть 3 «Энциклопедии для детей» www.avanta.ru

70. Котляков В. Ю. Методика исследования системы жизненных смыслов // http: //hpsy.ru/authors/x824.htm (07.12.2008)

71. Основные направления исследования понимания в современной психологии http://litpsy.ru

72. Свободная знциклопедия wikipedia

73. Познавательный журнал «Школа Жизни». shkolazhizni.ru

74. Православная энциклопедия «Азбука веры» azbyka.ru

75. Женский познавательный журнал «Просто Мария» prosto-mariya.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Таблица 1

Исследование системы жизненных смыслов у пар, зарегистрировавших брак. Методика В. Ю. Котлякова

Семейная пара

 

 

Жизненные смыслы

 

Альтруистические

Экзистенциальные

Гедонистические

Самореализация

Статусные

Коммуникативные

Семейные

Когнитивные

19

20

8

16

18

18

18

6

19

9

6

13

6

9

21

17

16

18

14

6

19

10

19

17

23

6

3

11

7

16

7

24

21

21

17

15

8

5

15

14

13

17

10

8

5

8

19

20

22

22

10

16

12

8

13

10

11

10

7

13

12

7

21

22

20

16

6

14

14

13

17

12

12

15

12

8

9

5

17

20

20

21

14

11

12

15

9

6

11

10

13

13

7

11

18

21

11

9

14

18

14

19

19

18

18

19

8

11

3

3

16

11

13

10

17

16

15

22

8

12

9

20

12

5

16

4

20

15

18

16

15

13

6

13

20

12

15

15

9

9

4

8

21

22

10м

10ж

16

18

15

13

12

15

8

12

13

17

10

8

5

8

17

20

11м

11ж

5

22

21

9

11

19

14

12

11

11

15

13

8

10

23

12

12м

12ж

19

17

11

16

7

14

19

8

18

18

6

7

9

7

19

18

13м

13ж

20

20

15

14

16

12

8

7

10

19

6

12

9

6

23

18

14м

14ж

20

20

14

10

17

16

13

8

9

15

8

18

11

11

17

10

15м

15ж

12

20

17

12

15

19

10

12

9

12

10

13

12

10

20

15

16м

16ж

10

13

15

14

21

18

8

11

20

16

12

14

12

16

8

16

17м

17ж

10

6

18

12

20

19

13

19

12

15

8

10

8

8

20

19


Таблица 2

Исследование системы жизненных смыслов пар, не зарегистрировавших брак. Методика В. Ю. Котлякова

Семейная пара

 

Жизненные смыслы

 

Альтруистические

Экзистенциальные

Гедонистические

Самореализация

Статусные

Коммуникативные

Семейные

Когнитивные

18

20

16

11

18

19

4

19

19

23

9

6

7

9

18

7

18

7

9

18

20

17

7

3

16

14

11

17

9

15

20

19

14

14

17

11

17

13

13

17

13

17

8

11

14

9

14

16

22

14

17

18

15

11

9

13

7

11

8

10

22

8

11

19

18

4

18

14

18

18

11

17

13

16

11

12

7

20

15

6

23

16

12

17

7

15

11

9

8

22

17

9

16

6

16

16

22

17

8

18

8

16

14

5

11

8

16

14

22

11

9

19

22

14

7

9

8

15

15

7

17

13

9

14

22

11

10

19

19

11

7

10

9

15

13

15

9

18

15

14

20

10

13

18

10м

10ж

18

9

14

18

14

19

10

18

18

19

8

11

9

5

16

11

11м

11ж

17

13

9

10

10

19

13

13

10

17

8

10

17

10

22

9

12м

12ж

19

20

18

11

9

16

8

18

12

19

19

8

15

9

7

15

13м

13ж

7

10

9

11

19

15

17

13

20

20

18

17

14

11

10

15

14м

14ж

21

20

18

19

19

13

5

18

7

14

11

9

11

7

19

11

15м

15ж

20

22

9

12

7

8

12

15

15

19

17

10

22

22

18

19

16м

16ж

5

18

18

12

20

21

15

5

12

7

8

10

14

8

20

19

17м

17ж

20

10

13

16

15

22

7

12

9

20

12

5

18

6

10

15

18м

18ж

22

20

19

11

18

19

4

19

19

23

9

6

7

9

10

7

19м

19ж

19

20

13

12

8

19

7

9

9

12

10

13

19

9

23

10


Таблица 3

Исследования смысложизненных ориентаций пар зарегистрировавших брак. Методике  Д.А. Леонтьева (СЖО)

Семейная пара

Общий показатель

Цели

Процесс

Результат

Локус контроля Я

Локус контроля жизнь

100

108

33

35

31

34

25

26

21

24

19

27

100

104

33

31

26

28

24

26

26

21

23

26

111

115

32

35

30

27

26

25

20

26

24

22

112

118

34

39

30

34

26

30

23

27

21

25

106

118

37

42

28

33

24

31

23

28

21

27

133

122

44

39

41

34

34

31

28

27

28

23

108

125

37

42

28

36

26

27

22

28

22

24

111

111

40

40

31

24

25

29

21

25

23

22

111

115

32

36

31

34

26

29

22

26

21

25

10м

10ж

125

118

38

42

33

35

32

25

25

26

20

18

11м

11ж

113

104

36

35

38

22

27

25

22

22

13

19

12м

12ж

130

135

40

42

38

38

34

34

27

27

27

28

13м

13ж

101

97

37

31

35

30

23

23

19

21

15

15

Информация о работе Особенности понимания смыслов семейной жизни парами зарегистрировавших и не зарегистрировавших брак