Особенности понимания смыслов семейной жизни парами зарегистрировавших и не зарегистрировавших брак

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 12:54, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Психологическая проблема смысла жизни приобрела на рубеже веков неожиданную актуальность и значимость. Изучение проблемы смыслов семейной жизни у мужчин и женщин, связанной с развитием и реализацией человека как индивида, как личности имеет как научное, так и практическое значение. Проблема смысла жизни, всей жизнедеятельности, в том числе и профессиональной, является решающей в судьбе человека. Через жизненный смысл как многообразие отношений личности строится отношение и к семейной жизни.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОНИМАНИЯ СМЫСЛОВ ЖИЗНИ…………….………….7
1.1. Исследование смыслов семейной жизни в психологической науке …………………………..…..………. 7
1.2. Современные подходы к проблеме «понимания».……..….14
1.3. Сущность и структура семейной жизни………………..…...21
1.4. Понимание особенностей смыслов жизни пар зарегистрировавших и не зарегистрировавших брак……32
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОНИМАНИЯ СМЫСЛОВ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ ПАР ЗАРЕГИСТРИРОВАВШИХ И НЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАВШИХ БРАК…………..…………47
2.1. Программы и методы исследования смыслов семейной жизни………..……………………………………………..…….....47
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования…........52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...…………………………………..………………………….65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………...….68

Файлы: 1 файл

диплом Пшеничной Н.Э..doc

— 540.00 Кб (Скачать файл)

     Как следует из идеи С.Л. Рубинштейна о двух основных способах существования человека, появление рефлексии относительно собственной жизни - необходимое условие возникновения смысла жизни. «Потребность найти смысл жизни» (К. Обуховский) появляется только у тех, кто поднялся на уровень рефлексии относительно своей жизни как целого [44]. Но это - недостаточное условие. В. Франкл в нескольких статьях, включенных в книгу «Человек в поисках смысла» (Франкл), сообщает о внешне благополучных студентах США, рефлектирующих о своей жизни, но находящихся в состоянии экзистенциального вакуума [46].

    Что касается обычного становления смысла жизни, начиная с подросткового возраста, то эмпирические исследования, представленные в материалах симпозиумов Психологического института РАО (2001, 2002), показывают, что вначале идет недифференцированное становление различных ценностно-смысловых образований (жизненные цели, ценности, убеждения и т.д.). В целом, если подростки чаще называют смыслом жизни постоянно действующие цели - оценочные ориентиры, то у старшеклассников, которые уже увидели свою жизнь как целое, появляется цель-результат (Рыбакова - Дацишина). Вывод из множества количественных и качественных результатов тих исследований таков: если смысл жизни и есть, то он чаще всего понимается на интуитивном уровне, и обычно он неадекватен в силу духовной незрелости и расчета не на собственные усилия, а на родителей или значимых других. Все же какие-то контуры смысла жизни обрисовываются (Дунаева). В частности, появляется мотивационный аспект смысла жизни («мечта», «стремление») [20; 42; 45; 49; 56; 61].

 Таким образом, можно сделать первые утверждения о становлении смысла жизни: оно происходит не раньше того момента, когда человек воспримет свою жизнь как целое; предложенная извне и принятая человеком главная жизненная цель становится основной компонентой смысла жизни - качественно нового психологического образования, - если подкрепляется глубинной личностной потребностью. Отметим, что речь идет об «интенциональном» (Д.А.Леонтьев), а не представляемом, саморефлектируемом смысле жизни [25].

     Но и все это богатство типов структур смысла жизни не может в статике ответить на все «вызовы» реальности, поэтому у одного и того же человека по ходу жизни тип структуры может постепенно или скачком меняться. Изменения в смысле жизни могут также происходить и без преобразования типа структуры. Так, в исследовании Г. А. Вайзер показано, что в условиях наложения социального кризиса на возрастной часть «стареющих» (около половины) осознанно принимает (сохраняет) высокий социальный или групповой (например, забота о детях, о других людях вообще, служение высокой идее) или высокий индивидуально-духовный смысл жизни [11]. Как видно из данных исследования, одни переходят к «монолитной» структуре (с ориентацией на прошлое), другие сохраняют высокие смыслы и переходят к «гармоничной» иерархии (с ориентацией на будущее). Другая группа «стареющих» опускается (точнее, отбрасывается) до «распадающейся» структуры смысла жизни - актуальными остаются два «малых» смысла - «выжить» и «сохранить здоровье». Наконец, третья группа оказывается лишенной (из-за социального катаклизма) своего смысла жизни (наиболее яркое высказывание - «я угасаю, нет жизни, даже дома ничего делать не хочу»). Тут можно говорить лишь об уничтожении структуры как целостности [7; 55; 56; 37; 46; 50; 51].

     В основе семьи лежат брачные отношения, в которых находят проявление как естественная, так и социальная природа человека, как материальная (общественное бытие), так и духовная (общественное сознание) сфера социальной жизни. Общество заинтересовано в устойчивости брачных отношений, поэтому оно осуществляет внешний социальный контроль за оптимальным функционированием брака с помощью системы общественного мнения, средств социального воздействия на индивида, процесса воспитания [44]. Современные социологи определяют брак как «исторически изменяющуюся социальную форму отношений между мужем и женой, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и усматривает их супружеские и родительские права и обязанности» [47]. Выделение супружества как структурной единицы произошло в историческом аспекте сравнительно недавно в результате серьезных социально-экономических преобразований современного общества, сформировавших условия для равноправного (социального, юридического, нравственного) мужчины и женщины. Супружество - это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое присущими ему ценностями [12].

В данном определении подчеркиваются: неинституциональный характер связи, свойственный супружеству; равноправие и симметричность нравственных обязанностей и привилегий обоих супругов [1].

     Брак (греч. γάμος - брак; производное от глагола брать [1] ), или бра́чный сою́з, супру́жество - регулируемая обществом (в том числе государством) семейная связь между двумя людьми, достигшими брачного возраста, порождающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. В большинстве современных государств закон требует соответственного оформления (регистрации) брака; наряду с этим в некоторых государствах правовое значение придаётся также браку, заключённому по религиозным обрядам [72]. Современные социологи определяют брак как «исторически изменяющуюся социальную форму отношений между мужем и женой, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и усматривает их супружеские и родительские права и обязанности» [47]. 1917 года процедура оформления брака носила канонический (церковный) характер. Государство же, осуществив принцип отделения церкви от государства, присвоило себе право полностью регламентировать взаимоотношения между супругами с помощью светского законодательства, поэтому единственной формой брака стал гражданский, то есть светский брак. Брак стал называться гражданским в отличие от прежнего брака – церковного, религиозного.

     Юридическую силу получили браки, зарегистрированные в отделах записей браков и рождений при городской (районной, уездной или волостной земской) управе. Первый российский кодекс – КЗАГС (Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР) 1918 г. Брак, совершенный по религиозным обрядам и при содействии духовных лиц, не порождает никаких прав и обязанностей для лиц, в него вступивших, если он не зарегистрирован установленным порядком» [73]. Как правило, брак подразумевает ведение супругами совместного хозяйства и наличие общего имущества, передаваемого по наследству, а также воспитание ими детей. Брак пользуется охраной и покровительством законов лишь при совершении по известным формам, с соблюдением установленных в законах условий; влечет за собой известные юридические последствия в области личных и имущественных прав и обязанностей супругов по отношению друг к другу и к детям (право на содержание, наследование и пр.)

Виды брака:

Церковный брак - освящённый церковью брак. Во многих странах имеет юридическую силу, в некоторых является единственной легальной формой брака. Другие государства (в том числе и Россия) в настоящее время не признают юридической силы церковного брака, поэтому священники перед его заключением рекомендуют провести регистрацию в органах ЗАГСа. В православии, протестантизме и в католицизме бракосочетание является одним из таинств – Венчанием [72; 74].

Мезальянс - брак между лицами неравного положения.

Морганатический брак - разновидность мезальянса, в результате которого лицо низшего социального положения не повышает его. В настоящее время это понятие сохранилось в династических регламентах и законах ряда стран.

Гражданский брак - брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви. В РФ единственно возможный вид брака. Также «гражданским браком» зачастую ошибочно называют сожительство [1].

Значение слова Сожительство по Ефремовой:

 Сожительство –

 1. Совместная жизнь, совместное существование.

2. Половая связь.

Значение слова Сожительство по Ожегову: Сожительство - Интимные отношения между мужчиной и женщиной.

Сожительство - совместная жизнь, проживание. Сожительство означает совместное проживание гетеросексуальных людей вне брака.

Еще каких-нибудь тридцать лет назад сожительство считалось запретным, а если возникали такие случаи, то общество достаточно негативно реагировало на это, и находящимся в добрачной связи людям жилось очень нелегко. По данным проводимых социологических опросов можно сделать вывод, что сожительство вовсе не является хорошей подготовкой к браку или предотвращением разводов. Кроме того, выяснилось, что добрачная семейная жизнь серьезно ослабляет институт брака, снижает шансы вступить в брак или увеличивает риск неудачного союза. Исследования социологов показали. Что пары, достаточно долгое время проживающие до брака совместно, становятся менее склонны вступать в брак и заводить детей. Кроме того, сожительство представляет угрозу возникновения жестокости и насилия, как физического, так и эмоционального, по отношению к женщине и детям [75].

Временный брак - в отдельных странах законодательство признаёт его юридическую силу. Продолжительность определяется соглашением сторон и устанавливается в брачном договоре. Одновременно устанавливается размер выкупа, который супруг передаёт жене в таком браке. По истечении срока, на который он был заключён, брак и всякие правовые отношения между супругами считаются прекратившимися [2].

Гостевой брак - зарегистрированный надлежащим образом брак, при котором супруги не ведут совместного хозяйства, живут раздельно. Современная форма парного брака.

Похищение невесты - способ заключения брака в различных культурах

Никах - брак по законам ислама

Факти́ческий брак, или незарегистрированный брак, или неформальный брак (в быту также - сожительство) - отношения между партнёрами по совместному проживанию (сожительству), не оформленные в установленном законом порядке как брак.

Брак по расчёту - это брачный союз, заключаемый не по причинам отношений, семьи или любви. Вместо этого такой союз устраивается ради личной выгоды или других видов стратегических целей, таких как политический брак, например.

Фиктивный брак. Притворная регистрация брака без намерения обеих сторон или одной из них создать семью называется фиктивным браком. Фиктивный брак может заключаться по разным мотивам: получение гражданства, политического убежища, жилища, наследования имущества, получение пенсии, другие корыстные и иные цели. Доказанное отсутствие намерения создать семью в России является основанием для признания брака недействительным [72]. С каждым годом увеличивается число пар, живущих в незарегистрированном браке, не зарегистрированном государством, и не освященном Церковью. При этом причин для отказа от регистрации брака в органах ЗАГСа или венчания в церкви высказывается достаточно много. Постоянно приходится слышать, что молодые люди, перед тем как пойти в ЗАГС для подачи заявления, стараются пожить вместе в «гражданском браке», иногда называемом «сожительство». «Сожительство» становится некоей формой возможности проверить свои чувства относительно друг друга, на некоторое время побыть мужем и женой, отведать всех прелестей семейной жизни. И лишь потом зарегистрировать свои отношения. Но поражает позиция родителей, с разрешения которых молодежь начинает жить в «пробных браках». Еще больше удивляет, когда в «гражданский брак» вступают люди немолодые, уже имевшие опыт семейной жизни и, зачастую, пережившие развод. Люди, имеющие печальный опыт развода, предпочитают не обременять себя штампом в паспорте, чтобы избежать впоследствии возможных проблем со вторым разводом. Подобные мысли, когда каждый из супругов готов хлопнуть дверью при первом же скандале, не могут положительно влиять на атмосферу в семье [74].

Вообще трудно назвать семьей подобное сожительство, когда каждый просто получает от такого «брака» то, что ему нужно. Женщина получает формальный статус «жены», ее уже трудно обвинить в блуде с первым встречным. Мужчина получает от такого «брака» домработницу, которая готовит, стирает, убирает, помимо этого исполняет «супружеские обязанности», но при этом не является его законной женой, и он осознает, что ничем с ней не связан и в любой момент может просто уйти, ни кем и ни в чем не обвиненный. Говорить о любви тут не приходится. Ведь любовь – это, в первую очередь, ответственность друг за друга. Взаимная ответственность напрочь отсутствует в «гражданском браке». Получается, что для женщины подобный «брак» - это иллюзия семьи, а для мужчины – иллюзия свободы. Женщина вроде бы живет в семье, но это не семья, т.к. мужчина не берет на себя ответственности за свою «супругу». А мужчина вроде бы формально свободен, но в то же время находится под контролем «жены». Мужчины в «сожительстве» понимают, что ничего не теряют. Ребенка растить матери, деньги взыскать с такого «мужа», который в любой момент может просто повернуться и уйти, весьма проблематично [74].

Порой добрачный опыт совместного проживания помогает в будущем найти подходящего человека для вступления в брак, поскольку сожительство является хорошим способом узнать лучше друг друга. Но с другой стороны, люди, которые готовы к добрачной совместной жизни, по сравнению со сторонниками официального брака, менее ответственны. Поэтому такие люди более склонны к нарушению брачного союза, если вдруг брак стал докучать. Можно сделать вывод, что сожительство выбирают определенный тип людей, которым такая форма совместной жизни подходит по натуре. Сожительство негативно сказывается на последующем браке. У супругов, имеющих неудачный опыт добрачного совместного проживания, увеличивается риск появления желания расторгнуть последующие отношения. Поскольку толерантность снижается, люди разрывают отношения, которые при других условиях можно было бы сохранить. Совместное проживание вне брака изменяет отношение партнеров к брачному союзу, тем самым, уменьшая перспективы на стабильность брака.

Между сожительством и браком существуют значительные различия. Внебрачные союзы менее стабильны и счастливы, по сравнению с официальными. Кроме того, супружеские пары имеют более высокие показатели физического и психического здоровья, производительности труда. Это можно объяснить длительностью брачных отношений, прочностью союза, что способствует эмоциональной привязанности, хорошим условиям развития навыков, специализации, обобщению материальных и социальных ресурсов. У сожителей нет таких преимуществ, поэтому в жизни они сталкиваются с большим количеством трудностей. Кроме того, депрессии возникают у людей, живущих гражданским браком, гораздо чаще, чем у супругов. Кроме того, установлен факт, что замужние женщины гораздо реже подвергаются жестокости и насилию, чем женщины, живущие в гражданском браке [75].

Картер и Мак Голдринг (1980) выделяют шесть стадий жизненного цикла семьи:

  1. внесемейное положение: холостые и незамужние люди, не создавшие своей семьи;
  2. семья молодоженов;
  3. семья с маленькими детьми;
  4. семья с подростками;
  5. выход повзрослевших детей из семьи;
  6. семья на поздней стадии развития [1 ; 2].

В. А. Сысенко выделяет:

  1. совсем молодые браки - от 0 до 4 лет совместной жизни;
  2. молодые браки - от 5 до 9 лет;
  3. средние браки - от 10 до 19 лет;
  4. пожилые браки - более 20 лет совместной жизни [43].

Информация о работе Особенности понимания смыслов семейной жизни парами зарегистрировавших и не зарегистрировавших брак