Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 08:08, дипломная работа
Несмотря на значительное количество работ по проблеме совладания, существует ряд нерешенных вопросов, которые являются важными как с научной, так и с практической точки зрения. Одним из них является вопрос об особенностях совладающего поведения детей без семьи.
Цель исследования – выявление особенностей совладающего поведения мальчиков и девочек без семьи.
В соответствии с целью и гипотезой исследования необходимо было решить следующие задачи:
1) изучить состояние проблемы в психологической литературе
2) подобрать диагностические методики и провести сравнительное эмпирическое исследование особенностей совладающего поведения детей без семьи.
3) осуществить качественную и количественную обработку результатов сравнительного исследования и их анализ.
Введение 3
1 Теоретическое состояние проблемы совладающего поведения детей без семьи в психологической литературе 7
1.1 Понятие совладающего поведения 7
1.2 Стратегии и модели совладающего поведения 15
1.3 Особенности механизмов совладающего поведения детей без семьи 24
2 Эмпирическое исследование особенностей совладающего поведения детей без семьи 34
2.1 Организация и методики исследования 34
2.2 Интерпретация полученных результатов 38
Заключение 49
Глоссарий 52
Список использованных источников 56
Приложения 60
Особенности совладающего поведения детей без семьи
Оглавление
Актуальность изучения стратегий совладания связана с тем, что в процессе преодоления жизненных трудностей в каждом возрастном периоде человек может, как приобрести новый опыт, расширить диапазон поведенческого репертуара, так и проявить неадекватность своего поведения, влияющую на адаптивную способность человека. Тем более, в наше время увеличивается количество «брошенных детей». По данным статистики, в России только 10% общего числа детей-сирот являются сиротами вследствие смерти или инвалидности их родителей, остальные – социальные сироты, ставшие сиротами по причине злоупотребления алкоголем одним или обоими родителями, лишения родительских прав, плохих материальных и жилищных условий, нахождения родителей в заключении. Особую группу детей без семьи составляют так называемые отказные дети.
Со второй половины XX века развивается интерес психологов-исследователей и практиков к проблеме «совладающего» поведения. Понятие «совладание» - калька с английского «coping with» (преодоление, совладание). В трактовке Р.Лазаруса и С. Фолкмана совладание с жизненными трудностями связано с постоянным изменением когнитивных и поведенческих усилий человека «с целью управления специфическими внешними и внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы». Совладающее поведение понимается как индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями с целью лучшей адаптации к требованиям реальности.
Ряд отечественных исследователей (А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, О.В. Бедежная и др.) высказывают идею о формировании особого типа личности ребенка детского дома. Онтогенетические аспекты проблемы совладания с трудными жизненными ситуациями, отражены в работах И.М. Никольской, Р.М. Грановской, Н.А. Сироты, И.П. Стрельцовой, Т.Г. Бохан. Однако, до настоящего времени мало исследований, посвященных изучению совладающего поведения детей-сирот подросткового возраста, при этом они лишь отчасти касаются проблем его эффективности и возможности развития в условиях процесса воспитания.
Изучение адаптивного поведения в ситуациях угрозы для продуктивности, здоровья и благополучия человека не является новым (R. Lazarus, R. Lazarus, S. Folkman; N. Endler, J. Parker; Л.А. Китаев-Смык; Ф.Е. Василюк; Л.И. Анцыферова; В.М. Ялтонский; С.К. Нартова-Бочавер; К.А. Абульханова; Т.Л. Крюкова; В.А. Бодров).
В современной психологии накоплен значительный материал, раскрывающий сущность, закономерности, динамику, факторы становления и выбора способов совладания со стрессом в разные периоды жизни (В.М. Ялтонский; Т.Л. Крюкова; Е.А. Сергиенко; М.В. Сапоровская; С.А. Хазова; Е.В. Куфтяк; А.В. Смирнова). Изучение совладающего поведения личности ведется в возрастном диапазоне – от преддошкольного детства до старости (И.М. Никольская, Р.М. Грановская; С.А. Хазова; Е.В. Куфтяк; Т.Л. Крюкова; М.А. Холодная; Н.Е. Харламенкова; И.И. Ветрова; Е.Б. Лунина; Е.А. Сергиенко, Г.А. Виленская; О.Р. Тенн и др.).
Определенное количество исследований посвящено различным аспектам совладающего поведения личности в контексте более широкой проблемы социальной адаптации (Г.С. Корытова; Е.Р. Исаева; Л.И. Вассерман, В.А. Абабков).
Особое внимание при разработке проблемы совладания уделяется изучению ресурсов личности в трудных жизненных ситуациях (А. Antonovsky; S.E.Hobfoll; S. Taylor; С.А. Хазова; В.А. Бодров; Е.А. Петрова; Е.А. Сергиенко).
Современные тенденции развития психологии стресса и совладающего поведения ставят вопрос о смещении фокуса внимания при изучении копинг-поведения и его механизмов с индивида на группу. Теоретические и прикладные исследования зарубежных психологов свидетельствуют о том, что копинг-поведение не является отдельным, независимым явлением, это неотъемлемая часть сложного, динамического процесса личности, социального окружения и их взаимоотношений (J.C. Coyne; T.A. Revenson; S.E. Hobfoll; G. Bodenmann; A.K. Randall, G. Bodenmann).
Несмотря на значительное количество работ по проблеме совладания, существует ряд нерешенных вопросов, которые являются важными как с научной, так и с практической точки зрения. Одним из них является вопрос об особенностях совладающего поведения детей без семьи.
Цель исследования – выявление особенностей совладающего поведения мальчиков и девочек без семьи.
Объект исследования – совладающее поведение мальчиков и девочек без семьи.
Предмет исследования – особенности совладающего поведения у мальчиков и девочек и в зависимости от длительности нахождения без семьи.
мальчиков и девочек без семьи.
Гипотеза исследования – существуют различия в особенностях совладающего поведения у мальчиков и девочек без семьи.
В соответствии с целью и гипотезой исследования необходимо было решить следующие задачи:
1) изучить состояние проблемы в психологической литературе
2) подобрать диагностические методики и провести сравнительное эмпирическое исследование особенностей совладающего поведения детей без семьи.
3) осуществить качественную
и количественную обработку
Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы теоретические и эмпирические методы исследования. Теоретические методы: теоретический анализ состояния проблемы в социально-психологической литературе. Эмпирические методы: методы математической статистики, коэффициент корреляции Пирсона. Система методов, применяемых в исследовании, была определена его исходными методологическими предпосылками, а также целями и задачами как всего исследования, так и отдельных его этапов.
Выборку исследования составили: подростки воспитывающиеся в детском доме села Раевский, без семьи, 9 испытуемых-мальчиков и 10 испытуемых-девочек.
Надежность и достоверность полученных данных обеспечивалась разнообразием использованных в исследовании методов, их взаимодополняемостью, всесторонним теоретическим анализом, а также применением статистических методов математического анализа.
Структура работы. Работа включает: введение, две главы, заключение, список используемых источников, глоссарий, приложения.
Со второй половины XX
века развивается интерес
Р. Лазарус дал первое полное определение: совладание – это стратегия действий, предпринимаемых человеком в ситуации угрозы, относящихся к его физическому и личному социальному благополучию. Во многом теория Р. Лазаруса базируется на теории стресса Г. Селье [12, С.65]. В 60-70-х годах достаточно много исследований были направлены на изучение связи различных явлений с феноменом стресса [2, С.47].
В трактовке Р.Лазаруса и С. Фолкмана совладание с жизненными трудностями связано с постоянным изменением когнитивных и поведенческих усилий человека «с целью управления специфическими внешними и внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы» [12, С.66].
Совладающее поведение – особый
вид социального поведения
В настоящее время в литературе существует несколько подходов к пониманию психологического содержания понятия совладающего поведения [9, С.143].
Первый подход представлен последователями психоаналитической ориентации, рассматривающими совладающее поведение в процессе адаптации личности к адекватному решению проблемы включаются защитные механизмы, способствующие пассивной адаптации. Такой подход, с одной стороны, помогает избежать заведомого осуждения относительно ценности любой попытки совладания с трудной ситуацией. С другой стороны, процесс как бы делится на две части: деятельность по совладанию с жизненными трудностями и результат этой деятельности. В этом случае совладание, по мнению И.П. Стрельцовой, теряет свою качественную психологическую специфичность, так как связывается с отдельными приспособительными поведенческими актами, минимизирующими изменения во внутреннем мире, что не представляет собой преобразующей деятельности человека [23, С.109].
Второй подход определяет совладание в терминах черт личности – как относительно постоянную предрасположенность отвечать на стрессовые события определенным образом [23, С.109], [37, С.23-38]. В этой трактовке совладание с жизненными трудностями представляет собой преимущественно реакцию на стресс. Это означает, что попытки совладать с трудной ситуацией совершаются человеком только тогда, когда он переживает стресс. Хотя такой подход позволяет отличить обычное поведение в привычных обстоятельствах от его усилий совладать с трудными ситуациями, он не учитывает ряда обстоятельств: исключает возможность избегания трудной ситуации, поведение человека до наступления реакции не может быть рассмотрено как попытка совладать с жизненными трудностями.
Согласно третьему подходу совладающее поведение понимается как постоянно меняющийся процесс, имеющий собственные динамические характеристики. Наиболее известный представитель данного подхода Р.Лазарус определяет совладающее поведение как деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими эти требованиям [4, С.253], [23, С.109], [37, С.23-38]. Человек использует тот или иной способ поведения в зависимости от того, как он в данный момент оценивает ситуацию. После когнитивной оценки ситуации индивид приступает к разработке стратегий преодоления стресса, то есть к собственно совладанию.
Представители четвертого подхода, в отличии от сторонников когнитивно-поведенческой парадигмы, призывают анализировать трудные ситуации и действия в них индивида не с позиций внешнего наблюдателя, когда исследуется то , как человек воспринимает и оценивает трудные ситуации, а с его субъективной позиции [23, С.112]. Это связано с обнаружением того факта, что ситуационные переменные дают корреляцию с совладанием не большую, чем личностные переменные.
Представители данного подхода исходят из положения о том, что весь опыт жизни человека, а также предвосхищаемое будущее закрепляются в виде систем значений, убеждений и ценностей – они-то и регулируют восприятие человека, определяют интерпретацию окружающего мира, а также качество и количество тех усилий, которые он прилагает для совладания с трудной ситуацией.
Трактовка понятия «совладание
с трудными жизненными ситуациями»
как личностного свойства является
в настоящее время наиболее распространенной
и среди отечественных
Копинг-поведение - форма поведения, отражающая готовность индивида решать жизненные проблемы. Это поведение, направленное на приспособление к обстоятельствам и предполагающее сформированное умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса. При выборе активных действий повышается вероятность устранения воздействия стрессоров на личность.
Особенности этого умения связаны с "Я-концепцией", локусом контроля, эмпатией, условиями среды. По представлениям Маслоу, копинг-поведение противопоставлено экспрессивному поведению.
Совладающее поведение реализуется посредством применения различных копинг-стратегий на основе ресурсов личности и среды. Одним из самых важных ресурсов среды является социальная поддержка. К личностным ресурсам относятся адекватная "Я-концепция", позитивная самооценка, низкий нейротизм, интернальный локус контроля, оптимистическое мировоззрение, эмпатический потенциал, аффилиативная тенденция (способность к межличностным связям) и другие психологические конструкты.
В процессе действия стрессора на личность происходит первичная оценка, на основании которой определяют тип создавшейся ситуации - угрожающий или благоприятный. Именно с этого момента формируются механизмы личностной защиты. Лазарус рассматривал эту защиту (процессы совладания) как способность личности осуществлять контроль над угрожающими, расстраивающими или доставляющими ей удовольствие ситуациями [12, С.68].
Информация о работе Особенности совладающего поведения детей без семьи