Особенности совладающего поведения детей без семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 08:08, дипломная работа

Описание работы

Несмотря на значительное количество работ по проблеме совладания, существует ряд нерешенных вопросов, которые являются важными как с научной, так и с практической точки зрения. Одним из них является вопрос об особенностях совладающего поведения детей без семьи.
Цель исследования – выявление особенностей совладающего поведения мальчиков и девочек без семьи.
В соответствии с целью и гипотезой исследования необходимо было решить следующие задачи:
1) изучить состояние проблемы в психологической литературе
2) подобрать диагностические методики и провести сравнительное эмпирическое исследование особенностей совладающего поведения детей без семьи.
3) осуществить качественную и количественную обработку результатов сравнительного исследования и их анализ.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретическое состояние проблемы совладающего поведения детей без семьи в психологической литературе 7
1.1 Понятие совладающего поведения 7
1.2 Стратегии и модели совладающего поведения 15
1.3 Особенности механизмов совладающего поведения детей без семьи 24
2 Эмпирическое исследование особенностей совладающего поведения детей без семьи 34
2.1 Организация и методики исследования 34
2.2 Интерпретация полученных результатов 38
Заключение 49
Глоссарий 52
Список использованных источников 56
Приложения 60

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 445.00 Кб (Скачать файл)

По мнению ведущих  исследователей совладания как за рубежом, так и в России, копинг-поведение  – это результат становления  сознания и самосознания личности, оно сопряжено со зрелой картиной мира, помогает вписаться в общество,  поскольку в существенной мере обусловлено социокультурными традициями. В центре внимания отечественных исследователей совладания находится человек «совладающий», то есть самостоятельный, справляющийся с жизненными трудностями, живущим «в ладу с самим собой».

Рассматривая данные различных авторов о спонтанных способах совладания детьми с трудными ситуациями, можно отметить наиболее частое использование детьми поведенческих стратегий, а также когнитивной стратегии, направленной на экспрессию (фантазия, молитва и т.п.)

Важным моментом в  целенаправленной работе с детьми по преодолению трудных жизненных  ситуаций является расширение поля сознания, а также развития деятельности воображения. Формирование процессов эмоционального предвосхищения способствует мобилизации душевных и физических сил ребенка. Опираясь на воображение ребенка, взрослый может помочь ему совладать с тревожащей ситуацией, справиться с чувством страха, гнева.

В подростковом возрасте проблемные ситуации связаны с фрустрацией шести основных потребностей: физиологической, запускающей физическую и сексуальную активность подростков; потребности в безопасности, реализующуюся через принадлежность к группе; потребность в независимости от семьи; потребность в привязанности; потребность в успехе; потребность в развитии собственного Я. Ситуации неудовлетворенности основных жизненных потребностей личности «запускают» совладающее поведение. В подростковом и юношеском возрасте  наиболее типичным является стремление к эмоциональному разрешению жизненных трудностей, которое по мере взросления утрачивает свою актуальность, используясь лишь лицами с ярко выраженной фемининностью. Чаще начинают использоваться когнитивные формы психологического преодоления.

По данным зарубежных исследований, в раннеюношеском возрасте все еще актуальными являются тактики совладающего поведения, связаные с обращением к взрослым за социальной поддержкой, прежде всего эмоциональной. Следовательно, и в этот период перехода к взрослости важнейшим способом преодоления трудностей является совместная деятельность со значимым взрослым.

 

 

2 Эмпирическое  исследование особенностей совладающего поведения детей без семьи

 

2.1 Организация и методики исследования

 

 

Теоретическое изучение проблемы и анализ практического  опыта, позволили сформулировать гипотезу исследования, согласно которой существуют различия в особенностях совладающего поведения у мальчиков и девочек без семьи.

Исходя из гипотезы исследования, можно предположить, что специфика  условий социализации детей без семьи в детском доме фиксирует у них специфические формы совладания с трудными жизненными ситуациями. Привычка жить в замкнутом пространстве, изолированном обществе, неумение детей без семьи интегрироваться в общество, вступать в контакт с людьми, с которыми им предстоит общаться, являются основными факторами, влияющими на формирование совладающего поведения.

Для проверки выдвинутой гипотезы использовались:

  1. Опросник «Способы преодоления негативных ситуаций» (Автор С.С. Гончарова);
  2. Проективный метод «Нарисуй человека»

 

  1. Опросник «Способы преодоления негативных ситуаций» (Автор С.С. Гончарова);

Опросник состоит из 25 утверждений, объединенных в 5 шкал. Предназначен для исследования юношей и девушек 14-17 лет. Опросник позволяет изучить  способы и стратегии психологического преодоления негативных ситуаций. Стратегия представляет собой комбинацию способов преодоления, которые определяются как действия человека, предпринимаемые в ситуации психологической угрозы физическому, личностному и социальному благополучию, и разворачиваются в когнитивной, поведенческой или эмоциональной сфере.

Описание шкал. Общий  показатель по каждой шкале просчитывается путем сложения баллов, затем осуществляется перевод «сырых» баллов в стэны. Опросник представлен в приложении А.

Шкала «поиск поддержки». Юноши и девушки, выбирающие в качестве доминирующей в негативных ситуациях стратегий преодоления «поиск поддержки», характеризуются ведомостью и экстернальным локусом контроля. Низкие показатели по данной шкале свидетельствуют об избегании социальных контактов в стрессовых ситуациях. У респондентов этой группы может наблюдаться проблема взаимозависимости и сложностей в коммуникативной сфере, восприимчивость к ряду заболеваний.

Стратегия «поиск поддержки» является одним из самых мощных копинг-ресурсов в преодолении негативных ситуаций: смягчает влияние негативных ситуаций,  сохраняет здоровье, благополучие человека.

В то же время, она может  иметь не только позитивный, но и  отрицательный. Отрицательный эффект связан с чрезмерным и неуместным: а) оказанием поддержки, б) поиском поддержки, - что может привести к потере чувства контроля и к беспомощности у человека, находящегося в стрессовой ситуации, перекладыванием ответственности за разрешение ситуации на других.

Шкала «повышение самооценки».

Шкала «самообвинение».

Шкала «анализ  проблемы». Данная стратегия преодоления характеризуется как адаптивная. Респондент, у которого преобладает эта стратегия, характеризуется стремлением к уединению, цель которого обдумать возникшую проблемную ситуацию и найти выход. Данную стратегию выбирают скорее личности со склонностью к доминированию и внутренним контролем. Эмоциональное состояние характеризуется как достаточно устойчивое, человек сохраняет самообладание, контролирует свои эмоции как наедине с собой, так и с близкими.

Шкала «поиск виновных». Высокие баллы по данной шкале свидетельствуют о том, что респондент ищет причину сложившегося вовне. Шкала положительно коррелирует с дезадаптированностью личности. Внешним контролем, неприятием себя и других (связь с неприятием других выше, чем с неприятием себя).

Инструкция: Подумай, что ты делаешь, когда случаются негативные ситуации (это ситуации, когда ты сталкиваешься с определенными трудностями, которые вызывают неприятные переживания, ты чувствуешь внутреннее напряжение и беспокойство). Отметь в бланке ответов те способы преодоления, которые ты используешь в негативных ситуациях.

 

  1. Проективный метод «Рисунок человека»

Инструкция. Психолог просит испытуемого «нарисовать человека», дает стопку листов бумаги формата А4 и карандаш средней твердости с ластиком. Никаких дополнительных указаний экспериментатор не дает, на уточняющие вопросы отвечает: «Рисуйте любого человека, какого хотите».

Также, можно  предлложить испытуемым использовать набор цветных карандашей. Анализ выбранного цвета также может служить важным диагностическим признаком и показателем эмоционального состояния испытуемого в момент тестирования.

Интерпретация. Выполненный рисунок человека (у мальчиков обычно – мужского пола, у девочек – женского) анализировался по следующим диагностическим показателям:

1 цвет (1 балл - черно-белое изображение, 2 балла – фигура раскрашивается одним цветным карандашом, 3 балла – двумя и т.д.);

2 размер фигуры (1 балл – 8-12 см, 2 балла – 13-20 см, 3 балла – больше 20 см);

3 расположение фигуры на листе по вертикали (1 балл – расположение в верхней части листа, 2 балла – в середине листа, 3 балла – внизу листа);

4 расположение фигуры по горизонтали (1 балл – слева от средней линии, 2 балла – в середине, 3 балла – справа);

5 расположение рук относительно тела (1 балл – руки свободно отведены от тела, 2 балла – расположены вдоль тела, 3 балла – руки спрятаны за спиной или в карманах, 4 балла – руки отсутствуют);

6 прорисовка рук (1 балл – прорисованы руки, кисти рук, пальцы, 2 балла – руки изображены схематично, пальцы соединены в кисть, 3 балла – руки изображены без кисти, 4 балла – руки отсутствуют);

7 дифференцированность фигуры (1 балл – хорошо прорисованы все части тела, 2 балла – голова прорисована лучше, чем туловище, 3 балла – туловище прорисовано лучше, чем голова, 4 балла - нарисована только голова);

8 прорисовка ног (1 балл – ноги, ступни хорошо прорисованы, 2 балла – ноги нарисованы, ступни намечены, 3 балла – ноги не нарисованы или закрыты платьем);

9 устойчивость фигуры (1 балл – устойчивая фигура, 2 балла – неустойчивая, слегка наклоненная, 3 балла - крайне неустойчивая, сильный наклон фигуры, отсутствие ног).

Выделенные нами показатели являются операциональными единицами  адаптивности личности:

1) показатели «расположение фигуры по горизонтали» и «цвет» операционализируют конструкт «открытость опыту»;

2) показатели «расположение фигуры по вертикали» и «размер фигуры» – уверенность;

3) показатели «прорисовка ног» и «устойчивость» - стабильность;

4) показатель «дифференцированность фигуры» - контроль;

5) показатели «положение рук» и «прорисовка рук» - коммуникабельность.

Адаптация может осуществляться на самых разных уровнях взаимодействия организма и среды (биологическом, психофизиологическом, социальном и  др.). Социальная адаптация – процесс  эффективного взаимодействия с социальной средой, который сопровождается удовлетворением основных социогенных потребностей человека, оправдывающего ролевые ожидания группы, и проявляется в переживании состояния самоутверждения и свободы выражения творческих способностей.

В кризисные моменты  личностного развития разрешение человеком проблемы адаптации может рассматриваться в качестве одного из важных показателей преодоления им жизненных трудностей и мотивационных конфликтов. Особо проблемным периодом развития считается подростковый возраст. Характеристика подросткового возраста как периода неустойчивого развития личности встречается в работах, посвященных этой стадии жизни. Серьезные соматические, гормональные, физиологические и иные конституциональные изменения нередко опережают адекватные психические и поведенческие реакции, приводя к дезадаптации личности.

Адаптация человека к  условиям жизни основана на взаимном изменении личности и ее окружения  и, нередко, описывается как процесс, направленный на эффективное преодоление трудностей посредством успешного принятия решений, проявления инициативы, ответственности и способности к антиципации последствий принимаемых решений.

 

2.2 Интерпретация полученных результатов

 

 

На первом этапе экспериментальной части нашего исследования мы оценили способы преодоления негативных ситуаций по методике С.С. Гончаровой «Способы преодоления негативных ситуаций» у подростков без семьи, воспитывающихся в детском доме. Полученные данные представлены в таблице 1. Сводные данные представлены в приложении Б.

 

Таблица 2.1 – Средние показатели по методике «Способы преодоления негативных ситуаций»

Наименование шкалы

Испытуемые

Уровень значимости различий

мальчики

девочки

Поиск поддержки

11,4

13,2

p< 0,01

Повышение самооценки

15,3

17,2

p< 0,01


 

Продолжение таблицы 2.1

Наименование шкалы

Испытуемые

Уровень значимости различий

мальчики

девочки

Самообвинение

12,8

14,2

p< 0,01

Анализ проблемы

10,9

11,2

-

Поиск виновных

10,4

12,4

p< 0,01


 

По данным таблицы 2.1 мы видим, что есть различия в средних показателях по представленным в методике способам преодоления негативных ситуаций у мальчиков и девочек без семьи. Так, у девочек по всем шкалам средние баллы выше, точнее:

  • по шкале «поиск поддержки» у девочек среднее значение составляет - 13,2 балла, у мальчиков – 11,4 балла (различия значимы на уровне p< 0,01);
  • по шкале «повышение самооценки» среднее значение девочек – 17,2 балла, у мальчиков – 15,3 балла (различия значимы на уровне p< 0,01);
  • по шкале «самообвинение» у девочек среднее значение составляет – 14,2 балла, у мальчиков – 12,8 балла (различия значимы на уровне p< 0,01);
  • по шкале «поиск виновных» у девочек среднее значение составляет 12,4 балла, у мальчиков 10,4 балла (различия значимы на уровне p< 0,01).

Информация о работе Особенности совладающего поведения детей без семьи