Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 08:08, дипломная работа
Несмотря на значительное количество работ по проблеме совладания, существует ряд нерешенных вопросов, которые являются важными как с научной, так и с практической точки зрения. Одним из них является вопрос об особенностях совладающего поведения детей без семьи.
Цель исследования – выявление особенностей совладающего поведения мальчиков и девочек без семьи.
В соответствии с целью и гипотезой исследования необходимо было решить следующие задачи:
1) изучить состояние проблемы в психологической литературе
2) подобрать диагностические методики и провести сравнительное эмпирическое исследование особенностей совладающего поведения детей без семьи.
3) осуществить качественную и количественную обработку результатов сравнительного исследования и их анализ.
Введение 3
1 Теоретическое состояние проблемы совладающего поведения детей без семьи в психологической литературе 7
1.1 Понятие совладающего поведения 7
1.2 Стратегии и модели совладающего поведения 15
1.3 Особенности механизмов совладающего поведения детей без семьи 24
2 Эмпирическое исследование особенностей совладающего поведения детей без семьи 34
2.1 Организация и методики исследования 34
2.2 Интерпретация полученных результатов 38
Заключение 49
Глоссарий 52
Список использованных источников 56
Приложения 60
У мальчиков-испытуемых, в первой подгруппе (дети находящиеся без семьи, в детском доме, до одного года) предпочтительными способом совладания является: «самообвинение»; для мальчиков из второй подгруппы, так же как и для девочек, предпочтительной стратегией преодоления выступает «повышение самооценки», затем, стратегия «поиск поддержки». Полученные результаты объясняются тем, что дети, находящиеся без семьи непродолжительное время (дети из первой подгруппы) еще не выработали продуктивный способ совладания с тяжелой жизненной ситуацией, а для детей из второй подгруппы не менее популярным становится стратегия преодоления «поиск поддержки».
Сегодня специалисты многих отраслей и научных направлений психологической науки вовлечены в разработку фундаментальных и прикладных проблем психологии совладающего поведения как междисциплинарной области, изучающей регуляцию и саморегуляцию поведения субъекта, личностное развитие, благополучие, здоровье, ресурсы и продуктивность человека. Ценность данного научного направления, а также, и нашего исследования заключается в том, что его разработки тесно связаны с практикой оказания психологической помощи людям, в частности детям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию.
Актуальность изучения стратегий преодоления связана с тем, что в процессе преодоления жизненных трудностей в каждом возрастном периоде человек может, как приобрести новый опыт, расширить диапазон поведенческого репертуара, так и проявить неадекватность своего поведения, влияющую на адаптивную способность человека.
В результате анализа теоретических данных в исследовании особенностей совладающего поведения детей без семьи мы пришли к выводу о том, что в интервале от младшего подросткового возраста к зрелому повышается вероятность использования активных поведенческих стратегий, направленных на разрешение проблемы. В частности, существуют возрастные особенности в использовании внешнего, социально-психологического ресурса совладания, то есть привлечения к помощи близких или других значимых людей. Взросление само по себе не является детерминантой адаптивного совладания, но возраст может влиять на оценку ситуации, а, следовательно, и на выбор стратегий совладания.
Специфика условий социализации детей без семьи в детском доме фиксирует у них специфические формы совладания с трудными жизненными ситуациями. Привычка жить в замкнутом пространстве, изолированном обществе, неумение детей без семьи интегрироваться в общество, вступать в контакт с людьми, с которыми им предстоит общаться, являются основными факторами, влияющими на формирование совладающего поведения. Возраст наших испытуемых, подростковый возраст, характеризуется неадекватностью функционирования ранее принятых стратегий совладания. Именно в этом возрасте отмечается начало интенсивных телесных изменений, сопровождающихся амбивалентными эмоциональными реакциями.
Нами была рассмотрена проблема особенностей совладающего поведения детей без семьи, были решены поставленные задачи. Мы обосновали теоретико-методологическую базу изучения проблемы совладающего поведения детей без семьи. На основании проведенного эмпирического исследования мы делаем вывод о том, что есть различия в особенностях совладающего поведения между мальчиками и девочками без семьи.
На основании проведенного эмпирического исследования мы делаем вывод о том, что существуют различия в выборе способов совладания между мальчиками и девочками воспитывающихся без семьи. Так, и девочки и мальчики в качестве доминирующей, в негативных ситуациях, стратегий сопротивления, выбирают «повышение самооценки».
Также существуют различия в выборе стратегий сопротивления и адаптированности подростков, в зависимости от времени нахождения в детском доме, без семьи. Точнее, у девочек воспитывающихся без семьи в течении одного года предпочтительный способ совладания – «поиск виновных»; у мальчиков из этой же подгруппы – «самообвинение». У девочек и мальчиков, находящихся в детском доме, без семьи более двух лет, предпочтительный способ совладания – «повышение самооценки», затем, на втором месте, идет совладание по типу – «поиск поддержки».
Корелляционный анализ способов преодоления негативных ситуаций и адаптивности, показал, что в группе мальчиков связи между стратегиями преодоления и адаптивности менее выражены чем в группе девочек. Стратегия преодоления «поиск поддержки» значимо связана с конструктом «открытость опыту»; стратегия преодоления «повышение самооценки» также, имеет прямо пропорциональную зависимость с конструктом «открытость опыту». Доминантные стратегии преодоления (в обеих подгруппах испытуемых-мальчиков) не обнаруживает значимой связи с показателями адаптации мальчиков без семьи. В группе девочек, обнаружены связи, практически, между всеми стратегиями преодоления.
Следовательно, заявленная гипотеза о предположении, что существуют различия в особенностях совладающего поведения мальчиков и девочек без семьи, подтвердилась.
№п/п |
Новое понятие |
Содержание |
1 |
Адаптация |
Приспособление человека к условиям среды, деятельности, общения. |
2 |
Вытеснение, или репрессия |
Механизм совладания путем бессознательного изгнания тревожащих желаний, мыслей или переживаний из сознания. Вытеснению подвергаются и чувства, и идеи. Подобно амнезии, вытеснение опирается на механизм диссоциации. |
3 |
Дезадаптация |
Неспособность приспособиться к изменившимся условиям жизни. Социальная дезадаптация - неспособность приспособиться к жизни в обществе. Школьная дезадаптация - трудности приспособления к школьным требованиям. |
4 |
Дистресс |
Психические состояния и процессы, при которых, по крайней мере, на какое-то время, соотношение между требуемыми усилиями и имеющимися ресурсами кажется нарушенным, причем не в пользу ресурсов. Дистресс всегда неприятен, и связан с вредоносным воздействием. |
5 |
Интернальность |
Внутренний локус контроля, при котором появляется склонность человека возлагать ответственность за происходящее в его жизни на себя. |
6 |
Копинг-стратегии |
Стратегии преодоления фрустрации, или сознательно сформулированные способы совладания. |
7 |
Копинг-поведение |
Сознательные усилия личности, предпринимаемые в ситуации психологической угрозы. |
Продолжение глоссария
№п/п |
Новое понятие |
Содержание | |
8 |
Корреляция |
Математическое понятие, обозначающее статистическую связь между двумя изучаемыми явлениями. | |
9 |
Коэффициет корреляции |
Числовое значение тесноты связи (от 0 до 1) между двумя изучаемыми явлениями. | |
10 |
Личность |
Человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. | |
11 |
Локус контроля |
Когнитивный стиль, характеризующий склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внутренним или внешним факторам. | |
12 |
Негативизм |
Механизм совладания путем поведения, отрицающего социальные нормы взаимодействия. Наиболее часто при негативизме игнорируются правила общения с авторитетными, властными или родительскими объектами. | |
13 |
Нейротизм |
Свойство темперамента, характеризующееся постоянной тревожностью человека, ожиданием неприятностей. | |
14 |
Самообладание |
Способность человека организовывать свое поведение и деятельность в дезорганизующе-эмоциогенных и, в частности, опасных ситуациях. | |
15 |
Самооценка |
Это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто. |
Продолжение глоссария
№п/п |
Новое понятие |
Содержание | |
16 |
Самосознание |
Психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я». | |
17 |
Совладающее поведение |
Особый вид социального поведения человека, обеспечивающего или разрушающего его здоровье и благополучие. С.п. позволяет субъекту справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией с помощью осознанных действий и направлена на активное взаимодействие с ситуацией – ее изменение (в случае когда она поддается контролю) или приспособления к ней (когда ситуация не поддается контролю). Если субъект не владеет этим видом поведения, возможны неблагоприятные последствия для его продуктивности, здоровья, благополучия. | |
18 |
Стратегия совладания |
Конкретные действия, основанные на осознаваемых усилиях, для регуляции субъектом эмоционального и интеллектуального напряжения с целью оптимальной психологической адаптации к внешним обстоятельствам. | |
19 |
Стресс |
Состояние психического напряжения, возникающее у человека как реакция на необходимость приспосабливаться к неблагоприятной или резко изменяющейся ситуации повседневной жизни или появлению особых обстоятельств. Устойчивость к стрессу — способность выдерживать психологические нагрузки, не испытывая состояния стресса. |
Продолжение глоссария
№п/п |
Новое понятие |
Содержание |
20 |
Экстернальность |
Внешний локус контроля, при котором проявляется склонность человека приписывать причины происходящего внешним факторам (окружающей среде, судьбе, случаю). |
Научная литература
Информация о работе Особенности совладающего поведения детей без семьи