Особенности совладающего поведения детей без семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 08:08, дипломная работа

Описание работы

Несмотря на значительное количество работ по проблеме совладания, существует ряд нерешенных вопросов, которые являются важными как с научной, так и с практической точки зрения. Одним из них является вопрос об особенностях совладающего поведения детей без семьи.
Цель исследования – выявление особенностей совладающего поведения мальчиков и девочек без семьи.
В соответствии с целью и гипотезой исследования необходимо было решить следующие задачи:
1) изучить состояние проблемы в психологической литературе
2) подобрать диагностические методики и провести сравнительное эмпирическое исследование особенностей совладающего поведения детей без семьи.
3) осуществить качественную и количественную обработку результатов сравнительного исследования и их анализ.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретическое состояние проблемы совладающего поведения детей без семьи в психологической литературе 7
1.1 Понятие совладающего поведения 7
1.2 Стратегии и модели совладающего поведения 15
1.3 Особенности механизмов совладающего поведения детей без семьи 24
2 Эмпирическое исследование особенностей совладающего поведения детей без семьи 34
2.1 Организация и методики исследования 34
2.2 Интерпретация полученных результатов 38
Заключение 49
Глоссарий 52
Список использованных источников 56
Приложения 60

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 445.00 Кб (Скачать файл)

По шкале «анализ  проблемы» средние значение больше, тоже у девочек, 11,2 балла и 10,9 баллов у мальчиков, но различия не велики.

После анализа полученных данных по методике «Способы преодоления  негативных ситуаций» и работы с личными делами испытуемых – девочек и мальчиков, воспитывающихся в детском доме, было целесообразно выделить по две подгруппы в каждой из групп испытуемых. То есть, мы выделили: I подгруппа – испытуемые, находящиеся без семьи, в детском доме, до одного года, и II подгруппа – больше двух лет. Далее, мы оценили способы преодоления негативных ситуаций в подгруппах, в каждой из групп испытуемых – мальчиков и девочек. Полученные данные представлены в таблице 2.2.

 

 

Таблица 2.2 – Результаты методики «Способы преодоления негативных ситуаций» в каждой из групп испытуемых.

 

Подгруппы

Наименование шкалы

Поиск поддержки

Повышение самооценки

Само

обвинение

Анализ проблем

Поиск виновных

Мальчики

I подгруппа

10,7

13,7

13,7

10,3

10,5

II подгруппа

13,3

18,7

11

12

10

Уровень значимости

различий

p< 0,01

p< 0,01

p< 0,01

p< 0,01

-

Девочки

I подгруппа

10

11,75

15

11,5

14

II подгруппа

15

21,3

13,7

11

11,3

Уровень значимости различий

p< 0,01

p< 0,01

-

-

p< 0,01


 

После обработки полученных данных, мы получили следующие результаты. Так, для подгрупп испытуемых-мальчиков существуют различия в стратегиях преодоления, в зависимости от длительности нахождения мальчиков в детском доме, без семьи.

По шкале «поиск поддержки» средние баллы выше у мальчиков, находящихся в детском доме больше двух лет, то есть 13,3 балла, и 10,5 баллов у мальчиков из второй подгруппы (различия значимы на уровне p< 0,01). Средние значения по шкале «повышение самооценки» у мальчиков из первой подгруппы 13,7 баллов, а у мальчиков из второй подгруппы – 18,7 балла (различия значимы на уровне p< 0,01). По шкале «самообвинение» средние баллы в первой подгруппе составляют 13,7 балла, а во второй – 11 баллов (различия значимы на уровне p< 0,01). По шкале «анализ проблем» вторая подгруппа имеет более высокие средние значения , чем в первой подгруппе, 12 и 10,3 балла – соответственно (различия значимы на уровне p< 0,01). Также, есть различия в средних значениях по шкале «поиск виновных», но они не большие.

Далее, у подгрупп-девочек  также существуют различия в стратегиях преодоления, в зависимости от длительности нахождения девочек в детском доме, без семьи. По шкале «поиск поддержки» средние баллы выше у девочек, находящихся в детском доме больше двух лет, то есть 15 баллов, и 10 баллов у девочек из второй подгруппы (различия значимы на уровне p< 0,01). Средние значения по шкале «повышение самооценки» у девочек из первой подгруппы 11,75 баллов, а у девочек из второй подгруппы – 21,3 балла (различия значимы на уровне p< 0,01). По шкале «поиск виновных» средние баллы в первой подгруппе составляют 14 баллов, а во второй – 11,3 баллов (различия значимы на уровне p< 0,01). По шкалам «самообвинение» и «поиск проблем» различия в подгруппах девочек существуют, но они не велики.

На втором этапе исследования мы использовали проективную методику «Рисунок человека». Полученные данные представлены в таблице 2.3. Сводные данные по методике в приложении В.

Таблица 2.3 - Средние значения испытуемых по методике «Рисунок человека».

Операциональные единицы  адаптивности

Испытуемые

Уровень значимости различий

мальчики

девочки

Конструкт «открытость  опыту»

3,2

3,6

-

Конструкт «уверенность»

4

3,8

-

Конструкт «стабильность»

4,9

5,0

-

Конструкт «контроль»

2,4

2,4

-

Конструкт «коммуникабельность»

5,7

5,6

-


 

Данные таблицы свидетельствуют  о том, что по основным параметрам данной методики, между исследуемыми группами испытуемых, различия существуют, но они не велики.

Далее, проанализируем результаты методики «Рисунок человека» с учетом времени нахождения испытуемых в детском доме, без семьи. Результаты анализа представлены в таблице 2.4.

После обработки полученных данных, мы получили следующие результаты.

Так, для подгрупп испытуемых-мальчиков  существуют различия в операциональных  единицах адаптивности, в зависимости  от длительности нахождения мальчиков  в детском доме, без семьи. Конструкт  «коммуникабельность» в первой подгруппе  мальчиков, находящихся в детском доме менее одного года, набирает более высокий средний балл, и составляет 6,3, у мальчиков из второй подгруппы – 4,3 балла (различия значимы на уровне p< 0,01). Результаты по другим операциональным единицам адаптивности («открытость опыту», «уверенность», «стабильность», «контроль») также имеют различия, но они не  особо велики.

Таблица 2.4 - Результаты методики «Рисунок человека» в каждой из групп испытуемых.

 

Подгр.

Операциональные единицы  адаптивности

Открытость опыту

Уверенность

Стабильность

Контроль

Коммуник-ть

Мальчики

I подгруппа

3

3,8

4,7

2,7

6,3

II подгруппа

3,7

4,3

5,3

2

4,3

Уровень значимости

различий

-

-

-

-

p< 0,01

Девочки

I подгруппа

3

3,5

6

3

6

II подгруппа

4

4

4,3

2

5,3

Уровень значимости различий

p< 0,01

-

p< 0,01

p< 0,01

-


 

Также для подгрупп испытуемых-девочек  существуют различия в операциональных  единицах адаптивности, в зависимости  от длительности нахождения девочек  в детском доме, без семьи. Конструкт  «открытость опыту» в первой подгруппе девочек, находящихся в детском доме более двух лет, набирает более высокий средний балл, и составляет 4, у девочек из первой подгруппы – 3 балла (различия значимы на уровне p< 0,01). Средний балл операциональной единицы адаптивности «стабильность» выше у девочек из первой подгруппы, и составляет 6 баллов, результат у девочек из второй подгруппы меньше, и составляет 4,3 балла (различия значимы на уровне p< 0,01). Далее, конструкт «контроль», значения по данному параметру также различны, у девочек из первой подгруппы среднее значение составляет 3 балла, а у девочек из второй подгруппы 2 балла (различия значимы на уровне p< 0,01).

После интерпретации  полученных данных по вышеупомянутым методикам, мы воспользовались методом математической статистики. Мы прокоррелировали значения по всем шкалам методики «Способы преодоления негативных ситуаций» с операциональными единицами адаптивности.

Для определения взаимосвязи способов преодоления негативных ситуаций и операциональными единицами адаптивности был использован коэффициент линейной корреляции Пирсона. Полученное эмпирическое значение сравниваем с таблицей критических значений.

Корреляция статистически  значима, если эмпирическое р>р0,01. Если р<р0,05, то корреляция не является значимой. В данном случае, при n= 9 (у испытуемых-мальчиков), ркр = 0,67 (при р=0,05), и ркр.=0,80 (при р = 0,01); при n= 10 (у испытуемых-девочек), ркр = 0,63 (при р=0,05), и ркр.=0,77 (при р = 0,01). В результате анализа полученных данных, мы выяснили, что между отдельными, нас интересующими, параметрами устанавливается взаимосвязь.

Результаты корреляции способов преодоления негативных ситуаций с операциональными единицами адаптивности в группе испытуемых-мальчиков (9 человек) представлены на рисунке 2.1.

 

Рисунок 2.1 - Взаимосвязь способов преодоления негативных ситуаций и операциональных единиц адаптивности в группе испытуемых-мальчиков.

 

Корреляционный анализ позволяет нам увидеть какой  тип связи существует между коррелирующими признаками. Если связь прямо пропорциональная, то это свидетельствует о том, что большей величине одного признака соответствует большая величина другого признака. Когда мы получаем обратно пропорциональную связь, то это говорит о том, что увеличению одного признака соответствует уменьшение другой переменной.

Так, мы выяснили, что в группе испытуемых-мальчиков способы преодоления негативных ситуаций имеют связи с отдельными операциональными единицами адаптивности, а именно, шкала «поиск поддержки» имеет положительную взаимосвязь с конструктом «открытость опыту» r кр= 0,82 (уровень значимости p≤ 0,01); шкала «повышение самооценки» также, имеет прямо пропорциональную зависимость с конструктом «открытость опыту» r кр= 0,82 (уровень значимости p≤ 0,01).

 

Результаты корреляции способов преодоления негативных ситуаций с операциональными единицами адаптивности в группе испытуемых-девочек (10 человек) представлены на рисунках 2.2; 2.3; 2.4; 2.5.

 

Рисунок 2.2 - Взаимосвязь способов преодоления негативных ситуаций и операциональных единиц адаптивности в группе испытуемых-девочек.

 

 

Рисунок 2.3 - Взаимосвязь способов преодоления негативных ситуаций и операциональных единиц адаптивности в группе испытуемых-девочек.

 

 

Рисунок 2.4 - Взаимосвязь способов преодоления негативных ситуаций и операциональных единиц адаптивности в группе испытуемых-девочек.

 

Рисунок 2.5 - Взаимосвязь способов преодоления негативных ситуаций и операциональных единиц адаптивности в группе испытуемых-девочек.

 

Так, мы выяснили, что  в группе испытуемых-девочек способы  преодоления негативных ситуаций имеют  корелляции с отдельными операциональными единицами адаптивности, а именно, шкала «повышение самооценки» имеет  обратно пропорциональную связь  с конструктом «уверенность» r кр= -0,69 (уровень значимости p≤ 0,05); шкала «самообвинение» имеет прямо пропорциональную зависимость с конструктом «стабильность» r кр= 0,83 (уровень значимости p≤ 0,01); шкала «анализ проблем» имеет прямо пропорциональную зависимость с конструктом «коммуникативность» r кр= 0,78 (уровень значимости p≤ 0,01) и конструктом «контроль» r кр= 0,77 (уровень значимости p≤ 0,01); шкала «поиск виновных» имеет прямо пропорциональную зависимость с конструктом «стабильность» r кр= 0,78 (уровень значимости p≤ 0,01).

В результате корреляционного анализа мы выявили статистически значимые корреляционные связи между способами преодоления негативных ситуаций и операциональными единицами адаптивности.

Анализ социально-психологической  литературы, подбор диагностических методик для выявления способов преодоления негативных ситуаций, выделения операциональных единиц адаптивности в группах-испытуемых, воспитывающихся в детском доме, без семьи, и проведенное нами экспериментальное исследование особенностей совладающего поведения детей без семьи, позволил сформулировать следующие выводы по данной проблеме:

  1. Существуют различия в выборе способов совладания между мальчиками и девочками воспитывающихся без семьи.

Так, и девочки и  мальчики в качестве доминирующей, в негативных ситуациях, стратегий преодоления выбирают «повышение самооценки». Средние значения по данной стратегии преодоления негативных ситуаций, или сопротивления, у девочек-испытуемых (60% испытуемых-девочек) составляет 17,2 балла, а у мальчиков-испытуемых (44,4% испытуемых-мальчиков) - 15,3 балла. Высокие показатели по данной шкале свидетельствуют о том, что данные установки в поведении, проявляются сильнее у девочек-испытуемых воспитывающихся без семьи. Следующий наиболее популярный способ совладания у детей воспитывающихся в детском доме, без семьи, это шкала «самообвинение». Средние значения по данной стратегии преодоления в группе испытуемых-девочек составляет 14,2 балла(80% испытуемых-девочек), в группе испытуемых мальчиков это значение составляет 12,8 баллов (55,5% испытуемых-мальчиков). Далее, следующий по популярности способ преодоления негативных ситуаций – это шкала «поиск поддержки». Средние значения по данной шкале составляют: у испытуемых-девочек – 13,2 балла (80% испытуемых); у испытуемых-мальчиков - 11,4 балла (55,5% испытуемых). Стратегия «поиск поддержки» является одним из самых мощных копинг-ресурсов в преодолении негативных ситуаций: смягчает влияние негативных ситуаций, сохраняет здоровье, благополучие человека. Не смотря на все положительные стороны этого способа преодоления, стратегия «поиск поддержки» у детей без семьи не становится доминирующей.

Информация о работе Особенности совладающего поведения детей без семьи