Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 08:08, дипломная работа
Несмотря на значительное количество работ по проблеме совладания, существует ряд нерешенных вопросов, которые являются важными как с научной, так и с практической точки зрения. Одним из них является вопрос об особенностях совладающего поведения детей без семьи.
Цель исследования – выявление особенностей совладающего поведения мальчиков и девочек без семьи.
В соответствии с целью и гипотезой исследования необходимо было решить следующие задачи:
1) изучить состояние проблемы в психологической литературе
2) подобрать диагностические методики и провести сравнительное эмпирическое исследование особенностей совладающего поведения детей без семьи.
3) осуществить качественную и количественную обработку результатов сравнительного исследования и их анализ.
Введение 3
1 Теоретическое состояние проблемы совладающего поведения детей без семьи в психологической литературе 7
1.1 Понятие совладающего поведения 7
1.2 Стратегии и модели совладающего поведения 15
1.3 Особенности механизмов совладающего поведения детей без семьи 24
2 Эмпирическое исследование особенностей совладающего поведения детей без семьи 34
2.1 Организация и методики исследования 34
2.2 Интерпретация полученных результатов 38
Заключение 49
Глоссарий 52
Список использованных источников 56
Приложения 60
По шкале «анализ проблемы» средние значение больше, тоже у девочек, 11,2 балла и 10,9 баллов у мальчиков, но различия не велики.
После анализа полученных данных по методике «Способы преодоления негативных ситуаций» и работы с личными делами испытуемых – девочек и мальчиков, воспитывающихся в детском доме, было целесообразно выделить по две подгруппы в каждой из групп испытуемых. То есть, мы выделили: I подгруппа – испытуемые, находящиеся без семьи, в детском доме, до одного года, и II подгруппа – больше двух лет. Далее, мы оценили способы преодоления негативных ситуаций в подгруппах, в каждой из групп испытуемых – мальчиков и девочек. Полученные данные представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Результаты методики «Способы преодоления негативных ситуаций» в каждой из групп испытуемых.
Подгруппы |
Наименование шкалы | |||||
Поиск поддержки |
Повышение самооценки |
Само обвинение |
Анализ проблем |
Поиск виновных | ||
Мальчики |
I подгруппа |
10,7 |
13,7 |
13,7 |
10,3 |
10,5 |
II подгруппа |
13,3 |
18,7 |
11 |
12 |
10 | |
Уровень значимости различий |
p< 0,01 |
p< 0,01 |
p< 0,01 |
p< 0,01 |
- | |
Девочки |
I подгруппа |
10 |
11,75 |
15 |
11,5 |
14 |
II подгруппа |
15 |
21,3 |
13,7 |
11 |
11,3 | |
Уровень значимости различий |
p< 0,01 |
p< 0,01 |
- |
- |
p< 0,01 |
После обработки полученных данных, мы получили следующие результаты. Так, для подгрупп испытуемых-мальчиков существуют различия в стратегиях преодоления, в зависимости от длительности нахождения мальчиков в детском доме, без семьи.
По шкале «поиск поддержки» средние баллы выше у мальчиков, находящихся в детском доме больше двух лет, то есть 13,3 балла, и 10,5 баллов у мальчиков из второй подгруппы (различия значимы на уровне p< 0,01). Средние значения по шкале «повышение самооценки» у мальчиков из первой подгруппы 13,7 баллов, а у мальчиков из второй подгруппы – 18,7 балла (различия значимы на уровне p< 0,01). По шкале «самообвинение» средние баллы в первой подгруппе составляют 13,7 балла, а во второй – 11 баллов (различия значимы на уровне p< 0,01). По шкале «анализ проблем» вторая подгруппа имеет более высокие средние значения , чем в первой подгруппе, 12 и 10,3 балла – соответственно (различия значимы на уровне p< 0,01). Также, есть различия в средних значениях по шкале «поиск виновных», но они не большие.
Далее, у подгрупп-девочек также существуют различия в стратегиях преодоления, в зависимости от длительности нахождения девочек в детском доме, без семьи. По шкале «поиск поддержки» средние баллы выше у девочек, находящихся в детском доме больше двух лет, то есть 15 баллов, и 10 баллов у девочек из второй подгруппы (различия значимы на уровне p< 0,01). Средние значения по шкале «повышение самооценки» у девочек из первой подгруппы 11,75 баллов, а у девочек из второй подгруппы – 21,3 балла (различия значимы на уровне p< 0,01). По шкале «поиск виновных» средние баллы в первой подгруппе составляют 14 баллов, а во второй – 11,3 баллов (различия значимы на уровне p< 0,01). По шкалам «самообвинение» и «поиск проблем» различия в подгруппах девочек существуют, но они не велики.
На втором этапе исследования мы использовали проективную методику «Рисунок человека». Полученные данные представлены в таблице 2.3. Сводные данные по методике в приложении В.
Таблица 2.3 - Средние значения испытуемых по методике «Рисунок человека».
Операциональные единицы адаптивности |
Испытуемые |
Уровень значимости различий | |
мальчики |
девочки | ||
Конструкт «открытость опыту» |
3,2 |
3,6 |
- |
Конструкт «уверенность» |
4 |
3,8 |
- |
Конструкт «стабильность» |
4,9 |
5,0 |
- |
Конструкт «контроль» |
2,4 |
2,4 |
- |
Конструкт «коммуникабельность» |
5,7 |
5,6 |
- |
Данные таблицы
Далее, проанализируем результаты методики «Рисунок человека» с учетом времени нахождения испытуемых в детском доме, без семьи. Результаты анализа представлены в таблице 2.4.
После обработки полученных данных, мы получили следующие результаты.
Так, для подгрупп испытуемых-мальчиков существуют различия в операциональных единицах адаптивности, в зависимости от длительности нахождения мальчиков в детском доме, без семьи. Конструкт «коммуникабельность» в первой подгруппе мальчиков, находящихся в детском доме менее одного года, набирает более высокий средний балл, и составляет 6,3, у мальчиков из второй подгруппы – 4,3 балла (различия значимы на уровне p< 0,01). Результаты по другим операциональным единицам адаптивности («открытость опыту», «уверенность», «стабильность», «контроль») также имеют различия, но они не особо велики.
Таблица 2.4 - Результаты методики «Рисунок человека» в каждой из групп испытуемых.
Подгр. |
Операциональные единицы адаптивности | |||||
Открытость опыту |
Уверенность |
Стабильность |
Контроль |
Коммуник-ть | ||
Мальчики |
I подгруппа |
3 |
3,8 |
4,7 |
2,7 |
6,3 |
II подгруппа |
3,7 |
4,3 |
5,3 |
2 |
4,3 | |
Уровень значимости различий |
- |
- |
- |
- |
p< 0,01 | |
Девочки |
I подгруппа |
3 |
3,5 |
6 |
3 |
6 |
II подгруппа |
4 |
4 |
4,3 |
2 |
5,3 | |
Уровень значимости различий |
p< 0,01 |
- |
p< 0,01 |
p< 0,01 |
- |
Также для подгрупп испытуемых-девочек существуют различия в операциональных единицах адаптивности, в зависимости от длительности нахождения девочек в детском доме, без семьи. Конструкт «открытость опыту» в первой подгруппе девочек, находящихся в детском доме более двух лет, набирает более высокий средний балл, и составляет 4, у девочек из первой подгруппы – 3 балла (различия значимы на уровне p< 0,01). Средний балл операциональной единицы адаптивности «стабильность» выше у девочек из первой подгруппы, и составляет 6 баллов, результат у девочек из второй подгруппы меньше, и составляет 4,3 балла (различия значимы на уровне p< 0,01). Далее, конструкт «контроль», значения по данному параметру также различны, у девочек из первой подгруппы среднее значение составляет 3 балла, а у девочек из второй подгруппы 2 балла (различия значимы на уровне p< 0,01).
После интерпретации полученных данных по вышеупомянутым методикам, мы воспользовались методом математической статистики. Мы прокоррелировали значения по всем шкалам методики «Способы преодоления негативных ситуаций» с операциональными единицами адаптивности.
Для определения взаимосвязи способ
Корреляция статистически значима, если эмпирическое р>р0,01. Если р<р0,05, то корреляция не является значимой. В данном случае, при n= 9 (у испытуемых-мальчиков), ркр = 0,67 (при р=0,05), и ркр.=0,80 (при р = 0,01); при n= 10 (у испытуемых-девочек), ркр = 0,63 (при р=0,05), и ркр.=0,77 (при р = 0,01). В результате анализа полученных данных, мы выяснили, что между отдельными, нас интересующими, параметрами устанавливается взаимосвязь.
Результаты корреляции способов преодоления негативных ситуаций с операциональными единицами адаптивности в группе испытуемых-мальчиков (9 человек) представлены на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 - Взаимосвязь способов преодоления негативных ситуаций и операциональных единиц адаптивности в группе испытуемых-мальчиков.
Корреляционный анализ позволяет нам увидеть какой тип связи существует между коррелирующими признаками. Если связь прямо пропорциональная, то это свидетельствует о том, что большей величине одного признака соответствует большая величина другого признака. Когда мы получаем обратно пропорциональную связь, то это говорит о том, что увеличению одного признака соответствует уменьшение другой переменной.
Так, мы выяснили, что в группе испытуемых-мальчиков способы преодоления негативных ситуаций имеют связи с отдельными операциональными единицами адаптивности, а именно, шкала «поиск поддержки» имеет положительную взаимосвязь с конструктом «открытость опыту» r кр= 0,82 (уровень значимости p≤ 0,01); шкала «повышение самооценки» также, имеет прямо пропорциональную зависимость с конструктом «открытость опыту» r кр= 0,82 (уровень значимости p≤ 0,01).
Результаты корреляции способов преодоления негативных ситуаций с операциональными единицами адаптивности в группе испытуемых-девочек (10 человек) представлены на рисунках 2.2; 2.3; 2.4; 2.5.
Рисунок 2.2 - Взаимосвязь способов преодоления негативных ситуаций и операциональных единиц адаптивности в группе испытуемых-девочек.
Рисунок 2.3 - Взаимосвязь способов преодоления негативных ситуаций и операциональных единиц адаптивности в группе испытуемых-девочек.
Рисунок 2.4 - Взаимосвязь способов преодоления негативных ситуаций и операциональных единиц адаптивности в группе испытуемых-девочек.
Рисунок 2.5 - Взаимосвязь способов преодоления негативных ситуаций и операциональных единиц адаптивности в группе испытуемых-девочек.
Так, мы выяснили, что в группе испытуемых-девочек способы преодоления негативных ситуаций имеют корелляции с отдельными операциональными единицами адаптивности, а именно, шкала «повышение самооценки» имеет обратно пропорциональную связь с конструктом «уверенность» r кр= -0,69 (уровень значимости p≤ 0,05); шкала «самообвинение» имеет прямо пропорциональную зависимость с конструктом «стабильность» r кр= 0,83 (уровень значимости p≤ 0,01); шкала «анализ проблем» имеет прямо пропорциональную зависимость с конструктом «коммуникативность» r кр= 0,78 (уровень значимости p≤ 0,01) и конструктом «контроль» r кр= 0,77 (уровень значимости p≤ 0,01); шкала «поиск виновных» имеет прямо пропорциональную зависимость с конструктом «стабильность» r кр= 0,78 (уровень значимости p≤ 0,01).
В результате корреляционного анализа мы выявили статистически значимые корреляционные связи между способами преодоления негативных ситуаций и операциональными единицами адаптивности.
Анализ социально-
Так, и девочки и мальчики в качестве доминирующей, в негативных ситуациях, стратегий преодоления выбирают «повышение самооценки». Средние значения по данной стратегии преодоления негативных ситуаций, или сопротивления, у девочек-испытуемых (60% испытуемых-девочек) составляет 17,2 балла, а у мальчиков-испытуемых (44,4% испытуемых-мальчиков) - 15,3 балла. Высокие показатели по данной шкале свидетельствуют о том, что данные установки в поведении, проявляются сильнее у девочек-испытуемых воспитывающихся без семьи. Следующий наиболее популярный способ совладания у детей воспитывающихся в детском доме, без семьи, это шкала «самообвинение». Средние значения по данной стратегии преодоления в группе испытуемых-девочек составляет 14,2 балла(80% испытуемых-девочек), в группе испытуемых мальчиков это значение составляет 12,8 баллов (55,5% испытуемых-мальчиков). Далее, следующий по популярности способ преодоления негативных ситуаций – это шкала «поиск поддержки». Средние значения по данной шкале составляют: у испытуемых-девочек – 13,2 балла (80% испытуемых); у испытуемых-мальчиков - 11,4 балла (55,5% испытуемых). Стратегия «поиск поддержки» является одним из самых мощных копинг-ресурсов в преодолении негативных ситуаций: смягчает влияние негативных ситуаций, сохраняет здоровье, благополучие человека. Не смотря на все положительные стороны этого способа преодоления, стратегия «поиск поддержки» у детей без семьи не становится доминирующей.
Информация о работе Особенности совладающего поведения детей без семьи