Особенности совладающего поведения детей без семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 08:08, дипломная работа

Описание работы

Несмотря на значительное количество работ по проблеме совладания, существует ряд нерешенных вопросов, которые являются важными как с научной, так и с практической точки зрения. Одним из них является вопрос об особенностях совладающего поведения детей без семьи.
Цель исследования – выявление особенностей совладающего поведения мальчиков и девочек без семьи.
В соответствии с целью и гипотезой исследования необходимо было решить следующие задачи:
1) изучить состояние проблемы в психологической литературе
2) подобрать диагностические методики и провести сравнительное эмпирическое исследование особенностей совладающего поведения детей без семьи.
3) осуществить качественную и количественную обработку результатов сравнительного исследования и их анализ.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретическое состояние проблемы совладающего поведения детей без семьи в психологической литературе 7
1.1 Понятие совладающего поведения 7
1.2 Стратегии и модели совладающего поведения 15
1.3 Особенности механизмов совладающего поведения детей без семьи 24
2 Эмпирическое исследование особенностей совладающего поведения детей без семьи 34
2.1 Организация и методики исследования 34
2.2 Интерпретация полученных результатов 38
Заключение 49
Глоссарий 52
Список использованных источников 56
Приложения 60

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 445.00 Кб (Скачать файл)

Реакции совладания нацелены на то, чтобы повлиять либо на окружающий мир, либо на самого себя (или на то и другое). В какой-то мере этому соответствуют копинг, ориентированный на проблему, и копинг, ориентированный на эмоции, - типы совладания более высокого порядка [12, С.161-165]. Результаты, возникающие вследствие адаптивных реакций, подвергаются новой оценке, а затем в зависимости от результата могут последовать дальнейшие действия совладания. Выделяют также специальные типы совладания со стрессом.

Виды копинг – стратегий:

  1. Копинг ориентированный на ситуацию: активное влияние; бегство/уход; пассивность.
  2. Копинг, ориентированный на репрезентацию: поиск информации; вытеснение информации.
  3. Копинг, ориентированный на оценку: переоценка/придание смысла; изменение цели [20, С.50-51].

Л.И. Анциферова, предлагает собственную классификацию стратегий совладания:

1. Преобразующие стратегии совладания: это принятие решения о возможности  позитивного изменения трудной  ситуации, и формирование ее как проблемы: определение конечной и промежуточной цели, человек намечает план решения, определяет способы достижения цели. Человек пытается также сформировать новую систему психической саморегуляции.

2. Приемы приспособления: изменение собственных характеристик и отношений к ситуации: изменение отношения к ситуации, придание ей нейтрального смысла. Сюда относится также специальный прием - «позитивное истолкование», который, по мнению многих исследователей, позволяет более успешно пережить травмирующее событие.

3. Вспомогательные приемы самосохранения  в ситуациях трудностей и несчастий:  «техники» борьбы с эмоциональными  нарушениями, вызванными неустранимыми,  сточки зрения субъекта, негативными  событиями. Таковы уход или  бегство из трудной ситуации, которые могут осуществятся не только в практической, но и в чисто психологической форме – путем внутреннего отчуждения от ситуации или подавления мыслей о ней. Такие ситуации часто возникают в сфере здоровья [28, С.23-38].

Основной причиной многообразия тактик и стратегий совладающего поведения называется индивидуальные особенности человека. Так, Н.Г. Осухова отмечает, что для характеристики процесса прохождения человеком трудных ситуаций, важно «найти личностные структуры, посредством которых человек устанавливает и регулирует равновесие между «внешними» и «внутренними» условиями» [17, С.243-255].

В психотерапевтических работах отмечается влияние следующих  внутренних условий при преодолении  жизненных трудностей: локус контроля влияет на степень принятия ответственности для преодоления жизненных трудностей; высокий уровень рефлексивных способностей позволяет людям больше фокусироваться на проблеме, а не на оценке при совладании с трудными ситуациями. Как значимые личностные ресурсы отмечаются социальная смелость, настойчивость, высокая нормативность поведения, высокая мотивация достижения.

Важным внутренним фактором, побуждающим человека активно противостоять  трудным жизненным ситуациям, является феномен долженствования («я должен быть в форме, чтобы продолжать свою работу», «я должна держаться, чтобы растить детей» и т.д.).

Говоря об индивидуальных внутренних ресурсах человека целесообразно  обратиться к различным уровням  психики человека. С точки зрения индивидного уровня мы рассматриваем  роль нервной системы, темперамента, характера человека, акцентуаций, эмоциональной регуляции в особенностях совладающего поведения человека. Влияние личностного уровня связано с функционированием человека в социуме, с особенностями его межличностного взаимодействия, поэтому значимыми являются мотивационная сфера личности, жизненные ценности, установки, смыслы, отношения, жизненные стратегии. В психотерапевтической практике большое значение имеет глубинный, внутренний уровень психологической реальности – уровень души, экзистенциальный уровень. С этим уровнем связаны наиболее насыщенные жизненные смыслы, переживания. В работе Е.Б. Фанталовой отмечается, что данный уровень во многом определяется мировоззрением, мироощущением, поэтому и категории, охватывающие и раскрывающие его, могут быть не только психологическими, но и философскими:  внутренне значимое и внутренне незначимое; иерархия ценностей; мораль; совесть; иррациональность и рациональность выбора; внутренний экзистенциальный конфликт; внутренний вакуум [17, С.257].

В зависимости от ситуации, а больше всего – от индивидуальных особенностей человека, совладающее  поведение может включать работу разных уровней. Активизация различных  уровней психики человека в процессе преодоления жизненных трудностей во многом связана с возрастными закономерностями развития.

В каждом возрасте человек  обладает определенными ресурсами, которые помогают справляться с  трудностями, наиболее оптимально выстроить  стратегию преодоления.

Под ресурсами понимаются «сильные стороны» личности, которые увеличивают вероятность преодоления кризиса.

Под стратегией совладания понимаются основанные на осознаваемых усилиях конкретные действия для регуляции субъектом эмоционального и интеллектуального напряжения с целью оптимальной психологической адаптации к внешним обстоятельствам [34, С.132-147]. Будет ли избранная копинг-стратегия адаптирующей, конструктивной или дезадаптирующей, разрушительной для личности и окружающих, зависит как от особенностей стрессовой ситуации, так и от самой личности. Наиболее часто применяемые стратегии объединяются в стили совладающего поведения, более устойчивые, обобщенные личностные образования.

Т.Л. Крюкова подчеркивает, что исследователи сходятся на выделении  трех базовых стилей:

1) Проблемно-ориентированный  стиль, направленный на рациональный анализ проблемы, связан с созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации и проявляется в таких формах поведения, как самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации;

2)Эмоционально-ориентированный стиль является следствием эмоционального реагирования на ситуацию и проявляется в виде погружения в собственные переживания, самообвинении, вовлечении других в свои переживания;

3) Избегание как стиль  совладания проявляется в виде ухода от проблемы, попыток не думать о проблеме вообще, желания забыться во сне, растворить свои невзгоды в алкоголе или компенсировать отрицательные эмоции едой, спрятаться за спиной компетентных людей, гарантирующих социальную поддержку. Нередко это поведение характеризуются наивной, инфантильной оценкой происходящего. Однако порой избегание есть проявление антиципации угрозы и осторожное поведение [9, С.112-117].

В зарубежной психологии преодолевающего поведения обнаружено, что мужчины чаще направляют свои усилия по преодолению непосредственно на проблему, вызвавшую стресс (проблемно-ориентированное «поведение преодоления»), в то время как женщины с большей вероятностью направляют свои усилия на управление своими эмоциональными реакциями на стресс (эмоционально-ориентированное «поведение преодоления») или используют стратегию избегания. Можно предположить, что эмоционально-сфокусированное преодоление является менее эффективным и чаще связано с психологическим дистрессом, чем проблемно-сфокусированное. Однако выбор мужчинами решения проблем может быть результатом проблемно-ориентированных требований, с которыми они сталкиваются, в противоположность эмоционально-ориентированным требованиям, которыми встречаются женщины. То есть гендерные различия в преодолении могут в большей степени быть продуктом окружения, в котором находятся мужчины и женщины, чем функцией гендера.

Традиционно считается, что мужчины справляются со стрессом активно, но активный подход может в некоторых случаях быть асоциальным, а проблемно-ориентированный – пассивным (например, пассивно-агрессивным). И наоборот, считается, что женщины справляются с трудностями более пассивно, чем мужчины. Однако поиск социальной поддержки и оказание такой поддержки другим являются активными и просоциальными формами преодоления, и женщины используют их чаще, чем мужчины. К тому же если не брать в расчет асоциальные формы активного преодоления, то женщины и мужчины не будут сильно отличаться. [18, С.223-226].

В психотерапевтических работах отмечается влияние следующих внутренних условий при преодолении жизненных трудностей: локус контроля влияет на степень принятия ответственности для преодоления жизненных трудностей; высокий уровень рефлексивных способностей позволяет людям больше фокусироваться на проблеме, а не на оценке при совладании с трудными ситуациями. Как значимые личностные ресурсы отмечаются социальная смелость, настойчивость, высокая нормативность поведения, высокая мотивация достижения.

Важным внутренним фактором, побуждающим человека активно противостоять трудным жизненным ситуациям, является феномен долженствования («я должен быть в форме, чтобы продолжать свою работу», «я должна держаться, чтобы растить детей» и т.д.).

Говоря об индивидуальных внутренних ресурсах человека целесообразно  обратиться к различным уровням психики человека. С точки зрения индивидного уровня мы рассматриваем роль нервной системы, темперамента, характера человека, акцентуаций, эмоциональной регуляции в особенностях совладающего поведения человека. Влияние личностного уровня связано с функционированием человека в социуме, с особенностями его межличностного взаимодействия, поэтому значимыми являются мотивационная сфера личности, жизненные ценности, установки, смыслы, отношения, жизненные стратегии. В психотерапевтической практике большое значение имеет глубинный, внутренний уровень психологической реальности – уровень души, экзистенциальный уровень. С этим уровнем связаны наиболее насыщенные жизненные смыслы, переживания.

Р.М. Грановская и И.М. Никольская установили, что взрослые чаще всего используют следующие способы совладания с внутренним напряжением:

  • взаимодействуют с продуктами человеческого творчества (читают книги, слушают музыку, ходят в музей) или сами рисуют, сочиняют стихи, поют, то есть творчески самовыражаются;
  • ищут поддержку у друзей и знакомых;
  • погружаются в работу;
  • сменяют вид активности с психической на физическую (занятия спортом, прогулки, водные процедуры) или используют так называемые приемы «за- » («заесть», «заспать», «загулять», «затанцевать»);
  • обдумывают возникшую ситуацию [16, С.83-94].

У детей копинг-стратегии  иные. Наиболее характерны такие:

  • «остаюсь один сам по себе»;
  • «обнимаю, прижимаю, глажу»;
  • «плачу, грущу»;
  • «борюсь, дерусь»;
  • «молюсь»;
  • «прошу прощения, говорю правду»;
  • «говорю сам с собой»;
  • «думаю об этом»;
  • «стараюсь забыть»;
  • «стараюсь расслабиться, оставаться спокойным»;
  • «смотрю телевизор, слушаю музыку» [16, С.95].

Выявлены и половые  различия в использовании детьми таких копинг-стратегий. Мальчики чаще прибегают к «мечтаю, представляю», «смотрю телевизор», «прошу прощения, говорю правду», «стараюсь расслабиться, оставаться спокойным». У девочек предпочтение отдается «обнимаю, прижимаю, глажу», «плачу, грущу», «стараюсь расслабиться, оставаться спокойной», «смотрю телевизор, слушаю музыку». Мальчики в 2 раза чаще используют такую стратегию, как «борюсь, дерусь», и в 1,5 раза активнее – «дразню кого-нибудь». Они чаще девочек прибегают также к стратегиям «сплю», «ем или пью». Девочки же предпочитают такие, как «молюсь», «говорю сама с собой», «говорю с кем-нибудь» [5, С.353-358].

Р.М. Грановская и И.М. Никольская показали, что выбор копинг-стратегии зависит  от свойств личности (по Кеттелу).

Дети напряженные, возбудимые, с  низким самоконтролем чаще всего  используют такие стратегии, как  «дразню кого-нибудь», «схожу с ума», «бью, ломаю, швыряю». Кроме того, для напряженных и возбудимых характерна стратегия «плачу, грущу», а для возбудимых - «борюсь, дерусь», «кусаю ногти», «говорю сам с собой». Стратегии аффективного ответного реагирования были также свойственны детям, склонным к риску, недобросовестным, с низким уровнем интеллекта, а «бью, ломаю, швыряю» еще и доминантным.

Расслабленные, сдержанные, с высоким  уровнем самоконтроля и добросовестные младшие школьники испытывая  напряжение и беспокойство, используют стратегию «стараюсь расслабиться, оставаться спокойным». Кроме того, они прибегают к замещающим занятиям (стратегии «рисую, пишу, читаю», «гуляю, бегаю, катаюсь на велосипеде», «играю во что-нибудь»).

Тревожные дети выбирают четыре способа  совладания со стрессом: «плачу, грущу», «молюсь», «говорю сам с собой», «ем или пью». Имеющие низкую степень тревожности, наоборот, не испытывая потребности в поддержке, чаще всего предпочитают «оставаться сами по себе, одни».

Чувствительные школьники задействуют стратегии «молюсь», «рисую, пишу, читаю», «играю во что-нибудь», «прошу прощения, говорю правду». Интровертированные – «плачу, грущу», «смотрю телевизор, слушаю музыку», «бегаю или хожу пешком» [16, С.98-104].

 

1.3 Особенности механизмов совладающего  поведения детей без семьи

 

 

Ряд исследователей [19] высказывают идею о формировании особого типа личности ребенка детского дома. Они отмечают у детей-сирот недоразвитие внутренних механизмов активного, инициативного и свободного поведения, преобладание зависимых, реактивных форм поведения. Недоразвитие механизмов саморегуляции у детей-сирот компенсируются формированием различного рода «защитных реакций». Так, вместо творческого мышления, исследователи отмечают развитие у них шаблонного мышления, вместо произвольного поведения – ориентацию на внешний контроль, вместо умения совладать с трудными жизненными ситуациями – тенденцию к излишне эмоциональному реагированию, обидам. Те же исследователи указывают на гипертрофированную потребность в общении со взрослыми, вызванную дефицитом такого общения в сиротском учреждении. Зависимость эмоционального благополучия ребенка от отношения к нему взрослого определяет сверхценность последнего и создает специфический тип общения со взрослыми, который, в свою очередь, влияет на отношения со сверстниками [29, С.35-45].

Информация о работе Особенности совладающего поведения детей без семьи