Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:13, отчет по практике
Целью производственной практики является расширение и обогащение представлений студентов о деятельности психолога, овладение основными психологическими навыками. Обеспечение профессионального становления и самосовершенствования.
Задачи:
Определить психологические детерминанты психологической деятельности психолога в дошкольном учебном заведении на основе анализа реального опыта.
Выяснить личностно значимые стороны психологической деятельности, требующие специального осмысления и практической обработки.
Овладеть методикой проектирования и реализации психологической деятельности психолога
Осуществить психологический анализ социальной группы, как структурного компонента образовательного учреждения.
Включиться в деятельность психолога дошкольного учебного заведения, оказывая ему помощь.
Ведущий. В заключение, возьмемся за руки и громко произнесем «МЫ». Занятие закончено.
Занятие № 3
Цели: обучение управлению своими эмоциональными состояниями; закрепление умения понимать и передавать эмоциональные состояния других людей; развитие волевого поведения; знакомство с методами саморегуляции; сплочение детского коллектива.
Материалы: сумочка ведущего; двойные маски (с одной стороны Баба-яга, с другой – девушка Весна; Бармалей – добрый молодец); кукла бибабо Слоненок; карточки с изображением лиц людей с разными эмоциональными состояниями; магнитофон; кассета с веселой, ритмичной музыкой; кассета со спокойной мелодией из серии «Звуки природы» (спокойный лес).
Ход занятия
Психолог приходит со своей сумочкой, внутри которой Слоненок.
Ведущий. Здравствуйте, ребята. Ой, вы слышали какой-то звук? По-моему, кто-то постучал, нет, кто-то шепчется…
(Внимательно смотрит на детей, затем подходит к совей сумочке и прислушивается.)
По-моему, там кто-то есть… я немного боюсь, подойдите ко мне поближе, пожалуйста, мне с вами как-то веселее. У вас, наверное, тоже бывают моменты, когда вам страшно. Поэтому давайте поучимся вместе не бояться, побеждать свой страх.
Когда я была маленькой, моя бабушка говорила мне так: чтобы страх победить – нужно страх приручить. Приручить свой страх – это значит сделать его ручным, как котенка, морскую свинку или маленького щеночка: подойти и погладить, сказать ему приятное, подружиться
с ним.
Ведущий. Сейчас мы попробуем это сделать. Один из вас наденет маску страшного персонажа и будет нас пугать (рычать, разговаривать грубым голосом). А остальные все вместе сначала произнесем волшебное заклинание моей бабушки (для храбрости): «Чтобы страх победить – его нужно приручить», а затем подойдем и постараемся подружиться со страшилкой (дотронемся до него, погладим, скажем доброе слово).
И после этого вы увидите, что произойдет волшебное превращение.
После того как ребята подружатся с персонажем, маска переворачивается другой стороной и оказывается красивым, добрым персонажем (Баба-яга превращается в девушку Весну, Бармалей – в доброго молодца).
Ведущий. Теперь мне совсем не страшно открыть свою сумочку и посмотреть, кто в ней спрятался.
Ведущий открывает сумочку, а в ней… Слоненок.
Слоненок, это ты? Что ты делаешь в моей сумочке?
Слоненок. Это я. И в твоей сумке я потому, что очень хотел добраться к ребятам. Правда, здесь немного темновато, но ребята молодцы, научили меня не бояться. «Чтобы страх победить – его нужно приручить» - твоя бабушка была очень умной женщиной.
Слоненок. А я вас тоже хочу кое-чему научить: как управлять своим поведением. Поиграем в игру «Стойкий оловянный солдатик».
Когда вы сильно возбуждены, расшалились и не можете остановиться и взять себя в руки (так говорят взрослые) – встаньте на одну ногу, а другую подогните в колене, руки опустите по швам. Вы стойкие оловянные солдатики на посту, несете свою службу и можете усмирить не только противника, но и самих себя.
Оглянитесь по сторонам, заметьте, что вокруг происходит, кто чем занят. А теперь поменяйте и посмотрите еще пристальнее. Молодцы! Вы настоящие стойкие человечки, и самое главное – вы смогли справиться со своим поведением.
Звучит ритмичная музыка, дети двигаются, кому как нравится. По команде «Замри» принимают позу солдатика.
Ведущий. Спасибо, Слоненок, хорошей игре ты научил ребят.
Слоненок. А мне хочется сказать спасибо ребятам за их рисунки. Мне они очень понравились и помогли выздороветь. Я тоже принес вам рисунки, на них я изобразил людей с разным настроением. Посмотрите внимательно на них и постарайтесь изобразить такое же настроение.
Слоненок показывает ребятам картинку с изображением людей в различных настроениях (грусть, обида, злость, радость и т.п.). ребята по команде: «раз, два, три… настроение, замри!» - изображают на лице определенное настроение.
Слоненок. Это еще не все. Следующая игра называется «Есть или нет?»
Дети становятся в круг и берутся за руки. Ведущий в центре, он объясняет задание: если участники согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат: «Да», если не согласны, топают ногами и кричат «Нет!»
Есть ли в поле светлячки?
Есть ли в море рыбки?
Есть ли крылья у теленка?
Есть ли клюв у поросенка?
Есть ли гребень у горы?
Есть ли двери у норы?
Есть ли хвост у петуха?
Есть ли ключ у скрипки?
Есть ли рифма у стиха?
Есть ли в нем ошибка?
Слоненок. А теперь мне пора идти. Мне очень приятно было с вами познакомиться. Если вам когда-нибудь будет грустно и одиноко, вспомните, как мы играли с вами, и я обязательно приду, стоит вам только закрыть глаза и представить меня.
Ведущий. Слоненок, а разве ты не собираешься запрыгнуть ко мне в сумку и уйти вместе со мной?
Слоненок. Нет, я хочу к себе, в свой уютный домик, меня там ждут. Но сначала мне хочется показать вам дом, в котором я живу. Я проведу вас к себе… Ребята, сядьте на коврик, закройте глазки и постарайтесь представить то, о чем я буду вам рассказывать. И очень вас попрошу открыть глаза тогда, когда вас попросит об этом ведущий.
Звучит спокойная музыка.
Слоненок. Далеко-далеко в лесу, на цветущей поляне, стоит мой домик. Я проведу вас по широкой тропинке к себе домой. Мы в светлом, добром лесу, вокруг много зелени и цветов. Поют птицы, порхают бабочки, стрекочут кузнечики и очень тепло. Воздух пахнет цветами, душистой травой. Мы идем, идем по тропинке и вдалеке видим цветущую поляну, на которой и стоит мой дом.
Посмотрите, какой он красивый. А вот из окна выглянула моя мама, а из другого окошка – мои брат и сестра. Они машут нам рукой. Вот мы и пришли. Я остаюсь со своими родными, а вы возвращайтесь в свой сад. До встречи!
Ведущий. Ребята, открывайте глаза, мы у себя дома. Слоненок остался со своими родными, а мы с вами будем его вспоминать и ждать следующей встречи.
На следующем занятии мы попробуем нарисовать домик Слоненка, кто как его представил.
(См. предыдущее занятие.)
Занятие № 4
Цели: формирование умения правильно понимать чувства и настроения; развитие произвольности; сплочение детского коллектива, формирование коммуникативных способностей.
Материалы: кукла бибабо Ёжик; листы (формата А4) с заданием на каждого ребенка; простые карандаши на каждого ребенка.
Ход занятия
Ведущий. Здравствуйте, ребята. Давайте все встанем в круг, возьмемся за руки и молча улыбнемся друг другу.
Ой, а что это тут у меня шевелится в корзине? (Надевает на руку ежика, который лежит в корзине.)
Ежик. Пф-пф-пф. Где это я оказался?
Ведущий. Ты, Ежик, в детском саду, а это ребята старшей группы.
Ежик. Вот так! Так вы уже совсем большие дети, раз вы ходите в старшую группу. Тогда вы сможете мне помочь. Со мной случилась беда. Послала меня мама в лес за грибами, корзину дала большую, а я не умею отличать съедобные грибы от несъедобных.
Ведущий. Ребята, а давайте поможем Ежику. А сделаем мы это следующим образом. Вы будете изображать с помощью позы, мимики, жестов какой-нибудь из грибов: съедобный или несъедобный. (Обговорить с детьми, как можно изобразить съедобный и несъедобный грибы.) Затем выбираем ведущего. Ведущий – «грибник», он будет бродить между «грибами» и по внешним признакам пытаться рассортировать их. Если он почувствовал, что гриб съедобный, он говорит: «Хороший грибок, полезай в кузовок!» - и уводит игрока в одну сторону. Если ему кажется, что это не так, то он со словами: «Несъедобный грибок, марш в уголок!» - уводит игрока в противоположную сторону. В конце игры грибник проверяет правильность своего выбора и приносит «грибам» извинения, если что-то перепутал.
Ежик. Спасибо, ребята, вы не только собрали мне полную корзину грибов, но и научили в них разбираться. А теперь мне очень хочется сыграть с вами в свою любимую игру.
Ежик. Надо выбрать водящего – он будет «иголкой», а остальные дети получают роль «нитки». «Иголка» бегает по комнате, «петляет», а «нитка» - за ней.
Игра проводится 2 – 3 раза. Хорошо, если роль иголки исполняет застенчивый, зажатый, замкнутый ребенок.
Ведущий. Ох, Ежик, ну и веселую же игру ты нам предложил сыграть.
Ежик. Да, и игра веселая, и ребята все веселые и хорошие. Но одного я не знаю: умеют ли ваши ребята рисовать так же хорошо, как и я. Я в Лесной школе первый ученик по рисованию. Вот я даже листочки с собой захватил, на которых рисовал.
Ведущий. Ребята, на столах лежат листочки и карандаши. Внимание! Ваша задача: на правой стороне листа нарисовать точно такой же рисунок, какой изображен на левой стороне.
Вот, Ежик, смотри – чем не художники наши ребята!
Ежик. Да, отличные рисунки! А мне пора уже с вами прощаться. Скоро солнышко будет садиться, а мне еще домой надо успеть и грибы с рисунками донести.
Дети протягивают руки вперед и по очереди кладут ладошки друг на друга.
Ведущий. Давайте направим всю свою доброту и тепло к ладошкам. У нас получилось большое, доброе, ласковое и теплое солнышко. Попробуйте почувствовать его тепло… А теперь давайте соберем солнечные лучики – так мы попрощаемся с Ежиком и друг с другом.
Занятие № 5
Цели: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции; обучение распознаванию эмоций и чувств; обучение приемам расслабления; сплочение детского коллектива.
Материалы: кукла бибабо Квакша, мяч.
Ход занятия
Ведущий. Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг и возьмемся за руки. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. А теперь можно опустить руки и сесть.
Сегодня я хочу рассказать вам маленькую историю про лягушонка. В одной деревне был крошечный пруд. Когда пришла осень, и на землю легли первые морозы, пруд стал понемногу затягиваться льдом. Как-то раз один мой знакомый проходил мимо пруда и увидел на льду лягушонка. Знакомый подошел поближе и протянул к нему руку, лягушонок не двигался, тогда он взял его в руки и понял, что лягушонок окоченел от холода. Скорее всего он не успел вовремя спрятаться от морозов. Мой знакомый принес его домой, положил в банку и поставил на стол. А когда на следующее утро он решил посмотреть на лягушонка, то его в банке уже не оказалось – он согрелся, оттаял и ожил. На самом деле он оказался очень любопытным. В доме его прозвали Квакша за то, что он часто и громко квакал. И сегодня этот любопытный лягушонок пришел к вам в гости.
Квакша. Здравствуйте, ребята! Я очень рад всех вас видеть. У вас очень интересный детский сад, я уже побывал во всех его уголках. А теперь решил прийти к вам на занятие и немного поиграть. Вы любите играть в мяч?
Ведущий. Ребята, садитесь на стулья. Квакша каждому из вас по очереди будет бросать мяч и называть определенное настроение. А вы, в свою очередь, бросаете мяч обратно, называя и показывая мимикой лица противоположное настроение.
Квакша. Добрый (злой).
Веселый (грустный).
Тихий (громкий).
Красивый (страшный).
Сильный (слабый) и т.д.
Квакша. Интересно, ребята, мне с вами играть. Но вы знаете, что люди не всегда могут понять друг друга. Бывает так, что человеку плохо, а окружающие его люди этого не замечают. Давайте поиграем в игру, которая научит нас угадывать настроение человека без слов. Вы разобьетесь на пары по желанию и возьметесь за руки. Затем, глядя только в глаза и чувствуя руки, попробуете молча передать разные эмоции. Например: «Я грустный, помоги мне!», «Мне весело, давай поиграем!». Потом вы мне расскажете, какие эмоции передавали и как они воспринимались вашими товарищами.
Квакша. Ох, ребята, кажется, мы что-то засиделись. А не пора ли нам немного подвигаться? Вставайте все в круг, беритесь за руки. Вы будете идти по кругу, по моему сигналу (это может быть звук колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое-нибудь слово) вы останавливаетесь, хлопаете 4 раза в ладоши, поворачиваетесь и идете в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры.
5. Упражнение «Шарик в животе»
Квакша. Молодцы! Вы умеете быть быстрыми и внимательными. Но я точно знаю, чего вы делать совсем не умеете, а я умею! Я умею надувать не только щеки, но и живот.
Ведущий. Я думаю, что если ребята и не умеют этого делать, то ведь можно и научиться. Ребята, ложитесь на поло, положите одну руку на живот и, вдыхая воздух, попробуйте надуть шарик в животике… А теперь выдыхаем воздух медленно – наш шарик сдувается.
Вот наши ребята тоже научились надувать шарик в животике. А тебе, Квакша, уже пора прощаться с ребятами, занятие наше подходит к концу, да и тебе уже пора домой.
Ребята, давайте соберем солнечные лучики – так мы попрощаемся с Квакшей и друг с другом.
Занятие № 6
Цели: развитие социальных эмоций; развитие произвольного контроля над своими действиями; овладение умением действовать по правилу; сплочение детского коллектива.