Отчет по практике в детском саду и семье ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 08:23, отчет по практике

Описание работы

Цель: изучение устойчивости, объема внимания, динамики работоспособности (уровня сенсомоторных реакций).
Описание методики^ исследование проводится индивидуально. Испытуемому поочередно предлагается 5 таблиц,. На которых в произвольном порядке представлены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания на каждой таблице. По мере выполнения задания испытуемым фиксируется устойчивость внимания, затруднения, возникающие в процессе выполнения методики, фиксируется время заполнения каждой таблицы.

Файлы: 1 файл

Отчет о практике.doc

— 1.34 Мб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ  ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ОТЧЕТ

ПО ПРАКТИКЕ В ДЕТСКОМ САДУ И  СЕМЬЕ РЕБЕНКА

.

Студентки 3-го курса факультета психологии ______________________

СИМФЕРОПОЛЬ

2007

Описание испльзоанных методик.

Методика №1: «Таблицы Шульте».

Цель: изучение устойчивости, объема внимания, динамики работоспособности (уровня сенсомоторных реакций).

Описание  методики^ исследование  проводится индивидуально. Испытуемому поочередно предлагается 5 таблиц,. На которых в произвольном порядке представлены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания на каждой таблице. По мере выполнения задания испытуемым фиксируется   устойчивость   внимания,   затруднения, возникающие   в   процессе   выполнения   методики, фиксируется время заполнения каждой таблицы.

При проведении методики вначале предъявляют  испытуемому первую таблицу, объясняя, что на ней цифры расположены  не по порядку, затем таблицу закрывают  и объясняют, что время отыскивания  чисел по каждой таблице будет зафиксировано секундомером. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без всякие инструкций.

Инструкция: «Ты умеешь считать до 25? Знаешь, как цифры пишутся? Я тебе покажу табличку с цифрами^ ты показывай и называй все числа от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее.

Обработка  данных^  методика  направлена  на изучение    устойчивости    внимания,    фиксируется

 

 

отвлекаемость испытуемого на посторонние  стимулы. Основной показатель - время  выполнения, а также количество ошибок по каждой таблице отдельно. На осноде подученных данных по результатам выполнения каждой  таблицы  может  быть  построена  «кривая истощаемости (утомляемости)», отражающая не только устойчивость внимания, но и работоспособность в динамике и представлена в виде графика.

Интерпретация результатов: время отыскивания чисел в «норме» по каждой таблице зависит от возраста ребенка. Поиск чисел может идти равномерно, хотя иногда наблюдается ускорение темпа сенсомоторных реакций при работе с последующими таблицами» Вели поиск чисел происходит явно не равномерно, это может являться признаком повышенной утомляемости или истощаемости или указывать на запоздалую врабатываемость.

«Кривая   истощаемости»   чаще   всего   бывает представлена двумя видами:

1. Гиперетеничеекий вариант астении - высокий начальный уровень, далее идет резкий спад, и потом тенденция возврата к исходному уровню;

2. Гипостеничесжий вариант аотеяви - невасокнй исходный уровень и далее постепенное и неуклонное снижение показателей без заметных их колебаний к улучшению.

Методический материал:

таблицы представлены в формате 1: 4


 

 

 

 

 

 

Протокол 1

Настя Аносова 6,2 лет                 22.06.2000 Метоика «Таблицы Шульте»

Цель: изучение устойчивости, объема внимания, динамики работоспособности (уровня сенсомоторных реакций).

На проведение методики испытуемая согласилась охотно. Инструкцию удерживала. Задания выполняла активно, с большим интересом, не отвлекалась на посторонние стимулы. Старалась охватить взглядом всю таблицу, когда не получается проверяет сначала по строкам, потом по столбцам. Выполнив четвертую таблицу, девочка заявила, что устала («не могу больше»), но после предложения экспериментатора заполнить последнюю пятую таблицу, сразу же согласилась.

Задания  Настя  выполняла  активно,  не  требовала дополнительной стимуляции со стороны экспериментатора, не отвлекалась. Время выполнения заданий значительно меньше, чем у других детей того же возраста: 1.41; 2,41, 2,07; 2,39 и 2,17. Наблюдается утомляемость, но при этом умение произвольно сконцентрировать внимание.

Протокол 2

Дима Шмегельский                   23.06.2000 Методика: «Таблицы Шупьте»

Цель: изучение устойчивости, объема внимания, динамики работоспособности (уровня сенсомоторных реакций).

На проведение методики согласился с большим иитересом. Инструкцию  усвоил,  но  удерживал  плохо.  Легко отвлекается  на  посторонние  стимулы,  возврат  к выполнению задания требует дополнительной стимуляции со стороны экспериментатора. Допускает ошибки при восприятии пространственной ориентации чисел (путает такие числа как 21; 22; 12). От выполнения пятой таблицы отказался. Время заполнения каждой таблицы: 2,15; 2,36; 3,35 и 6,32.

 

Наблюдается плохая устойчивость внимания, сниженная работоспособность, быстрая  утомляемость, снижение темпа   сенсомоторных   реакций   при   утомлении, истощаемость  нервных   процессов,   врабатываемость отсутствует.

 

Протокол 3

Ангелина Мунтян 5 лет 11 месяцев          24.06.2000 Методика: «Таблицы Шульте»

Цель: изучение устойчивости, объема внимания, динамики работоспособности (уровня сенсомоторных реакций).

На проведение методики испытуемая согласилась с большим интересом. Инструкцию удерживала. Легко отвлекается  на  посторонние  стимулы,  возврат  к выполнению задания требует  дополнительной стимуляции со строны экспериментатора. Уже к четвертому заданию стала работать без интузиазма, допускает ошибки (после 20 назвала 25, после 21 - 23)   однако от предложения, прекратить выпонение задания, отказалась. Допускает ошибки при восприятии пространственной ориентации чисел (путает такие числа как 21, 22 и 12). Время заполнения каждой таблицы: 2,43; 3,40; 2,37; 4,00 и 4,11 -соответственно. Внимание не устойчиво, наблюдается запоздалая врабатываемость.

 

Методика № 2: «Корректурная проба».

Цель: исследование степени концентрации и устойчивости внимания.

Описание    методики:    исследование    проводится

индивидуально,  испытуемому  предлагается     бланк,

приведенный ниже. Испытуемый просматривает  бланк ряд за рядом и вычеркивает  определенные указанные в инструкции объекты. Время проведения эксперимента - 3 минуты, фиксируется количество ошибок и число объектов, просмотренных за каждую минуту.

Инструкция: «Рассмотри внимательно картинки. Что на них изображено? Посмотри внимательно, чем они отличаются друг от друга? Какая картинка тебе больше всего нравится? Теперь просматривай все рисуночки с лева на право, строчка за строчкой, находи такие же картинки и вычеркивай их. Смотри внимательно и старайся делать как можно быстрее, потому что я засекаю время, у тебя есть 3 минуты».

Обработка данных: данная методика направлена на изучение  концентрации  и устойчивости  внимания испытуемого.     Важным     показателем     является характеристика качества и темпа выполнения, что выражается   числом   просмотренных   объектов   и количеством допущенных ошибок за каждый 60-еекундный интервал работы.

Концентрация внимания (К) оценивается  по формуле:

K^^l+n), где С -' количество просмотренных строк бланка, П - количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).

 

 

Устойчивость внимания оценивается  по изменению скорости просмотра  на протяжении всего задания. Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле:

A==S/t, где А — темп выполнения, S — количество просмотренных объектов, t — время выполнения. На основе полученных данных делаются выводы об утомляемости,  устойчивости внимания.  Фиксируется уровень отвлекаемости испытуемого на посторонние стимулы. Данные фиксируются в следующей таблице:

№ Просмотренные    Ошибки   Концентрация     Темп

Просмотренные

Ошибки

Концентрация

Темп

 

объекты

 

внимания(К)

выполнения

 

 

 

 

(А) шт./сек.

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 


 

объекты                    внимания (К)     выполнения

(А) шт./сек.

Т»' ~Г» У

Строятся графики динамики концентрации внимания и темпа выполнения задания. Стимульный материал:

 

 

Протокол 4

Настя Аносова 6,2 лет                  22.06.2000

Методика: «Корректурная проба».

Цель: исследование степени концентрации и устойчивости

внимания.

На проведение эксперимента испытуемая согласилась сразу,  проявила  высокий  интерес  и  активность. Инструкцию не удерживала: получив задание вычеркивать определенный рисунок, после первой строчки выбрала другой элемент («теперь такую буду искать»). После поправки экспериментатора вернулась к инструкции и больше ее не нарушала.

При   проведении   методики   проявила   высокую врабатываемрсть  и склонность к проверке ошибок (единственную    допущенную    ошибку    исправила самостоятельно).

Эксперимент длился 3 минуты. На протяжении каждой минуты   фиксировалось   количество   просмотренных элементов: 20, 30, 45 — соответственно. Задание выполнила без ошибок.

На протяжении всего эксперимента девочка работала увлеченно, внимательно, не отвлекалась на посторонние стимулы.

 

 

 

Просмотренные

Ошибки

Концентрация

Темп

 

объекты

 

внимания(К)

выполнения (А)

 

 

 

 

шт./сек.

1

20

0

4

0,33

2

30

0

9

0,5

3

45

0

20,25

0,75


 

 

 

 

 

 

Протокол 5

Дима Шмегельекий                   23.06.2000

Методика «Корректурная проба»

Цель: исследование степени концентрации и устойчивости

внимания.

На выполнение Задания испытуемый активно согласился. На   протяжении   всего   эксперимента инструкцию удерживал. Много отвлекался на посторонние  стимулы, для возврата к работе требовалась  дополнительная стимуляция со стороны экспериментатора. В процессе проведения методики на протяжении каждой минуты   фиксировалось   количество   просмотренных объектов и число допущенных ошибок.

Просмотренные

Ошибки

Концентрация

Темп

 

объекты

 

внимания(К)

выполнения (А)

 

 

 

 

шт./сек.

1

33

0

10,89

0,56

2

32

0

10,24

0,53

3

35

3

3,06

0,58


 

 

 

 

 

 

Наблюдается низкий уровень развития произвольного внимания,     утомляемость     нервных     процессов, неустойчивость темпа выполнения.

 

 

 

Протокол 6

Ангелина Мунтян 5 лет 11 месяцев          24.06.2000 Методика: «Корректурная проба»

На выполнение задания испытуемая активно согласилась. На   протяжении   всего   эксперимента   инструкцию удерживала. Чаете отвлекалась на посторонние стимулы, для возврата к работе требовалась дополнительная стимуляция со стороны экспериментатора.

В процессе проведения методики на протяжении каждой минуты   фиксировалось   количество   просмотренных объектов и число допущенных ошибок. Данные приведены в таблице. Стремилась как можно быетре» выполнить задание (закончила работу на 15 сек. раньше положенного времени).

Просмотренные

Ошибки

Концентрация

Темп .

 

объекты

 

внимания(К)

выполнения (А)

 

 

 

 

шт./еек-

1

30

С

9

0,5

2

50

2

8,33

П,83

3

4Й (за 45 сек.)

2

5.33

Информация о работе Отчет по практике в детском саду и семье ребенка