Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 08:23, отчет по практике
Цель: изучение устойчивости, объема внимания, динамики работоспособности (уровня сенсомоторных реакций).
Описание методики^ исследование проводится индивидуально. Испытуемому поочередно предлагается 5 таблиц,. На которых в произвольном порядке представлены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания на каждой таблице. По мере выполнения задания испытуемым фиксируется устойчивость внимания, затруднения, возникающие в процессе выполнения методики, фиксируется время заполнения каждой таблицы.
обобщения невербальных стимулов и
умение найти основание для
Описание методики: исследование проводится
индивидуально. Испытуемому дается набор
геометрических фигур
Инструкция: Рассмотри внимательно фигурки. Чем они отличаются?
Первый этап: разложи эти фигурки на четыре группы, так Чтобы каждой группе можно было дать название. По какому признаку ты объединил фигурки.
Второй этап: разложи эти фигурки на три группы, так чтобы каждой группе можно было дать название- По какому признаку ты объединил фигурки.
Третий этап: разложи эти фигурки на две группы, так чтобы каждой группе можно было дать название. По какому признаку ты объединил фигурки.
Четвертый этап: можно сложить все фигурки в одну группу? Как можно назвать эту группу?
Обработка данных: Исследование направлено на изучение таких мыслительных операций как анализ и обобщение, умение выявить основание для классификации объектов в первом случае по цвету, во втором и третьем по форме и размеру соответственно, в четвертом варианте все объекты
объединяются как
Стимульный материал: вырезанные из цветной бумаги (красной, желтой, синей и зеленой) большие и маленькие геометрические фигуры (квадраты, треугольники и кружки), итого 24 фигуры.
Протокол 15
Настя Аносова б лет 2 месяца 22.06.2000 Методика: «Классификация геометрических фигур» Цель: изучение процессов абстрагирования, анализа и обобщения невербальных стимулов и умение найти основание для классификации геометрических фигур и обобщающего слова для сформированных групп фигур.
На проведение методики испытуемая согласилась охотно. Инструкцию удерживала. Задания выполняла активно, с большим интересом. Активно пользовалась подсказками экспериментатора. К третьему заданию начинает отвлекаться на посторонние стимулы. При инсайте -бурная эмоциональная реакция.
1. По цвету.
2. По форме (после подсказки).
3. По размеру.
4. Геометрические фигуры.
Ангелина Мунтян 5 лет 11 месяцев 24.06.2000 Методика: «Классификация геометрических фигур». Поль: изучение процессов абстрагирования, анализа и обобщения невербальных стимулов и умение найти основание для классификации геометрических фигур и обобщающего слова для сформированных групп фигур.
На выполнение задания испытуемая активно согласилась. Однако, столкнувшись с трудностями в выполнении задания, потеряла интерес к работе (стала складывать рисунки из геометрических фигур). Инструкцию не -удерживала. Часто отвлекались на посторонние стимулы. Подсказками экспериментатора пользовалась плохо, отказывалась выполнять задание («Я этого задания не знаю»). Испытывала трудности при выборе основания для классификации и подборе обобщающего слова для группы фигур.
1. По цвету.
1. «По уголкам» (после нескольких подсказок экспериментатора).
3. Задание не выполнила даже после подсказок, пыталась классифицировать так же как и в предыдущем задании - по форме фигур (ригидность мышления).
4. «Это фигуры».
Возраст ребенка 6 лет 2 месяца. Физическое со
стояние в норме, девочка очень активна, подвижна. Настя — единственный ребенок в семье, живет с родителями (семья состоит из трех человек), недостатка внимания со стороны родителей не испытывает, хотя в связи с занятостью отца девочке приходится больше времени проводить с матерью.
Характеристика____внимания (см.Протокол 17;Протокол 18):
Относительно других детей того же возраста объем внимания испытуемой достаточно высокий (время выполнения методики «Таблицы Шульте» значительно меньше, чем у других детей, в процессе выполнения задания девочка стремилась охватить взглядом сразу всю таблицу (см.Протокол 17)). Внимание устойчиво (время заполнения «Таблиц Щульте» - 1.41; 2,41; 2,07; 2,39 и 2,17 мин. ... (см.Протокол 17)). Произвольное внимание сформировано хорошо, в отличие от других детей того же возраста, Настя выполняла задания сосредоточено, редко отвлекалась на посторонние стимулы, легко концентрировала внимание на работе самостоятельно или по требованию экспериментатора.
20):
Объем кратковременной памяти в норме, причем зрительная память сформирована значительно лучше слуховой, отсроченное воспроизведение низкое («Заучивание 10 слов» - 5, б, б, 7; отсроченное –3 (см.Протокол 19); «Запоминание 10 картинок» - 7, 7, 8. 9, 10; отсроченное - 5 (см.Протокол 20)).
Характеристика____мышления (см.Протокол 21;Протокол 22):
Словесно-логическое мышление развито хорошо, высокая способность к суждению и умозаключению (в процессе выполнения заданий девочка стремилась строить распространенные предложения, рассуждать, выдвигала предположения, строила суждения). Процессы обобщения и анализа развиты в норме (см.Протокол 21). Испытуемая легко справляется с классификацией предметов (см.Протокол 22). Т.о. психологическое обследование показало, что у испытуемой словесно-логическое мышление развито хорошо.
Испытуемая владеет большим для данного возраста словарным запасом, что способствует развитию коммуникабельных способностей, а так же успешному общению, как со сверстниками, так и с взрослыми. Девочка легко вступает разговор, при этом стремится рассуждать, делать умозаключения, строить длинные распространенные
предложения, в речи активно использует синонимы и антонимы.
Испытуемой присущи такие
самостоятельность (сама одевается, сама убирает игрушки); инициативность; активность, как в общении, так и в игровой и учебной деятельности (девочка активно вступает в игру, при этом занимает одну из основных ролей, предлагает сюжет для игры). Высокий уровень развития умственных способностей способствует развитию коммуникабельности, инициативности и активности ,в общении. Волевые качества, выдержка и терпеливость развиты слабо (не может дождаться своей очереди для занятий с психологом, не может удержаться от подсказки). Во взаимодействии со сверстниками стремиться занять центральное место, привлечь к себе внимание. Испытуемой свойственна обращенность в прошлое и неуверенность в своем нынешнем положении (см. Приложения), агрессия по отношению к более слабым, перцептивная защита (см. Приложение), внимание к собственной персоне.
Испытуемая активно участвует в сюжетно-ролевых играх сверстников, при этом стремится играть основные, центральные роли, В игре проявляет активность, инициативность, умение подчиняться правилам, творческие способности в создании игрового сюжета. В игре активно усваивает социальные нормы, роди, моральные установки.
Трудовая деятельность и художественное творчество:
В трудовой деятельности принимает активное участие, осуждает тех, кто отлынивает от работы, однако не проявляет самостоятельной инициативы в помощи товарищам, считает, что каждый сам должен выполнять свою работу; в трудовой деятельности проявляет аккуратность и последовательность.
Художественные способности
Тип сильный, подвижный, процессы раздражения доминируют над процессами торможения, что соответствует холерическому типу темперамента. Эмоциональные реакции яркие, вспыльчива, в случаях обиды ведет себя демонстративно, но быстро отходит.
В общении со сверстниками проявляет активность, инициативность, доминантность, в отношении более слабых и отверженных членов коллектива - агрессивность. Обидчивость выражена слабо. В отношениях с взрослыми характерна подчиненность, послушание, стремится к общению со взрослыми на равных.
В семье испытуемая является единственным ребенком, много времени проводит с матерью, которая уделяет большое внимание умственному развитию дочери, Дома с родителями играет мало, в основном занимается с мамой математикой, чтением, развивающими играми, много внимание уделяется чтению книг, сказок (любимые сказки «Волшебник Изумрудного города», «Алиса в Стране Чудес»). В детский садик пошла по собственному желанию, в связи с отсутствием общения со сверстниками дома. В семье занимает центральное место, с родителями не конфликтует. Наибольшее влияние испытывает со стороны матери, перенимает ее манеры, подражает, с отцом проводит значительно меньше времени, однако недостатка общения с ним не испытывает.
Не смотря на возраст девочка к обучению в школе готова: обладает соответствующими знаниями и умениями (считает до 1QO, знает арифметические действия, умеет читать и писать, познавательные психические процессы сформированы хорошо). Имеет высокий уровень познавательных интересов, на занятиях ведет себя активно, не отвлекается, легко усваивает материал.
Данные психологического исследования показали, что у испытуемой хорошо сформированы все психические процессы: внимание устойчиво, кратковременная память,
словесно-логическое мышление в норме, процессы обобщения, анализа, классификации сформированы хорошо. Обладает большим словарным запасом, коммуникабельна, активна, инициативна, познавательный интерес сформирован. В детском коллективе стремится к доминантности и авторитарности, характерен некоторый уровень агрессивности и демонстративн.ости.
Протокол 17
Настя Аносова 6 лет 2 месяца 22.06.2000 Методика: «Таблицы Шульте»
D, ель: изучение устойчивости, объема внимания, динамики работоспособности (уровня сенсомоторных реакций). Описание методики: исследование проводится индивидуально. Испытуемому поочередно предлагается 5 таблиц, на которых в произвольном порядке представлены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания на каждой таблице. По мере выполнения задания испытуемым фиксируется устойчивость внимания, затруднения, возникающие в процессе выполнения методики, фиксируется время заполнения каждой таблицы. При проведении методики вначале предъявляют испытуемому первую таблицу, объясняя, что на ней цифры расположены не по порядку, затем таблицу закрывают и объясняют, что время отыскивания чисел по каждой таблице будет зафиксировано секундомером. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций.
На проведение методики испытуемая согласилась охотно. Инструкцию удерживала. Задания выполняла активно, с большим интересом, не отвлекалась на посторонние стимулы. Старалась охватить взглядом всю таблицу, когда не получается проверяет сначала по строкам, потом по столбцам. Выполнив четвертую таблицу, девочка заявила, что устала («не могу больше»), но после предложения экспериментатора заполнить последнюю пятую таблицу, сразу же согласилась.
Задания Настя выполняла активно, не требовала дополнительной стимуляции со стороны экспериментатора, не отвлекалась. Время выполнения заданий значительно меньше, чем у других детей того же возраста: 1.41; 2,41;
2,07; 2,39 и 2,17. Наблюдается утомляемость, но при этом умение произвольно сконцентрировать внимание. Настя выполняла задания сосредоточено, редко отвлекалась на посторонние стимулы, легко концентрировала внимание на работе самостоятельно или по требованию экспериментатора.
таблицы представлены в формате 1: 4
Протокол 18
Настя Аносова 6,2 лет 22.06.2000
Методика: «Корректурная проба».
Цель: исследование степени концентрации и устойчивости
внимания.
Описание методики: исследование проводится индивидуально, испытуемому предлагается бланк, приведенный ниже. Испытуемый просматривает бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции объекты. Время проведения эксперимента — 3 минуты. Фиксируется количество ошибок и число объектов, просмотренных за каждую минуту.
На проведение эксперимента испытуемая согласилась сразу, проявила высокий интерес и активность. Инструкцию не удерживала: получив задание вычеркивать определенный рисунок, после первой строчки выбрала другой элемент («теперь такую буду искать»). После поправки экспериментатора вернулась к инструкции и больше ее не нарушала.
Информация о работе Отчет по практике в детском саду и семье ребенка