Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 10:22, дипломная работа
Цель исследования: изучить особенности отношения современной молодежи к семье как к ценности.
Задачи исследования:
1. определить понятие семьи, типы семьи, ее основные функции;
2. раскрыть сущность социализации личности в семье;
3. выявить основные проблемы современной российской семьи;
Введение ………………………………………………………………… 3
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ……….………………... 5
Глава I. Семья как социальный феномен
1.1. Понятие, типы и функции семьи …………………………… 6
1.2. Семья как институт социализации личности ……………. 14
1.3.Основные проблемы современной российской семьи …… 23
Глава II. Семья как ценность в современном мире
2.1. Ценность семьи на разных исторических этапах ………… 30
2.2. Семья как ценность у современной молодежи …………… 39
2.3. Духовные ценности повседневной культуры семьи.
Семейные ценности………………………………………………………43
Глава III. Экспериментальное исследование
3.1. Методы выявления отношения современной молодежи к семье как к ценности ………………………………………………...…….…. 53
3.2.Обработка результатов …………………………….….……. 59
3.3. Основные выводы ………………………………………….. 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….. 60
Список литературы ………………….…………………………………. 62
Отношение современной молодежи к семье
как к ценности
Содержание
Введение ………………………………………………………
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ……….………………... 5
Глава I. Семья как социальный феномен
1.1. Понятие, типы и функции семьи …………………………… 6
1.2. Семья как институт социализации личности ……………. 14
1.3.Основные проблемы
Глава II. Семья как ценность в современном мире
2.1. Ценность семьи на разных исторических этапах ………… 30
2.2. Семья как ценность у современной молодежи …………… 39
2.3. Духовные ценности повседневной культуры семьи.
Семейные ценности…………………………………
Глава III. Экспериментальное исследование
3.1. Методы выявления отношения современной молодежи к семье как к ценности ………………………………………………...…….…. 53
3.2.Обработка результатов …………………………….….……. 59
3.3. Основные выводы ………………………………………….. 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………
Список литературы ………………….…………………………………. 62
Введение
В данной дипломной работе рассматривается проблема отношений современной молодежи, ее ценностных ориентаций и проблема отношения современной молодежи к семье как ценности в целом. Эта проблема является наиболее актуальной в наши дни т.к. в последнее время все чаще нам приходится слышать о падении нравственности современной молодежи и обесценивании значения брака и семьи в сознании молодой части населения.
Семье и браку посвящено множество исследований с древности до наших дней. Еще античные мыслители Платон и Аристотель обосновывали свои взгляды на супружество и семью, критиковали тип семьи своего времени и выдвигали проекты ее преобразования.
Проблемы развития семьи,
и в наше время находятся в
центре внимания ученых различных отраслей
знания, что вызвано той особой
ролью, которую она играет в жизни
каждого человека. Семейно-брачные
отношения представляют собой
интерес для исследования, поскольку
семья является одним из пяти фундаментальных
институтов общества, придающим
ему стабильность и способность
восполнять население в каждом следующем
поколении. Одновременно семья выступает
малой группой – самой
Проблема изучения
отношения современной
Что же побуждает человека создавать семью? С точки зрения психофизиологии в основе действий человека лежат потребности, преобразованные в мотивы, которые направляют поведение человека в том или ином направлении, но результаты опросов молодых людей на улицах бесспорно отдают больший процент голосов все же в пользу любви и простому желанию быть рядом с человеком который дорог и с которым комфортно.
Современная молодежь не отказывается от брака в общепринятом понимании этого понятия, но отказывается своевременно и официально регистрировать свой брак. Сегодня перед нами стоит вопрос рассмотрения всех этих проблем молодежи и нахождения способа повышения уровня бракосочетаний, рождаемости и интереса к семейным ценностям среди молодежи, для того чтобы получить заметный эффект в социально-демографическом развитии страны.
Объект исследования: ценностно-смысловая сфера современной молодежи (молодые люди 16 – 25 лет.) учащиеся старших классов школ, студенты проф. училищ, техникумов и ВУЗов.
Предмет исследования: особенности отношения современной молодежи (студентов) к семье как к ценности.
Цель исследования: изучить
особенности отношения
Задачи исследования:
Гипотезы исследования:
1. Семья для современной
2. Прослеживается тенденция к проживанию в гражданском браке с последующей регистрацией отношений в связи с рождением ребенка;
3. Наблюдается переход от семьи патриархального типа к семье индивидуалистического типа.
Глава I Семья как социальный феномен
1.1. Понятия, типы и функции семьи
В науке нет единства в определении семьи. Особенно представители разных наук, изучающих человека и человеческое сообщество, все по-разному смотрят на этот вопрос.
По определению Н.Я. Соловьева,
семья – это «малая социальная
группа общества, важнейшая форма
организации личного быта, основанная
на супружеском союзе и
По определению А.В. Мудрика семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой вязаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.
Наиболее крупный вклад в исследование семьи внесли: А.Г. Харчев (теория), М.С. Мацковский (методология и методика), А.И. Антонов (рождаемость), В.А. Сысенко (устойчивость брака), И.С.Голод (стабильность семьи), В.А. Борисов (потребность в детях), Д.Я. Кутсар (качество брака), Н.Г. Юркевич, М.Я. Соловьев, С.С. Седельников (мотивы и причины развода), Л.А. Гордон, Э.В. Клопов (жизненный цикл семьи), И.А. Герасимова (демографическая типология семей), В.Л. Ружже (типология семейных групп), Г.А. Вишневский (исторические типы рождаемости), Т.Ж. Гурко (молодая семья), В.Б. Голофаст (функции семьи).
Семья – это не только брачная группа, но и социальный институт. То есть в семье сосредоточивается система связей, система отношений не только супругов, но и детей, а также родственников.
Семья как социальный институт проходит ряд этапов. Это:
• вступление в брак;
• рождение первого ребенка;
• окончание деторождения (последний ребенок);
• «пустое гнездо» - выпадение из семьи последнего ребенка;
• прекращение семьи со смертью одного из супругов.
Для каждого человека существует две семьи: та, из которой он вышел, и та, которую он создал и в которой он живет сейчас.
Семья – это единица общества, которая требует постоянного внимания, если мы желаем нормального развития общества.
Одним из условий существования семьи являются взаимоотношения в семье. Как рождаются и воспитываются дети, как ведется хозяйство, как удовлетворяются интересы всех ее членов. Взаимопонимание, уважение, поддержка, понимание определяют взаимоотношения. Каково здоровье родственников, их характер и поступки.
Взаимоотношения в семье
зависят от традиций общения, экономического
и социального состояния
Существует семья, состоящая из многих поколений, когда взрослые дети после каких-либо неудач возвращаются домой, так как не могут решить проблему жилья.
Наиболее распространенной в современных условиях является нукленарная семья, состоящая из мужа, жены и детей, семья из трех-четырех членов. Функции воспитания и обучения детей в этой семье взяли на себя школа и дошкольные учреждения. Они, заменив семью стали решать проблемы социализации личности. В этой семье изменяются роли членов семьи, так как в современных условиях увеличилась занятость женщин в производстве.
Молодая семья – это супружеская пара, с детьми или без них, первый брак, продолжительность этой семьи до 5 лет, возраст супругов не старше 30 лет. В последние годы число таких семей растет, а преобладающий возраст супругов 21-24 года.
Неполная семья – это семья с одним родителем, в последние годы такие семьи стали распространенным явлением. Родителем в такой семье является мать, отцы редко. Американские исследователи выявили лишь 2,8% семей, где отец один воспитывает детей. Такая семья – результат развода, продолжительного отсутствия или смерти одного из родителей, также рождения внебрачного ребенка. Сегодня таких семей, где главой семьи является мать 25%.
Внебрачная семья, возникающая
с рождением внебрачного
Семья в повторном браке
– это семья с двумя
Существует так же другой подход к рассмотрению типов семьи, в нем выделяют пять основных видов семейных отношений:
1. Партнерский тип семьи
самый демократичный способ
2. Патриархальный. Здесь супруга и дети подчиняются мужу. Мужчина является главой семьи, полностью отвечает за домочадцев, самостоятельно решает все проблемы. Женская роль сводиться к банальному – работа по дому и воспитание детей.
3. Традиционная семья.
Она отличается поддержанием
тесных отношений с
4. Матриархальный тип
семьи – довольно частое
5. Одним из новых типов,
который выделяют некоторые
Информация о работе Отношение современной молодежи к семье как к ценности