Отношение современной молодежи к семье как к ценности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 10:22, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности отношения современной молодежи к семье как к ценности.
Задачи исследования:
1. определить понятие семьи, типы семьи, ее основные функции;
2. раскрыть сущность социализации личности в семье;
3. выявить основные проблемы современной российской семьи;

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………… 3
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ……….………………... 5
Глава I. Семья как социальный феномен
1.1. Понятие, типы и функции семьи …………………………… 6
1.2. Семья как институт социализации личности ……………. 14
1.3.Основные проблемы современной российской семьи …… 23
Глава II. Семья как ценность в современном мире
2.1. Ценность семьи на разных исторических этапах ………… 30
2.2. Семья как ценность у современной молодежи …………… 39
2.3. Духовные ценности повседневной культуры семьи.
Семейные ценности………………………………………………………43
Глава III. Экспериментальное исследование
3.1. Методы выявления отношения современной молодежи к семье как к ценности ………………………………………………...…….…. 53
3.2.Обработка результатов …………………………….….……. 59
3.3. Основные выводы ………………………………………….. 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….. 60
Список литературы ………………….…………………………………. 62

Файлы: 1 файл

Отношение современной молодежи к семье как к ценности.docx

— 100.59 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отношение современной  молодежи к семье

как к ценности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение ………………………………………………………………… 3

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ……….………………... 5

Глава I. Семья как социальный феномен 

1.1. Понятие, типы и функции семьи …………………………… 6

1.2. Семья как институт  социализации личности ……………. 14

1.3.Основные проблемы современной российской семьи …… 23

 

Глава II. Семья как ценность в современном мире

2.1. Ценность семьи на  разных исторических этапах ………… 30

2.2. Семья как ценность у современной молодежи …………… 39

2.3. Духовные ценности  повседневной культуры семьи. 

Семейные ценности………………………………………………………43

 

Глава III. Экспериментальное  исследование

 

3.1. Методы выявления отношения  современной молодежи к семье  как к ценности ………………………………………………...…….…. 53

3.2.Обработка результатов …………………………….….……. 59

3.3. Основные выводы ………………………………………….. 59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….. 60

Список литературы ………………….…………………………………. 62

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В данной дипломной работе рассматривается проблема отношений  современной молодежи, ее ценностных ориентаций и проблема отношения  современной молодежи к семье  как ценности в целом. Эта проблема является наиболее актуальной в наши дни т.к. в последнее время все  чаще нам приходится слышать о  падении нравственности современной  молодежи и обесценивании значения брака и семьи в сознании молодой  части населения.

Семье и браку посвящено  множество исследований с древности  до наших дней. Еще античные мыслители  Платон и Аристотель обосновывали свои взгляды на супружество и семью, критиковали тип семьи своего времени и выдвигали проекты  ее преобразования.

Проблемы развития семьи, и в наше время находятся в  центре внимания ученых различных отраслей знания, что вызвано той особой ролью, которую она играет в жизни  каждого человека. Семейно-брачные  отношения представляют  собой  интерес для исследования, поскольку  семья является одним из пяти фундаментальных  институтов  общества, придающим  ему стабильность и способность  восполнять население в каждом следующем  поколении. Одновременно семья выступает  малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни  человек  входит в состав множества самых  разных групп  –  в  группу  сверстников  или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, спортивную команду – но лишь семья остается той группой, которую он никогда  не покидает.

 Проблема изучения  отношения современной молодежи  к семье как к ценности в  связи с острым ухудшением  демографической ситуации в стране  представляется весьма актуальной, учитывая роль молодежи в замещении  уходящих поколений и воспроизводстве  социально-демографической структуры  общества. Хотелось бы особенно  отметить, что за последние десятилетия среди молодежи отмечается растущее положительное отношение к добрачным связям. К этому можно относиться по-разному, объясняя это тем, что уже несколько десятилетий наблюдается ранее психофизиологическое развитие молодежи; нет особых ограничений в трансляции соответствующих ориентаций в СМИ; в большинстве семей на лицо ослабление сексуального контроля над подростками; нет социальных программ сексуального и семейного воспитания и обучения молодежи. Но тем не менее вопрос о создании семьи вновь и вновь встает перед молодежью в наши дни как много лет назад.

Что же побуждает человека создавать семью? С точки зрения психофизиологии в основе действий человека лежат потребности, преобразованные  в мотивы, которые направляют поведение  человека в том или ином направлении, но результаты опросов молодых людей  на улицах бесспорно отдают больший процент голосов все же в пользу любви и простому желанию быть рядом с человеком который дорог и с которым комфортно.

Современная молодежь не отказывается от брака в общепринятом понимании  этого понятия, но отказывается своевременно и официально регистрировать свой брак. Сегодня перед нами стоит вопрос рассмотрения всех этих проблем молодежи и нахождения способа повышения  уровня бракосочетаний, рождаемости  и интереса к семейным ценностям  среди молодежи, для того чтобы  получить заметный эффект в социально-демографическом  развитии страны.

Объект исследования: ценностно-смысловая  сфера современной молодежи (молодые  люди 16 – 25 лет.) учащиеся старших классов  школ, студенты проф. училищ, техникумов и ВУЗов.

Предмет исследования:  особенности  отношения современной молодежи (студентов) к семье как к ценности.

Цель исследования: изучить  особенности отношения современной  молодежи к семье как к ценности.

Задачи исследования:

  1. определить понятие семьи, типы семьи, ее основные функции;
  2. раскрыть сущность социализации личности в семье;
  3. выявить основные проблемы современной российской семьи;
  4. установить ценность семьи на разных исторических этапах;
  5. рассмотреть семью как ценность у современной российской молодежи;
  6. разработать эмпирическое исследование особенностей отношения молодежи к семье как к ценности.

 

Гипотезы исследования:  1. Семья для современной российской молодежи остается значимой ценностью;

2. Прослеживается тенденция  к проживанию в гражданском браке с последующей регистрацией отношений в связи с рождением ребенка;

3. Наблюдается переход  от семьи патриархального типа  к семье индивидуалистического  типа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I Семья как социальный феномен

 

1.1. Понятия, типы и функции  семьи

 

В науке нет единства в  определении семьи. Особенно представители  разных наук, изучающих человека и  человеческое сообщество, все по-разному  смотрят на этот вопрос.

По определению Н.Я. Соловьева, семья – это «малая социальная группа общества, важнейшая форма  организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных  связях, т.е. отношениях между мужем  и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее  хозяйство».  А.Г. Харчев дает ей такое определение: семья – малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью.

По определению А.В. Мудрика  семья – это основанная на браке  или кровном родстве малая  группа, члены которой вязаны общностью  быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

Наиболее крупный вклад  в исследование семьи внесли: А.Г. Харчев (теория), М.С. Мацковский (методология и методика), А.И. Антонов (рождаемость), В.А. Сысенко (устойчивость брака), И.С.Голод (стабильность семьи), В.А. Борисов (потребность в детях), Д.Я. Кутсар (качество брака), Н.Г. Юркевич, М.Я. Соловьев, С.С. Седельников (мотивы и причины развода), Л.А. Гордон, Э.В. Клопов (жизненный цикл семьи), И.А. Герасимова (демографическая типология семей), В.Л. Ружже (типология семейных групп), Г.А. Вишневский (исторические типы рождаемости), Т.Ж. Гурко (молодая семья), В.Б. Голофаст (функции семьи).

Семья – это не только брачная группа, но и социальный институт. То есть в семье сосредоточивается  система связей, система отношений  не только супругов, но и детей, а  также родственников.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов. Это:

• вступление в брак;

• рождение первого ребенка;

• окончание деторождения (последний ребенок);

• «пустое гнездо» - выпадение из семьи последнего ребенка;

• прекращение семьи со смертью одного из супругов.

Для каждого человека существует две семьи: та, из которой он вышел, и та, которую он создал и в  которой он живет сейчас.

Семья – это единица  общества, которая требует постоянного  внимания, если мы желаем нормального  развития общества.

Одним из условий существования  семьи являются взаимоотношения  в семье. Как рождаются и воспитываются  дети, как ведется хозяйство, как  удовлетворяются интересы всех ее членов. Взаимопонимание, уважение, поддержка, понимание определяют взаимоотношения. Каково здоровье родственников, их характер и поступки.

Взаимоотношения в семье  зависят от традиций общения, экономического и социального состояния общества, участия супругов в ведении хозяйства, в общественном производстве, от типа семьи. Рассматривая типы семей, можно  обратиться к самой распространенной современной семье – семье, состоящей  из многих поколений. В этой семье  живут вместе и дети, и дедушки, и бабушки по отцовской и по материнской линии. Но сейчас дети чаще живут отдельно, сохраняя родственные отношения одной семьи, отношения ответственности и солидарности.

Существует семья, состоящая  из многих поколений, когда взрослые дети после каких-либо неудач возвращаются домой, так как не могут решить проблему жилья.

Наиболее распространенной в современных условиях является нукленарная семья, состоящая из мужа, жены и детей, семья из трех-четырех членов. Функции воспитания и обучения детей в этой семье взяли на себя школа и дошкольные учреждения. Они, заменив семью стали решать проблемы социализации личности. В этой семье изменяются роли членов семьи, так как в современных условиях увеличилась занятость женщин в производстве.

Молодая семья – это  супружеская пара, с детьми или  без них, первый брак, продолжительность  этой семьи до 5 лет, возраст супругов не старше 30 лет. В последние годы число таких семей растет, а  преобладающий возраст супругов 21-24 года.

Неполная семья – это  семья с одним родителем, в  последние годы такие семьи стали  распространенным явлением. Родителем  в такой семье является мать, отцы редко. Американские исследователи  выявили лишь 2,8% семей, где отец один воспитывает детей. Такая семья  – результат развода, продолжительного отсутствия или смерти одного из родителей, также рождения внебрачного ребенка. Сегодня таких семей, где главой семьи является мать 25%.

Внебрачная семья, возникающая  с рождением внебрачного ребенка, кроме тяжелых материальных условий  испытывает и отрицательное отношение  к ней общества.

Семья в повторном браке  – это семья с двумя родителями, где наряду с общими детьми могут  быть дети от прежних браков. Подобные браки в XIX веке были редки, но в XX веке они стали распространены, особенно после Отечественной войны.

Существует так же другой подход к рассмотрению типов семьи, в нем выделяют пять основных видов  семейных отношений:

1. Партнерский тип семьи  самый демократичный способ складывать  отношения. В партнерской семье  жизнь построена на доверии,  равноправии и конструктивном  диалоге. Не важно, сколько  денег приносит в семью муж  или жена – бюджет все равно  организуется общий. Все проблемы  и спорные вопросы решаются  путем обсуждения и поиска  лучшего способа выхода из  сложившейся ситуации. Главным отличием  демократической семьи является  здоровая и радостная обстановка  в доме.

2. Патриархальный. Здесь  супруга и дети подчиняются  мужу. Мужчина является главой  семьи, полностью отвечает за  домочадцев, самостоятельно решает  все проблемы. Женская роль сводиться  к банальному – работа по дому и воспитание детей.

3. Традиционная семья.  Она отличается поддержанием  тесных отношений с родственниками  до седьмого колена, подчинением  в семье старшим. В основе  традиционной семьи лежат нерушимые  законы прочности отношений и  ответственного родительства. В традиционной семье, как правило, супруги вступают в брак один раз на всю жизнь. Преимуществом создания такой семьи является четкое разграничение обязанностей каждого ее члена и взаимопонимание.

4. Матриархальный тип  семьи – довольно частое явление  в современном мире. Здесь женщина  либо зарабатывает больше и  таким образом имеет влияние  на супруга, либо является активисткой,  которая любит заниматься семейным  бюджетом, детьми, ремонтом – всем, что только успевает. Часто муж  позволяет женщине брать на  себя главенствующую роль из-за  своей природной лени, неумения  решать домашние проблемы. Бывают  случаи, когда жена может полностью  обеспечить семью, так что супругу  не нужно работать – и он  берет на себя функции домохозяйки. 

5. Одним из новых типов,  который выделяют некоторые исследователи,  является современная семья. Этот  тип возник в середине 19 века  в Европе, распространившись за сто лет повсюду, и характеризуется преобладанием в отношениях личных желаний над общими. Личная жизнь сала выходить на передний план, становится важнее, чем внутрисемейные проблемы. Частная жизнь стала практически неприкосновенной, где интересы супругов могут быть абсолютно разными. Чувственная и интимная стороны брака преобладают над всеми другими, однако семья ограничивается рождением одного или двух детей, которые становятся объектом привязанности. Отрицательной чертой такой семьи является отчаянное желание дать детям все, от чего молодое поколение тяжело становится на ноги, поскольку освобождается от необходимости работать, добывать что-то трудом, ограждается от трудностей.

Информация о работе Отношение современной молодежи к семье как к ценности