Отношение современной молодежи к семье как к ценности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 10:22, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности отношения современной молодежи к семье как к ценности.
Задачи исследования:
1. определить понятие семьи, типы семьи, ее основные функции;
2. раскрыть сущность социализации личности в семье;
3. выявить основные проблемы современной российской семьи;

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………… 3
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ……….………………... 5
Глава I. Семья как социальный феномен
1.1. Понятие, типы и функции семьи …………………………… 6
1.2. Семья как институт социализации личности ……………. 14
1.3.Основные проблемы современной российской семьи …… 23
Глава II. Семья как ценность в современном мире
2.1. Ценность семьи на разных исторических этапах ………… 30
2.2. Семья как ценность у современной молодежи …………… 39
2.3. Духовные ценности повседневной культуры семьи.
Семейные ценности………………………………………………………43
Глава III. Экспериментальное исследование
3.1. Методы выявления отношения современной молодежи к семье как к ценности ………………………………………………...…….…. 53
3.2.Обработка результатов …………………………….….……. 59
3.3. Основные выводы ………………………………………….. 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….. 60
Список литературы ………………….…………………………………. 62

Файлы: 1 файл

Отношение современной молодежи к семье как к ценности.docx

— 100.59 Кб (Скачать файл)

Б) выбрать 2 ценности, наименее важные для Вас (нет смысла жить ради них), и напротив их поставить цифры 18 (самая ненужная) и 17;

В) расставить оставшиеся номера (от 4 до 16) в порядке убывания необходимости  этих ценностей в Вашей жизни.

 

Место Список ценностей (ценности-цели)

1. Активная, деятельная жизнь.

2. Жизненная мудрость (зрелость  суждений и здравый смысл, достигаемый  жизненным опытом).

3. Здоровье (физическое и  психическое).

4. Интересная работа.

5. Красота природы и  искусства (переживание прекрасного  в природе и искусстве)

6. Любовь (духовная и физическая  близость с любимым человеком).

7. Материально обеспеченная  жизнь (отсутствие материальных  затруднений).

8. Хорошие, верные друзья.

9. Спокойная, благоприятная  обстановка в стране, в нашем  обществе.

10. Общественное признание  (уважение окружающих, одноклассников).

11. Познание (возможность  расширения своего образования,  кругозора, общей культуры, интеллектуальное  развитие).

12. Равенство (братство, равные  возможности для всех).

13. Самостоятельность как  независимость в суждениях и  оценках.

14. Свобода как независимость  в поступках и действиях.

15. Счастливая семейная  жизнь.

16. Творчество (возможность  творческой деятельности).

17. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений).

18. Удовольствия (жизнь, полная  удовольствий, развлечений, приятного  проведения времени).

 

Данное исследование и  полученные результаты могут послужить  как точкой отсчета, при изучении современного состояния нравственных ценностей в выборке и аналитическим  инструментом при целенаправленном воспитании и формировании нравственных ценностей, способствующих духовному  развитию личности, так и методом  выявления места семьи в списке ценностей у студентов.

 

2. Тест «Готов ли я  к семейной жизни?»

Одна из причин одиночества  в том, что в семье часто  возникает спор по поводу распределения  обязанностей. Многие женщины уверены, что общество требует от них гораздо  больше, чем от мужчин. А мужчины  убеждены, что домашнее хозяйство  и воспитание детей – это настолько  не серьезное дело, что мужчине  просто недостойно им заниматься.

Инструкция: выразите свое отношение  к вопросу, ответив: «Я», если считаете, что вы должны этим заниматься в семье, и «Он (она)», если вы считаете, что это не ваша обязанность как супруга (супруги), «Я» и «Он (она)», если речь идет, на ваш взгляд, об обязанностях обоих супругов.

 

№ Утверждение Я Он (она)

1 Забота о детях  

2 Проверка домашнего задания  

3 Посещение родительских собраний  

4 Решение проблем, с которыми дети обращаются к родителям  

5 Организация детских торжеств в саду, в школе  

6 Организация семейных праздников  

7 Чтение специальной литературы по воспитанию детей  

8 Выполнение тяжелой физической работы по дому  

9 Выполнение домашней работы, которая требует большой сосредоточенности  

10 Покупка продуктов  

11 Уборка квартиры  

12 Стирка белья  

13 Текущий ремонт квартиры  

14 Мелкий ремонт по дому )электроприборы, мебель и т.п.)  

15 Поддержание контактов с соседями  

16 Планирование семейного бюджета  

17 Оплата коммунальных услуг и электроэнергии  

18 Покупка одежды, обуви  

19 Покупка мебели, бытовой техники  

20 Кормление и уход за домашними животными  

 

Обработка результатов: за каждый ответ «Я» участник получает по 1 очку.

Интерпретация результатов:

5 и менее – вы хотите  получить не супругу (супруга), а домработника, вам еще многое предстоит пересмотреть в своих установках на семейную жизнь;

от 6 до 14 – у вас нет  особых причин для тревоги, но все  же подумайте над тем, не много  ли обязанностей вы перекладываете на плечи будущего супруга (супруги);

15 и более – вы полностью  готовы к семейной жизни. [34]

 

3. Задание: определите  свое понимание верности

Одни боятся даже слова  «измена», другим кажется, что понятие  «верность» существует только в женских  романах... А какое значение вы придаете верности?

1. Отправляясь на вечеринку, вы надеетесь, что сможете...

A. Пообщаться с приятными людьми.

B. Весело провести время.

C. Познакомиться с интересным человеком.

 

2. Как вы относитесь к стриптизу?

A. Мне нравится.

B. Резко отрицательно.

C. Иногда, под настроение можно и посмотреть.

 

3. Что из необычных вещей вы бы хотели иметь дома?

A. Огромную мягкую игрушку.

B. Настоящую, античную статую.

С. Комнатный фонтан.

 

4. Ваш партнер обманул вас. И сейчас он извиняется. Как вы отреагируете?

А. Перестану с ним разговаривать  — я оскорблена.

В. Прощу его, ведь он осознал  свою ошибку. 

С.  Я не злопамятна, однако попрошу его впредь не обманывать меня.

 

5. В гороскопе, напечатанном в журнале, вам предсказана ссора с партнером. Что вы предпримете?

А. Постараюсь предотвратить  ссору.

В. Ничего. Я не верю в гороскопы.

С. От судьбы не уйдешь.

 

6. Какая из перечисленных ниже ситуаций может привести вас в бешенство?

А. Если перед дверями  театра выясняется, что он забыл  билеты.

B. Если автобус уходит  прямо из-под носа.

C. Если все места в  кафе, куда вы собрались зайти,  заняты.

 

7. Он неожиданно уехал по делам. Чем вы займете освободившийся вечер?

A. Чтением любимой книги.

B. Отправлюсь куда-нибудь  с друзьями.

C. Скучая, буду смотреть  телевизор.

 

КЛЮЧ К ТЕСТУ

1 2 3 4 5 6 7

А 2 3 3 1 2 1 2

В 1 1 2 2 3 3 3

С 3 2 1 3 1 2 1

 

Суммируйте баллы своих  ответов:

7—11 — верности, нежности, постоянству вы придаете огромное  значение. Преданная(ый) по своей природе вы требуете того же и от партнера. Пожалуй, вам стоит быть чуть мягче и снисходительнее к человеческим слабостям.

12—16 — вам важно чувствовать  себя защищенной. Верность вы  понимаете прежде всего как возможность во всем положиться на партнера. Но и ваш партнер убежден: что бы ни случилось, вы всегда будете рядом.

17—21 — вы не придаете  верности никакого значения. Эмоции  и желания побеждают любые  нравственные установки! Вы даете  полную свободу и себе и  партнеру. Это шокирует знакомых, однако ваше поведение абсолютно  честно.

3.2. Обработка результатов:

По первой методике «Исследование  ценностных ориентаций» мы получили следующие результаты:

73% испытуемых на первые 3 места ставили – любовь(№3), Счастливую  семейную жизнь(№ 15) и активную  деятельную жизнь(№ 1) На 17 и 18 место ставили в основном №5«красота  природы и искусство» –23%; и  № 2 «жизненная мудрость» - 17% испытуемых.

  По второй методике «Готов ли я к семейной жизни?» Тест которой проводился на студентах и рабочей молодежи – 86% испытуемых набрали от 13 до 15 балов, что свидетельствует тому, что участники уже готовы к семейной жизни или близки к этому.

По третей методике «определение своего понимания верности» в  которой участвовали испытуемые всех возрастных категорий – 61% набрали  по 10 – 15 балов, что говорит о том, что большинство испытуемых в  своем возрасте придают огромное значение верности, нежности, постоянству, и того же требуют от партнера.

 

3.2. Основные выводы

Таким образом, семья представляет для современной молодежи важную жизненную ценность. Представления  молодежи о семье вариативны и  в большей степени связаны  с психологическими аспектами брачно-семейных отношений, чем социально-бытовой  ее направленностью.

В современных условиях тотальных  социальных изменений, социального  прогресса и демократизации отношений  полов, актуальной становится психолого-педагогическая проблема формирования и развития в  юношеском возрасте ценностно-ориентационной системы представлений личности о семье, так как именно этот период развития личности характеризуется  необходимостью осмысления полученного  социального и интимного опыта, знаний, приобретенных в процессе взаимодействия с окружающим миром.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Семья – важный социальный институт, в нем развертывается процесс  социализации человека, и любые, даже не ярко выраженные, изменения этого  института свидетельствуют об изменениях в других областях человеческой жизни, государства, общества.

Как малая социальная группа семья:

• реализует естественные потребности своих членов;

• создает условия для непосредственных контактов;

• социализирует своих субъектов чувством родства, любви, привязанности и ответственности друг за друга, накопленным социальным опытом.

Современная семья переживает сложный этап эволюции – переход  от традиционной модели к новой. Существенно меняется роль семьи: 67% составляют простые семьи, состоящие из супружеской пары с детьми или без них.

Наряду с традиционными  функциями, связанные с рождением  и воспитанием ребенка, с решением повседневных проблем, семья призвана быть психологическим «укрытием», помогающим человеку выживать в трудных, быстро меняющихся условиях современной жизни.

Семья выступает в качестве социального института в последней  инстанции, обеспечивая своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия  для социализации детей, молодежи, объединяя  своих членов чувством любви, общности.

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье  растет ребенок, и с первых лет  своей жизни он усваивает нормы  общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослым, дети повторяют в своей  семье все то, что было в семье  его родителей. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения.

Осуществляя социальную функцию, семья формирует личность в зависимости  от ее культурного, социального и  духовного уровня. Условия в семье, жилье гигиена, особенности жизни  и увлечения семьи – все  зависит от ее уклада.

Личность ребенка формируется, и воспитывается под воздействием прежде всего родителей. Педагогическая мудрость, мастерство заключаются в том, что воздействие, хотя и целенаправленное, осуществляется в процессе диалога, под влиянием живого слова, примера, организуемой, значимой для ребенка, отвечающей его потребностям деятельности, самовоспитания. Таким образом, процесс формирования основ личности, становления ее просоциальной направленности, отношений и нравственных качеств базируется прежде всего на семейном воспитании.

Факторы формирования и укрепления молодой семьи, особенности взаимоотношений  поколений в семье, проблемы, возникающие  у молодых людей, проживающих  в родительской семье, медико-социальные проблемы – все эти и многие другие вопросы особенно волнуют  молодежь, собирающуюся вступать в  брак.

Укрепить понятие семьи  в системе ценностей современной  российской молодежи возможно только при тщательном его изучении, формировании целостного представления динамики развития семьи как социального  института, освобождении от стереотипов  в суждениях о семье, о гендерных ролях мужчин и женщин, что является задачами также всех педагогов, социальных педагогов, а также других специалистов образования.

 

 

 

Список используемой литературы

1. Алексеева Е.Е Анализ личностных изменений у студентов в процессе изучения ими психологических проблем семьи // Психология в вузе. – 2003. - №4.

2.  Антонов А.И. Влияние средств массовой информации и массовой культуры на представление о браке и семье в общественном мнении // Вестник РГНФ. – 2004. - №1.

3. Афанасьева Т.М. “Семья”. М, 1988.

4. БЕДНЫЙ М.С., «Семья–здоровье–общество», М., 1986

5. Бердяев Н.А.. “Философия свободы”. М, 1990

6. Библия. Ветхий завет. – М., 1991.

4. Библия. Новый завет. Послание святого апостола Павлам к Ефесянам. – М., 1991.

5. Витек К. Проблемы супружеского благополучия.- М.,1988

6. Вопросы обучения и воспитания. Воспитательный потенциал семьи. // Педагогика. – 1999г. – № 4.

7. Воспитательная деятельность: методология, содержание, технологии. Под ред. Пятина. – 2001г.

8. Гордон Л.А. Проблемы социально-демографического развития // Вопросы статистики. – 2005. - №8.

9. Гаспорян Ю.А., Новикова М. Тенденции развития семьи в России. // Социальное обеспечение. – 2005г. - № 24.

Информация о работе Отношение современной молодежи к семье как к ценности