Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 10:22, дипломная работа
Цель исследования: изучить особенности отношения современной молодежи к семье как к ценности.
Задачи исследования:
1. определить понятие семьи, типы семьи, ее основные функции;
2. раскрыть сущность социализации личности в семье;
3. выявить основные проблемы современной российской семьи;
Введение ………………………………………………………………… 3
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ……….………………... 5
Глава I. Семья как социальный феномен
1.1. Понятие, типы и функции семьи …………………………… 6
1.2. Семья как институт социализации личности ……………. 14
1.3.Основные проблемы современной российской семьи …… 23
Глава II. Семья как ценность в современном мире
2.1. Ценность семьи на разных исторических этапах ………… 30
2.2. Семья как ценность у современной молодежи …………… 39
2.3. Духовные ценности повседневной культуры семьи.
Семейные ценности………………………………………………………43
Глава III. Экспериментальное исследование
3.1. Методы выявления отношения современной молодежи к семье как к ценности ………………………………………………...…….…. 53
3.2.Обработка результатов …………………………….….……. 59
3.3. Основные выводы ………………………………………….. 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….. 60
Список литературы ………………….…………………………………. 62
Б) выбрать 2 ценности, наименее важные для Вас (нет смысла жить ради них), и напротив их поставить цифры 18 (самая ненужная) и 17;
В) расставить оставшиеся номера (от 4 до 16) в порядке убывания необходимости этих ценностей в Вашей жизни.
Место Список ценностей (ценности-цели)
1. Активная, деятельная жизнь.
2. Жизненная мудрость (зрелость
суждений и здравый смысл,
3. Здоровье (физическое и психическое).
4. Интересная работа.
5. Красота природы и
искусства (переживание
6. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком).
7. Материально обеспеченная
жизнь (отсутствие
8. Хорошие, верные друзья.
9. Спокойная, благоприятная обстановка в стране, в нашем обществе.
10. Общественное признание (уважение окружающих, одноклассников).
11. Познание (возможность
расширения своего образования,
12. Равенство (братство, равные возможности для всех).
13. Самостоятельность как независимость в суждениях и оценках.
14. Свобода как независимость в поступках и действиях.
15. Счастливая семейная жизнь.
16. Творчество (возможность творческой деятельности).
17. Уверенность в себе
(свобода от внутренних
18. Удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени).
Данное исследование и
полученные результаты могут послужить
как точкой отсчета, при изучении
современного состояния нравственных
ценностей в выборке и
2. Тест «Готов ли я к семейной жизни?»
Одна из причин одиночества в том, что в семье часто возникает спор по поводу распределения обязанностей. Многие женщины уверены, что общество требует от них гораздо больше, чем от мужчин. А мужчины убеждены, что домашнее хозяйство и воспитание детей – это настолько не серьезное дело, что мужчине просто недостойно им заниматься.
Инструкция: выразите свое отношение к вопросу, ответив: «Я», если считаете, что вы должны этим заниматься в семье, и «Он (она)», если вы считаете, что это не ваша обязанность как супруга (супруги), «Я» и «Он (она)», если речь идет, на ваш взгляд, об обязанностях обоих супругов.
№ Утверждение Я Он (она)
1 Забота о детях
2 Проверка домашнего задания
3 Посещение родительских собраний
4 Решение проблем, с которыми дети обращаются к родителям
5 Организация детских торжеств в саду, в школе
6 Организация семейных праздников
7 Чтение специальной литературы по воспитанию детей
8 Выполнение тяжелой физической работы по дому
9 Выполнение домашней работы, которая требует большой сосредоточенности
10 Покупка продуктов
11 Уборка квартиры
12 Стирка белья
13 Текущий ремонт квартиры
14 Мелкий ремонт по дому )электроприборы, мебель и т.п.)
15 Поддержание контактов с соседями
16 Планирование семейного бюджета
17 Оплата коммунальных услуг и электроэнергии
18 Покупка одежды, обуви
19 Покупка мебели, бытовой техники
20 Кормление и уход за домашними животными
Обработка результатов: за каждый ответ «Я» участник получает по 1 очку.
Интерпретация результатов:
5 и менее – вы хотите получить не супругу (супруга), а домработника, вам еще многое предстоит пересмотреть в своих установках на семейную жизнь;
от 6 до 14 – у вас нет особых причин для тревоги, но все же подумайте над тем, не много ли обязанностей вы перекладываете на плечи будущего супруга (супруги);
15 и более – вы полностью готовы к семейной жизни. [34]
3. Задание: определите свое понимание верности
Одни боятся даже слова «измена», другим кажется, что понятие «верность» существует только в женских романах... А какое значение вы придаете верности?
1. Отправляясь на вечеринку, вы надеетесь, что сможете...
A. Пообщаться с приятными людьми.
B. Весело провести время.
C. Познакомиться с интересным человеком.
2. Как вы относитесь к стриптизу?
A. Мне нравится.
B. Резко отрицательно.
C. Иногда, под настроение можно и посмотреть.
3. Что из необычных вещей вы бы хотели иметь дома?
A. Огромную мягкую игрушку.
B. Настоящую, античную статую.
С. Комнатный фонтан.
4. Ваш партнер обманул вас. И сейчас он извиняется. Как вы отреагируете?
А. Перестану с ним разговаривать — я оскорблена.
В. Прощу его, ведь он осознал свою ошибку.
С. Я не злопамятна, однако попрошу его впредь не обманывать меня.
5. В гороскопе, напечатанном в журнале, вам предсказана ссора с партнером. Что вы предпримете?
А. Постараюсь предотвратить ссору.
В. Ничего. Я не верю в гороскопы.
С. От судьбы не уйдешь.
6. Какая из перечисленных ниже ситуаций может привести вас в бешенство?
А. Если перед дверями театра выясняется, что он забыл билеты.
B. Если автобус уходит прямо из-под носа.
C. Если все места в кафе, куда вы собрались зайти, заняты.
7. Он неожиданно уехал по делам. Чем вы займете освободившийся вечер?
A. Чтением любимой книги.
B. Отправлюсь куда-нибудь с друзьями.
C. Скучая, буду смотреть телевизор.
КЛЮЧ К ТЕСТУ
1 2 3 4 5 6 7
А 2 3 3 1 2 1 2
В 1 1 2 2 3 3 3
С 3 2 1 3 1 2 1
Суммируйте баллы своих ответов:
7—11 — верности, нежности,
постоянству вы придаете
12—16 — вам важно чувствовать себя защищенной. Верность вы понимаете прежде всего как возможность во всем положиться на партнера. Но и ваш партнер убежден: что бы ни случилось, вы всегда будете рядом.
17—21 — вы не придаете
верности никакого значения. Эмоции
и желания побеждают любые
нравственные установки! Вы
3.2. Обработка результатов:
По первой методике «Исследование ценностных ориентаций» мы получили следующие результаты:
73% испытуемых на первые
3 места ставили – любовь(№3), Счастливую
семейную жизнь(№ 15) и активную
деятельную жизнь(№ 1) На 17 и 18
место ставили в основном №5«
По второй методике «Готов ли я к семейной жизни?» Тест которой проводился на студентах и рабочей молодежи – 86% испытуемых набрали от 13 до 15 балов, что свидетельствует тому, что участники уже готовы к семейной жизни или близки к этому.
По третей методике «определение своего понимания верности» в которой участвовали испытуемые всех возрастных категорий – 61% набрали по 10 – 15 балов, что говорит о том, что большинство испытуемых в своем возрасте придают огромное значение верности, нежности, постоянству, и того же требуют от партнера.
3.2. Основные выводы
Таким образом, семья представляет для современной молодежи важную жизненную ценность. Представления молодежи о семье вариативны и в большей степени связаны с психологическими аспектами брачно-семейных отношений, чем социально-бытовой ее направленностью.
В современных условиях тотальных социальных изменений, социального прогресса и демократизации отношений полов, актуальной становится психолого-педагогическая проблема формирования и развития в юношеском возрасте ценностно-ориентационной системы представлений личности о семье, так как именно этот период развития личности характеризуется необходимостью осмысления полученного социального и интимного опыта, знаний, приобретенных в процессе взаимодействия с окружающим миром.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семья – важный социальный институт, в нем развертывается процесс социализации человека, и любые, даже не ярко выраженные, изменения этого института свидетельствуют об изменениях в других областях человеческой жизни, государства, общества.
Как малая социальная группа семья:
• реализует естественные потребности своих членов;
• создает условия для непосредственных контактов;
• социализирует своих субъектов чувством родства, любви, привязанности и ответственности друг за друга, накопленным социальным опытом.
Современная семья переживает сложный этап эволюции – переход от традиционной модели к новой. Существенно меняется роль семьи: 67% составляют простые семьи, состоящие из супружеской пары с детьми или без них.
Наряду с традиционными функциями, связанные с рождением и воспитанием ребенка, с решением повседневных проблем, семья призвана быть психологическим «укрытием», помогающим человеку выживать в трудных, быстро меняющихся условиях современной жизни.
Семья выступает в качестве
социального института в
В жизни каждого человека
семья занимает особое место. В семье
растет ребенок, и с первых лет
своей жизни он усваивает нормы
общежития, нормы человеческих отношений,
впитывая из семьи и добро, и зло,
все, чем характерна его семья. Став
взрослым, дети повторяют в своей
семье все то, что было в семье
его родителей. В семье регулируются
отношения ребенка к
Осуществляя социальную функцию, семья формирует личность в зависимости от ее культурного, социального и духовного уровня. Условия в семье, жилье гигиена, особенности жизни и увлечения семьи – все зависит от ее уклада.
Личность ребенка формируется,
и воспитывается под
Факторы формирования и укрепления молодой семьи, особенности взаимоотношений поколений в семье, проблемы, возникающие у молодых людей, проживающих в родительской семье, медико-социальные проблемы – все эти и многие другие вопросы особенно волнуют молодежь, собирающуюся вступать в брак.
Укрепить понятие семьи
в системе ценностей
Список используемой литературы
1. Алексеева Е.Е Анализ личностных изменений у студентов в процессе изучения ими психологических проблем семьи // Психология в вузе. – 2003. - №4.
2. Антонов А.И. Влияние средств массовой информации и массовой культуры на представление о браке и семье в общественном мнении // Вестник РГНФ. – 2004. - №1.
3. Афанасьева Т.М. “Семья”. М, 1988.
4. БЕДНЫЙ М.С., «Семья–здоровье–общество», М., 1986
5. Бердяев Н.А.. “Философия свободы”. М, 1990
6. Библия. Ветхий завет. – М., 1991.
4. Библия. Новый завет. Послание святого апостола Павлам к Ефесянам. – М., 1991.
5. Витек К. Проблемы супружеского благополучия.- М.,1988
6. Вопросы обучения и воспитания. Воспитательный потенциал семьи. // Педагогика. – 1999г. – № 4.
7. Воспитательная деятельность: методология, содержание, технологии. Под ред. Пятина. – 2001г.
8. Гордон Л.А. Проблемы социально-демографического развития // Вопросы статистики. – 2005. - №8.
9. Гаспорян Ю.А., Новикова М. Тенденции развития семьи в России. // Социальное обеспечение. – 2005г. - № 24.
Информация о работе Отношение современной молодежи к семье как к ценности