Отношение современной молодежи к семье как к ценности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 10:22, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности отношения современной молодежи к семье как к ценности.
Задачи исследования:
1. определить понятие семьи, типы семьи, ее основные функции;
2. раскрыть сущность социализации личности в семье;
3. выявить основные проблемы современной российской семьи;

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………… 3
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ……….………………... 5
Глава I. Семья как социальный феномен
1.1. Понятие, типы и функции семьи …………………………… 6
1.2. Семья как институт социализации личности ……………. 14
1.3.Основные проблемы современной российской семьи …… 23
Глава II. Семья как ценность в современном мире
2.1. Ценность семьи на разных исторических этапах ………… 30
2.2. Семья как ценность у современной молодежи …………… 39
2.3. Духовные ценности повседневной культуры семьи.
Семейные ценности………………………………………………………43
Глава III. Экспериментальное исследование
3.1. Методы выявления отношения современной молодежи к семье как к ценности ………………………………………………...…….…. 53
3.2.Обработка результатов …………………………….….……. 59
3.3. Основные выводы ………………………………………….. 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….. 60
Список литературы ………………….…………………………………. 62

Файлы: 1 файл

Отношение современной молодежи к семье как к ценности.docx

— 100.59 Кб (Скачать файл)

Таким образом, каким бы ни был семейный союз, но он создавался и создается для решения, входящими  туда людьми, определенных задач, удовлетворения их стремлений и мечтаний. В данном случае мы можем говорить о функциях семьи, о сферах жизнедеятельности  семьи, непосредственно связанных  с удовлетворением определенных потребностей ее членов.

Так, воспитательная функция, по мнению Е.И. Рогова, состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве, материнстве, в воспитании детей  и самореализации в детях. У каждого, кто собрался создать семью, уже  есть планы, определяющие, сколько будет  детей, мальчик это будет или  девочка. По отношению к обществу эта функция, реализуемая семьей, обеспечивает социализацию подрастающего  поколения

Хозяйственная функция заключается  в удовлетворении материальных потребностей семьи. Объединив свои усилия, супругам легче противостоять материальным невзгодам, вести совместное хозяйствование. В этом смысле семья также обеспечивает восстановление затраченных в труде  физических сил.

Эмоциональная функция реализуется  в удовлетворении потребностей членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Партнеры вместе переживают радости и горести, переносят боль, восторгаются успехами детей. Невозможно себе представить семью, где плохое или хорошее настроение одного из супругов не передавалось бы остальным членам семьи. Здесь в полной мере действуют психологические законы заражения. Эта функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, содействует сохранению их психического здоровья.

Функция духовного общения  проявляется в удовлетворении духовных запросов людей, потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении и играет важную роль в  духовном развитии членов общества. Как  правило, члены семьи имеют одни и те же духовные пристрастия, они  читают и обсуждают одни и те же книги и журналы, они смотрят  одни и те же фильмы и спектакли, им нравится проводить время в  одних и тех же местах.

Семья также выполняет  функцию первичного социального  контроля, требуя от членов выполнения социальных норм. Это в особенности  касается подрастающего поколения, которое не всегда ведет себя в  полном соответствии с социальными  нормами.

Сексуально-эротическая  функция реализуется в удовлетворении интимных потребностей членов семьи. Семья  в этом смысле обеспечивает стабильные и надежные сексуальные связи. Благодаря  этой функции семья обеспечивает биологическое воспроизводство  общества. Эта функция включает в  себя элементы всех других функций, так  как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения.

Заложенный от природы  инстинкт продолжения рода развивается  у человека в потребность иметь  детей, растить и воспитывать  их. Без удовлетворения этой потребности  человек не чувствует себя счастливым. И это не случайно. Если супружество  пробуждает в людях новые силы и новые чувства, то появление  детей преображает супругов. У  них пробуждается родительская любовь и богатая гамма связанных  с нею чувств, которые только и могут появиться с рождением детей. Главные из них: у женщины – материнство, у мужчины отцовство. В каждой семье соотношение указанных функций и их значение может быть различным. Кроме того, в зависимости от социальных условий со временем в содержании и значимости различных функций семьи также могут происходить изменения. Так, если раньше ведущей функцией семьи была хозяйственная, то в современном обществе значительно возросло значение таких функций семьи, как эмоциональная и духовного общения. Брак рассматривается в наше время как союз, основанный на эмоциональных связях в большей степени, чем на хозяйственно-материальных.

Все эти функции меняются на различных стадиях развития семьи. Так развитие семьи проходит несколько  стадий.

Первая стадия – первоначальное образование семьи, чаще, когда молодожены отделяются и уезжают из большой  семьи.

Вторая стадия – рождение ребенка, семья состоит из двух поколений.

Третья стадия – семья  из трех поколений, когда взрослые дети заводят семью. Они или остаются с родителями, или уезжают. Родители вступают в отношения с родственниками по браку их взрослых детей. На этой стадии семья или расширяется  или разрушается.

Четвертая стадия – когда  все устоялось, дети устроились в  отдельных семьях, родители идут на пенсию. В этот период крепнет семейная солидарность, дети могут поддержать родителей.

Пятая стадия – это период заботы о членах семьи, так как  ее члены нуждаются в помощи. Забота падает на среднее поколение, так  как они могут по состоянию  здоровья заботиться о детях, предоставить кров престарелым родственникам  и т.д. Забота о престарелых или  больных родителях – главная  задача этой стадии семьи.

Шестая стадия – заключительный период семейного цикла. С появлением нового главы семьи не появляется новая семья, а продолжается первая ячейка, так как в семье существует неразрывная связь поколений.

Но все же главной функцией на всех стадиях развития семьи остается первичная социализация ребенка. Понимание  того факта, что семья играет важнейшую  роль в формировании личности, социализации детей, можно найти уже в древнейших произведениях человечества.

В одном из важнейших произведений древнерусской литературы «Домострое»  также уделяется много внимания семье и ее роли в формировании личности ребенка, необходимости проявления заботы со стороны родителей к  детям, воспитанию у детей уважения к старшим. «А пошлет бог кому своих детей – сыновей или дочерей, то заботиться о чадах своих отцу и матери, обеспечить их и воспитать в добром поучении; …»

О важности родительского  влияния на детей в семье много  говорится и в педагогических сочинениях XVIII в. в России (Н.И. Новиков, Н.Н. Поновский, А.А. Прокопович-Антонский и др.).

«…Воспитание детей весьма важно … для … отца и для  … матери…пренебреженные в воспитании дети накажут их за беспечность и, будут рушителями их покоя и удовольствия», - пишет Н.И.Новиков.

«По справедливости благоразумные  люди равную или еще большую часть  и почтение приписывают учащим…», - указывал Н.Н. Поновский, заведомо отдавая родителям как минимум половину всего воздействия на формирование личности ребенка.

«Нет сомнения, - указывает  А.А. Прокопович-Антонский, - что первыми воспитателями детей должны быть их родители. Дать жизнь – есть долг человека, общий ему со всеми живущими тварями; но даровать обществу полезных членов, а человеку – достойных человека – есть обязанность… Законы природы, любовь к детям, тою же природою поселенная в сердце родителей, требует, чтобы первая кормилица их была мать, а первый наставник их был отец».

Таким образом, в жизни  каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни  он усваивает нормы общежития, нормы  человеческих отношений, впитывая из семьи  и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослым, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения.

Осуществляя социальную функцию, семья формирует личность в зависимости  от ее культурного, социального и  духовного уровня. Условия в семье, жилье гигиена, особенности жизни  и увлечения семьи – все  зависит от ее уклада.

 

1.2 Семья как институт  социализации личности

 

Семья является важнейшим  институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья  вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем  в жизнь человека включаются такие  социальные институты, как детский  сад, школа, улица. Однако и в это  время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным, факторов социализации личности.

Семья – первичная ячейка общества, его социально-бытовая  основа, находящаяся в тесной взаимосвязи  и взаимодействии с социально-производственной его основой. На своем уровне она  концентрирует в жизнедеятельности  своих членов весь комплекс отношений, существующих в обществе.

При этом семья активно  участвует в формировании ценностных ориентаций и поведений своих  членов, в реализации их статуса.

В младенчестве семья играет главную роль, которую не могут  заменить другие институты социализации. Но уже в подростковом возрасте роль семьи уменьшается.

В семье происходят формирование психологического пола ребенка. В первые 3 года жизни это влияние определяющее, потому что ребенок усваивает атрибуты предписываемого ему пола: особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы. Поведенческие образцы мужчины и женщины. В дальнейшем развитии малыша семья продолжает помогать или мешать формированию психологического пола юноши или девушки.

После того, как ребенок  пойдет в детский сад, он попадает в среду, которая выступает как  условие его изменения и развития. Человек сам создает среду, в  которой будет протекать его  жизнь. Изменив ее, личность меняется, меняются нравы, привычки, страсти и  чувства. Здесь фактором формирования личности и развития психологической  структуры личности выступает система  общественных отношений.

Но приобретение своего опыта, пусть он и маленький, в семье  в результате познания окружающего  мира, переживаний по поводу поведения  близких людей и его собственные  действия в ответ на их поведение  – один из путей формирования у  ребенка качеств, необходимых ему  в дальнейшем для успешного общения  с другими людьми.

Именно родители, семья  в целом, - часто того не замечая  – вырабатывают у детей комплекс базовых социальных ценностей, ориентаций, потребностей, интересов и привычек. Эти первые уроки жизни в семейном укладе создают основу, исходя из которой, ребенок, юноша (девушка) или подросток  избирательно воспринимает, перерабатывает, усваивает или отбрасывает социальную информацию в качестве руководства  к действию.

Социализацию можно трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.

Сущность социализации заключается  в том, что в процессе ее человек  формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Э. Дюркгейм, одним из первых обративший пристальное  внимание на проблему социализации, подчеркивал, что любое общество стремится  сформировать человека в соответствии с имеющимися у него некими универсальными моральными, интеллектуальными и даже физическими идеалами.

Социализация человека во взаимодействии с различными факторами  и агентами происходит с помощью  ряда «механизмов».

Существуют различные  подходы к рассмотрению «механизмов» социализации. Так, французский социальный психолог Габриэль Тард считал основным подражание. Американский ученый Юрий Бронфенбренер механизмом социализации считает прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых оно живет. В.С. Мухина рассматривает в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности, а А.В. Петровский – закономерную смену фаз адаптаций, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности. Обобщая имеющиеся данные с точки зрения педагогики, можно выделить несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и частично использовать в процессе воспитания человека.

Импринтинг (запечатление) –  фиксирование человеком на рецепторном  и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно  в младенческом возрасте.

Подражание – следование какому - либо примеру, образцу. В данном случае – один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.

Экзистенциональный нажим  – овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения  в процессе взаимодействия со значимыми  лицами.

Идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.

Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает  те или иные ценности, свойственные семье, обществу сверстников, значимым лицам. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами.

Традиционный механизм социализации представляет собой усвоение человеком  норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи  и ближайшего окружения.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми  для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря  эмпатии, идентификации. Значимыми лицами могут быть родители, любой уважаемый взрослый, друг-сверстник и т.д.

Важнейшей составляющей социализации личности является его воспитание в  семье. Семейное воздействие на ребенка  уникально по интенсивности и  результативности. Ведь оно охватывает все стороны формирующейся личности, продолжается многие годы непрерывно и основано на эмоциональных отношениях детей и родителей между собой. Отношение и атмосфера в семье  представляются в глазах детей не только как надежное убежище от невзгод, но и его модель. Жизнь предоставляет  нам множество примеров прочности  убеждений, мотивов, стереотипов поведения, которые люди воспринимают в детские  годы от родителей и других старших  членов семьи.

Информация о работе Отношение современной молодежи к семье как к ценности