Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 10:22, дипломная работа
Цель исследования: изучить особенности отношения современной молодежи к семье как к ценности.
Задачи исследования:
1. определить понятие семьи, типы семьи, ее основные функции;
2. раскрыть сущность социализации личности в семье;
3. выявить основные проблемы современной российской семьи;
Введение ………………………………………………………………… 3
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ……….………………... 5
Глава I. Семья как социальный феномен
1.1. Понятие, типы и функции семьи …………………………… 6
1.2. Семья как институт социализации личности ……………. 14
1.3.Основные проблемы современной российской семьи …… 23
Глава II. Семья как ценность в современном мире
2.1. Ценность семьи на разных исторических этапах ………… 30
2.2. Семья как ценность у современной молодежи …………… 39
2.3. Духовные ценности повседневной культуры семьи.
Семейные ценности………………………………………………………43
Глава III. Экспериментальное исследование
3.1. Методы выявления отношения современной молодежи к семье как к ценности ………………………………………………...…….…. 53
3.2.Обработка результатов …………………………….….……. 59
3.3. Основные выводы ………………………………………….. 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….. 60
Список литературы ………………….…………………………………. 62
Семейное воспитание –
это более или менее
Воспитательный потенциал семьи и эффективность его реализации обусловлены многими социальными (политическими, экономическими, демографическими, психологическими) факторами объективного и субъективного характера. К ним относятся:
• факторы макросреды и те изменения, которые в ней происходят;
• структура семьи (нукленарная или многопоколенная, полная или неполная, многодетная или малодетная);
• материальные условия ее жизнедеятельности (уровень доходов, жилищные условия, благоустроенность быта и др.);
• личностные характеристики родителей (социальный статус, уровень образования, общая и психолого-педагогическая культура, ориентации и установки на воспитание и образование детей);
• психологический климат в семье, система и характер взаимоотношений между ее членами, их совместная деятельность;
• помощь семье со стороны общества и государства в образовании и воспитании детей, социализации подрастающего поколения.
Семья также имеет ряд социализирующих функций:
Во-первых, семья обеспечивает
физическое и эмоциональное развитие
человека. В младенчестве и в раннем
детстве семья играет определяющую
роль, которая не может быть компенсирована
другими институтами
Во-вторых, семья влияет на
формирование психологического пола ребенка.
В первые три года жизни это
влияние определяющее, ибо именно
в семье идет необратимый процесс
половой типизации, благодаря которому
ребенок усваивает атрибуты приписываемого
ему пола: набор личностных характеристик,
особенности эмоциональных
В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию.
В-четвертых, семья имеет значение в овладении человеком социальными нормами.
В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.
Содержание, характер и результаты семейного воспитания зависят от ряда характеристик семьи, в первую очередь, от тех личностных ресурсов, которые в ней имеются.
Личностные ресурсы, с одной стороны, определяются составом семьи (наличие обоих родителей или одного, старших братьев и сестер, близких родственников, включенных в семейную жизнь: бабушек, дедушек), такими характеристиками старших членов семьи, как состояние здоровья, характер, уровень и вид образования, индивидуальные увлечения и т.д.
С другой стороны, личностные ресурсы влияют на цели и стиль семейного воспитания. Цели воспитания в семье могут быть различными по спектру, содержанию и по характеру.
Так, спектр целей семейного
воспитания включает в себя привитие
младшим гигиенических навыков,
бытовых умений, культуры общения, физическое,
интеллектуальное, экспрессивное, личностное
развитие; культивирование отдельных
способностей; подготовку к определенной
профессии или сфере
Важнейшей характеристикой
семейного воспитания является его
стиль, т.е. типичные для старших
система приемов и характер взаимодействия
с младшими. В зависимости от меры
его «жесткости-мягкости»
Авторитарный (властный) стиль
характеризуется стремлением
Демократический стиль характеризуется
стремлением старших установить
теплые отношения с младшими, привлекать
их к решению проблем, поощрять инициативу
и самостоятельность. Старшие, устанавливая
правила и строго проводя их в
жизнь, не считают себя непогрешимыми
и объясняют мотивы своих требований,
поощряют их обсуждение младшими; в
младших ценится как
В реальности авторитарный и демократические стили воспитания в чистом виде встречаются редко. Обычно в семьях практикуются компромиссные варианты, которые ближе к одному или другому стилю. Но нередко встречаются и ошибки в семейном воспитании. Так, А.Е.Личко выделил несколько типов неправильного воспитания.
Гипопротекция – недостаток опеки и контроля, истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям подростка.
Доминирующая гиперпротекция – чрезмерная опека и мелочный контроль. Не приучает к самостоятельности и подавляет чувство ответственности и долга.
Потворствующая гиперпротекция – недостаток надзора и некритическое отношение к нарушениям поведения у подростков.
Воспитание «в культе болезни»
- болезнь ребенка, даже незначительное
недомогание предоставляет
Эмоциональное отвержение – ребенок ощущает, что им тяготятся
Условия жестких взаимоотношений – срывание зла на детях и душевная жестокость.
Условия повышенной эмоциональной ответственности – на ребенка возлагаются недетские заботы и завышенные ожидания.
Противоречивое воспитание – несовместимые воспитательные подходы различных членов семьи.
Также социализацию личности
в семье рассматривают в
С одной стороны, здесь, как правило, воспитываются разумные потребности и умение считаться с нуждам других; ни у кого из детей нет привилегированного положения, а значит, нет почвы для формирования эгоизма, асоциальных черт; больше возможностей для общения, заботы о младших, усвоения нравственных и социальных норм и правил общежития; успешнее могут формироваться такие нравственные качества, как чуткость, человечность, ответственность, уважение к людям, а также качества социального порядка – способность к общению, адаптации, толерантность. Дети из таких семей оказываются более подготовленными к супружеской жизни, они легче преодолевают ролевые конфликты, связанные с завышенными требованиями одного из супругов к другому и заниженными требования к себе.
Однако процесс воспитания в многодетной семье не менее сложен и противоречив. Во-первых, взрослые часто утрачивают чувство справедливости в отношении детей, проявляют к ним неодинаковую привязанность и внимание. Обиженный ребенок всегда остро ощущает дефицит тепла и внимания к нему, по-своему реагируя на это: в одних случаях может возникнуть тревожность, чувство ущербности и неуверенности в себе, в других – повышенная агрессивность, неадекватная реакция на жизненные ситуации. Для старших детей в многодетной семье характерна категоричность в суждениях, стремление к лидерству, руководству даже в тех случаях, когда для этого нет оснований. Все это затрудняет процесс социализации. Во-вторых, в многодетных семьях резко увеличивается физическая и психическая нагрузка на родителей, особенно на мать. Она имеет меньше свободного времени и возможностей для развития детей и общения с ними, для проявления внимания к их интересам. Дети из многодетных семей чаще становятся на социально опасный путь поведения, чем дети из семей других типов.
Однодетная семья – это не только демографическая, социальная и нравственная проблема, но и педагогическая. Единственный ребенок в семье – это объективно более трудный субъект воспитания. Обычно он позже взрослеет, а в отдельных отношениях, напротив, приобретает внешние признаки взрослости слишком рано (интеллектуализм, излишний рационализм), поскольку большее количество времени проводит среди взрослых, бывает свидетелем их разговоров.
Нравственно-эмоциональный
климат семьи в значительной мере
формируется отношениями между
отцом и матерью. Социализация, нравственное
и психическое развитие детей
в семье зависят от степени
гармоничности супружеских
Подводя итог, можно сказать что личность ребенка и формируется, и воспитывается под воздействием, прежде всего родителей. Педагогическая мудрость, мастерство заключаются в том, что воздействие, хотя и целенаправленное, осуществляется в процессе диалога, под влиянием живого слова, примера, организуемой, значимой для ребенка, отвечающей его потребностям деятельности, самовоспитания. Таким образом, процесс формирования основ личности, становления ее просоциальной направленности, отношений и нравственных качеств базируется, прежде всего, на семейном воспитании.
Процесс воспитания в семье носит характер обратной связи и, воспитывая своих детей, родители воспитывают тем самым и самих себя. В зависимости от характера воспитания (модели воспитания), отношения родителей к ребенку происходит формирование определенных (порой достаточно устойчивых) взаимоотношений между ними.
Социологическими
1.3 Основные проблемы современной российской семьи
Проблемы семьи представляют интерес как для специалистов различных профилей, так и не для специалистов, так как эти проблемы касаются каждого и являются одним из показателей качества жизни населения и благополучия общества. Проблемы семьи отражают тесную зависимость семьи от общества. Семья выполняет важные социальные функции в обществе и по этой причине государство и общественные организации объективно заинтересованы в том, чтобы создавать необходимые условия, проводить социально-педагогическую работу для устранения основных проблем.
Одной из основных проблем современной семьи является падение статуса семьи как социального института общества, изменение её места в ценностных ориентациях. Известно, что в годы советской власти социальный статус семьи был относительно не высоким, хотя государство оказывало существенное влия-ние на семейные отношения в обществе. В годы реформ произошло резкое снижение этого статуса. В системе социальных институтов семья оказалась в весьма неравнозначном положении. К тому же надо иметь в виду, что начиная с 60-х годов, в общественном сознании всё больше стали брать верх ориентации на реализацию личностных качеств, достижение комфорта и других подобных символов социального успеха. Правы Ю.Г Волков, В.И.Добреньков, Ф.Д.Кадария, И.П.Савченко, В.А.Шаповалов, которые пишут, что «неравноправное» положение института семьи, среди других социальных институтов, привело к девальвации семейного образа жизни и увеличению престижа одиночно - холостяцкой независимости и малодетности (1-2 ребёнка в семье), в разных стратах и слоях общества. Эти тенденции особенно усилились в 90-е годы, когда "обзаведение семьёй с несколькими детьми перестало выступать в качестве одного из показателей человеческого благополучия" С этим связано сокращение числа браков и рост количества разводов.
Информация о работе Отношение современной молодежи к семье как к ценности