Отношение современной молодежи к семье как к ценности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 10:22, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности отношения современной молодежи к семье как к ценности.
Задачи исследования:
1. определить понятие семьи, типы семьи, ее основные функции;
2. раскрыть сущность социализации личности в семье;
3. выявить основные проблемы современной российской семьи;

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………… 3
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ……….………………... 5
Глава I. Семья как социальный феномен
1.1. Понятие, типы и функции семьи …………………………… 6
1.2. Семья как институт социализации личности ……………. 14
1.3.Основные проблемы современной российской семьи …… 23
Глава II. Семья как ценность в современном мире
2.1. Ценность семьи на разных исторических этапах ………… 30
2.2. Семья как ценность у современной молодежи …………… 39
2.3. Духовные ценности повседневной культуры семьи.
Семейные ценности………………………………………………………43
Глава III. Экспериментальное исследование
3.1. Методы выявления отношения современной молодежи к семье как к ценности ………………………………………………...…….…. 53
3.2.Обработка результатов …………………………….….……. 59
3.3. Основные выводы ………………………………………….. 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….. 60
Список литературы ………………….…………………………………. 62

Файлы: 1 файл

Отношение современной молодежи к семье как к ценности.docx

— 100.59 Кб (Скачать файл)

Семейное воспитание –  это более или менее осознаваемые усилия, предпринимаемыми старшими членами  семьи, которые направлены на то, чтобы  младшие члены семьи соответствовали  имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать  ребенок, подросток, юноша.

Воспитательный потенциал  семьи и эффективность его  реализации обусловлены многими  социальными (политическими, экономическими, демографическими, психологическими) факторами объективного и субъективного  характера. К ним относятся:

• факторы макросреды и те изменения, которые в ней происходят;

• структура семьи (нукленарная или многопоколенная, полная или неполная, многодетная или малодетная);

• материальные условия ее жизнедеятельности (уровень доходов, жилищные условия, благоустроенность быта и др.);

• личностные характеристики родителей (социальный статус, уровень образования, общая и психолого-педагогическая культура, ориентации и установки на воспитание и образование детей);

• психологический климат в семье, система и характер взаимоотношений между ее членами, их совместная деятельность;

• помощь семье со стороны общества и государства в образовании и воспитании детей, социализации подрастающего поколения.

Семья также имеет ряд  социализирующих функций:

Во-первых, семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации.

Во-вторых, семья влияет на формирование психологического пола ребенка. В первые три года жизни это  влияние определяющее, ибо именно в семье идет необратимый процесс  половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемого ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие  образцы, связанные с маскулинностью или фимининностью.

В-третьих, семья играет ведущую  роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и  во многом определяет ее успешность. На всех этапах социализации образовательный  уровень семьи, интересы ее членов сказываются  на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования  и к самообразованию.

В-четвертых, семья имеет  значение в овладении человеком  социальными нормами.

В-пятых, в семье формируются  фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношений, а  также определяющих его стиль  жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и  способы их достижения.

Содержание, характер и результаты семейного воспитания зависят от ряда характеристик семьи, в первую очередь, от тех личностных ресурсов, которые в ней имеются.

Личностные ресурсы, с  одной стороны, определяются составом семьи (наличие обоих родителей  или одного, старших братьев и  сестер, близких родственников, включенных в семейную жизнь: бабушек, дедушек), такими характеристиками старших членов семьи, как состояние здоровья, характер, уровень и вид образования, индивидуальные увлечения и т.д.

С другой стороны, личностные ресурсы влияют на цели и стиль  семейного воспитания. Цели воспитания в семье могут быть различными по спектру, содержанию и по характеру.

Так, спектр целей семейного  воспитания включает в себя привитие младшим гигиенических навыков, бытовых умений, культуры общения, физическое, интеллектуальное, экспрессивное, личностное развитие; культивирование отдельных  способностей; подготовку к определенной профессии или сфере деятельности.

Важнейшей характеристикой  семейного воспитания является его  стиль, т.е. типичные для старших  система приемов и характер взаимодействия с младшими. В зависимости от меры его «жесткости-мягкости» стиль  может быть определен как авторитарный или демократический с множеством промежуточных вариантов.

Авторитарный (властный) стиль  характеризуется стремлением старших  максимально подчинить своему влиянию  младших, пересекать их инициативу, жестоко  добиваться своих требований, полностью  контролировать их поведение, интересы и даже желания. Это достигается с помощью неусыпного контроля за жизнью младших и наказаний. В ряде семей это проявляется в навязчивом стремлении полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и желания детей, что может вести к открытым конфликтам. Немало отцов и матерей, которые фактически рассматривают своих детей как воск или глину, из которых они стремятся «лепить личность». При таком стиле воспитания взаимодействие между старшими и младшими происходит по инициативе старших. Такой стиль, с одной стороны, дисциплинирует младших, формируя у них желательные для старших установки и навыки поведения, с другой стороны – может вызвать у них отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим, протест и агрессию зачастую вместе с апатией и пассивностью.

Демократический стиль характеризуется  стремлением старших установить теплые отношения с младшими, привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность. Старшие, устанавливая правила и строго проводя их в  жизнь, не считают себя непогрешимыми  и объясняют мотивы своих требований, поощряют их обсуждение младшими; в  младших ценится как послушание, так и независимость. Содержание взаимодействия определяется не только старшими, но и в связи с интересами и проблемами младших, которые охотно выступают его инициаторами. Такой  стиль способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, активности, дружелюбия, терпимости.

В реальности авторитарный и демократические стили воспитания в чистом виде встречаются редко. Обычно в семьях практикуются компромиссные варианты, которые ближе к одному или другому стилю. Но нередко встречаются и ошибки в семейном воспитании. Так, А.Е.Личко выделил несколько типов неправильного воспитания.

Гипопротекция – недостаток опеки и контроля, истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям подростка.

Доминирующая гиперпротекция – чрезмерная опека и мелочный контроль. Не приучает к самостоятельности и подавляет чувство ответственности и долга.

Потворствующая гиперпротекция – недостаток надзора и некритическое отношение к нарушениям поведения у подростков.

Воспитание «в культе болезни» - болезнь ребенка, даже незначительное недомогание предоставляет ребенку  особые права и ставит его в  центр внимания семьи.

Эмоциональное отвержение –  ребенок ощущает, что им тяготятся

Условия жестких взаимоотношений  – срывание зла на детях и душевная жестокость.

Условия повышенной эмоциональной  ответственности – на ребенка  возлагаются недетские заботы и  завышенные ожидания.

Противоречивое воспитание – несовместимые воспитательные подходы различных членов семьи.

Также социализацию личности в семье рассматривают в зависимости  от количества детей в семье. Так, воспитательный потенциал многодетной  семьи имеет свои положительные  и отрицательные характеристики, а процесс социализации детей  – свои трудности, проблемы.

С одной стороны, здесь, как  правило, воспитываются разумные потребности  и умение считаться с нуждам других; ни у кого из детей нет привилегированного положения, а значит, нет почвы для формирования эгоизма, асоциальных черт; больше возможностей для общения, заботы о младших, усвоения нравственных и социальных норм и правил общежития; успешнее могут формироваться такие нравственные качества, как чуткость, человечность, ответственность, уважение к людям, а также качества социального порядка – способность к общению, адаптации, толерантность. Дети из таких семей оказываются более подготовленными к супружеской жизни, они легче преодолевают ролевые конфликты, связанные с завышенными требованиями одного из супругов к другому и заниженными требования к себе.

Однако процесс воспитания в многодетной семье не менее  сложен и противоречив. Во-первых, взрослые часто утрачивают чувство справедливости в отношении детей, проявляют  к ним неодинаковую привязанность  и внимание. Обиженный ребенок  всегда остро ощущает дефицит  тепла и внимания к нему, по-своему реагируя на это: в одних случаях  может возникнуть тревожность, чувство  ущербности и неуверенности в  себе, в других – повышенная агрессивность, неадекватная реакция на жизненные  ситуации. Для старших детей в  многодетной семье характерна категоричность в суждениях, стремление к лидерству, руководству даже в тех случаях, когда для этого нет оснований. Все это затрудняет процесс социализации. Во-вторых, в многодетных семьях резко увеличивается физическая и психическая нагрузка на родителей, особенно на мать. Она имеет меньше свободного времени и возможностей для развития детей и общения  с ними, для проявления внимания к их интересам. Дети из многодетных  семей чаще становятся на социально  опасный путь поведения, чем дети из семей других типов.

Однодетная семья –  это не только демографическая, социальная и нравственная проблема, но и педагогическая. Единственный ребенок в семье  – это объективно более трудный  субъект воспитания. Обычно он позже  взрослеет, а в отдельных отношениях, напротив, приобретает внешние признаки взрослости слишком рано (интеллектуализм, излишний рационализм), поскольку большее  количество времени проводит среди  взрослых, бывает свидетелем их разговоров.

Нравственно-эмоциональный  климат семьи в значительной мере формируется отношениями между  отцом и матерью. Социализация, нравственное и психическое развитие детей  в семье зависят от степени  гармоничности супружеских отношений. Исследования показывают, что наиболее высоким воспитательным потенциалом  обладает тип семьи, основанный на равенстве и партнерстве. Эгалитарные супружеские отношения способствуют развитию у детей таких личностных качеств, как доброта, трудолюбие, дисциплинированность, умение постоять за себя, самостоятельность, бескорыстие, скромность, ответственность, самокритичность. Дети из такой семьи лучше подготовлены к роли будущего семьянина, проявляют большую заботу о родителях, содержание их жизненных целей представляет большую социальную ценность, чем у детей из других семей. Также, такие качества детей, как ответственное отношение к учебе, трудолюбие, общительность, отзывчивость и ряд других, непосредственно связаны с отсутствием серьезных конфликтов между родителями. В конфликтных же семьях у детей формируются, как правило, противоположные качества – безответственное отношение к учебе, нежелание трудиться, замкнутость, недоброжелательность. Таким образом, состояние супружеских отношений – один из главных критериев успеха или неуспеха семейного воспитания и социализации личности.

Подводя итог, можно сказать что личность ребенка и формируется, и воспитывается под воздействием, прежде всего родителей. Педагогическая мудрость, мастерство заключаются в том, что воздействие, хотя и целенаправленное, осуществляется в процессе диалога, под влиянием живого слова, примера, организуемой, значимой для ребенка, отвечающей его потребностям деятельности, самовоспитания. Таким образом, процесс формирования основ личности, становления ее просоциальной направленности, отношений и нравственных качеств базируется, прежде всего, на семейном воспитании.

Процесс воспитания в семье  носит характер обратной связи и, воспитывая своих детей, родители воспитывают  тем самым и самих себя. В  зависимости от характера воспитания (модели воспитания), отношения родителей  к ребенку происходит формирование определенных (порой достаточно устойчивых) взаимоотношений между ними.

Социологическими исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние  школы, улицы и СМИ. Таким образом, от социального климата в семье, духовного развития и физического  становления в ней детей зависит  успешность процессов развития и  социализации ребенка.

 

1.3 Основные проблемы современной  российской семьи

 

Проблемы семьи представляют интерес как для специалистов различных профилей, так и не для  специалистов, так как эти проблемы касаются каждого и являются одним  из показателей качества жизни населения  и благополучия общества. Проблемы семьи отражают тесную зависимость  семьи от общества. Семья выполняет  важные социальные функции в обществе и по этой причине государство  и общественные организации объективно заинтересованы в том, чтобы создавать  необходимые условия, проводить  социально-педагогическую работу для  устранения основных проблем.

Одной из основных проблем  современной семьи является падение  статуса семьи как социального  института общества, изменение её места в ценностных ориентациях. Известно, что в годы советской  власти социальный статус семьи был  относительно не высоким, хотя государство  оказывало существенное влия-ние на семейные отношения в обществе. В годы реформ произошло резкое снижение этого статуса. В системе социальных институтов семья оказалась в весьма неравнозначном положении. К тому же надо иметь в виду, что начиная с 60-х годов, в общественном сознании всё больше стали брать верх ориентации на реализацию личностных качеств, достижение комфорта и других подобных символов социального успеха. Правы Ю.Г Волков, В.И.Добреньков, Ф.Д.Кадария, И.П.Савченко, В.А.Шаповалов, которые пишут, что «неравноправное» положение института семьи, среди других социальных институтов, привело к девальвации семейного образа жизни и увеличению престижа одиночно - холостяцкой независимости и малодетности (1-2 ребёнка в семье), в разных стратах и слоях общества. Эти тенденции особенно усилились в 90-е годы, когда "обзаведение семьёй с несколькими детьми перестало выступать в качестве одного из показателей человеческого благополучия" С этим связано сокращение числа браков и рост количества разводов.

Информация о работе Отношение современной молодежи к семье как к ценности