Отношение современной молодежи к семье как к ценности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 10:22, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности отношения современной молодежи к семье как к ценности.
Задачи исследования:
1. определить понятие семьи, типы семьи, ее основные функции;
2. раскрыть сущность социализации личности в семье;
3. выявить основные проблемы современной российской семьи;

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………… 3
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ……….………………... 5
Глава I. Семья как социальный феномен
1.1. Понятие, типы и функции семьи …………………………… 6
1.2. Семья как институт социализации личности ……………. 14
1.3.Основные проблемы современной российской семьи …… 23
Глава II. Семья как ценность в современном мире
2.1. Ценность семьи на разных исторических этапах ………… 30
2.2. Семья как ценность у современной молодежи …………… 39
2.3. Духовные ценности повседневной культуры семьи.
Семейные ценности………………………………………………………43
Глава III. Экспериментальное исследование
3.1. Методы выявления отношения современной молодежи к семье как к ценности ………………………………………………...…….…. 53
3.2.Обработка результатов …………………………….….……. 59
3.3. Основные выводы ………………………………………….. 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….. 60
Список литературы ………………….…………………………………. 62

Файлы: 1 файл

Отношение современной молодежи к семье как к ценности.docx

— 100.59 Кб (Скачать файл)

Так, по данным исследований, главной социальной проблемой семьи  является то, что в настоящее время  в области социального неблагополучия находится 50% людей. Причем, из них 20% - люди, чьи доходы ниже прожиточного минимума, а 7% - просто неимущие, для которых  проблемой является даже поддержание  физиологических стандартов питания, 10% - это социальное дно, люди, отторгнутые  обществом и вычеркнутые из жизни.

Известны целые социальные группы, находящиеся в области  повышенного риска: это инженерно-технические  работники, бывшие военнослужащие, мигранты, беженцы, выпускники сиротских учреждений, одинокие матери. Когда семья попадает в такие условия и распадается, то, как правило, из нее уходят дети.

Очевидными проявлениям  данной проблемы является:

• усиливающееся расслоение общества как результат перехода к рыночным отношениям, резкое снижение уровня жизни малообеспеченных семей;

• развитие теневых, рыночных отношений среди подростков и юношества, появление подросткового и юношеского рэкета, рост имущественных преступлений;

• расширение безнадзорности и появление беспризорности как социального явления;

• рост подростковой преступности, вовлечение детей и подростков во взрослые преступные группировки;

• приобщение молодежи к наркотикам и токсикомании;

• распространение подростковой и юношеской проституции;

• рост подросткового и юношеского суицида;

• падение авторитета родителей и педагогов, обострение конфликтности в семье и школе.

В условиях экономической  и бытовой неустроенности, психологических  стрессов, растерянности все чаще возникает тревога: в состоянии  ли семья полноценно выполнять одну из своих важнейших функций –  воспитательную? О кризисном состоянии  семьи свидетельствует и падение  рождаемости, что приводит к изменению  смысла семейной жизни, ее ориентаций на воспитание детей.

Тревожит также педагогическая безграмотность родителей, которые, не владея в достаточной степени  знанием возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, его развития, зачастую осуществляют воспитание вслепую, интуитивно или «попутно» между  работой и другими делами, не уделяя ребенку должного внимания. Но дело не только в отсутствии времени у  родителей для общения с детьми, но и в не рациональном его использовании. Нередко по отношению к детям  применяется не только психологическое  или эмоциональное, но и физическое насилие. Об этом свидетельствуют такие  данные: Ежегодно в России около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями. Для 10% этих детей исходом  становится смерть, а для 2 тысяч - самоубийство. Более 50 тысяч детей в течение  года уходят из дома, спасаясь от собственных  родителей, а 25 тысяч несовершеннолетних находятся в розыске.

Особенно осложнен процесс  воспитания личности в тех семьях, где пьянство, иждивенчество, полукриминальный образ жизни родителей, их постоянные конфликты оказываются главенствующими  факторами влияния на ребенка.

Так, многие конфликты возникают  из-за неудовлетворенности определенных потребностей одного или обоих супругов. Известный психолог В.А. Сысенко выделяет следующие основные причины конфликтов:

1. Конфликты на основе неудовлетворенной потребности в ценности и значимости своего «Я», унижения достоинства со стороны партнера.

2. Конфликты на базе неудовлетворенных сексуальных потребностей одного или обоих супругов.

3. Конфликты, имеющие своим источником потребности супругов в положительных эмоциях; отсутствия нежности, заботы, внимания и понимания.

4. Конфликты на почве пристрастия одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм, что приводит к неэкономным и неэффективным тратам семейных средств.

5. Финансовые разногласия, возникающие на основе преувеличенных потребностей одного из супругов. Различные подходы к семейному бюджету и вкладу каждого из партнеров в материальное обеспечение семьи.

6. Конфликты на основе потребности во взаимопомощи, кооперации и сотрудничестве.

7. Конфликты, связанные с разделением труда в семье и ведением домашнего хозяйства

8. Конфликты, связанные с разными подходами к воспитанию детей.

Кризис в семье имеет  ряд отрицательных последствий. И самым тяжелым из них, является психическое травмирование детей, которые в любом возрасте страдают от нездорового психологического климата в семье.

К следующей социальной проблеме семьи можно отнести резкое омоложение браков. Нижняя планка юридического брачного возраста достигла 16 лет, а средний  брачный возраст составляет 19-21 год. Статистика также показывает, что 40% молодых семей в возрасте до 24 лет распадается через год-два  после женитьбы. Так, в настоящее  время по официальным данным более 20% семей – неполные, а в таких  мегаполисах, как Москва и Санкт-Петербург, эта цифра превысила 30%. Закрепляется тенденция роста числа внебрачных рождений детей, при этом каждый десятый ребенок рождается у матерей моложе 20 лет.

Более быстрое половое  созревание и раннее начало половой  жизни привели к появлению  феномена «подростковое материнство», что негативно отражается на здоровье, как новорожденных, так и их матерей. В последние годы каждый десятый  новорожденный рождается у матери в возрасте 20 лет: ежегодно около 1,5 тыс. детей рождаются у матерей  в возрасте 15 лет, 9 тыс. — у матерей  в возрасте 16 лет и 30 тыс. — у  матерей в возрасте 17 лет. У юных беременных чаще развиваются осложнения беременности, наступают преждевременные  роды, поэтому смертность женщин моложе 20 лет составляет около 10%.

Велика угроза семье остаться без отца из-за высокого уровня мужской  смертности в трудоспособном возрасте по неестественным причинам, превышающей  в 4 раза мерность среди женщин. В  последние пять лет резко возросло количество семей, получающих пособие по потере кормильца. Потенциальные последствия этого явления негативны и многообразны, включая раннее сиротство детей и воспитание внуков без дедушек и бабушек.

Последние данные переписи населения свидетельствуют о  том, что российская семья в среднем  насчитывает 3-2 человека. в структуре семьи преобладают однодетные семьи – 56%, двухдетные – 35%, многодетные семьи – 8% сохранились за счет традиционного менталитета высокой рождаемости в южных республиках.

Не может не тревожить  общественность большое количество разводов. Без преувеличения можно  сказать, что происходит катастрофический рост разводов. Основными причинами  разводов являются злоупотребление  спиртными напитками, бытовая неустроенность супругов, супружеская неверность, проблема распределений домашних обязанностей, психологическая несовместимость. Увеличение разводов повлекло за собой значительное увеличение числа детей, оставшихся без одного из родителей.

Ослабляется роль родителей  в воспитании. Это происходит опять  же в силу трудовой занятости, перегруженности  бытовыми проблемами, потери нравственных ориентиров, переоценки ценностей, а  нередко неумения и нежелания  заниматься с детьми, особенно отцов.

За последнее десятилетие  еще больше обострились проблемы социального сиротства, увеличилось  количество детей, брошенных родителями или отобранных у них по закону. Растет число детей, убегающих из семей вследствие жестокого обращения  с ними или отсутствия взаимопонимания. Все больше появляется малолетних бомжей, бродяг, попрошаек, растет и феминизируется подростковая и детская преступность.

Все это свидетельствует  о следующей тенденции развития современной семьи:

• сокращение общего количества семей;

• уменьшение числа детей в семье;

• ориентация репродуктивного поведения семьи на одного ребенка;

• сокращение многодетных семей;

• рост неполных и кризисных семей, наиболее социально уязвимых;

• рост асоциальных семей, неспособных воспитывать детей.

Каковы же причины данного  кризиса семьи. Так, ученый, врач и  педагог Владимир Базарный считает, что кризис современной семьи  заключается не из-за материальных трудностей, а из-за духовного раскола: «Спросите благополучных, здоровых, добропорядочных, живущих в стабильной Германии молодых людей лет 30-35: почему они не заводят детей? Вряд ли вы услышите в ответ что-то вразумительное: нельзя же всерьез воспринимать рассуждения  о карьере, об удовольствиях свободной  жизни, о том, что надо посмотреть мир, накопить денег… А в это же самое время в лагере чеченских беженцев справляют свадьбу. У молодых нет жилья – только закуток в палатке, смутное представление о том, где и когда они смогут стабильно работать, но в том, что дети у них появятся в положенное природой время, можно не сомневаться. Все дело в том, что всегда беда, лишения только сплачивали и закаляли семейные коллективы. А сегодня стонут и плачут от брачных мук и бедные, и богатые. У нас насилие, сотни тысяч социальных сирот, беспризорников, пьянство, наркомания. А мы при объяснении этой семейной беды все перебираем и перебираем факторы материальной жизни. А фактор жизни духовной не учитываем. Тем временем духовная пропасть от поколения к поколению растет все больше».

Таким образом, наиболее острые проблемы семьи выражаются сегодня  в резком социально-экономическом  расслоении общества, когда сегодня  существуют 35% бедняков, в том числе 10% просто нищих; в постоянном дефиците государственного бюджета и невозможности  социальной и географической мобильности; в ухудшении состояния здоровья населения, в том числе и семьи, демографической ситуации, проявляющейся  в естественной убыли населения; в фундаментальных традиционных ролей членов семьи, особенно женщин; в росте количества неполных семей; в насилии в семье, социальном сиротстве и во многом другом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Семья как ценность в современном мире

 

2.1 Ценность семьи на  разных исторических этапах

 

Каждая культура на различных  исторических этапах порождает определенную нормативную модель семьи. На каждом историческом этапе семья имеет  различную ценность.

Брак в древности. Возникновение  городской цивилизации, развитие навыков  письма и чтения привели к первым письменным законам о браке, появившимся  в Древнем Вавилоне. Брак в те времена являлся и экономической  сделкой: будущий муж должен был  выкупить девушку у ее отца. Во всех древних культурах брак-соглашение и брак-сделка были обычным явлением.

В Древнем Египте брак также  заключался по экономическим или  политическим соображениям. Часто в  брак вступали братья и сестры, чтобы  не делить наследственную землю или  наследуемые семьей государственные  посты.

Первая историческая форма  моногамии — патриархальная семья  — управляется отцом, включает его  потомков, их жен и детей, а также  домашних рабов.

В период матриархата наследование всегда шло по женской линии, а  в брачных соглашениях собственность  жениха часто передавалась во владение невесты. Многие фараоны женились в  связи с этим на своих сестрах  и даже дочерях, т. к. это помогало сохранить трон, династию и наследство.

Так, Клеопатра (69—30 гг. до н. э.) сначала была женой своего старшего брата, затем, после его смерти, — супругой младшего брата. Каждый этот брак давал им право владеть Египтом.

Первые законы Римского права  приписываются Ромулу, легендарному основателю Рима. В соответствии с  этими законами женщина, соединенная  с мужчиной священными узами брака, должна была стать частью его имущества, на нее распространялись все права мужа. Закон предписывал женам полностью приспосабливаться к характеру своих супругов, а мужей — управлять женами как необходимым своим имуществом. Законы Рима гласили, что брак существует исключительно ради деторождения, а также ради того, чтобы неделимой осталась семейная собственность. Много веков спустя Римское право легло в основу английского законодательства, которое по-прежнему закрепляло за мужьями большие права.

В период рабовладения в  Древней Греции было известно 4 типа женщин: 1) матроны — респектабельные, замужние женщины, матери детей (мужа называла на «вы», за измену могла поплатиться  жизнью или продавалась в рабство); 2) гетеры — образованные и одаренные  женщины; 3) рабыни, являвшиеся наложницами  плебеев; 4) жрицы — служительницы  различных культов, «мистические»  женщины.

Нравы в Древней Спарте иллюстрируются следующим примером. Спартанец разрешал вступать в половую  связь со своей женой любому мужчине, который его об этом просил. Женщина  при этом оставалась в доме мужа, рожденный ею ребенок от постороннего мужчины также оставался в  семье (если это был здоровый, крепкий  мальчик). Объяснимо это с точки  зрения единственной цели брака спартанцев, которая заключалась в рождении детей. 

Европейский брак в средневековье. На протяжении IV и V веков Европа постоянно  подвергалась нашествию северных племен варваров, которые приносили свои представления о браке, свои брачные  обряды. Например, в соответствии с  традициями германских племен брак был  моногамным, а супружеская неверность как мужа, так и жены строго каралась моралью и законом. Французские племена, напротив, одобряли полигамию и разрешали куплю-продажу невест. При этом почти у всех варварских племен считалось, что брак существует ради семьи, ради сексуального и экономического удобства.

Средние века овеяны ореолом  рыцарства. Однако в брачной сфере  ситуация выглядела следующим образом: рыцари должны были жениться на дамах  своего круга. По существу брак был  социально-экономической сделкой: с  одной стороны девушка «продавала»  свою девственность, целомудрие, с другой — мужчина брал на себя обязательства  содержать и обеспечивать ее и  будущих детей. Представления о  серенадах требуют уточнения  в том плане, что их, как правило, распевали под окном чужих  жен. Но в то время как женатый  рыцарь пел под окном чужой  жены, под окном его собственной  жены мог находиться другой. Представление  о трубадурах средневековья неплохо  совмещается с образом рогоносца.

К эпохе Возрождения и  Реформации стали возможны браки, основанные на добровольном союзе. Одновременно стала  распространяться и более либеральная  точка зрения на брак, появились  новые духовные и сексуальные  веяния.

Семья в библейские времена. Исследователи древнееврейской  семьи обнаружили в ней элементы фратриархата (когда главой является старший брат), матриархата, но в целом уклад древнееврейской семьи патриархален. Муж был хозяином своей жены: он спал с нею, она рожала ему детей, и он имел абсолютную власть над потомством.

Информация о работе Отношение современной молодежи к семье как к ценности