Отношение современной молодежи к семье как к ценности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 10:22, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности отношения современной молодежи к семье как к ценности.
Задачи исследования:
1. определить понятие семьи, типы семьи, ее основные функции;
2. раскрыть сущность социализации личности в семье;
3. выявить основные проблемы современной российской семьи;

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………… 3
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ……….………………... 5
Глава I. Семья как социальный феномен
1.1. Понятие, типы и функции семьи …………………………… 6
1.2. Семья как институт социализации личности ……………. 14
1.3.Основные проблемы современной российской семьи …… 23
Глава II. Семья как ценность в современном мире
2.1. Ценность семьи на разных исторических этапах ………… 30
2.2. Семья как ценность у современной молодежи …………… 39
2.3. Духовные ценности повседневной культуры семьи.
Семейные ценности………………………………………………………43
Глава III. Экспериментальное исследование
3.1. Методы выявления отношения современной молодежи к семье как к ценности ………………………………………………...…….…. 53
3.2.Обработка результатов …………………………….….……. 59
3.3. Основные выводы ………………………………………….. 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….. 60
Список литературы ………………….…………………………………. 62

Файлы: 1 файл

Отношение современной молодежи к семье как к ценности.docx

— 100.59 Кб (Скачать файл)

Семья не была замкнутой: в  нее входили все кровные родственники, а также слуги, рабы, приживалки, вдовы, сироты, имеющие отношение  к семье. Все они находились под  защитой семьи. Если урон, нанесенный семье, был настолько серьезен, что  требовалась месть, это становилось  прерогативой «искупителя», «избавителя». Месть могла осуществляться в  виде «вендетты» — кровной мести.

«Брачный сговор» совершался членами семьи или их официальными представителями. Жених уплачивал  семье невесты мохар — отчасти чтобы как-то компенсировать потерю дочери, но в основном из-за того, что все дети, которых она в будущем родит, будут членами семьи мужа.

В большинстве случаев  жених не видел невесты до тех  пор, пока брак не был заключен. На свадьбе  происходил обмен дарами.

И мужчины и женщины  вступали в брак молодыми. Смешанные  браки имели место, но не поощрялись. Целью брака являлось укрепление семьи, предпочтительно состоящей  из особ мужского пола. Внебрачный секс был запрещен, и за измену или  блуд полагалось наказание.

Существовало четкое различение значимости мужчины и женщины. Мужчина  обладал большей свободой и ценностью  в глазах общества. Предназначением  женщины было вынашивать и рожать детей для своего мужа и помогать ему во всех его делах. Она должна была делать его счастливым, удовлетворять  его сексуальные потребности  и во всем следовать его приказам. Социального статуса у женщины  фактически не было, и все решения  принимались мужчинами. «Безусловно, — пишет Дж. Ларю, — многие женщины обладали большей властью, чем кажется, во внутрисемейных ситуациях. Чтобы высказать свои требования, в распоряжении женщины было множество средств — гнев, капризы, злой язык, однако идеалом всегда оставалась покорная женщина».

Языческая семья. Примером семейных отношений, характерных для языческой  культуры, являются отношения в русской  семье XII—XIV веков. Отношения мужа и  жены в этой семье строились не на отношениях «доминирования-подчинения», а «на изначальной конфликтности», считает В.Н. Дружинин.

Женщина обладала свободой как добрачной, так и в браке. Ограничивалась не только власть отца, но и власть мужа. Женщина имела  возможность развода и могла  вернуться к матери и отцу. В  семьях главную роль играла «большуха» — старшая, наиболее трудоспособная и опытная женщина, обычно жена отца или старшего сына, ей подчинялись все младшие мужчины большой семьи. При этом мужчина отвечал за внешнее, природное и социальное пространство, женщина доминировала во внутреннем пространстве — в доме и семье.

Аналогичную картину можно  увидеть, как считает В.Н. Дружинин, в большинстве других языческих  цивилизаций, например в древнегреческой. В античной мифологии соблюдается паритет полов: мужские и женские божества равноправны, а отношения между ними сложны и неоднозначны, включая и борьбу.

В целом же нормативная  дохристианская модель семьи описывается  таким образом: родители (отец и мать) могут находиться в различных  отношениях: «доминирования-подчинения»  или «конфликта», борьбы. Родители (как  целое) противостоят детям, одно поколение  борется с другим. Дети всегда в  подчинении.

Христианская модель семьи. Победа христианской модели семьи над  языческой характеризуется сменой типов отношений между отцом, матерью и ребенком.

В период раннего христианства были радикально изменены многие законы о браке. Например, под запретом оказались  полигамные браки и левират —  обычай, обязывающий брата умершего жениться на его вдове.

Во времена первых христиан концепция семьи мало отличалась от иудейской. Мужчина оставался главной фигурой, наделенной властью. Жена должна была ему подчиняться.

Патриарх — глава рода, отец семейства, выполняет и функции  вождя. Слияние ролей Отца и Вождя, как и Отца и Учителя, является, как справедливо отмечает Б.И. Кочубей, характерной чертой патриархальной культуры.

В примитивном, дописьменном обществе, где нет сильной государственной власти, отец может быть (а может и не быть) главой семьи. Государство, будь то монархия или тирания, делает главу семьи опорой власти, формируя в семье миниатюру общественных отношений. Члены семьи повинуются отцу, как подданные монарху или диктатору и, далее, как все люди — единому Богу, Отцу Небесному. Триада — Отец — Правитель — Бог — основа патриархальной идеологии. С одной стороны, на отца (реального отца семьи) возлагаются функции монарха в миниатюре, с другой — правителю, а далее Богу приписываются отцовские качества: сочетание строгости и справедливости, умение разрешить все конфликты «по-семейному».

Вообще, как точно подмечено  В.Н. Дружининым, ни одна мировая религия  не отводит столь важное место  семье в системе вероучения, как  христианство. Поэтому особенно интересно  рассмотреть модель или, точнее, модели христианской семьи. Как отмечает В.Н. Дружинин, христианское вероучение предписывает миру две модели семьи: идеальную  «божественную» и реальную, земную.

«Идеальная» христианская семья  включает: Отца, Сына и Мать (Богородицу). Она строится на основе принципа власти — совмещения ответственности и  доминирования. Иерархия по шкале «доминирования-подчинения»  такова: отец — сын — мать. По шкале ответственности иерархия иная: отец — мать — сын. Жена находится  в подчиненном положении, вместе с тем это подчиненное положение  предполагает включение жены в сферу  психологической близости.

Кроме идеальной «божественной» семьи христианство предлагает вариант  «земной» реальной семьи. Слова «Святое  семейство» характеризуют земную семью  Иисуса Христа: его самого, приемного  отца — Иосифа, Деву Марию.

Христианство разделяет  отца-воспитателя, несущего ответственность  за жизнь, здоровье, благосостояние семьи (в первую очередь — ребенка), и отца генетического, духовного, функцию  которого реализует Бог-отец. Земная модель христианской семьи является классическим вариантом детоцентрической семьи. На шкале ответственности за семью члены ее располагаются в следующем порядке: отец — мать — сын. На шкале доминирования (причастность Божественной сущности) последовательность противоположна: сын — мать — отец. Психологически Мария ближе к сыну, а сын к матери, чем оба к отцу.

Интересно, что в католицизме  особое значение имеет культ Богородицы, Девы Марии, акцентируется ее психологическая  близость не только к сыну, но и к  отцу (непорочная жена Бога-отца).

Напротив, почти все протестантские вероучения игнорируют какую бы то ни было роль Девы Марии. Семья протестантов — это отношение мужчины к мужчине: отца к сыну, хозяина к наследнику, потенциально равному. Протестантский деятель Мартин Лютер (1485—1546 гг.) выступал против традиционного таинства брака, считал, что целью брака является рождение детей и совместная жизнь супругов во взаимной верности. Отношение к женщине (жене, супруге, дочери) осталось за пределами сферы отношений, освященных религией. Сведение на нет роли матери привело к ожесточению нравов, например, в кальвинистских семьях (до 12—13 месяцев детей вскармливала кормилица, с 10—12 лет их отправляли учиться в соседские семьи). Вместе с тем к XVII веку в Германии, Голландии и Шотландии стал распространяться взгляд на семейные отношения как духовное единство мужа и жены.

Однако в среде поселенцев постепенно формировалось стремление к большей свободе. В 1630 г. Анна Хатчинсон  — первая женщина среди поселенцев Новой Англии — подвергла сомнению правильность подчиненного положения  женщин и их ограниченной свободы  в браке.

По мере того как в США  женщины получали все больше прав, отношение к браку радикально менялось. Этому способствовали вначале  борьба женщин за избирательные права, а в дальнейшем набирающее силу феминистское движение.

Структура идеальной православной семьи является производной от общехристианской модели. Но выбор православие делает в пользу «божественной» семьи, а  не «Святого семейства». Доминирует в  триаде Бог-отец. Он как бы правит миром  семьи издали, не присутствуя в  нем. Мать и дитя предоставлены сами себе, но периодически ощущают незримую и грозную власть отца. А в целом божественную триаду можно представить так: отец — сын — мать.

Менее выраженная ответственность  Бога-отца. Отвечает за дела семьи Мать. Сын психологически ближе к матери, чем к отцу, и мать также ближе  к сыну, чем к отцу. Большая  психологическая близость матери к  сыну воплощается в доминировании  одной из двух ипостасей Марии  — роли Матери. В православном ве¬роисповедании роль Богородицы превалирует над ролью жены и, соответственно, материнское отношение — над отношением любовным (отношением полов). Не случайно в православной культуре нет акцента на эротических отношениях между супругами: они не отрицаются и не репрессируются, а как бы признаются малозначительными. [33]

Внутрисемейные отношения  по Домострою. В Домострое, например, много внимания отдано распределению  ролей в семье и тому, как  сделать, чтобы главное место  в доме принадлежало не жене, а мужу.

Термина «семья» в ее современной  трактовке Домострой не знает. Он оперирует понятием «дом» как  обозначением некоего единого хозяйственного и психологического целого, члены  которого находятся в отношениях господства-подчинения, но равно необходимы для нормальной жизни домашнего  организма.

Дом стремится оградить себя от вмешательства извне тем, что  представляет себя окружающим наиболее благополучной своей стороной. Домашнее сообщество стремилось оградить себя от вмешательства сплетен и пересудов  в свою домашнюю жизнь, которые были очень характерны для русских  горожан.

Самое страшное наказание, известное  автору Домостроя, — «от людей  смех и осуждение», что свидетельствует  о зависимости семьи от равного  социального окружения, с одной  стороны, и стремлении сохранить  семейные отношения в тайне. Наказанием оказывается «позор» как «всеобщее  обозрение».

Л.П. Найденова отмечает семейные удовольствия, которые присутствуют в Домострое. К ним отнесены: удовольствие от вкусной разнообразной еды, от хорошо сделанной вещи, от «устроя в доме», куда «как в рай войти», от почета и уважения со стороны соседей и «людей Знаемых».

Обязанность главы дома —  забота о благосостоянии дома и воспитании, в том числе и духовном, его  членов. Жена обязана сама заниматься рукоделием и знать всю домашнюю работу с тем, чтобы учить и  контролировать слуг. Кроме того, она  занимается воспитанием и обучением  дочерей (обучение сыновей — обязанность  отца). Все решения, связанные с  «домовным строением», муж и жена принимают совместно. Они должны обсуждать семейные проблемы ежедневно и наедине.

Источником высокой оценки роли жены и матери в Домострое  является представление о браке  как христианском таинстве. Жена в  Домострое является регулятором  эмоциональных отношений в семье, она же отвечает за семейную благотворительность.

Домострой рекомендует жене «мужу уноровить», т. е. поступить сообразно с его желаниями и представлениями. Из текста следует, что в семейных отношениях осуждаются всякие «неподобные дела: блуд, сквернословие и срамословие, и клятва, и ярость, и гнев, и злопамятство...»

Любовь к детям в  Домострое рассматривается как  чувство вполне естественное, так  же как и забота об их телесном благополучии, менее распространенной считается  забота о духовном развитии чад. Однако по своему положению в семье они  ближе к слугам, чем к родителям. Главная обязанность детей —  любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости. Избивающий родителей подлежит церковному отлучению и смертной казни.

Воплощение идеальной  модели православной семьи в русский  быт имело свои особенности. У  русских, как и у всех восточных  славян, долгое время преобладала  большая семья, объединявшая родственников  по прямой и боковой линиям. Несколько брачных пар совместно владели имуществом и вели хозяйство. Среди семей различались «отцовские» и «братские». Первые включали деда, сынов, внуков, правнуков. Руководил семьей «большак», наиболее зрелый, опытный, трудоспособный мужчина, власть которого распространялась на всех членов семьи. Его советницей была «большуха», старшая женщина, которая вела домашнее хозяйство. Нужно отметить, что ее роль существенно изменилась по сравнению с XII — XIV веками, когда «большуха» имела реальную власть над мужчинами семьи. Положение остальных женщин было вовсе незавидным (достаточно сказать, что вдовы не наследовали имущество мужа).

Позже, в XVIII веке и к середине XIX века, в России начала преобладать  индивидуальная семья из 2—3 поколений  родственников по прямой линии. К XIX веку в российской культуре низших слоев утвердился тип малой семьи  со структурой, соответствующей модели православной семьи: отец — сын —  мать (В.Н. Дружинин).

К концу XIX — началу XX века все сильнее давала себя знать  патриархальность семейной модели. Она  взрывалась как бы изнутри, ее распирало  внутренними противоречиями, которые  завершались тяжелыми семейными  кризисами 

Таким образом, на различных  исторических этапах семья представлялась большой ценностью для различных  культур. На мой взгляд, семейные узы  являются смыслом существования  различных народностей.

 

 

 

2.2. Семья как ценность  у современной молодежи

Семья является приоритетной ценностью любого современного государства, заинтересованного в сохранении своего народонаселения, укреплении международного статуса и всех социокультурных институтов. Положение семьи, тенденции, характеризующие ее состояние, являются показателями дел в стране и ее перспектив на будущее. Изучение представлений современной молодежи о своей будущей семье наиболее актуально в связи с тем, что именно молодежь оказывается наиболее чувствительной и восприимчивой к происходящим социальным переменам государства.

Информация о работе Отношение современной молодежи к семье как к ценности