Песочная терапия в психологическом консультировании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 16:45, курсовая работа

Описание работы

С самого детства игры с песком становятся одними из самых любимых практически для всех детей. Что может быть естественнее ребенка, играющего в песочнице? Да и не найдется родителя, который не купил бы своему чаду формочки, ведерки и совочки для песка.
Песочница также становится одним из первых мест общения и совместных игр малыша с другими детьми. Взаимодействие с песком, как и всякая игра, способствует моторному и когнитивному развитию ребенка. Игры с песком – это очень приятное и творческое занятие, практически всегда связанное с созиданием чего-то.
Арттерапевты обратили внимание на него и выяснили, что игра с песком имеет обширные возможности в области психотерапии. Так появилась песочная терапия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ………………………………………………………………………5
1.1 История и современные тенденции песочной терапии ……………….9
1.2 Достоинства песочной терапии……………………………………..…15
1.3 Организация работы по песочной терапии ……………………..…....18
1.4 Личность терапевта……………………………….. ………….………24
1.5 Песочная терапия в России…………………………………………..26
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ…………….…………....28
2.1 Схема процесса песочной терапии………………………………………28
2.2 Организация игрового процесса………………………………………...30
2.3 Основные виды процесса песочной терапии………………………..…..32
2.3.1 Индивидуальная форма………………………………………………..32
2.3.2 Групповые формы…………………………………………………...…38
2.4 Коррекционные и терапевтические игры………………………………..43
2.5 Схема анализа песочных миров………………………………………….47
ГЛАВА 3 МОДИФИКАЦИИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ………………….50
3.1 Метод сказочной песочной терапии……………………………………...50
3.2 Песочная терапия в интерактивном теате……………………………….52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...………………………..…………………………………....57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...…….…………………61

Файлы: 1 файл

курсовая по песочной терапии.doc

— 338.50 Кб (Скачать файл)

 

Использование песка для отображения внутренних видений имеет длинную историю. Древние племена чертили защитные круги на земле и создавали различные рисунки из песка. Историческими и культурными параллелями песочной терапии являются рисунки на песке племен Навахо. В практике индейцев эти изображения используются в церемониях излечения, для предсказаний, изгнания нечистой силы и других целей. Клэр Бейкр в своей статье «Рисунки на песке Навахо и песочная терапия» анализирует связь между песочными рисунками индейцев и Sandplay. И песочные картины племени Наваxo, и песочная терапия — это излечивающие методы, которыми активизируют психическую энергию и открывают перед человеком возможность изменения. Кроме того, оба эти похожие работы с песком улучшают коммуникацию между участниками процесса.

Тибетские монахи издревле и по сей день практикуют создание инициотного песка в течение нескольких недель  мандал — для достижения совершенства и духовной гармонии. Песок обладает сильными медитативными свойствами.

В Китае, Индии и Японии сосуды с песком размещают около входа в дом. Каждый входящий и выходящий опускает руки в песок, чтобы очиститься от дурных мыслей и опасных чувств. Песок имеет очищающие энергетику свойства.

Началом использования подноса с песком в психологической практике принято считать конец 1920-х годов. Игра и творческий потенциал как часть терапевтического процесса уже использовались, особенно в работе с детьми. Мелани Кляйн, Анна Фрейд, Эрик Эриксон, Шарлотта Бюлер и многие другие были сторонниками использования игрушек и миниатюр для терапевтических, диагностических и других целей. Анна Фрейд  писала: « ...мы сразу переносим весь знакомый ребенку мир в комнату аналитика и предоставляем ребенку свободу действий в нем, на глазах у аналитика, но без вмешательства с его стороны. Таким образом,  мы изучаем различные реакции ребенка, степень его агрессивности или сострадания, а также его установку в отношении к разным предметам и людям, представленным с помощью игрушечных фигур... Игрушечный мир удобен и подчинен воле ребенка; ребенок может совершать в нем все те действия, которые осуществляются в реальном мире, исключительно в пределах фантазии вследствие того, что ребенок обладает недостаточной силой и властью».

В 1920-х годах Маргарет Ловенфельд продвинулась от ортодоксальной педиатрии до детской психиатрии. Ее цель состояла в том, чтобы найти среду, привлекательную для детей и обеспечивающую связь между наблюдателем и ребенком. Она увидела потенциал использования маленьких игрушек, которые помогали детям сообщать их самые глубокие мысли и чувства. Жизненный путь этой женщины, включающий несчастное детство, мночисленные болезни, развод родителей, а также работу врачом в течение русско-польской войны, послужил фоном для размышлении на чисто профессиональную тему. Прошлый опыт облегчает понимание внутренней жизни детей и осознание того, что вербальные методы помогают быстрее прокладывать путь к межличностной коммуникации.

В юности М. Ловенфельд читала «Игры на полу», написанные Г. Уэллсом. Автор «Войны миров» и «Машины времени» был глубоко убежден, что игра обеспечивает условия для экспансивных и инновационных идей во взрослой жизни. В «Игpax на полу» он описал игру, в которой участвовал с двумя своими сыновьями. Используя куски древесины и бумаги, пластилин, миниатюрные фигурки людей и животных, они сочиняли различные истории, строили города и острова. Г. Уэллс внес важный вклад в признание данных материалов и типов игры, активизирующих изобретательность и творческое воображение. Под впечатлением от рассказа Г. Уэллса М. Ловенфельд начала активно внедрять «Технику Мира».

До открытия Института детской психологии в Англии в конце 1920-х годов М. Ловенфельд имела большую коллекцию маленьких игрушек и миниатюр, окрашенных палок и т. д. Она хранила их в коробке, которую дети назвали «Коробкой удивления». В ходе организации Института детской психологии объекты были помещены в бюро с маленькими ящиками, которому дети дали название «Мир». М. Ловенфельд установила две цинковые коробки: одну заполненную песком, другую — водой. Дети начали использовать миниатюрные объекты вместе с содержимым коробок. «Техника Мира» —это спонтанное расположение миниатюр во влажном или сухом песке для создания картины или некого Мира. Согласно М. Ловенфельд, цель состояла в том, чтобы «получить созданный мир, способный встретиться лицом к лицу со своим создателем, вместо того, чтобы получить врача, встречающегося лицом к лицу с создателем мира». М. Ловенфельд полагала, что «Техника Мира» могла использоваться врачами различных терапевтических ориентации.

В 1950-х годах Дора Калфф встретилась с М. Ловенфельд. Будучи юнгианским аналитиком, Д. Калфф дала «Технике Мира» юнгианскую теоретико-методологическую базу и назвала это «Песочной терапией». Ее трактовка отразила знание восточных философий, высокоразвитые интуитивные способности, богатый опыт использования подносов с песком, влияние развивающейся теории Э. Нойманна и совместные исследования с К. Юнгом и М. Ловенфельд.

Песочная терапия Д. Калфф базировалась на убеждении Юнга, что душа может быть активизирована для достижения цельности и исцеления. Д. Калфф видела песочную терапию как инструмент, который не только позволит детям выражать и типичный, и глубоко личный мир, но и соединит их внутренние представления с внешней каждодневной действительностью. Она постулировала символическую игру, создающую коммуникацию между сознательным и бессознательным. После наблюдения за детьми Д. Калфф начала использовать песочную терапию и со взрослыми.

Самый важный аспект sandplay состоит в том, что эта техника уходит вглубь детства, в детские игры-замещения. К. Юнг вообще определял песочницу как детский аспект коллективного бессознательного. Многие психологи говорили о том, что поднос с песком пробуждает «внутреннего ребенка». К. Юнг: «Тема ребенка — это не только то, что существовало в прошлом, но и то, что существует сейчас. Это система, которая функционирует и в настоящем. Цель — жить!»

Дора Калфф читала лекции по песочной терапии и обучала других юнгианских аналитиков, став своего рода катализатором для широкого распространения нового инструмента. В своем психотерапевтическом процессе Д. Калфф использовала два подноса с песком предписанных размеров: один с влажным и один с сухим, С синими дном и внутренними сторонами, обозначающими воду и небо. Она подчеркивала, что психолог должен соблюдать тишину и не мешать созданию картины клиентом. Д. Калфф рекомендовала отказываться от интерпретаций в течение первых нескольких сессий.

В начале 1980-х годов Жизела де Доменико провела феноменологическое исследование детей дошкольного возраста (интеллектуальная норма), используя разнообразные формы и размещения подносов с песком. Кроме этого, используя песочную терапию, она работала с разными группами клиентов: детьми, подростками, взрослыми, парами, семьями и группами. Ее теория и практика песочной терапии получила название Sand tray - Worldplay.

Подобно предшественникам, де Доменико подчеркивает исцеляющую силу души. Она работает с глубинами человеческого сознания, способствуя процессу познания клиентом своего мира. Она видит функцию песочного терапевта как медиатора, посредника.

Де Доменико подходит к пониманию души иначе, чем М. Ловенфельд и Д. Калфф. Она видит людей многомерными существами, которые сознают себя в различных измерениях и используют  сознание (не бессознательное состояние), чтобы испытать, ответить на вопросы, создать и изменить различные аспекты действительности. По ее мнению, как только картины и формы из песка помещаются в поднос, они становятся реальными (не символическими). В отличие от М. Ловенфельд и Д. Калфф, де Доменико утверждает, что области человеческого сознания функционируют в каждом индивидууме независимо от его диагноза. Она считает, что песочная терапия всегда активизирует их. Де Доменико полагает, что, когда психотерапевт прислушивается к «различным чувствам клиентов», он не должен интерпретировать «песочные миры». Таким образом, от роли эксперта психотерапевт переходит к роли соисследователя мира клиента. От М. Ловенфельд Ж де Доменико взяла стратегию актуализации личного опыта клиента, а от Д. Калфф — выделение архетипических линий в этом опыте без использования интерпретаций. Она также выделяет семейные, социальные, наследственные, надличностные и универсальные области опыта клиента при использовании песочной терапии.

В ходе своей работы де Доменико создала методы, которые позволяют клиентам глубоко чувствовать свои «песочные миры» и брать ответственность за себя. В отличие от других «песочных» психотерапевтов она разработала не только индивидуальные, но и групповые протоколы, рекомендовала использовать песочную терапию для самораскрытия человека настолько часто, насколько это возможно.

Песочная терапия продолжает становиться популярной не только среди психологов, но и среди педагогов и социальных работников. Sandplay включает много различных способов игры в песке. Это не только модификации упомянутых выше подходов, но и множество возможностей, которые развиваются из творческого потенциала психологов и клиентов, использующих подносы с песком.

На сегодняшний день существует несколько направлений Sandplay. Так как возможности метода расширяются, — появляются многочисленные модификации и формы. В научном мире, в частности, на международной конференции в Сан-Франциско (1995), принята следующая классификация: Sandplay с большой буквы «S» — это классическая форма юнгианской песочной терапии со свойственной ей теоретической базой и методологией;

sandplay с маленькой «s» — это различные модификации метода (песочная терапия в контексте арт-терапии, сказки на песке, дидактические программы на песке, медитации на песке, реабилитационные программы для людей с ОПФР и др.).

 

 

 

    1. Достоинства песочной терапии

 

Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека - своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Игра в песок захватывает и взрослых, и детей - вспомните, как приятно бывает присоединиться к игре в «куличики», построить замок на морском берегу или просто смотреть, как высыпается сухой песок из вашей ладони.

Песочная терапия - это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды - и ощущения свободы и безопасности самовыражения, возникающей в общении с психологом.

Песочная терапия - это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия.

Возможность самовыражения в песочной терапии не ограничена словами. Так же как один символ или образ может выразить больше, чем сотня слов, фигура или сцена, построенная вами, может передать чувства, эмоции, конфликты, недоступные словесному выражению. Это важно для многих из нас. Особенно это может помочь тем, кому по каким-то причинам трудно облечь свои переживания в слова - например, тем, чьи переживания настолько остры и болезненны, что соприкасаться с ними напрямую тяжело, детям, еще пока не чувствующим себя непринужденно в мире слов.

К тому же создание песочных композиций, в отличие от рисунка, например, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так - это важно для тех, кто привык строго оценивать себя. У каждого из нас вольно или невольно появляются критерии того, что такое «красивый рисунок», «хорошее стихотворение», «правильно вылепленная фигурка», но нет такого понятия, как «хорошая» или «правильная» композиция на песке.

Создавая сам или с вашей помощью свой мир на песке, ребенок чувствует себя волшебником: он не боится что-то менять, ломать старое или строить новое. А вы можете быть уверены: если в вашем «песочном царстве» все спокойно, то и на душе у ребенка покой и гармония.

Отличие песочной терапии от других психотерапевтических форм в том, что она позволяет клиенту создавать мир, который обеспечивает ему путь к его сокровенным мыслям и чувствам. Этот мир можно рассматривать, ощущать, испытывать, изменять, обсуждать и фотографировать. Некоторые клиенты должны вывести наружу и материализовать свой прошлый опыт или травмы. Только тогда связанные с ними проблемы будут разрешены. Согласно К. Юнгу, в ситуации сложного, наполненного эмоциями случая, который невозможно разрешить обычными средствами, песочная терапия помогает придать травматичному опыту клиента видимую форму. В процессе создания мира с использованием песка, воды и объектов у клиента возникает решение, которое его бессознательное состояние передает рукам.

Использование песка и воды автоматически возвращает клиентов назад, к областям человеческого опыта, который является травматичным и должен быть пережит заново для преодоления его последствий. В течение сеансов песочной терапии психологическая травма определяется и, в конечном счете, отыгрывается в свободной защищенной среде. В этом процессе психологу очень важно уважать клиента и его работу. Поскольку клиент строит, он (или она) постоянно изменяет мир, уничтожая старый и создавая новый. Создавая и уничтожая и снова создавая и уничтожая, клиенты рассматривают собственные миры. Фактически клиент становится «хозяином» старого опыта и «создателем» нового.

Песочная терапия активизирует врожденные ресурсы самоисцеления человека и обеспечивает возможность для дальнейшего его продвижения к психологическому здоровью. Клиенты контролируют то, что они будут или не будут показывать в себе, и учатся в этом процессе. Только тот материал придет в сознание, с которым клиент готов иметь дело. Образы, созданные во внешней среде, отражают внутренний мир, бессознательное состояние и увеличивают понимание человеком себя. Поскольку клиенты активно и сознательно вовлечены в процесс изменения, они могут преодолеть чувства беспомощности и подчиненного положения. Психологам важно помнить об уникальности клиентов и учитывать, прежде всего, личные интерпретации их миров. Каждый клиент оценивает себя как хорошо осведомленного и уважаемого человека, отвечающего за свою жизнь.

К сегодняшнему дню - песочная терапия является признанным психотерапевтическим методом, позволяющим детям и взрослым выражать трудно осознаваемые чувства, совладать с травматическими переживаниями, прояснять насущные жизненные проблемы. К несомненным достоинствам метода можно отнести: индирективность терапевтической позиции, мягкое терапевтическое воздействие на психику пациента, широкий спектр показаний для применения. Исследователи отмечают, что песочная терапия оказывает существенное влияние на протекание процесса психологической коррекции у клиентов с алекситимическими нарушениями, с аутистическими сложностями характера, с синдромом ПТСР.

Информация о работе Песочная терапия в психологическом консультировании