Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 16:45, курсовая работа
С самого детства игры с песком становятся одними из самых любимых практически для всех детей. Что может быть естественнее ребенка, играющего в песочнице? Да и не найдется родителя, который не купил бы своему чаду формочки, ведерки и совочки для песка.
Песочница также становится одним из первых мест общения и совместных игр малыша с другими детьми. Взаимодействие с песком, как и всякая игра, способствует моторному и когнитивному развитию ребенка. Игры с песком – это очень приятное и творческое занятие, практически всегда связанное с созиданием чего-то.
Арттерапевты обратили внимание на него и выяснили, что игра с песком имеет обширные возможности в области психотерапии. Так появилась песочная терапия.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ………………………………………………………………………5
1.1 История и современные тенденции песочной терапии ……………….9
1.2 Достоинства песочной терапии……………………………………..…15
1.3 Организация работы по песочной терапии ……………………..…....18
1.4 Личность терапевта……………………………….. ………….………24
1.5 Песочная терапия в России…………………………………………..26
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ…………….…………....28
2.1 Схема процесса песочной терапии………………………………………28
2.2 Организация игрового процесса………………………………………...30
2.3 Основные виды процесса песочной терапии………………………..…..32
2.3.1 Индивидуальная форма………………………………………………..32
2.3.2 Групповые формы…………………………………………………...…38
2.4 Коррекционные и терапевтические игры………………………………..43
2.5 Схема анализа песочных миров………………………………………….47
ГЛАВА 3 МОДИФИКАЦИИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ………………….50
3.1 Метод сказочной песочной терапии……………………………………...50
3.2 Песочная терапия в интерактивном теате……………………………….52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...………………………..…………………………………....57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...…….…………………61
- либо придерживаться
- либо работать так, как «научил» авторитетный специалист;
- либо, «присоединившись» к клиенту, следовать за ним, доверяя собственной личной и профессиональной интуиции.
Третий путь представляется наиболее предпочтительным, но самым трудным. Здесь действуют ТРИ ПРАВИЛА:
1. Присоединение к клиенту. Как уже отмечалось, песочная картина содержит огромную информацию о внутреннем мире и актуальном состоянии человека. Понять запрос клиента, почувствовать ритм его песочной картины, увидеть ее проблемные и ресурсные ипостаси, ощутить неповторимый образный строй картины - все это входит в понятие присоединения. На основании присоединения специалист «следует за клиентом», помогая ему осознавать собственные ресурсные и уязвимые места.
2. Искренняя заинтересованность, заинтригованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице. Рассматривая картину клиента, специалист как бы сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный открытый ребенок, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал клиент. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину. В этом отношении интересен образ лейтенанта Коломбо из знаменитого американского сериала. Он не боится показаться чудаком или недостаточно осведомленным, он демонстрирует оппонентам собственный процесс поиска решения, он показывает себя уязвимым и сильным одновременно; но главное - ему доставляет очевидное удовольствие сам процесс «распутывания клубка», сплетенного из фактов и событий. Искренний интерес к внутреннему миру клиента, отображенному в песочнице, присоединение к клиенту, - все это позволяет специалисту выстраивать позитивную внутреннюю динамику человека, обратившегося за помощью.
3. Строгое следование
В зависимости от собственного понимания целей психологической работы, специалист может сделать акцент либо на «отреагирование», либо на самопознание, либо на сознательное моделирование некоторых состояний в песочнице. Личность терапевта окажет влияние на стиль и стратегию работы с клиентом.
1.5 Песочная терапия в России
В России песочная терапия получила распространение сравнительно недавно. Ее применение в нашей стране имеет некоторые особенности. Отсутствие или труднодоступность литературы по песочной терапии, а также редкие приезды зарубежных песочных терапевтов пробудили собственные креативные силы русских психологов и педагогов. «Донаучный период» песочной терапии в России проявился в использовании песочницы как дополнительного инструмента, как среды для коррекционно-развивающих занятий.
Накопленный эмпирическим путем материал сегодня начинает подвергаться научному осмыслению. Причем характерной чертой этого процесса является отнюдь не осмысление опыта в рамках некоторой психологической парадигмы. На первый план выступает анализ особенностей и закономерностей использования песочной терапии с различными категориями адресатов психологической, психотерапевтической и педагогической работы. Например, осмысляя опыт работы, специалисты отвечают на вопросы: как использовать песочницу с одаренными детьми, как - с детьми-инвалидами, в рамках семейной терапии, с пожилыми людьми, с девиантными подростками и пр.
С точки зрения используемых техник работы на российской земле наблюдается выраженный эклектизм. Применяются юнгианские, психоаналитические, психодраматические, арт-терапевтические, гештальтистские, психосинтетические и другие техники под общей идеей «главное, чтобы человеку помогло». Здесь явно проявляется интуитивное начало специалиста. Такой подход несколько удивителен для западного мира, но у нас оказывается весьма эффективным.
Таким образом, недоработанность российской концепции песочной терапии (с учетом российского менталитета, особенностей восприятия и характера) создает, с одной стороны, немало трудностей для использования песочной терапии и сертификации песочных терапевтов. С другой стороны, каждый специалист, отважившийся практиковать работу с песочницей, оказывается в пространстве творческого поиска и получает возможность внести свой уникальный вклад в процесс развития песочной терапии в России.
2.1 Схема процесса песочной терапии
Многими специалистами выделяется схема процесса песочной терапии. Важно оговорить, что она применима только к статичным мирам, когда клиенты создают одну завершенную картину. Эта схема неприменима в случаях, когда клиенты строят за один сеанс несколько картин или производят внутри картин активное действие, изменяя сцену.
Жизела де Доменико (1990) выделила пять фаз процесса песочной терапии, отмечая, что клиент не всегда проходит через все фазы:
Процесс непрерывен и протекает адекватно состоянию клиента. Стадии не являются обязательными. Психологи работают с клиентами на основании собственного профессионального опыта и потребностей клиента. Хотя большинство специалистов отводят на песочную сессию 50 минут, лучше планировать полтора часа. Расширенная во времени процедура позволяет клиентам спокойно строить и осознавать.
Барбара Лабовитц и Анна Гудвин (2000) предложили свой вариант стадий процесса песочной терапии:
Стадия 1. Создание мира.
Стадия 2. Переживание и реконструкция.
Стадия 3. Терапия.
Стадия 4. Документация.
Стадия 5. Переход.
Стадия 6. Демонтаж мира.
К стадии «Создание мира» клиенты в психологически безопасном пространстве начинают создавать свои миры. Де Доменико писала, что это лучшее время для клиентов, которые продвигалися согласно своему желанию. «Игра с песком может приоткрыть душу, дать начало скачку бессознательного и подтолкнуть, может вызвать движение и рождение внутренней работы».
«Переживание и реконструкция» обеспечивают возможность интенсификации внутренней работы клиента. На этой стадии клиенты манипулируют с объектами своего мира, перестраивают ого, если необходимо, разделяют с психологом любые мысли или чувства. Психолог поддерживает клиента «рефлексивным зеркалом». В течение этих первых двух стадий песочной терапии клиенты идут от бессознательного и проживают свой процесс на глубоком эмоциональном уровне. Это похоже на состояние измененного сознания. Этот элемент терапии часто проводится в тишине, соблюдаемой после начального этапа — введения в процесс.
Хотя психолог присутствует при строительстве мира и доступен клиенту, более интерактивным он становится в третьей стадии — «Терапия». Психолог присоединяется к клиенту посредством того же подноса с песком. М. Ловенфельд говорила, что клиент — эксперт своего мира. Де Доменико (1989) отмечала, что клиент становится гидом и берет психолога «в путешествие» по своему миру. Она подчеркивала, что психолог позволяет себе «испытывать и наблюдать мир через душу строителя». Психолог задает вопросы, позволяющие углубиться в проблему, но не вставляет замечания или впечатления от мира, построенного клиентом. Решение проблемы достигается через переживание клиентом травмирующей ситуации и сотрудничество его бессознательного и сознательного. На стадии «Документация» клиентам дают возможность фотографировать миры, которые они создали. На стадии «Переход» психолог помогает клиентам установить связь между построенными мирами и их реальной жизнью. Вместе они исследуют то, что отражает проблему (и ее решение) в созданном мире, и то, как клиенты могут использовать полученные новые знания. На шестой стадии построенный мир разбирается. Желательно, чтобы клиент сам разбирал свой мир, так как это его пространство. Если клиент по какой-либо причине оставляет поднос неразобранным, его демонтаж психолог осуществляет только в отсутствие клиента. Сохранять поднос с построенным миром до следующей встречи психолога и клиента недопустимо. Это своеобразный акт остановки клиента в его внутреннем развитии. Если созданное в подносе кажется клиенту очень ценным, достаточно зафиксировать его на фотографии или в подробной схеме.
На первой встрече с клиентом необходимо обсудить ряд подходов, которые могут быть использованы в ходе терапии. Обратив его внимание на подносы с песком и коллекцию миниатюр, можно рассказать о песочной терапии как одном из методов, которые вы используете. Понаблюдайте за реакцией клиента на коллекцию Вы можете сказать: «Эти объекты и игрушки — не только для детей. Много взрослых (пар, семей) признали, что использование подносов с песком и коллекции миниатюр было очень полезным для них». Или: «Песочная терапия обеспечивает нас своеобразным языком тогда, когда мы не можем найти слова или действительно не понимаем того, что мы чувствуем. Это позволяет нашим внутренним голосам говорить. В какой-то момент вы (клиент) сможете понять то, что хотите, играя в песке». Дайте поверхностное объяснение того, как работает песочная терапия, включая несколько примеров из опыта других ваших клиентов.
Реакция клиентов даст начальное понимание их открытости и готовности к песочной терапии. Обратите внимание, касаются ли они песка, рассматривают ли близко специфические объекты или кажутся полностью незаинтересованными и быстро уходят из игровой зоны.
2.2 Организация игрового процесса
Клиенту демонстрируется коллекция фигурок и дается инструкция: «Посмотрите — здесь много самых разнообразных фигурок. Вы можете их рассмотреть, подержать в руках и выбрать те из них, которые привлекут ваше внимание». Для удобства можно предложить складывать выбранные фигурки в корзинку.
Когда клиент выбрал фигурки, ему предлагается разместить их в ящике с песком.
Обсуждение песочной картины. При обсуждении с клиентом его картины и связанных с ней переживаний психолог не дает интерпретаций или рекомендаций. Он только «отзеркаливает» клиенту его переживания. Основные вопросы специалиста акцентируют для клиента значимость опыта создания им песочной картины и его место в общей картине жизни клиента.
Основные вопросы психолога к клиенту:
Какое название вы можете дать этой песочной картине?
Каковы ваши впечатления, ощущения от процесса создания песочной картины?
Что означают фигурки в этой картине?
Присутствуете ли вы на этой картине? Если присутствуете, то где?
Как вы чувствуете себя в этом песочном мире?
Что является для вас особенно важным в этой картине?
Быть может, вы сделали для себя некое открытие или важное наблюдение: если это так, хотели бы вы об этом рассказать?
Сейчас, когда вы смотрите на эту картину, все ли вас в ней устраивает или нет?
Если что-то вас не устраивает в этой картине, то вы можете это сейчас изменить.
Основная цель психолога заключается в максимальном содействии клиенту в процессе осознания его жизненных позиций и выявления ресурсов для решения проблем.
Основные правила восприятия песочницы психологом:
Правило 1. Фигурка является тем, чем называет ее клиент. Например, стеклянные прозрачные предметы могут быть символом чистоты, птицы — символом свободы или представлять в песочной картине значимых для клиента людей.
Следовательно, для более точного восприятия песочной картины психологу необходимо просить клиента рассказать о предметах, находящихся в песочнице.
Правило 2. Психологу необходимо учитывать символическое значение объекта, то есть то значение, которое приписывается объекту с точки зрения религии, культуры, ментальности. Для этого специалист может использовать словарь или энциклопедию символов.
Правило 3. Психологу необходимо обратить внимание на следующее:
- первую фигуру, размещенную в подносе (что наиболее актуально на сегодняшний день);
- фигуры, отобранные для строительства, но оставленные в корзинке, не использованные для построения песочной картины (что еще не готово стать видимым, но уже обозначено);
- фигуры, которые часто переставлялись в ходе строительства (что является объектом постоянных манипуляций);
- название песочной картины.
Длительность занятий:
- для детей 30-50 минут, зависит всё от ребёнка и возраста.
- для взрослых 50 минут .
- групповая работа 1 час 20 минуть (при групповой работе 20 минут отводится на обсуждение).
2.3 Основные виды песочной терапии.
2.3.1 Индивидуальная форма.
Процесс психокоррекции или терапии
всегда начинается с установления контакта.
Если предложить взрослому человеку поиграть
в песочнице, он, по меньшей мере, может
удивиться. Поэтому ему важно подробно
объяснить историю и назначение метода
песочной терапии.
Отметить, что процесс решения проблемы
требует снятия напряжения. Это достигается
при игре в песок. С другой стороны, благодаря
игре мы сможем посмотреть на проблему
со стороны и найти способы
и ресурсы ее разрешения. Обычно такая
информация мотивирует.
Что касается
детей и подростков, то среди них есть
покладистые
и идущие на сотрудничество. Однако «как
повезет». Бывает, что ребенок не идет
на контакт, не собирается выбирать фигурки,
демонстрирует явное пренебрежение. Эти
проявления защитных реакций не должны
пугать. Если ребенок не идет на контакт,
ведущий сам начинает играть в песок, строить
свою страну. При этом он комментирует
происходящее, как бы разговаривая «сам
с собой». Обычно заинтригованные дети
присоединяются к игре. Подростки могут
выдержать более солидную «паузу»: 1—3 занятия
смотреть на происходящее с усмешкой,
крутить пальцем у виска, но потом все
же присоединяются к игре.
Информация о работе Песочная терапия в психологическом консультировании