Песочная терапия в психологическом консультировании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 16:45, курсовая работа

Описание работы

С самого детства игры с песком становятся одними из самых любимых практически для всех детей. Что может быть естественнее ребенка, играющего в песочнице? Да и не найдется родителя, который не купил бы своему чаду формочки, ведерки и совочки для песка.
Песочница также становится одним из первых мест общения и совместных игр малыша с другими детьми. Взаимодействие с песком, как и всякая игра, способствует моторному и когнитивному развитию ребенка. Игры с песком – это очень приятное и творческое занятие, практически всегда связанное с созиданием чего-то.
Арттерапевты обратили внимание на него и выяснили, что игра с песком имеет обширные возможности в области психотерапии. Так появилась песочная терапия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ………………………………………………………………………5
1.1 История и современные тенденции песочной терапии ……………….9
1.2 Достоинства песочной терапии……………………………………..…15
1.3 Организация работы по песочной терапии ……………………..…....18
1.4 Личность терапевта……………………………….. ………….………24
1.5 Песочная терапия в России…………………………………………..26
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ…………….…………....28
2.1 Схема процесса песочной терапии………………………………………28
2.2 Организация игрового процесса………………………………………...30
2.3 Основные виды процесса песочной терапии………………………..…..32
2.3.1 Индивидуальная форма………………………………………………..32
2.3.2 Групповые формы…………………………………………………...…38
2.4 Коррекционные и терапевтические игры………………………………..43
2.5 Схема анализа песочных миров………………………………………….47
ГЛАВА 3 МОДИФИКАЦИИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ………………….50
3.1 Метод сказочной песочной терапии……………………………………...50
3.2 Песочная терапия в интерактивном теате……………………………….52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...………………………..…………………………………....57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...…….…………………61

Файлы: 1 файл

курсовая по песочной терапии.doc

— 338.50 Кб (Скачать файл)

Дети и подростки с негативным социальным опытом не знают, с чего начать строительство страны в песочнице, демонстрируют страх пространства. Здесь велика роль ведущего. Он предлагает поэкспериментировать: создать горы, водоемы, озеленить страну. Таким образом, при поддержке взрослого, ребенок быстрее освоится в песочнице.

Маленькому ребенку имеет смысл показать возможности песочницы: раскопать дно, показать синий цвет — воду, выстроить гору и пр. 
Однако перед началом его самостоятельного процесса, необходимо все 
разровнять.

Как только клиент начал строить песочную картину, нам важно занять такое место, где нас не видно, но нам видно все.

Анализируя песочные картины и «песочные сказки», можно диагностировать следующие феномены.

Наличие внутренних конфликтов. Они заметны даже «невооруженному» глазу неспециалиста. Если в песочнице идут бои, добро борется 
со злом, но зло побеждает, если песочная страна находится в состоянии разрушения или запустения, в этом случае даже сторонний наблюдатель скажет: «Похоже, на душе у автора не все спокойно». Бывает, что внешне песочная страна выглядит вполне благополучно, но ощущение от восприятия картины неоднозначное, она вызывает противоречивые чувства. Скорее всего, здесь также имеет место скрытый конфликт, подавляемое напряжение. Детализировать ситуацию, разобраться в ней, поможет более тонкий анализ песочной картины.

Уровень и направленность агрессии. Если в песочнице разворачиваются баталии, или имеется персонаж, по отношению к которому проявляются агрессивные действия, мы имеем дело с достаточно высоким уровнем агрессивности. Особенно, если это подтверждается еще и устным рассказом о картине. Гетероагрессия проявляется через противоборство армий в песочнице. Аутоагрессия проявляется в разрушительных действиях по отношению к главному герою песочной сказки, в неприятностях, которым подвергает его автор.

Конфликты со значимыми близкими заметны из контекста песочной 
истории. В этом случае имеется противоборство героев песочной сказки, играющих роль реальных членов окружения автора.

Потенциальные, ресурсные возможности проявляются как некие чудесные предметы, несущие избавление и счастливое разрешение ситуации в песочной сказке. Впоследствии мы сможем к ним обращаться для усиления «Я» клиента.

Способы преодоления трудностей: прямая агрессия, хитрость, покровительство, избегание, взаимопомощь и др. Об этом станет известно, 
когда клиент расскажет, что будет происходить, если на страну обрушится стихийное бедствие.

Процедура психодиагностики в песочнице «обставляется» следующим образом. Клиенту предлагается взять плоскую корзинку или поднос, подойти к столу или стеллажу с «коллекцией» фигурок и выбрать 
те, к которым тянется рука, те, которые привлекают внимание. Инструкция не ограничивает клиента выбирать только того, что нравится. 
Он может выбирать и «злые» фигурки, проецируя на них существующее 
в данный момент внутреннее напряжение. Время выбора обычно не ограничивается. Каждый выбирает в своем темпе. Бессознательное уже 
«ощупывает» фигурки, ища в них персоналии внутренних процессов. 
Если ребенок или подросток берет все подряд и в неограниченном количестве —это также диагностично. По-видимому, он в данный момент 
имеет высокий уровень внутреннего напряжения, и сейчас ему важно 
это напряжение «проработать». Кроме того, можно сразу взять на заметку: «С этим человеком необходимо проработать чувство меры».

Специалист в таинстве выбора не участвует. Он как будто «растворяется», но обращает внимание на то, что и как выбирает клиент.

Далее, клиент приглашается к ящику с песком и ему дается «сказочная» инструкция: «Представь себе, что ты — Волшебник (Волшебница). Он долго путешествовал. Он искал место, где еще никто не жил, где 
не ступала нога человека. И, наконец, он пришел в пустыню. И задумал 
Волшебник превратить ее в сказочную страну и населить ее разными 
существами... Преврати пустыню в тот мир, какой ты захочешь».

Когда процесс завершен, необходимо провести обсуждение. Вопросы для обсуждения и их порядок могут быть следующими.

- Расскажи(те), что ты (вы) построил(и) и кто здесь живет.

- Давай(те) представим, что на страну обрушилось стихийное бедствие (ураган, землетрясение, пожар и т. д.). Что будет происходить с жителями этого города, как они себя будут чувствовать, что будут делать?

- А как себя поведут жители соседнего города? (Если он есть в песочнице.)

- Как дальше будут жить люди обоих селений?

- Измени(те) в песочнице все, что необходимо.

Слушая рассказ клиента о том, какая это страна и кто в ней живет, 
важно обращать внимание на характеристики городов, жителей, их 
населяющих, на характер взаимодействий между жителями соседних 
городов. Для оценки поведения и самоощущения в стрессовой ситуации можно задать вопрос: «Что будет, если на эту страну обрушится 
стихийное бедствие, страшный ураган или наводнение?» Важно описание чувств, переживаний, действий людей во время чрезвычайной 
ситуации: кто какую помощь будет оказывать, каковы мотивы оказания помощи (из чувства сострадания или из чувства долга, ради выгоды и пр.). Также важно, какие отношения сложатся после прекращения стихийного бедствия.

Второй способ сбора психодиагностической информации — анализ 
чувств, возникающих в процессе рассматривания песочной картины. 
Причем анализируются чувства как специалиста, так и автора песочной сказки. Например, ведущий спрашивает: «Когда ты смотришь на 
эту страну, какие чувства ты испытываешь?» Или говорит сам: «Когда я 
смотрю на страну, которую ты создал, я испытываю... Хочу узнать твое 
мнение, почему я это чувствую». Диагностическая информация, полученная таким путем, расскажет об уровне развития эмоциональной сферы, способности чувствовать другого, способности к рефлексии.

Третий способ получения психодиагностической информации — 
это анализ расположения фигурок в песочнице и их символического 
значения.

Во-первых, некоторые начинают построение песочной картины с 
ландшафта: прокладывают реки, озера, моря, горы, долины и пр. После 
этого населяют мир разными существами. У других создание ландшафта происходит параллельно с привнесением фигурок на песочный лист. 
Третьи сразу выставляют фигурки на ровную песочную плоскость.

По этому поводу можно сделать такое замечание. Люди, создающие богатый разноплановый ландшафт, чаще всего оказываются натурами динамическими, глубоко и сильно чувствующими (правда, это 
может быть скрыто от взгляда поверхностного наблюдателя), имеющими склонность к рефлексии, исследователь по натуре и пр. Иногда у детей и подростков и некоторых взрослых можно увидеть отсутствие ландшафта или его условное изображение (например, озеро или река выглядит как небольшое углубление в песке — до синего дна песочницы еще очень далеко, но автор 
картины указывает на эту ямку как на водоем). Часто так проявляется 
недостаточная осознанность внутренних процессов. Для детей это естественно, они находятся только в начале пути самопознания. Если 
песочную картину с невыраженным ландшафтом создавал подросток 
или взрослый, важно не торопиться с интерпретацией. У взрослых 
невыраженный ландшафт появляется как показатель стабилизации 
внутренних процессов после перенесенных тяжелых болезней, утрат, 
стрессов. С другой стороны, невыраженный ландшафт говорит о том, 
что человек не желает сейчас углубляться в недра своего внутреннего 
мира и заниматься исследованием себя. С третьей стороны, картины с 
невыраженным ландшафтом и малым количеством фигурок создают 
люди, далеко продвинувшиеся в личностном развитии. Как правило, 
такие картины всегда наполнены глубоким философским смыслом. 
«Плоскую» песочную картину часто можно встретить у совсем маленьких детей.

 Последовательность появления и местоположение фигурок на песочном «листе» даст нам много интересной информации. Например, 
игрушка, поставленная в центр, часто символизирует «Я» автора картины. Фигурка, которая используется первой, является символом чего- 
то самого важного для автора на данный момент. Иногда фигурки закапывают. Они символизируют вытесняемое в бессознательное или то, что еще неосознанно. Иногда закапывают камни (как потенциальные части личности), монстров (как вытесненное напряжение), ключи (как символы потенциальных путей, открытий и пр.) и многое другое. Об этих фигурках можно подробно расспросить клиента: что это, почему закопано и пр.

 

2.3.2 Групповая форма.

 

Основные психодиагностические «мишени» в групповой работе:

- характер взаимодействия в группе (для этого введен термин «стиль ситуативной коммуникации»);

- распределение ролей в группе;

- стиль поведения каждого участника группы.

Стиль ситуативной коммуникации (ССК) отражает общий характер взаимодействия «вокруг песочницы». В зависимости от того, каким образом вели себя участники группы по отношению друг к другу, ССК определяется как сотрудничество, ассимиляция, «параллельная игра», конфронтация, «борьба за территорию». Если ни один из выделенных стилей не отражает наблюдаемое взаимодействие, можно выделить новый ССК.

Сотрудничество. Если в песочнице все участники группы слушали 
друг друга; тот, кто предлагал свою идею, был выслушан; члены группы уважали друг друга, но при этом каждый участник игры имел свою 
территорию, связанную коммуникациями с другими, мы можем говорить о сотрудничестве.

Ассимиляция. Если мы видим песочную картину с единым центром; 
предложения участников группы как будто объединились в одну общую идею; «территории» членов группы не выделены, размыты; все подчинены одной идее и царит полное взаимопонимание, это стиль ассимиляции.

«Параллельная игра». В этом случае, в песочнице можно увидеть 
несколько «параллельных миров» — автономных стран, которые друг 
другу не мешают. Иногда между ними есть средства коммуникации 
(дороги, мосты, проходы), а иногда они отсутствуют вообще. Бывает, 
что два члена группы находятся между собой в конфронтации, а другой (или двое других) спокойно строят свои «сказочные страны». Если вы наблюдаете именно это, можно отметить два стиля ситуативной коммуникации: конфронтация и «параллельная игра». Иногда тот, кто ведет «параллельную игру», потихоньку может захватывать территории спорящих. Этот СКК проявляется, если страну строят незнакомые люди, не желающие вступать в контакт, открываться. Иногда один из детей или подростков строит свою «параллельную страну», тогда как другие участники строительства демонстрируют стиль сотрудничества. Ведущий может предложить проложить дороги к автономной стране. По тому, как отреагируют на это предложение участники группы и сам автор изолированной страны, можно судить о характере взаимоотношений между ними.

Конфронтация. Если в группу «попали» два или более лидера, наблюдалось открытое или скрытое противостояние, напряжение; даже 
разразился конфликт (группа спонтанно разделилась на подгруппы), 
это стиль конфронтации.

«Борьба за территорию». В этом случае, участники группы прежде 
всего стремятся захватить территории друг друга. Они уже не выясняют друг у друга «кто главнее», как в случае конфронтации. Идет борьба за власть и территорию, сопровождающаяся агрессивными вспышками и конфликтами.

Общие рекомендации. Важно, чтобы наблюдение за ССК в одной 
группе заняло не менее 3-5 сеансов. Если все это время ССК сохранялся, можно говорить об его устойчивости.

Наиболее деструктивный ССК — «борьба за территорию». Чаще 
всего он проявляется у детей и подростков, находящихся в сложной 
жизненной ситуации. В этом случае наиболее сложно «умерить страсти». Чаще всего члены группы плохо совместимы друг с другом или не 
умеют взаимодействовать конструктивно. Если в группе есть явный 
«зачинщик» конфликта, имеет смысл поработать с ним индивидуально. Чтобы перейти от «борьбы» к сотрудничеству, ведущему потребуется много терпения и мастерства. Ведущий может стать одним из членов группы, «задать тон» позитивной коммуникации и посмотреть, насколько чутко участники группы реагируют на его советы и рекомендации. Если они продолжают «бороться», группу лучше расформировать и рекомендовать всем ее участникам индивидуальные занятия. Для исследования ССК таких детей можно включать и в другие группы. Если и в других группах ребенок демонстрирует деструктивное поведение, значит, пока с ним нужно заниматься только индивидуально. Сначала он может создавать песочные картины один. Потом 
можно строить совместные картины, «проживая» модели позитивной 
коммуникации. Только после этого такого ребенка можно присоединять к детским группам.

Если наблюдается устойчивая конфронтация, не нужно торопиться приписывать участникам группы недостаточную степень развития 
коммуникативных навыков или расформировывать группу. Противостояние часто является следствием наличия в группе нескольких лидеров, которые бессознательно «делят сферы влияния». Иногда после определенных трений лидеры «заключают перемирие» и начинают довольно успешно сотрудничать друг с другом. Если этого не произошло спонтанно за 6-8 сеансов, им необходимо помочь. Можно дать им общее задание: поставить на картину фигурку существа, нуждающегося в помощи, или фигурку злодея, от которого нужно спасать сказочный мир и пр. Основное условие: не ругаться, помогать друг другу.

Необходимо действовать всем вместе, иначе успеха не достичь. Когда 
ситуация разрешится, важно сказать ребятам, что именно их сотрудничество стало залогом успеха. Таким образом, конфронтация предполагает «обучение» участников группы навыкам сотрудничества на примере проживания, разрешения конкретных сказочных ситуаций.

Сотрудничество и ассимиляция отражают либо хорошо сформированные навыки позитивной коммуникации, либо высокую степень 
совместимости, сплоченности группы. Обычно эти ССК можно наблюдать в зрелых и взрослых группах. В работе с детьми к такому положению приходят, как правило, через серию занятий.

В случае «параллельной игры» важно стимулировать среди участников группы желание узнать мир соседа, строить коммуникации меж- 
ду территориями. Но делать это нужно осторожно. Часто дети сами, 
постепенно узнавая друг друга, превращают «параллельную игру» в общую. В любом случае, насильно, против желания ребенка, внедряться 
на его кусочек сказочной страны не стоит. Имеет смысл подольше понаблюдать за естественной динамикой развития взаимодействия в песочнице. Длительная изоляция миров друг от друга (более 8 сеансов) может говорить о существенных проблемах. Если только один или два участника группы обособляют свои миры, это может отражать стремление к дополнительной безопасности, уязвимость, ранимость. Однако при достаточной степени доверия в группе, они идут на взаимодействие. Также как и в случае конфронтации, участникам этой группы можно предложить совместное задание.

Распределение ролей в группе

Наблюдая за игрой в песочнице, можно определить распределение 
ролей в группе. Обычно сразу проявляются лидеры. Они начинают 
предлагать, диктовать, нормировать ход процесса. Таким образом проясняется не только лидер, но и его направленность: созидательная или 
разрушительная, а также стиль руководства: демократический или авторитарный.

Наблюдая за спонтанным распределением ролей, специалист выявляет также и связи между членами группы. Таким образом, набирается материал для социометрии.

Информация о работе Песочная терапия в психологическом консультировании