Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 16:45, курсовая работа
С самого детства игры с песком становятся одними из самых любимых практически для всех детей. Что может быть естественнее ребенка, играющего в песочнице? Да и не найдется родителя, который не купил бы своему чаду формочки, ведерки и совочки для песка.
Песочница также становится одним из первых мест общения и совместных игр малыша с другими детьми. Взаимодействие с песком, как и всякая игра, способствует моторному и когнитивному развитию ребенка. Игры с песком – это очень приятное и творческое занятие, практически всегда связанное с созиданием чего-то.
Арттерапевты обратили внимание на него и выяснили, что игра с песком имеет обширные возможности в области психотерапии. Так появилась песочная терапия.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ………………………………………………………………………5
1.1 История и современные тенденции песочной терапии ……………….9
1.2 Достоинства песочной терапии……………………………………..…15
1.3 Организация работы по песочной терапии ……………………..…....18
1.4 Личность терапевта……………………………….. ………….………24
1.5 Песочная терапия в России…………………………………………..26
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ…………….…………....28
2.1 Схема процесса песочной терапии………………………………………28
2.2 Организация игрового процесса………………………………………...30
2.3 Основные виды процесса песочной терапии………………………..…..32
2.3.1 Индивидуальная форма………………………………………………..32
2.3.2 Групповые формы…………………………………………………...…38
2.4 Коррекционные и терапевтические игры………………………………..43
2.5 Схема анализа песочных миров………………………………………….47
ГЛАВА 3 МОДИФИКАЦИИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ………………….50
3.1 Метод сказочной песочной терапии……………………………………...50
3.2 Песочная терапия в интерактивном теате……………………………….52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...………………………..…………………………………....57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...…….…………………61
Психолог должен стремиться к исследованию собственного «сада души», иметь желание строить собственные миры в подносах, двигаться к цельности и индивидуации. Выстраивая песочные миры, психолог становится в позицию клиента. Это развивает способность к пониманию того, что чувствуют клиенты, работая с песком.
Преимущества песочной терапии выражаются в том, что она:
- способствует процессу
- освобождает творческий
- обеспечивает многогранный
- способствует регрессу клиента к прошлому опыту с целью повторного переживания и освобождения;
- создает мост между
- обеспечивает непосредственную игру, где нет никакого правильного или неправильного пути;
- позволяет снять контроль
- является естественным языком для детей;
- не имеет ограничений для использования с людьми разных культур, рас, возрастов и интеллектуальных статусов;
- дает клиенту возможность от роли «пострадавшего» перейти к роли «создателя» своей жизни;
- служит дополнением к другим методам психокорреционной и психотерапевтической работы;
- обеспечивает психологу возможность личной психотерапии.
Есть у метода и некоторые ограничения. Так, для проведения сессий песочной терапии необходимо специальное оборудование.
Иногда песочная терапия не рекомендуется. Например, для клиентов с выраженными агрессивными и психотическими реакциями, клиентов скептически относящихся к возможностям метода для прояснения их способов быть.
Такая терапия не имеет ограничений, и как вид психологического консультирования идеально подходит для любого возраста. Это безопасный и простой метод для психотерапии и психокоррекции.
1.3 Организация работы по песочной терапии
Главным принципом, положенным Дорой Калф в основу работы, является “создание свободного и защищенного пространства”, в котором пациент - ребенок или взрослый - может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы.
«Картина на песке (…) может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым».
Оснащение кабинета песочной терапии
1. Подносы с песком.
В песочной терапии используется деревянный ящик (песочница) стандартного размера (50 х 70 х 8-10 см), песок, вода, миниатюрные фигурки и предметы (лучше всего подбирать фигурки и предметы не выше 10-12 см). Очень важно соблюдать рекомендуемые размеры, так как они позволяют клиенту удерживать в поле зрения всю композицию, а не отдельные ее фрагменты. Дно и внутреннюю часть бортов рекомендуется окрасить в голубой цвет, символизирующий воду и бессознательное, снаружи поднос должен иметь бежевый цвет, символизирующий песок и сознание. Желательно такое количество песка, чтобы он занимал примерно одну треть объема ящика.
2. Предметы, используемые в песочной терапии:
Основной набор используемых в песочной терапии предметов включает несколько сотен миниатюр. Они подразделяются на несколько категорий, каждая из которых включает ряд подгрупп. Все предметы должны быть достаточно прочными, чтобы не разрушаться от неумелого обращения и воздействия водой. Особо красивые и хрупкие предметы требуют бережного обращения, и при их использовании детьми следует принять дополнительные меры, для того чтобы не допустить их повреждения. Всегда есть опасность того, что коллекция миниатюр окажется слишком большой и ее размеры не позволят удовлетворить сиюминутные потребности клиента. Так же как и в жизни, невозможность в сложившихся условиях удовлетворить определенные потребности является фактором личностного роста и призвана побуждать клиента к изменению и реализации своего творческого потенциала.
Каждая из этих категорий включает живые существа, обитающие в той или иной среде - на земле, в воде или в воздухе. Хотя понятие "огонь" в этот перечень не входит, клиент может обозначить связь выбранных им предметов с огнем - животных, ведьм, духов, демонов или ритуальных объектов. Психотерапевт может дополнить набор используемых им миниатюр всем, что представляется важным ему и его клиентам.
Люди: должны быть разного возраста и пола. Необходимо также иметь несколько фигурок младенцев, детей, матерей, отцов, бабушек и дедушек. Должны быть представлены разные профессии и виды спорта; представители первобытных и племенных структур, причем, по возможности, целыми семьями; фантастические персонажи легенд и сказок, включая ведьм и колдунов, боги и богини разных народов, а также ангелы.
Наземные животные: эта подгруппа должна включать изображения диких животных - млекопитающих, грызунов, земноводных, пресмыкающихся, червей, обитателей джунглей, равнин, пустынь, горных животных (в том числе домашних животных различных видов), доисторических животных - таких как динозавры, животных из мультфильмов.
Летающие животные: эта группа включает в себя птиц, обитающих на воде и на суше, диких и домашних, птиц - персонажей мультфильмов, доисторических птиц (птеродактиль, археоптерикс), а также насекомых - муравьев, мух, москитов, жуков, кузнечиков, пауков и бабочек.
Водные обитатели: к этой подгруппе относятся всевозможные виды рыб, включая обитающих в тропических широтах, - акулу и рыбу-меч, дельфинов и китов, а также моржи и морские котики, осьминоги, крабы, моллюски, морские коньки.
Жилища и дома с мебелью: эта подгруппа должна быть представлена характерными для разных народов разнообразными домами, - от маленьких и скромных до больших и богато украшенных, а также пещерами, палатками или шатрами, зданиями больниц и тюрем. В набор должна входить мебель для кухонь, ванных, спален, гостиных, а также садовая и больничная мебель. Домашняя утварь и продукты: горшки и сковородки, тарелки, чашки, блюдца, ножи, вилки, ложки, а также разные продукты в достаточном количестве.
Деревья и другие растения: эта подгруппа должна включать разные виды деревьев, по возможности как можно более достоверно передающие их детали, цветы и т.д. (иногда можно использовать и реальные растения). Объекты небесного пространства: солнце, луна, звезды, радуга, облака, молния.
Транспортные средства: эта подгруппа включает разные виды транспорта, предназначенные для перемещения по земле (велосипеды, автомобили, грузовики, танки), воде (лодки, парусные суда, корабли) и воздуху (самолеты, вертолеты, ракеты, парашюты).
Объекты среды обитания человека: заборы, дорожные знаки и оборудование; мосты, ворота, порталы и т. д.
Объекты особого рода: маски, орудия труда, вулканы, весы правосудия, маятник, вазы, часы, музыкальные инструменты, пирамиды, яйца, костер, памятники и надгробия, саркофаги, религиозные объекты, зеркала, ларцы, коробки и бутылки, оружие.
Аксессуары: ткани, фотографии, шерсть, нити, пуговицы, цепочки, гвозди, шурупы, ювелирные изделия, монеты, портфели.
Естественные природные объекты: кристаллы и минералы, камни, кости, окаменелости, куски металла и дерева, сухие растения, желуди, семена, ракушки, перья, отполированные водой куски стекла, птичьи гнезда. Расположение предметов: обычно миниатюрные предметы располагаются на полках. Они могут быть сгруппированы по категориям (люди, животные, дома и т.д.). Некоторые психотерапевты ставят предметы разных категорий вперемешку друг с другом, для того чтобы клиент комбинировал их по своему усмотрению, выбирая и включая их в свою композицию. Когда предметов настолько много, что они не умещаются на полках, можно пользоваться прозрачными пластиковыми емкостями, помещая в них предметы определенного типа. Так, например, в одной емкости могут находиться рыбы, в другой - домашние животные, в третьей - лошади, в четвертой - младенцы, в пятой - деревья и т. д. Это позволяет сэкономить пространство и ребенку поиск нужных ему предметов, а также облегчает уборку. После сессии психотерапевт, разбирая песочную композицию, иногда не имеет времени на то, чтобы очистить все предметы от песка. Проще помыть предметы, находящиеся в пластиковом контейнере, чем всякий раз стирать пыль и песок с полок и стоящих на них сотен предметов.
3. Предметы для более комфортной работы в песочнице:
емкость для складывания фигурок во время процесса выбора их клиентом (корзиночка); совочек и плоская кисть для работы над ландшафтом.
4. Технические устройства: фотоаппарат.
5. Материалы, используемые в песочной терапии
Металл
Во многих культурах металл рассматривается как эмбрион, зарождающийся в земном чреве. Разные металлы ассоциируются с разными планетами и богами. Золото ассоциируется с Солнцем, а серебро - с Луной; свинец - с Сатурном, железо - с Марсом, медь и бронза - с Венерой, ртуть - с Меркурием.
Камень
Во многих культурах камни символизируют кости Матери-Земли, прочность, бессмертие и вечность. Камни используются при строительстве и сооружении фундаментов. Вертикально стоящие камни являются фаллическими символами. Кроме того, камень может выступать в качестве обозначения центра мира, пуповины, соединяющей землю с небом .
Стекло и кристаллы
Кристаллы образуются глубоко под землей под воздействием высокой температуры и давления в течение многих тысяч лет. Красота кристаллов открывается нам, лишь когда их извлекают из земли. Они символизируют исцеляющее воздействие психотерапии, которое становится возможным вследствие глубокой внутренней работы, когда в психике протекают процессы кристаллизации и взорам ребенка и психотерапевта затем предстают их результаты. Стекло является результатом производственной деятельности человека. Оно отличается чистотой, прозрачностью и прочностью. И кристаллы, и стекло также символизируют чистоту, взаимопонимание и духовный опыт.
Минералы
Набор предметов для песочной терапии включает минералы разного цвета и степени обработки - как в натуральном виде, так и отшлифованные. Некоторые кристаллы кварца совсем недороги, но производят сильное впечатление. Минералы символизируют скрытые ценности. Их разрезание и обработка ассоциируется с открытием заключенной в предмете красоты и богатый потенциал природного начала.
Дерево
Во многих культурах дерево рассматривается как prima materia, из которой было создано все. Обработка дерева с использованием различных инструментов символизирует упорядочение хаоса. Дерево ассоциируется с колыбелью, гробом или ложем новобрачных. Семена деревьев символизируют рост, развитие, энергию жизни и процесс формирования личности.
Раковины
Раковины всех форм символизируют связь с водой и луной. Форма некоторых раковин ассоциируется с женскими гениталиями. Улитка вылезает из раковины подобно ребенку, появляющемуся на свет из материнской утробы. Жемчуг формируется в теле устриц. Жизнедеятельность моллюсков связана с лунными фазами. В целом раковины рассматриваются как символ сексуальности, плодородия и рождения - физического и духовного . Среди используемых в песочной терапии предметов должны быть раковины разных форм и размеров.
Кости
Кости символизируют вечность жизни и возможность воскресения. Одновременно они напоминают о смерти и краткости земного существования. В набор используемых в песочной терапии предметов входят настоящие кости, зубы и черепа мелких животных, а также пластиковые кости и миниатюрные скелеты динозавров и людей.
Перья
Перья символизируют истину. Они ассоциируются с небом и ветром, легки и напоминают о полетах к иным мирам. Окраска и принадлежность перьев к разным видам птиц определяют их специфическое содержание, что отражает использование перьев в различных церемониях .
Пластмасса
Пластмассами называются любые типы синтетических или естественных материалов, которым в тот момент, когда они мягкие, может быть придана та или иная форма, после чего они затвердевают. К ним можно отнести многие виды резины, полимеры, производные целлюлозы, казеиновые материалы и протеины. Пластмассы могут символизировать разные виды упаковок и продукты промышленного производства, современное общество и характерное для него стремление производить внешний эффект для того, чтобы как можно выгоднее продать тот или иной товар или идею.
Как должен вести себя специалист, практикующий работу с песком? Должен ли он быть «доброй мамой», создающей комфортные условия для игры? Или он является молчаливым свидетелем песочных спектаклей? Или он - соавтор песочной картины? А может, он - мудрый интерпретатор, отвечающий на незаданные вопросы клиента: «Доктор, как я Вам?» или «Ну и что все это значит?»
Дело в том, что на песочном листе перед терапевтом раскрывается внутренний мир клиента. Ощущение от этого совсем иное, чем при работе со сновидениями, сказками, рисунками и другими проективными продуктами человека. Внутренний мир, отображенный в песочнице, становится реально осязаемым. Надо сказать, это странное чувство. С одной стороны, есть ощущение «избыточности» информации, с другой - хрупкости этого мира, с третьей - присутствуют трудно вербализуемые чувства. На наш взгляд, «священный трепет» при первом соприкосновении с песочной картиной клиента - это наиболее «здоровое» чувство, позволяющее специалисту реализовать древний принцип «не навреди».
Личность зарубежного специалиста, практикующего песочную терапию, защищена принадлежностью к определенной школе. Он точно знает, что и когда предложить клиенту, какой и когда вопрос задать, как отреагировать. Школа дает ему знание алгоритма, технологии.
Иначе обстоит дело с российскими специалистами, использующими песочницу. Только сейчас у нас начинает складываться понятие принадлежности к определенной школе. Появляются «символ-драматисты», «психоаналитики», «юнгианцы», «гештальтисты», «арт-терапевты». Если специалист прошел полный цикл подготовки в определенной школе, он знает, КАК использовать песочницу в рамках своего подхода. Но большинство наших специалистов не имеют такой подготовки. Существует три выбора:
Информация о работе Песочная терапия в психологическом консультировании