Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 16:45, курсовая работа
С самого детства игры с песком становятся одними из самых любимых практически для всех детей. Что может быть естественнее ребенка, играющего в песочнице? Да и не найдется родителя, который не купил бы своему чаду формочки, ведерки и совочки для песка.
Песочница также становится одним из первых мест общения и совместных игр малыша с другими детьми. Взаимодействие с песком, как и всякая игра, способствует моторному и когнитивному развитию ребенка. Игры с песком – это очень приятное и творческое занятие, практически всегда связанное с созиданием чего-то.
Арттерапевты обратили внимание на него и выяснили, что игра с песком имеет обширные возможности в области психотерапии. Так появилась песочная терапия.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ………………………………………………………………………5
1.1 История и современные тенденции песочной терапии ……………….9
1.2 Достоинства песочной терапии……………………………………..…15
1.3 Организация работы по песочной терапии ……………………..…....18
1.4 Личность терапевта……………………………….. ………….………24
1.5 Песочная терапия в России…………………………………………..26
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ…………….…………....28
2.1 Схема процесса песочной терапии………………………………………28
2.2 Организация игрового процесса………………………………………...30
2.3 Основные виды процесса песочной терапии………………………..…..32
2.3.1 Индивидуальная форма………………………………………………..32
2.3.2 Групповые формы…………………………………………………...…38
2.4 Коррекционные и терапевтические игры………………………………..43
2.5 Схема анализа песочных миров………………………………………….47
ГЛАВА 3 МОДИФИКАЦИИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ………………….50
3.1 Метод сказочной песочной терапии……………………………………...50
3.2 Песочная терапия в интерактивном теате……………………………….52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...………………………..…………………………………....57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...…….…………………61
Стиль поведения участников группы
Вести наблюдение за динамикой изменения стиля поведения участников группы можно с помощью протокола. Протокол конструируется по принципу семантического дифференциала и состоит из шкал, включающих в себя полярные качества.
Ведущий
выставляет оценку каждому участнику
группы по шкале
от 0 до 10 баллов.
Балл «5» показывает отсутствие явной выраженности качества. Баллы 0, 1 и 9, 10 задают систему отсчета, символизируют гипервыраженность качества и поэтому обычно не выставляются.
Обработка полученных результатов требует большой осторожности и такта. Важно помнить о ситуативных причинах, влияющих на поведение ребенка, например: незнакомая обстановка, недомогание, плохое настроение, перенесенное из предыдущей ситуации дома или в группе детского сада, настроение ведущего, его состояние, которое не всегда может отследить сам ведущий.
Важно
отделить личностные качества (те, которые
проявляются
достаточно часто в различных ситуациях)
от ситуативных проявлений
поведения. Это можно сделать, сравнив
несколько личностных профилей Протокола.
Если вы видите, что отметки по какой-либо
одной
шкале из занятия в занятие сохраняются,
то можно предположить, что
данное качество у ребенка устойчиво.
Это личностное качество; оно будет проявляться
не только на ваших занятиях, но и в других
ситуациях,
куда включен ребёнок (дома, в группе детского
сада, в гостях и т. д.).
Если
вы все же поставили оценки 0, 1 и 9 или 10,
уделите этим
качествам особое внимание. Такая отметка
означает явную выраженность качества.
Если такие оценки по одной и той же шкале
повторяются из занятия в занятие, то на
этих детей нужно обратить особое внимание.
Например, подобрать такие сказочные ситуации
и задания, в которых ребенок сможет проявить
себя иначе. Можно поместить такого ребенка
в группу детей с противоположными или
средними отметками по этой шкале. Важно
обращать внимание ребенка или подсказывать
ему альтернативные способы поведения
(можно подобрать сказки, где герои с альтернативными
формами поведения и успешно разрешают
сложные ситуации, проявляя недостающие
ребенку качества). Если эти дети явно
дестабилизируют работу группы, порекомендуйте
им (и их родителям) индивидуальные занятия.
Сравнение личностных профилей покажет динамику внутренних изменений ребенка. Вы можете проследить, как из занятия в занятие меняются оценки по качествам. Есть дети, имеющие поступательную динамику внутренних изменений. У них личностный профиль изменяется плавно из занятия в занятие. Есть дети, у которых на протяжении нескольких занятий будет наблюдаться одинаковый личностный профиль. И только на энном занятии произойдут изменения (может быть, даже скачок).
Повышение
показателей по всем шкалам (пожалуй, кроме
резкого возрастания показателей по шкале
«конформизм — лидерство»)
является критерием успешности работы
психотерапевта.
2.4 Коррекционные и терапевтические игры
Используя песок как благоприятную среду, можно проводить большое количество развивающих, коррекционных и даже терапевтических игр не только с детьми, но и со взрослыми, с парами и семьями.
В целях сужения проблемного поля клиенту предлагается выбрать из коллекции и поместить в песочницу 12 объектов:
- четыре строения (здания, заборы, мосты и т.п.);
- четыре фигурки животных;
- четыре фигурки людей;
- четыре любых других объекта, которые играющему захочется добавить в свой мир.
Затем следует дать своему миру название и придумать про него историю.
Многие дети в процессе строительства «мира» закапывают фигурки в песок. Предлагаемый вариант игры позволяет это сделать изначально. Ребенку предлагается выбрать одну или несколько фигур, которые ему хотелось бы спрятать. Психолог отворачивается. Затем он просит ребенка отыскать спрятанную фигуру в песке и рассказать о ней. Все спрятанные фигуры должны быть найдены.
Другой вариант игры – «Обратные прятки». Психолог выбирает из коллекции значимые, на его взгляд (исходя из проблемы ребенка), фигуры и прячет их в песок. Ребенок в этот момент отворачивается. Затем психолог предлагает ребенку отыскать фигуру и рассказать о ней или придумать про нее историю.
Психолог предлагает ребенку выбрать фигуру, которая станет главным героем истории, и разместить ее на подносе с песком. Затем надо придумать историю или сказку, по ходу рассказа постепенно добавляя в песочницу необходимые объекты и действующие лица. История заканчивается вместе с выбором последней фигурки. Обязательное условие игры – постепенный выбор объектов.
Другой вариант – «Обратная история». Психолог рассказывает ребенку психокоррекционную или психотерапевтическую историю, постепенно выстраивая «мир» в песке. Рассказ осуществляется от третьего лица. Ребенок слушает и наблюдает за появлением каждого нового героя или объекта.
Психолог предлагает ребенку построить «мир», отражающий напрямую его проблему или являющийся носителем проблемы. Примерные темы: «Мой детский сад», «Моя семья», «Я и мои друзья», «Моя школа».
Примерными темами для подростков могут быть: «Я-реальное», «Я-идеальное», «Мое будущее», «Все, что я люблю», «Смыслы жизни».
При использовании этой игры со взрослыми примерными темами могут быть: «Я и моя работа», «Семья», «Мой коллектив».
Играя с песком, можно стимулировать клиентов к поиску фигур, отражающих их состояние, проблемы, представляющих какую-либо роль клиента (мужчина, муж, профессионал, сын) либо кого-то из его окружения (фигура матери, отца, детей, коллег). Между фигурами можно проводить диалоги, расставлять их и проговаривать чувства, проигрывать различные ситуации и конфликты, договариваться о чем-либо.
Психолог предлагает членам семьи (маме, папе, ребенку) построить на песке мир, отражающий их реальную семейную ситуацию. Затем в течение 5-10 минут «мир» оживает, и психолог предлагает членам семьи пожить в нем. После обсуждения семье предлагается построить идеальную семью, то есть мир, отражающий их желанную семейную ситуацию. Затем «идеальный мир» так же оживает. После игры психолог проводит обсуждение, предлагая выбрать из коллекции те фигурки, которые являются символами идеальной семьи, помощниками или ресурсами для ее создания, необходимыми условиями или действиями. По желанию семья может привнести их в песочный мир и проиграть различные варианты выхода из проблемной ситуации.
Такую игру хорошо снять на видео и затем посмотреть и проанализировать.
Данная игра имеет несколько вариантов. Во всех вариантах игра проводится с использованием медитативной музыки. Цель – релаксация.
Психолог предлагает клиенту восстановить с помощью коллекции миниатюрных фигурок свой жизненный путь. На каждом этапе должна присутствовать фигурка, с которой клиент идентифицирует себя в то или иное время жизни. Между фигурками можно устроить диалог. Диалоги могут вестись также между отдельными жизненными этапами. Цель — интеграция.
Психолог просит клиента подумать о своей жизни, о том, что бы он хотел изменить в ней, что бы привнес в нее, что бы реализовал. Затем предлагает, используя фигурки, перепроектировать жизнь в песочном подносе. Данная игра может проводиться и после «реконструкции жизненного пути». Эффективным для клиента будет фотосъемка процесса и результата.
Психолог предлагает клиенту выбрать две фигуры, которые будут изображать конфликтующие стороны, и разместить их в подносе. Затем необходимо провести переговоры между конфликтующими сторонами. Можно добавлять различные фигуры, отражающие действия, ресурсы, помощников и т.п. Цель – заключение контракта.
Психолог предлагает клиенту выбрать из коллекции три фигуры, отражающие его активное начало, и три фигуры, отражающие его пассивное начало. Затем необходимо разместить эти фигуры в подносе с песком и выстроить диалог между образовавшимися парами. При использовании этой игры во время работы с парами психолог предлагает диалог между активной фигурой одного партнера и пассивной фигурой другого партнера. Цель – интеграция. В игре вводится правило внимательного слушания партнера и невмешательства.
По этому же принципу проводится диалог между мужским и женским в себе, между духовным и физическим, между эмоциональным и рациональным и т.п.
Такую работу хорошо фотографировать для закрепления полученного опыта в дальнейшем.
Данный вариант игры может использоваться для работы с семьями, парами или группами. Для этого необходимо иметь несколько песочниц (по количеству участников).
Психолог предлагает участникам, используя коллекцию миниатюрных фигурок, построить в подносе с песком свой мир. Все одновременно работают, соблюдая тишину. Затем, когда «миры» готовы, психолог инициирует рассказ каждого о своем мире.
Другой вариант этой игры – «Экскурсия по параллельным мирам». Когда «миры» готовы, психолог приглашает всех совершить экскурсию и назвать увиденные миры, постараться понять их. Экскурсия длится 10-15 минут, затем происходит обсуждение.
Психолог предлагает клиенту воссоздать с помощью фигурок какое-либо (травматическое или ресурсное) событие в песочном подносе. Затем событие оживает, восстанавливается история. В ситуации проигрывания травматического опыта психолог предлагает ввести дополнительные фигуры, позволяющие изменить событие, что-либо перестроить в подносе, найти выход и решения.
2.5 Схема анализа песочных миров
Анализ песочных миров осуществляется по схеме, разработанной Дорой Калфф и дополненной ее учениками. Эта схема действует только в ситуации использования классического направления юнгианской песочной терапии — Sandplay. В ситуации игр на песке она не нужна.
Для удобства записи и последующей интерпретации схематическое изображение песочного листа делится на три части по вертикали: левую, центральную и правую. Если ваш клиент левша, то схема анализа его подноса будет прямо противоположна схеме правши.
Все объекты, которые находятся в левой части подноса, касаются прошлого клиента: его опыта, семейной ситуации, отношений с матерью и эмоционально-чувственной сферы его жизни.
Центральная часть подноса — это настоящее клиента: то, что интересно, актуально сейчас, причем в центре чаще всего размещаются фигуры, отражающие архетип Самости, относящиеся к «Я» клиента.
Все объекты, находящиеся в правой части песочного мира, относятся к будущему клиента: это его представления, образы, мечты, планы, также они отражают опыт взаимодействия с отцом, аспекты социализации, рациональную сферу жизни клиента.
По горизонтали поднос делится на две части: нижнюю и верхнюю. Объекты, находящиеся в нижней части, относятся к бессознательной сфере клиента: то, что не осознается, возможно, вытесняется. В верхней части размещаются объекты, относящиеся к сознательной сфере: то, что является осознанным материалом. Соответственно проявятся элементы прошлого сознательного и бессознательного, настоящего сознательного и бессознательного и будущего сознательного и бессознательного.
Анализ проводится на трех уровнях. Первый уровень — объект является тем, чем называет его клиент. В первую очередь при анализе учитываются те значения, которые приписывают объектам сами клиенты. Например, часто кедровые шишки служат в клиентских мирах деревьями, камешки — ступеньками, коробка из под сигарет — современным блочным домом и т. п.
Второй уровень — функциональное значение объекта, то, какими функциями он обладает. Например, если в подносе находится дом, то его функциональное значение — уют, тепло, защита, жилище, отделение, сохранение и др.
Информация о работе Песочная терапия в психологическом консультировании