Песочная терапия в психологическом консультировании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 16:45, курсовая работа

Описание работы

С самого детства игры с песком становятся одними из самых любимых практически для всех детей. Что может быть естественнее ребенка, играющего в песочнице? Да и не найдется родителя, который не купил бы своему чаду формочки, ведерки и совочки для песка.
Песочница также становится одним из первых мест общения и совместных игр малыша с другими детьми. Взаимодействие с песком, как и всякая игра, способствует моторному и когнитивному развитию ребенка. Игры с песком – это очень приятное и творческое занятие, практически всегда связанное с созиданием чего-то.
Арттерапевты обратили внимание на него и выяснили, что игра с песком имеет обширные возможности в области психотерапии. Так появилась песочная терапия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ………………………………………………………………………5
1.1 История и современные тенденции песочной терапии ……………….9
1.2 Достоинства песочной терапии……………………………………..…15
1.3 Организация работы по песочной терапии ……………………..…....18
1.4 Личность терапевта……………………………….. ………….………24
1.5 Песочная терапия в России…………………………………………..26
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ…………….…………....28
2.1 Схема процесса песочной терапии………………………………………28
2.2 Организация игрового процесса………………………………………...30
2.3 Основные виды процесса песочной терапии………………………..…..32
2.3.1 Индивидуальная форма………………………………………………..32
2.3.2 Групповые формы…………………………………………………...…38
2.4 Коррекционные и терапевтические игры………………………………..43
2.5 Схема анализа песочных миров………………………………………….47
ГЛАВА 3 МОДИФИКАЦИИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ………………….50
3.1 Метод сказочной песочной терапии……………………………………...50
3.2 Песочная терапия в интерактивном теате……………………………….52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...………………………..…………………………………....57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...…….…………………61

Файлы: 1 файл

курсовая по песочной терапии.doc

— 338.50 Кб (Скачать файл)

4. Активность — желательно активное  участие всех.

5. Конфиденциальность — вся  информация относительно конкретных  участников должна сохраняться  в группе 

Игра «Ассоциации»

Группа делится на пары. Каждый участник на листе бумаги рисует на своего партнера ассоциации (если бы он был цветом, предметом, животным, музыкальным направлением, то каким?). Когда ассоциации готовы, можно с их помощью представить своего партнера.

Психолог: А теперь давайте поближе познакомимся с песком!

Игра «Отпечатки наших рук»

На ровной поверхности песка дети и психолог по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям. Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?»

Теперь, когда ребенок получил образец проговаривания Ваших ощущений, он попробует сам рассказать о том, что чувствует. Чем младше ребенок, тем короче будет его рассказ, и тем чаще нужно повторять эту игру. Не беда, если в начале игры, ребенок в точности воспроизводит ваши слова, передавая свои ощущения. Постепенно, накапливая свой чувственный опыт, он научится передавать свои ощущения и другими словами. Не исключено, что Ваши и его ощущения будут не совпадать. Постарайтесь не навязывать ему своего мнения. Далее, взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх: «Я перевернула руки и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуете вы? Мне не очень удобно держать так руки. А вам?» Если у детей похожие ощущения, можно обсудить: что лучше сделать, чтобы их изменить. Можно подвигать руками?

-  «поскользить» ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.)

-  выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро,

-  «пройтись» ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы,

-  создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ежик и пр.),

-  «пройтись» по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой рукой, после - одновременно (сначала только указательным, потом - средним, затем - безымянным, большим, и наконец - мизинчиком).

-  далее, можно группировать пальцы по-два, по три, по-четыре, попять. Здесь уже дети могут наблюдать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они?

-  «поиграть» по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом, двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения «вверх-вниз».

Психолог: - А теперь мы с вами будем путешествовать на волшебную поляну.

Игра « Волшебная поляна»

Психолог даёт детям следующее задание. «Вы — Волшебники. Вы задумали отправиться в путь, в путешествие, для того чтобы найти страну, в которой еще никто не жил. Там вы хотите создать цветущую сказочную страну. Сейчас вы выберете себе по ТРИ героя, которых вы бы хотели поселить в новой стране. Отдельно захватите деревья, камни, цветы, дома — все, что будет вам нужно для создания сказочной страны». Дети строят в песке вымышленную ими страну, затем описывают (по мере своих возможностей) чем занимаются их герои, что за страну они создали, какие там правила, и т.д.

«Подведение итогов»

Психолог спрашивает у детей:

– Что на занятии вам понравилось? Что было сложно? Что запомнилось больше всего?

Завершая работу в песочнице, ребята разбирают свои постройки, расставляют игрушки на полки стеллажа, разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят:

«В ладошки наши посмотри

Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок,

Ты подрасти, ведь нам помог!»

Занятие №2

Тема: «Диагностика»

Цель: Усиление чувства группы, создание положительного эмоционального настроя, снятие напряжения в отношениях с другими.

Оборудование: Календарь настроения, песочница, фигурки сказочных персонажей, камешки, желуди и другой природный материал, песочные формочки.

Ход занятия:

«Календарь настроения»

Каждый ребенок приклеивает к календарю настроения свой символ и рассказывает о своем эмоциональном состоянии.

Игра «Что же спрятано в песке?»

Психолог и дети вместе погружают в сухой песок кисти рук. И начинают ими шевелить, наблюдая за тем как изменяется песчаный рельеф. Задача: полностью освободить руки от песка, не совершал резких движений, только шевеля пальцами и сдувая песчинки.

Чтобы усложнить задачу, это упражнение можно проделать с влажным песком. Всем известна пляжная игра «Мина». Рука одного играющего превращается в «мину»: она может находиться в песке в любом положении. Задача другого играющего - «сапера», откопать «мину», не дотрагиваясь до нее. «Сапер» может действовать руками, дуть на «мину», помогать себе тонкими палочками.

Игра «Отгадай загадку»

Детям читают загадки и просят их отгадать, но ответ не просто сказать вслух, а найти его в песке, или «пишут» отгадку, вылепливая песочные буквы, тем самым проверить правильно ли они отгадали.

Если отгадал загадку,

Вслух сказать не торопись.

Ты, используя разгадку,

За задание берись.

Кто колдует, заклинает,

В ступе по ночам летает?

У избы на курьих ножках

Кто хозяйка? (Бабка Ежка)

Спрятал кто иглу в яйце,

А яйцо хранит в ларце?

Кто всех злее и тощей?

Кто не верит всем?

(Кощей)

Отгадал, не называй,

Вылепи и прочитай.

Леший Ежке к дню рожденья

Сочинил стихотворенье.

В нем желал он счастья ей,

Быть мудрее и

(добрей).

Что за слово Леший здесь не написал?

Вылепи из песка, если отгадал.

На розовом облачке феи

Кружились и песенки пели,

Даря вновь и вновь всем мир и (любовь).

И, радуясь, дальше летели.

Очень важный дар от фей

Вслух не прочитался.

Игра «Узоры на песке»

Психолог пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Дети по очереди должны нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Затем задание усложняется психолог рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор, дети все вместе стараются повторить узор психолога. Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.

Игра «Песочные строители»

Жители песочной страны просят вас помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой формы, жираф — только прямоугольной, а бегемотик хочет жить в квадратном доме. Помогите обитателям песочницы.

В верхнем правом углу будет жить бегемотик. Выберите нужную формочку и сделайте отпечаток. Подобным образом психолог дает детям задание расселить всех жителей песочницы. Задание можно также усложнить путем введения большего количества персонажей, расселения игрушек по нарисованному взрослым плану.

«Подведение итогов»

Психолог спрашивает у детей:

-Что на занятии вам понравилось? Что было сложно? Что запомнилось  больше всего?

Завершая работу в песочнице, ребята разбирают свои постройки, расставляют игрушки на полки стеллажа, разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят:

«В ладошки наши посмотри

Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок,

Ты подрасти, ведь нам помог!»

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

ПАМЯТКА SANDPLAY-ТЕРАПЕВТА

В ходе создания мира в песке психолог:

  • Создает безопасное и комфортное пространство.
  • Предоставляет клиента подносу с песком, объектам и процессу.
  • Занимает в кабинете место, удобное для наблюдения и для клиента.
  • Не покидает кабинет (только если об этом не попросит клиент).
  • Остается тихим, если клиент не приглашает поговорить, или психолог не почувствует, что важно ответить на язык тела клиента.
  • Замечает невербальные стимулы, например, выражения лица, вздохи и др.
  • Обращает внимание на последовательность работы и образ мира.
  • Не становится активно вовлеченным, если клиент не просит об этом.
  • Не вторгается в пространство подноса с песком.
  • Объективно наблюдает, протоколирует, что делает клиент, без интерпретации.

Психологу необходимо наблюдать за следующими аспектами:

  • Использованием песка, воды и объектов; направленностью движения объектов.
  • Последовательностью выбора и размещения объектов; в том числе за выбранными, но не размещенными в подносе объектами.
  • Типом создания мира: скоростью, интенсивностью, количеством объектов.
  • Структурами в подносе: повторениями, количеством, цветами, группировками, противоположностями, геометрическими структурами.
  • Признаками объектов: структурами, цветом, размером и т. д.
  • Использованием места: выше, ниже; группами и незаполненными областями.
  • Направлениями объектов.
  • Невербальными стимулами: выражением лица, внутренними и внешними изменениями и т. п.
  • Изменениями, сделанными в подносе: дополнениями, удалениями, движениями и разделением объектов и песка.
  • Языком, который клиент использует в обозначении объектов.
  • Погруженными в песок, зарытыми и скрытыми объектами.

 

 

 


Информация о работе Песочная терапия в психологическом консультировании