Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 11:46, лекция
Подростковый возраст - это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Во многих древних обществах переход к взрослому состоянию оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым ребенок не просто приобретал новый социальный статус, но как бы рождался заново, получал новое имя и т. п.
Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 - 8 классах средней школы и охватывают возраст от 10 - 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс и происходить на год раньше или позже.
4. Четвёртая стадия (8—12 мес.)
Возникает способность координации
вторичных циркулярных реакций,
их объединения в новые
5. Пятая стадия (12—18 мес.)
Ребёнок уже не только пользуется
известными ему действиями как средствами
достижения целей, но и способен искать
и находить новые, варьируя уже известное
ему действие и констатируя отличие
результата; Пиаже называет это «открытием
новых средств достижения цели путём
активного экспериментирования»
6. Шестая стадия (после 18 мес.)
В отличие от предыдущей стадии, здесь ребёнок уже способен открывать новые действия-средства не путём экспериментирования, а путём внутренних, умственных координаций, — внутренним экспериментированием.
15
«Диагностика интеллектуальных способностей
детей 10-14 лет».
Цель диагностики:
Выявить уровень интеллектуальных способностей (уровень внимания, памяти, креативности, мышления, и др. ).
Сформировать группы для
развивающих занятий с
3)Поддержать высокий уровень
интереса к познавательной
Использованные методики:
1.«Графический диктант».
Цель: определение уровня развития произвольной сферы ребенка, изучение возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства.
2. «Образная память»
Цель: изучение кратковременной памяти ( в качестве объема памяти – образ ( изображение предмета, геометрическая фигура, символ)).
3. «Интеллектуальные навыки».
Цель: исследовать целостные действия, сформировавшиеся в результате упражнений, характеризующиеся высокой степенью освоенности и отсутствием поэлементной сознательной регуляции.
4.Исследование креативности.
Цель: изучение творческих достижений, умения по разному использовать информацию.
5.«Внимание».
Цель: Определить объем внимания и его концентрацию.
В заключительной части занятий проводится повторная диагностика, данные интерпретируются и составляются итоговые сравнительные таблицы, оформляются выводы, заключения. Результаты выдаются учителям, завучам, родителям и объясняются детям.
16
Развитие самосознания в
подростковом и раннем юношеском
возрасте настолько ярко и наглядно,
что его характеристика и оценка
значения для формирования личности
в эти периоды практически
едина у исследователей разных школ
и направлений. авторы достаточно единодушны
в описании того, как протекает
процесс развития самосознания в
этот период : примерно в 11 лет у подростка
возникает интерес к
Рост самосознания и интереса к собственному “я” у подростков вытекает непосредственно из процессов полового созревания, физического развития, которое является одновременно социальными символам, знаками повзросления и возмужания, на которые обращают внимание и за которыми пристально следят другие, взрослые и сверстники. Противоречивость положения подростка и юноши, изменение структуры его
17
Таким образом, проблема динамики образа «Я» в картине мира подростков является актуальной в настоящее время. Важно изучать факторы, которые определяют деятельность учащихся, формируют позитивное отношение к себе и окружающим людям. Стоит отметить, что образ «Я» изменяется в течение всей жизни человека. Изменяется образ мира и образ «Я» в картине мира личности. Особенно важно изучить эту динамику в подростковом возрасте, поскольку этот возраст является наиболее противоречивым и конфликтным. Отмечено, что компонент «Я» в подростковом возрасте, ранее существовавший как отдельная категория картины мира, становится ее незаменимым звеном, определяя отношение к миру, окружающим людям, себе.
Полученные результаты позволяют сделать выводы:
1. В младшем подростковом возрасте основными компонентами картины мира являются дом, семья, хобби, материальные ценности; в старшем подростковом возрасте — дом, семья, развлечения, друзья, общение. У старшеклассников основными компонентами картины мира являются дом, семья, друзья, общение, хобби, материальные ценности, образование.
2. Старшеклассники склонны оценивать себя выше, чем респонденты других групп. Это объясняется тем, что в процессе подросткового возраста формируется самосознание — основное новообразование возраста. В связи с этим представление о себе старшеклассников, их образ «Я» в большей степени сформирован и более гармоничен.
3. Учащиеся старших
классах демонстрируют более
4. Образ «Я» в картине мира определяет отношение личности к миру, обществу и самому себе.
18
Последствия страхов многообразны,
но главные из них - это возрастающая
неуверенность, как в самом себе,
так и в других людях. Первая становится
прочной основой
Установлено, что в 13-14-летнем возрасте чувство тревоги существенно выше, чем в 15-16-летнем. При этом если у первых оно практически остается неизменным, то у вторых в 15 лет оно существенно снижается в сравнении с предшествующим периодом, а в 16 лет вновь резко поднимается.
И еще один интересный факт. Если в 13-14 лет (7-8 классы) отсутствуют различия в уровне тревоги у мальчиков и девочек, то
в 16 лет (10 класс) у девушек этот уровень выше, чем у юношей. Таким образом, тревога в 13-14-летнем возрасте - это возрастная характеристика, перекрывающая индивидуальные особенности развития, что желательно учитывать в плане профилактики психического развития подростка.
Сопоставляя динамику тревоги с динамикой самооценки, легко обнаружить тесную их взаимозависимость. и особенно, в старших классах. Чем выше и адекватнее самооценка, тем меньше тревожность и больше уверенность в себе и своих возможностях.
Другая особенность в становлении самосознания подростка состоит в обостренном чувстве собственного достоинства. Нередко подростку кажется, что его хотят унизить. Для него, как отмечалось выше, вообще характерна повышенная потребность в человеческой доброте. Он болезненно реагирует на фальшь, наигранность, хотя нередко сам ведет себя подобным образом.
Итак, хотя у 15-16-летних подростков представлены все стороны самосознания личности, говорить о его завершенности и сформированности не приходится. Этот вывод справедлив и для периода ранней юности (16-17 лет).
Что же касается младшего подросткового Возраста, то здесь трудно говорить о структурной готовности самосознания. Некоторые его компоненты только формируются.
19
I. Предконвенциональный уровень.
На этом уровне ребенок
реагирует уже на культурные правила
и масштабы «хорошего» и «плохого»,
«справедливого» и «
1 ступень: Ориентация на наказание и послушание.
Физические последствия действия определяют его доброе и злое качество без отношения к человеческому смыслу или ценности этих последствий. Избежание наказания и безропотная уступчивость власти рассматриваются как самоцель, а не в смысле уважения морального порядка, который поддерживается наказанием и авторитетом.
2 ступень: Инструментально-
Правильная деятельность
заключается в действии, которое
удовлетворяет собственные
II. Ковенциональный уровень.
На этом уровне самоцелью
является исполнение ожиданий собственной
семьи, группы или нации, без оглядки
на непосредственные или очевидные
последствия. Эта установка определена
не только конформизмом, приспособлением
к личным ожиданиям и общественному
порядку, но и посредством лояльности,
активного поддержания и
3 ступень: межперсональное подлаживание или ориентация «good boy – nice girl».
Хорошее поведение – то,
которое нравится другим, помогает
и одобряется другими. Возникает
полная конформность в отношении
стереотипных представлений о «естественном»
поведении или поведении
4 ступень: Ориентация на «закон и порядок».
На этой ступени господствует
ориентация на авторитет, фиксированные
правила и поддержание
III. Постконвенциональный уровень.
На этом уровне господствует очевидное старание определять моральные ценности и принципы, которые имеют значение и применяются независимо от авторитета групп и личностей, которые представляют эти принципы, и независимо от идентификации индивидуума с этими группами.
5 ступень: Легалистская
ориентация на социальный
Правильное поведение
определяется в смысле всеобщих индивидуальных
прав и в смысле масштабов, которые
критически проверены и приняты
со стороны всего общества. Присутствует
ясное осознание
6 ступень: Ориентация на
универсальный этический
Правильное определяется
на основании решения совести
в созвучии с самостоятельно избранными
этическими принципами, которые должны
быть к логически взаимосвязаны,
универсальны и логически непротиворечивы.
Эти принципы абстрактны (как, например,
категорический императив Канта); речь
идет не о конкретных моральных нормах,
таких, как десять заповедей. В своей
сути речь идет об универсальных принципах
справедливости, взаимности и равенства
человеческих прав, принципах уважения
достоинства людей как
20
Наше определение предполагает,
что агрессию следует рассматривать
как модель поведения, а не как
эмоцию, мотив или установку. Это
важное утверждение породило большую
путаницу. Термин агрессия часто ассоциируется
с негативными эмоциями - такими
как злость; с мотивами - такими как
стремление оскорбить или навредить;
и даже с негативными установками
- такими как расовые или этнические
предрассудки. Несмотря на то, что все
эти факторы, несомненно, играют важную
роль в поведении, результатом которого
становится причинение ущерба, их наличие
не является необходимым условием для
подобных действий. Как мы скоро
увидим, злость вовсе не является необходимым
условием нападения на других; агрессия
разворачивается как в
В свете того, что негативные
эмоции, мотивы и установки не всегда
сопровождают прямые нападки на других,
мы ограничим использование
1.2 Агрессия и намерение
В нашем определении термин агрессия предполагает действия, посредством которых агрессор намеренно причиняет ущерб своей жертве. К сожалению, введение критерия намеренного причинения ущерба порождает немало серьезных трудностей. Во-первых, вопрос в том, что мы подразумеваем, говоря, что один человек намерен навредить другому. Обычное объяснение таково, что агрессор по своей воле оскорбил жертву, и это вызывает много немаловажных вопросов, по поводу которых не прекращаются философские дискуссии, и в особенности среди специалистов по философии науки (Bergman, 1966).