Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 11:46, лекция
Подростковый возраст - это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Во многих древних обществах переход к взрослому состоянию оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым ребенок не просто приобретал новый социальный статус, но как бы рождался заново, получал новое имя и т. п.
Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 - 8 классах средней школы и охватывают возраст от 10 - 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс и происходить на год раньше или позже.
48.
В подростковом возрасте крайне
редко встречается
Петром Борисовичем
В подростковом возрасте компенсаторные
механизмы нередко еще
49.
ГИПОПРОТЕКЦИЯ
Этот вид неправильного
воспитания в крайней форме проявляется
полной безнадзорностью, но чаще лишь
недостатком опеки и контроля
за поведением. Лишь иногда гипопротекция
простирается до такой степени, что
подросток оказывается
ДОМИНИРУЮЩАЯ ГИПЕРПРОТЕКЦИЯ
Чрезмерная опека, мелочный
контроль за каждым шагом, каждой минутой,
каждой мыслью вырастает в целую
систему постоянных запретов и неусыпного
бдительного наблюдения за подростком,
достигающего иногда постыдной для
него слежки. Например, за 16-летним подростком
его бабушка ежедневно, крадучись,
следовала от дома до школы, затем
ожидала в подъезде напротив школы
окончания уроков и так же тайно
сопровождала его до дома, выясняя,
с кем он идет, не курит ли по дороге,
не заходит ли куда и т.п. Одна мать
стояла под дверями уборной, когда
туда шел ее 14-летний сын, подслушивая,
не занимается ли он там онанизмом.
Непрерывные запрещения, невозможность
никогда принимать собственные
решения путают подростка, создают
у него впечатление, что ему «все
нельзя», а его сверстникам «все
можно». Гиперпротекция не дает возможности
учиться с ранних лет на собственном
опыте разумно пользоваться свободой,
не приучает к самостоятельности. Мало
того, она подавляет чувство
ПОТВОРСТВУЮЩАЯ ГИПЕРПРОТЕКЦИЯ
В крайнем проявлении потворствующая гиперпротекция получила наименование воспитания по типу «кумира семьи». Здесь дело не столько в постоянном контроле, сколько в чрезмерном покровительстве, в стремлении освободить любимое чадо от малейших трудностей, от скучных и неприятных обязанностей. Это дополняется непрестанным восхищением мнимыми талантами и преувеличением действительных способностей. С детства ребенок растет в атмосфере восторгов, похвал и безудержного обожания. Это культивирует эгоцентрическое желание всегда быть в центре внимания окружающих, ловить полные интереса к своей особе взоры, слышать разговоры о себе, а все желаемое получать с легкостью, без особого труда.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТВЕРЖЕНИЕ
При этом виде воспитания ребенок и подросток постоянно ощущают, что им тяготятся, что он — обуза в жизни родителей, что без него им было бы лучше, свободнее и привольнее. Еще более ситуация усугубляется, когда есть рядом кто-то другой — брат или сестра, особенно сводные, отчим или мачеха, кто гораздо дороже и любимее (воспитание по типу «Золушки»).
УСЛОВИЯ ЖЕСТОКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
Эти условия нередко сочетаются с крайней степенью эмоционального отвержения. Жестокое отношение может проявляться открыто — суровыми расправами за мелкие проступки, а еще более тем, что на ребенке «срывают зло» на других. Но жестокие отношения не избирательно касаются только самого ребенка или подростка — они господствуют во всей атмосфере непосредственного окружения, хотя в семье могут быть и скрыты от посторонних взоров.
ПОВЫШЕННАЯ МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
В таких случаях родители питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка, его успехов, его способностей и талантов. Они часто лелеют мысль о том, что их потомок воплотит в жизнь собственные несбывшиеся мечты. Подросток чувствует, что от него ждут очень многого.
50
Роль конфликтов в подростковом возрасте достаточно велика. Как и в любом другом возрасте, конфликты подростков носят как позитивный, так и негативный варианты исхода.
Что касается позитивной роли
межличностного конфликта в подростковом
возрасте, то можно отметить, что
для развития личности необходимы конфликты,
о чем уже говорилось выше. Только
преодолевая конфликтную
Возможным негативным результатом
межличностных конфликтов как с
взрослыми, так и со сверстниками,
наряду с недоеданием, недосыпанием,
эмоциональной холодностью
Пренебрежение взрослого
к новому уровню самосознания подростка,
игнорирование его важнейших
потребностей усугубляет конфликтную
ситуацию, в которой живет подросток.
Психологический дискомфорт в классе,
напряженные взаимоотношения с
учителями, а затем и с родителями,
способствуют тому, что отрицательные
формы поведения закрепляются и
могут перейти в черты
3. Причины конфликтов родителей и подростков
Подростки в конфликте:
§ кризис переходного возраста;
§ стремление к самостоятельности и самоопределению;
§ требование большей автономии во всем - от одежды до помещения;
§ привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье;
§ бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми.
Родители в конфликте:
§ нежелание признавать, что ребенок стал взрослым;
§ боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы;
§ проецирование поведения ребенка на себя в его возрасте;
§ борьба за собственную власть и авторитетность;
§ отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка;
§ неподтверждение родительских ожиданий.
Исследователями был проведён социологический анализ основных причин конфликтов подростков в семье. На основе проведённого исследования можно выделить следующие причины конфликтов между родителями и подростками:
"Непонимание, разные
взгляды на жизнь". Эту причину
конфликтов с родителями
В подростковом возрасте происходит открытие своего внутреннего мира, своего "Я". Подростка начинают волновать проблемы нравственных норм, ценностей, смысла жизни. Переживания эти часто глубоко спрятаны и непонятны взрослым. Дети этих проблем еще не видят, взрослые так или иначе разрешили их и больше не замечают. И подросток становится одиноким в своих исканиях. Как показывают данные опросов, подростки значительно чаще взрослых людей чувствуют себя одинокими и непонятыми. Вместе с осознанием своей уникальности и неповторимости приходит потребность в интимности, в том, чтобы передать кому-либо свои мысли и чувства и быть понятым.
51
. Семьи, в которых очень близкие, дружеские отношения между родителями и детьми.
Подростки, воспитывающиеся
в таких семьях, как правило, активны,
дружелюбны, независимы. Эта атмосфера
благоприятна для всех членов семьи,
так как родители имеют возможность
оказывать влияние в тех
2. Семьи, где царит
В таких семьях существует определенная дистанция между старшими и младшими. Дети растут обычно вежливыми, приветливыми, уступчивыми, послушными. Редко заявляют о своей независимости. Родители следят за развитием детей, интересуются их жизнью, пытаются оказать влияние в силу собственных культурных возможностей. В этих семьях бывают конфликты, но они открыты и сразу же разрешаются. От родителей здесь ничего не скрывают, им верят.
3. Большая группа семей,
где родители уделяют
4. Существуют семьи, где за ребенком устанавливается слежка, ему не доверяют, применяют рукоприкладство.
В таких семьях всегда существует конфликт между повзрослевшими детьми и родителями. Иногда он скрытый, периодически прорывающийся наружу. У подростков из таких семей устанавливается стойкая враждебность к родителям, недоверие к взрослым вообще, трудности в общении со сверстниками, с окружающим миром.
5. Критическая обстановка в семье.
Здесь ненормальные отношения между детьми и родителями. Дети же ведут себя вызывающе. Они считают, что “предки” это люди, у которых все позади. Их раздражают отсталые вкусы родителей. И близкие взрослые становятся “механизмом” для обеспечения потребностей и ограничения свободы. А если, в семьях пьют один или оба родителя. Влияние такой семьи пагубно оно является причиной многих преступлений подростков. Подросток ощущает заброшенность, ненужность, то появляется черствость, эгоизм, агрессия по отношению к другим. Атмосфера напряженная, критическая.
52
Процесс развода и его влияние на ребёнка (подростка)
По мнению многих врачей-психиатров
и психологов, развод родителей является
главным негативным событием в жизни
подростка, причиной неуверенности
и травмирующих переживаний. Первая
эмоциональная реакция