Подростковый возраст

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 11:46, лекция

Описание работы

Подростковый возраст - это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Во многих древних обществах переход к взрослому состоянию оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым ребенок не просто приобретал новый социальный статус, но как бы рождался заново, получал новое имя и т. п.
Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 - 8 классах средней школы и охватывают возраст от 10 - 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс и происходить на год раньше или позже.

Файлы: 1 файл

подростковый возраст.docx

— 75.35 Кб (Скачать файл)

48.

В подростковом возрасте крайне редко встречается сблансированный  характер. У большинства подростков отдельные черты характера усилены, наблюдается уязвимость в одних  ситуациях и невероятная устойчивость в других. Этот возрастной период характеризуется  тем, что с появлением особенной  выраженности каких-либо черт характера, усиливается также и аффект, т.е. тот эмоциональный процесс, характеризующийся  кратковременностью и высокой интенсивностью, который сопровождает данную черту. Кроме того, заострение черт характера  происходит и на фоне поведенческих  кризов. Так или иначе, происходят изменения в динамике формирования и развития черт характера, чаще революционного, стремительного и качественного  типа, которые будто бы подгоняют  процесс формирования характера  к точке окончательного становления  и закрепления его черт, где  акцентуации компенсируются и приобретают  сглаженную форму, т.е. происходит переход  от явной акцентуации к скрытой.

 

Петром Борисовичем Ганнушкиным  был введен ряд понятий, отражающих динамику психопатий: возрастные кризисы (пубертатный и климактерический), идиопатические приступы или фазы, психогенные и соматогенные реакции, конституциональные и ситуационные развития и др. Наиболее распространенными  терминами, относящимися к динамике психопатий у взрослых, являются понятия "компенсация" и "декомпенсация". Компенсации могут осуществляться как за счет изменения "микросреды" (трудовой, семейной) на такую, где психопатические  особенности характера позволяют  приспособиться наилучшим образом (например, уединенный образ жизни  для шизоида), так и за счет активной выработки механизмов психологической  защиты, манеры поведения, образа жизни, порою контрастных психопатическим  чертам и затушевывающих эти черт. Срыв компенсаторных механизмов в силу ли эндогенных особенностей динамики или под влиянием факторов среды  обозначается как декомпенсация.

 

В подростковом возрасте компенсаторные механизмы нередко еще недостаточно сформированы. Зато, как правило, приходится иметь дело с подростковым заострением  психопатических черт характера, особенно если психопатия (например, шизоидная) сложилась с детства. Однако подростковый возраст не только заостряет и  ухудшает, но несет и новые компенсаторные возможности (например, "депсихопатизация" некоторых форм органических психопатий, наблюдавшихся в детстве).

49.

ГИПОПРОТЕКЦИЯ

 

Этот вид неправильного  воспитания в крайней форме проявляется  полной безнадзорностью, но чаще лишь недостатком опеки и контроля за поведением. Лишь иногда гипопротекция  простирается до такой степени, что  подросток оказывается совершенно заброшенным — ненакормленным, неодетым, живущим в тяжелых условиях. Обычно же в наше время всеобщего материального  достатка гипопротекция не сказывается  на удовлетворении насущных нужд подростка, а проявляется только недостатком  внимания, заботы и руководства, истинного  интереса родителей к его делам, волнениям, увлечениям. В духовной жизни  подросток оказывается предоставленным  самому себе.

ДОМИНИРУЮЩАЯ ГИПЕРПРОТЕКЦИЯ

 

Чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым шагом, каждой минутой, каждой мыслью вырастает в целую  систему постоянных запретов и неусыпного бдительного наблюдения за подростком, достигающего иногда постыдной для  него слежки. Например, за 16-летним подростком его бабушка ежедневно, крадучись, следовала от дома до школы, затем  ожидала в подъезде напротив школы  окончания уроков и так же тайно  сопровождала его до дома, выясняя, с кем он идет, не курит ли по дороге, не заходит ли куда и т.п. Одна мать стояла под дверями уборной, когда  туда шел ее 14-летний сын, подслушивая, не занимается ли он там онанизмом. Непрерывные запрещения, невозможность  никогда принимать собственные  решения путают подростка, создают  у него впечатление, что ему «все нельзя», а его сверстникам «все можно». Гиперпротекция не дает возможности  учиться с ранних лет на собственном  опыте разумно пользоваться свободой, не приучает к самостоятельности. Мало того, она подавляет чувство ответственности  и долга, ибо если за подростка  все решают и все ему указывают, то он приходит к убеждению, что сам  он может ни за что не отвечать.

ПОТВОРСТВУЮЩАЯ ГИПЕРПРОТЕКЦИЯ

 

В крайнем проявлении потворствующая гиперпротекция получила наименование воспитания по типу «кумира семьи». Здесь дело не столько в постоянном контроле, сколько в чрезмерном покровительстве, в стремлении освободить любимое  чадо от малейших трудностей, от скучных  и неприятных обязанностей. Это дополняется  непрестанным восхищением мнимыми  талантами и преувеличением действительных способностей. С детства ребенок  растет в атмосфере восторгов, похвал и безудержного обожания. Это культивирует эгоцентрическое желание всегда быть в центре внимания окружающих, ловить полные интереса к своей особе  взоры, слышать разговоры о себе, а все желаемое получать с легкостью, без особого труда.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТВЕРЖЕНИЕ

 

При этом виде воспитания ребенок  и подросток постоянно ощущают, что им тяготятся, что он — обуза  в жизни родителей, что без  него им было бы лучше, свободнее и  привольнее. Еще более ситуация усугубляется, когда есть рядом кто-то другой —  брат или сестра, особенно сводные, отчим или мачеха, кто гораздо  дороже и любимее (воспитание по типу «Золушки»).

УСЛОВИЯ ЖЕСТОКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

 

Эти условия нередко сочетаются с крайней степенью эмоционального отвержения. Жестокое отношение может  проявляться открыто — суровыми расправами за мелкие проступки, а еще  более тем, что на ребенке «срывают зло» на других. Но жестокие отношения  не избирательно касаются только самого ребенка или подростка — они  господствуют во всей атмосфере непосредственного  окружения, хотя в семье могут  быть и скрыты от посторонних взоров.

ПОВЫШЕННАЯ МОРАЛЬНАЯ  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

В таких случаях родители питают большие надежды в отношении  будущего своего ребенка, его успехов, его способностей и талантов. Они  часто лелеют мысль о том, что  их потомок воплотит в жизнь собственные  несбывшиеся мечты. Подросток чувствует, что от него ждут очень многого.

50

 

Роль конфликтов в подростковом возрасте достаточно велика. Как и  в любом другом возрасте, конфликты  подростков носят как позитивный, так и негативный варианты исхода.

 

Что касается позитивной роли межличностного конфликта в подростковом возрасте, то можно отметить, что  для развития личности необходимы конфликты, о чем уже говорилось выше. Только преодолевая конфликтную ситуацию, разрешая конфликт, противоречие, внутреннее или внешнее, индивид выходит  на новую ступень своего развития.

 

Возможным негативным результатом  межличностных конфликтов как с  взрослыми, так и со сверстниками, наряду с недоеданием, недосыпанием, эмоциональной холодностью близких  подростку людей и ощущением  своей ненужности, покинутости, наряду с чувством лишнего в семье  или обществе (группе), можно выделить обострение взаимоотношений со всеми  взрослыми, в том числе и с  учителями (если конфликт происходил с  родителями или иными близкими людьми), формирование негативного отношения  к учебной деятельности и к  школе в целом. Указанные причины  приводят к усилению недоброжелательных отношений с ближайшим окружением, в том числе и со сверстниками, создают ситуацию хронического психологического дистресса, который, в свою очередь, отражается на психическом и физическом состоянии приводя к неврозам или, в крайнем случае, к суицидам.

 

Пренебрежение взрослого  к новому уровню самосознания подростка, игнорирование его важнейших  потребностей усугубляет конфликтную  ситуацию, в которой живет подросток. Психологический дискомфорт в классе, напряженные взаимоотношения с  учителями, а затем и с родителями, способствуют тому, что отрицательные  формы поведения закрепляются и  могут перейти в черты характера. Кроме того, деформация взаимоотношений  с окружающими неизбежно ведет  к снижению познавательной активности подростка. Может возникнуть общее  негативное отношение к школе  и к учебной деятельности вообще.

 

3. Причины конфликтов родителей  и подростков

Подростки в конфликте:

§ кризис переходного возраста;

§ стремление к самостоятельности  и самоопределению;

§ требование большей автономии  во всем - от одежды до помещения;

§ привычка к конфликту, воспитанная  поведением взрослых в семье;

§ бравирование подростка  своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми.

Родители в конфликте:

§ нежелание признавать, что  ребенок стал взрослым;

§ боязнь выпустить ребенка  из гнезда, неверие в его силы;

§ проецирование поведения  ребенка на себя в его возрасте;

§ борьба за собственную власть и авторитетность;

§ отсутствие понимания между  взрослыми в воспитании ребенка;

§ неподтверждение родительских ожиданий.

 

Исследователями был проведён социологический анализ основных причин конфликтов подростков в семье. На основе проведённого исследования можно выделить следующие причины конфликтов между  родителями и подростками:

 

"Непонимание, разные  взгляды на жизнь". Эту причину  конфликтов с родителями подростки  поставили на первое место.  Указанная причина намного опередила  все остальные. И это не случайно: она может иметь "тройное  происхождение": 1) социокультурное  (как отражение конфликта поколений, "отцов и детей"); 2) социально-психологическое  (как отражение половозрастных  особенностей людей); 3) социально-ролевое  (как отражение представлений  родителей о собственных правах  и обязанностях и правах и  обязанностях своих детей). Можно  привести пример жизненного наблюдения  Марка Твена: "Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я еле его переносил.  Но когда мне исполнился 21 год,  я был изумлен, насколько старый  человек за истекшие 7 лет поумнел"

 

В подростковом возрасте происходит открытие своего внутреннего мира, своего "Я". Подростка начинают волновать проблемы нравственных норм, ценностей, смысла жизни. Переживания  эти часто глубоко спрятаны и  непонятны взрослым. Дети этих проблем  еще не видят, взрослые так или иначе разрешили их и больше не замечают. И подросток становится одиноким в своих исканиях. Как показывают данные опросов, подростки значительно чаще взрослых людей чувствуют себя одинокими и непонятыми. Вместе с осознанием своей уникальности и неповторимости приходит потребность в интимности, в том, чтобы передать кому-либо свои мысли и чувства и быть понятым.

51

. Семьи, в которых очень  близкие, дружеские отношения  между родителями и детьми.

Подростки, воспитывающиеся  в таких семьях, как правило, активны, дружелюбны, независимы. Эта атмосфера  благоприятна для всех членов семьи, так как родители имеют возможность  оказывать влияние в тех сторонах жизни сына или дочери, о которых  в других семьях только подозревают. В таких семьях родители прислушиваются к мнению детей в вопросах современной  музыки, моды и т. д. А дети  к  мнению близких в других, более  существенных, вопросах.

 

2. Семьи, где царит доброжелательная  атмосфера.

В таких семьях существует определенная дистанция между старшими и младшими. Дети растут обычно вежливыми, приветливыми, уступчивыми, послушными. Редко заявляют о своей независимости. Родители следят за развитием детей, интересуются их жизнью, пытаются оказать  влияние в силу собственных культурных возможностей. В этих семьях бывают конфликты, но они открыты и сразу  же разрешаются. От родителей здесь  ничего не скрывают, им верят.

 

3.  Большая группа семей,  где родители уделяют достаточное  внимание учебе детей, их быту, но этим и ограничиваются. Материальное  обеспечение далеко не всегда  удовлетворяет запросы старшеклассников, многие из этих запросов родители  просто не считают достойными  внимания. Явно виден конфликт  между родителями и детьми. У  этих ребят есть все необходимое  для жизни: одежда, аудио-, видеотехника  и т. д. У детей в таких  семьях есть отдельная комната,  но там дорогая мебель, расставлена  она строго и нет возможности  ее передвинуть, переставить.  “Развести в комнате грязь”  также запрещено. Родители пренебрегают  увлечениями детей, а это создает  определенный барьер между ними. Девиз у таких родителей: “Не  хуже других”.

4. Существуют семьи, где  за ребенком устанавливается  слежка, ему не доверяют, применяют  рукоприкладство.

В таких семьях всегда существует конфликт между повзрослевшими детьми и родителями. Иногда он скрытый, периодически прорывающийся наружу. У подростков из таких семей устанавливается  стойкая враждебность к родителям, недоверие к взрослым вообще, трудности  в общении со сверстниками, с окружающим миром.

5. Критическая обстановка  в семье.

Здесь ненормальные отношения  между детьми и родителями. Дети же ведут себя вызывающе. Они считают, что “предки”  это люди, у которых  все позади. Их раздражают отсталые вкусы родителей. И близкие взрослые становятся “механизмом” для обеспечения  потребностей и ограничения свободы. А если, в семьях пьют один или  оба родителя. Влияние такой семьи  пагубно  оно является причиной многих преступлений подростков. Подросток ощущает заброшенность, ненужность, то появляется черствость, эгоизм, агрессия по отношению к другим. Атмосфера напряженная, критическая.

52

Процесс развода и его  влияние на ребёнка (подростка)

По мнению многих врачей-психиатров и психологов, развод родителей является главным негативным событием в жизни  подростка, причиной неуверенности  и травмирующих переживаний. Первая эмоциональная реакция подростка  на развод родителей может включать в себя потрясение, страх, тревогу, неуверенность  в будущем, гнев и раздражение, ощущение собственной вины за случившееся, необходимость  приспосабливаться к отсутствию одного из родителей, огорчение и  печаль, ревность и обиду. Однако последствия  развода сказываются на ребенке  довольно долго, проявляясь даже в первые годы его взрослой жизни.

Информация о работе Подростковый возраст