Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 11:46, лекция
Подростковый возраст - это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Во многих древних обществах переход к взрослому состоянию оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым ребенок не просто приобретал новый социальный статус, но как бы рождался заново, получал новое имя и т. п.
Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 - 8 классах средней школы и охватывают возраст от 10 - 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс и происходить на год раньше или позже.
Во-вторых, как утверждают многие известные ученые, намерения - это личные, скрытые, недоступные прямому наблюдению замыслы (Buss, 1971; Bandura, 1983). О них можно судить по условиям, которые предшествовали или следовали за обсуждаемыми актами агрессии. Подобные заключения могут делать как участники агрессивного взаимодействия, так и сторонние наблюдатели, которые в любом случае влияют на объяснение данного намерения (Tedeschi, Smith & Brown, 1974).
Итак, включение категории
намерения в определение
21
В своих ранних работах Фрейд утверждал, что все человеческое поведение проистекает, прямо или косвенно, из эроса, инстинкта жизни, чья энергия (известная как либидо) направлена на упрочение, сохранение и воспроизведение жизни. В этом общем контексте агрессия рассматривалась просто как реакция на блокирование или разрушение либидозных импульсов. Агрессия как таковая не трактовалась ни как неотъемлемая, ни как постоянная и неизбежная часть жизни.
Пережив опыт насилия первой мировой войны, Фрейд постепенно пришел к более мрачному убеждению в отношении сущности и источника агрессии. Он предположил существование второго основного инстинкта, танатоса — влечения к смерти, чья энергия направлена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этого инстинкта с эросом и что между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что существует острый конфликт между сохранением жизни (эросом) и ее разрушением (танатосом), другие механизмы (например, смещение) служат цели направлять энергию танатоса вовне, в направлении от «Я».
Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других.
Положение об инстинкте стремления к смерти является одним из наиболее спорных в теории психоанализа. Оно было фактически отвергнуто многими учениками Фрейда, разделявшими его взгляды по другим вопросам
22
Противоположные теоретические направленияв описании агрессии: инстинкт, побуждение или научение?
То, что люди часто совершают опасные агрессивные действия, вряд ли подлежит обсуждению. Тем не менее вопрос о том, почему они предпринимают подобные действия, долго был предметом серьезной дискуссии. Высказывались резко отличающиеся друг от друга взгляды относительно причин возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявления. При всем разнообразии выдвигавшихся противоречивых теоретических обоснований, большинство из них подпадает под одну из четырех следующих категорий. Агрессия относится в первую очередь к: 1) врожденным побуждениям или задаткам; 2) потребностям, активизируемым внешними стимулами; 3) познавательным и эмоциональным процессам; 4) актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим научением.
23
В своих поздних работах
Берковиц (Berkowitz, 1983, 1988, 1989) подверг пересмотру
свою оригинальную теорию, перенеся акцент
с посылов к агрессии на эмоциональные
и познавательные процессы и тем
самым подчеркнув, что именно последние
лежат в основе взаимосвязи фрустрации
и агрессии. В соответствии с его
моделью образования новых
В редакции 1989 года теория Берковица
гласит, что посылы к агрессии вовсе
не являются обязательным условием для
возникновения агрессивной
24
Другое общее теоретическое направление в изучении агрессии включает в себя многие процессы, о которых уже говорилось в свете рассмотренных выше теорий. Теория социального научения, предложенная Бандурой, уникальна: агрессия рассматривается здесь как некое специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основном точно так же, как и многие другие формы социального поведения. Схема анализа агрессивного поведения с позиции теории социального научения представлена в табл. 1.2. В интересах дальнейшего развития теории, которая достаточно широка для того, чтобы вобрать в себя большинство существующих работ по агрессивному поведению, Бандура (Bandura,1983) рассматривает роль биологических и мотивационных факторов, хотя делает явный акцент на важности влияния социального научения.
АГРЕССИЯ ПРИОБРЕТАЕТСЯ ПОСРЕДСТВОМ:
Биологических факторов (например, гормоны, нервная система)
Научения (например, непосредственный опыт, наблюдение)
АГРЕССИЯ ПРОВОЦИРУЕТСЯ:
Воздействием шаблонов (например, возбуждение, внимание)
Неприемлемым обращением (например, нападки, фрустрация)
Побудительными мотивами (например, деньги, восхищение)
Инструкциями (например, приказы)
Эксцентричными убеждениями (например, параноидальные идеи)
АГРЕССИЯ РЕГУЛИРУЕТСЯ:
Внешними поощрениями и наказаниями (например, материальное вознаграждение, неприятные последствия)
Викарным подкреплением (например, наблюдение за тем, как поощряют и наказывают других)
Механизмами саморегуляции (например, гордость, вина)
26 27 28
Детерминанты агрессии
Р.Бэрон и Д.Ричардсон в своем фундаментальном труде «Агрессия» выделяют четыре основных детерминанты агрессии: социальные, внешние, индивидуальные и биологические".
Значимость социальных детерминант
обусловлена тем, что сама агрессия
«не возникает в социальном вакууме».
«На наше агрессивное поведение,
пишут Р. Бэрон и Д.Ричардсон, влияют
присутствие и действия других людей
из социального окружения». Среди
социальных детерминант агрессии ведущее
место принадлежит фрустрации,
Однако агрессию порождают
не только слова и поступки других
людей. Она может стать следствием
действия особенностей среды или
ситуации обитания, которые повышают
вероятность агрессии. Ими могут
стать параметры физической среды,
создающие дискомфортные
Личностные факторы. Ключевая роль личностных черт в проявлении агрессии подтверждена многочисленными эмпирическими исследованиями (Bandura, 1986; Berkowitz, 1989; Burger, 1990, Baron, Richardson, Van-denberg & Humphries, 1986; Zillmann, 1988;). Исследование проблемы агрессии в контексте личностных черт прежде всего предполагает уточнение, какие именно черты и свойства личности предрасполагают субъекта к агрессии. Среди личностных факторов, обуславливающих агрессию учителя, такие как подозрительность, стремление к доминированию, тревожность, эмоциональная неустойчивость, низкая толерантность, предвзятая атрибуция враждебности и другие.
Индивидные свойства. Биологически
обусловленные детерминанты агрессии
субъекта рассматриваются
30
- способы изучения
Экспериментальные методы изучения
агрессии предусматривают изучение
последней в контролируемых и
управляемых условиях. Существует несколько
основных методов. 1. Игровые методики
(Bandura, Ross, Joseph, Kane, Nacci, Klapper etc.), напр. эксперименты
с куклой «Бобо», когда ребенку
демонстрируют видеозапись с
кадрами нападения на большую
куклу. После демонстрации фильма испытуемого
оставляют в комнате с такой
же куклой и фиксируют его реакцию.
2. Вербальное «нападение» на других
(испытуемого сначала каким-
Неэксперементальные методы
представляют собой несколько способов
исследования агрессии. Перечислим основные
из них: 1) естественное наблюдение (в
том числе и с применением
технических средств, таких как
ЭЭГ, ЭКГ); 2) полевые эксперименты (в
рамках последних рассматриваются
различные независимые
32
Психопатии — это такие аномалии характера, которые, по словам П.Б.Ганнушкина (1933), «определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой властный отпечаток», «в течение жизни... не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям» и «мешают... приспособляться к окружающей среде». Эти три критерия были обозначены О.В.Кербиковым (1962) как тотальность и относительная стабильность патологических черт характера и их выраженность до степени, нарушающей социальную адаптацию.
В подростковом возрасте эти
же критерии служат основными ориентирами
в диагностике психопатий. Тотальность
патологических черт характера выступает
у подростков особенно ярко. Подросток,
наделенный психопатией, обнаруживает
свой тип характера в семье
и школе, со сверстниками и со старшими,
в учебе и на отдыхе, в труде
и развлечениях, в условиях обыденных
и привычных и в самых
Относительная стабильность
черт характера в этом возрасте является
менее доступным для оценки психопатий
ориентиром. Слишком короток бывает
еще жизненный путь. Под «сколько-нибудь
резкими изменениями» в подростковом
возрасте следует понимать неожиданные
трансформации характера, внезапные
и коренные смены его типа. Если
очень общительный, живой, шумливый,
неугомонный ребенок
Говоря об относительной стабильности, следует учитывать, однако, три обстоятельства:
Первое — подростковый возраст представляет собой критический период для психопатий, черты большинства типов здесь заостряются.
Второе — каждый тип
психопатий имеет свой возраст формирования.
Шизоида можно увидеть с первых
лет жизни — такие дети любят
играть одни. Психастенические черты
нередко расцветают в первых классах
школы, когда беззаботное детство
сменяется требованиями к чувству
ответственности. Неустойчивый тип
выдает себя либо уже при поступлении
в школу с необходимостью сменить
удовольствие игр на регулярный учебный
труд, либо с пубертатного периода,
когда спонтанно складывающиеся
группы сверстников позволяют