Подростковый возраст

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 11:46, лекция

Описание работы

Подростковый возраст - это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Во многих древних обществах переход к взрослому состоянию оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым ребенок не просто приобретал новый социальный статус, но как бы рождался заново, получал новое имя и т. п.
Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 - 8 классах средней школы и охватывают возраст от 10 - 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс и происходить на год раньше или позже.

Файлы: 1 файл

подростковый возраст.docx

— 75.35 Кб (Скачать файл)

 

Во-вторых, как утверждают многие известные ученые, намерения - это личные, скрытые, недоступные  прямому наблюдению замыслы (Buss, 1971; Bandura, 1983). О них можно судить по условиям, которые предшествовали или  следовали за обсуждаемыми актами агрессии. Подобные заключения могут делать как  участники агрессивного взаимодействия, так и сторонние наблюдатели, которые в любом случае влияют на объяснение данного намерения (Tedeschi, Smith & Brown, 1974).

 

Итак, включение категории  намерения в определение агрессии привносит зыбкость и противоречивость в понимание того, является ли то или иное действие актом агрессии.

21

В своих ранних работах  Фрейд утверждал, что все человеческое поведе­ние проистекает, прямо или  косвенно, из эроса, инстинкта жизни, чья энергия (из­вестная как либидо) направлена на упрочение, сохранение и  воспроизведение жизни. В этом общем  контексте агрессия рассматривалась  просто как реакция на блокирование или разрушение либидозных импульсов. Агрессия как таковая не трактовалась ни как неотъемлемая, ни как постоянная и неизбежная часть жизни.

 

Пережив опыт насилия первой мировой войны, Фрейд постепен­но  пришел к более мрачному убеждению  в отношении сущности и источника  агрессии. Он предположил существование  второго основного инстинкта, танатоса — влечения к смерти, чья энергия  направлена на разрушение и прекраще­ние жизни. Он утверждал, что все человеческое поведение является результатом  сложного взаимодействия этого инстинкта  с эросом и что между ними существу­ет  постоянное напряжение. Ввиду того, что существует острый конфликт между  сохранением жизни (эросом) и ее разрушением (танатосом), другие механизмы (например, смещение) служат цели направлять энергию  танатоса вовне, в направлении от «Я».

 

Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится  наружу и направляется на других.

 

Положение об инстинкте стремления к смерти является одним из наиболее спорных в теории психоанализа. Оно  было фактически отвергнуто многими  уче­никами Фрейда, разделявшими его  взгляды по другим вопросам

22

Противоположные теоретические  направленияв описании агрессии: инстинкт, побуждение или научение?

 

То, что люди часто совершают  опасные агрессивные действия, вряд ли подлежит обсуждению. Тем не менее  вопрос о том, почему они предпринимают  подобные действия, долго был предметом  серьезной дискуссии. Высказывались  резко отличающиеся друг от друга  взгляды относительно причин возникновения  агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявления. При всем разнообразии выдвигавшихся противоречивых теоретических обоснований, большинство  из них подпадает под одну из четырех  следующих категорий. Агрессия относится  в первую очередь к: 1) врожденным побуждениям или задаткам; 2) потребностям, активизируемым внешними стимулами; 3) познавательным и эмоциональным  процессам; 4) актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим научением.

23

В своих поздних работах  Берковиц (Berkowitz, 1983, 1988, 1989) подверг пересмотру свою оригинальную теорию, перенеся акцент с посылов к агрессии на эмоциональные  и познавательные процессы и тем  самым подчеркнув, что именно последние  лежат в основе взаимосвязи фрустрации и агрессии. В соответствии с его  моделью образования новых когнитивных  связей, фрустрация или другие аверсивные стимулы (например, боль, неприятные запахи, жара) провоцируют агрессивные реакции  путем формирования негативного  аффекта. Берковиц (Berkowitz, 1989) утверждал, что «препятствия провоцируют агрессию лишь в той степени, в какой  они создают негативный аффект». Блокировка достижения цели, таким  образом, не будет побуждать к  агрессии, если она не переживается как неприятное событие. В свою очередь, то, как сам индивидуум интерпретирует негативное воздействие, и определяет его реакцию на это воздействие. Если, например, девушка интерпретирует неприятное эмоциональное переживание  как злость, то скорее всего у  нее появятся агрессивные тенденции, Если же она интерпретирует негативное состояние как страх, у нее  появится стремление спастись бегством.

 

В редакции 1989 года теория Берковица  гласит, что посылы к агрессии вовсе  не являются обязательным условием для  возникновения агрессивной реакции. Скорее они лишь «интенсифицируют агрессивную  реакцию на наличие некоего барьера, препятствующего достижению цели». Он также представил доказательства того, что индивидуум, которого что-то спровоцировало на агрессию (то есть он объясняет свои негативные чувства  как злость), может стать более  восприимчивым и чаще реагировать  на посылы к агрессии. Итак, хотя агрессия может появляться в отсутствие стимулирующих  ее ситуационных факторов, фрустрированный  человек будет все-таки чаще обращать внимание на эти стимулы, и они  скорее всего усилят его агрессивную  реакцию.

24

Другое общее теоретическое  направление в изучении агрессии включает в себя многие процессы, о  которых уже говорилось в свете  рассмотренных выше теорий. Теория социального научения, предложенная Бандурой, уникальна: агрессия рассматривается  здесь как некое специфическое  социальное поведение, которое усваивается  и поддерживается в основном точно  так же, как и многие другие формы социального поведения. Схема анализа агрессивного поведения с позиции теории социального научения представлена в табл. 1.2. В интересах дальнейшего развития теории, которая достаточно широка для того, чтобы вобрать в себя большинство существующих работ по агрессивному поведению, Бандура (Bandura,1983) рассматривает роль биологических и мотивационных факторов, хотя делает явный акцент на важности влияния социального научения.

АГРЕССИЯ ПРИОБРЕТАЕТСЯ  ПОСРЕДСТВОМ:

Биологических факторов (например, гормоны, нервная система)

Научения (например, непосредственный опыт, наблюдение)

АГРЕССИЯ ПРОВОЦИРУЕТСЯ:

Воздействием шаблонов (например, возбуждение, внимание)

Неприемлемым обращением (например, нападки, фрустрация)

Побудительными мотивами (например, деньги, восхищение)

Инструкциями (например, приказы)

Эксцентричными убеждениями (например, параноидальные идеи)

АГРЕССИЯ РЕГУЛИРУЕТСЯ:

Внешними поощрениями  и наказаниями (например, материальное вознаграждение, неприятные последствия)

Викарным подкреплением (например, наблюдение за тем, как поощряют и  наказывают других)

Механизмами саморегуляции (например, гордость, вина)

26 27 28

Детерминанты агрессии

Р.Бэрон и Д.Ричардсон  в своем фундаментальном труде  «Агрессия» выделяют четыре основных детерминанты агрессии: социальные, внешние, индивидуальные и биологические".

 

Значимость социальных детерминант  обусловлена тем, что сама агрессия «не возникает в социальном вакууме». «На наше агрессивное поведение, пишут Р. Бэрон и Д.Ричардсон, влияют присутствие и действия других людей  из социального окружения». Среди  социальных детерминант агрессии ведущее  место принадлежит фрустрации,т.е. блокированию разворачивания целенаправленного  поведения, физическим и вербальным провокациям, характеристикам объекта  агрессии (пол, раса) и подстрекательству  со стороны окружающих.

 

Однако агрессию порождают  не только слова и поступки других людей. Она может стать следствием действия особенностей среды или  ситуации обитания, которые повышают вероятность агрессии. Ими могут  стать параметры физической среды, создающие дискомфортные условия - жара, шум, теснота, загрязненный воздух, а также воздействие средств массовой информации и, прежде всего, кино и телевидения.

Личностные факторы. Ключевая роль личностных черт в проявлении агрессии подтверждена многочисленными  эмпирическими исследованиями (Bandura, 1986; Berkowitz, 1989; Burger, 1990, Baron, Richardson, Van-denberg & Humphries, 1986; Zillmann, 1988;). Исследование проблемы агрессии в контексте личностных черт прежде всего предполагает уточнение, какие именно черты и свойства личности предрасполагают субъекта к агрессии. Среди личностных факторов, обуславливающих агрессию учителя, такие как подозрительность, стремление к доминированию, тревожность, эмоциональная  неустойчивость, низкая толерантность, предвзятая атрибуция враждебности и другие.

Индивидные свойства. Биологически обусловленные детерминанты агрессии субъекта рассматриваются исследователями  в нескольких направлениях, роли генотипа в индивидуальных различиях агрессивности; влиянии хромосомных аномалий; молекулярно-генетических основ отдельных свойств нервной  системы; гормональных особенностей биологической  организации человека [6, с. 119]. М. В. Алфимова и В. И.Трубников, анализируя современные  психогенетические исследования, пришли к выводу, что ряд научных работ  подтверждает индивидуальные различия агрессивности, обусловленные генетическим фактором до 50 % случаев.

30

- способы изучения агрессивности  и агрессивного поведения человека  и животных. Различают экспериментальные  (исследователь контролирует независимые  переменные) и неэксперементальные  методы исследования агрессии (регистрация  и описание естественно возникающих  инцидентов).

Экспериментальные методы изучения агрессии предусматривают изучение последней в контролируемых и  управляемых условиях. Существует несколько  основных методов. 1. Игровые методики (Bandura, Ross, Joseph, Kane, Nacci, Klapper etc.), напр. эксперименты с куклой «Бобо», когда ребенку  демонстрируют видеозапись с  кадрами нападения на большую  куклу. После демонстрации фильма испытуемого  оставляют в комнате с такой  же куклой и фиксируют его реакцию. 2. Вербальное «нападение» на других (испытуемого сначала каким-либо образом фрустрируют, а потом  дают возможность посчитаться со своим обидчиком в письменной форме. Полученные тексты анализируются  на предмет агрессивных высказываний). 3. «Безопасное», не причиняющее реальный вред нападение на другого человека (имитация нападения по просьбе экспериментатора). 4. Якобы причиняющее реальный вред нападение (напр. это эксперимент  «учитель-ученик» или «машина  агрессии», когда испытуемые, сознательно  введенные в заблуждение экспериментатором, действуют, искренне веря в то, что  они могут каким-то образом причинить  реальный вред другому человеку, хотя на самом деле это не так. Суть этих экспериментов заключается в  том, что испытуемому предлагается контролировать поведение другого  незнакомого человека, выполняющего то или иное задание. Если задание  не выполняется должным образом, а оно, по условиям эксперимента, так  не выполняется, испытуемому следует  наказывать нерадивого ученика ударом электрического тока. При этом испытуемый имеет возможность воспринимать реакцию страдания своего ученика, каковой обычно является имитация криков боли).

Неэксперементальные методы представляют собой несколько способов исследования агрессии. Перечислим основные из них: 1) естественное наблюдение (в  том числе и с применением  технических средств, таких как  ЭЭГ, ЭКГ); 2) полевые эксперименты (в  рамках последних рассматриваются  различные независимые переменные, например сила фрустрации, и их воздействие  на зависимые переменные, например, интенсивность агрессивной реакции). 3) Опросы (виктимологические опросы, т.е. опросы жертв агрессии;  анкетирование; самоотчеты о поведении; оценки сверстников, экспертов, окружающих; изучение архивных и других материалов. 4) Психологическое  тестирование (личностные шкалы, проективные  методики и др.).

32

Психопатии — это такие  аномалии характера, которые, по словам П.Б.Ганнушкина (1933), «определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад  свой властный отпечаток», «в течение  жизни... не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям» и «мешают... приспособляться  к окружающей среде». Эти три критерия были обозначены О.В.Кербиковым (1962) как  тотальность и относительная  стабильность патологических черт характера  и их выраженность до степени, нарушающей социальную адаптацию.

 

В подростковом возрасте эти  же критерии служат основными ориентирами  в диагностике психопатий. Тотальность  патологических черт характера выступает  у подростков особенно ярко. Подросток, наделенный психопатией, обнаруживает свой тип характера в семье  и школе, со сверстниками и со старшими, в учебе и на отдыхе, в труде  и развлечениях, в условиях обыденных  и привычных и в самых чрезвычайных ситуациях. Всюду и всегда гипертимный  подросток кипит энергией, шизоидный  отгораживается от окружения незримой завесой, а истероидный жаждет привлечь к себе внимание. Тиран дома и  примерный ученик в школе, тихоня под суровой властью и разнузданный хулиган в обстановке попустительства, беглец из дому, где царит гнетущая атмосфера или семью раздирают  противоречия, способный отлично  ужиться в хорошем интернате  — все они не должны причисляться к психопатам, даже если подростковый период проходит у них под знаком нарушенной адаптации.

 

Относительная стабильность черт характера в этом возрасте является менее доступным для оценки психопатий ориентиром. Слишком короток бывает еще жизненный путь. Под «сколько-нибудь резкими изменениями» в подростковом возрасте следует понимать неожиданные  трансформации характера, внезапные  и коренные смены его типа. Если очень общительный, живой, шумливый, неугомонный ребенок превращается в угрюмого, замкнутого, ото всех отгороженного подростка или  нежный, ласковый, очень чувствительный и эмоциональный в детстве  становится изощренно-жестоким, холодно-расчетливым, бездушным к близким юношей, то как бы ни были выражены патологические черты характера, случаи эти нередко  оказываются за рамками психопатии.

 

Говоря об относительной  стабильности, следует учитывать, однако, три обстоятельства:

 

Первое — подростковый возраст представляет собой критический  период для психопатий, черты большинства  типов здесь заостряются.

 

Второе — каждый тип  психопатий имеет свой возраст формирования. Шизоида можно увидеть с первых лет жизни — такие дети любят  играть одни. Психастенические черты  нередко расцветают в первых классах  школы, когда беззаботное детство  сменяется требованиями к чувству  ответственности. Неустойчивый тип  выдает себя либо уже при поступлении  в школу с необходимостью сменить  удовольствие игр на регулярный учебный  труд, либо с пубертатного периода, когда спонтанно складывающиеся группы сверстников позволяют вырваться  из-под родительской опеки. Гипертимный  тип становится особенно ярко выраженным с подросткового возраста. Циклоидность, особенно у девочек, может проявиться с начала полового созревания, но чаще она формируется позже, уже в  молодые годы. Сенситивный тип  складывается обычно лишь к 16–19 годам  — в период вступления в самостоятельную  жизнь с ее нагрузкой на межперсональные  отношения. Паранойяльная психопатия крайне редко встречается у подростков, максимум ее развития, как известно, падает на 30–40 лет.

Информация о работе Подростковый возраст