Подростковый возраст

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 11:46, лекция

Описание работы

Подростковый возраст - это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Во многих древних обществах переход к взрослому состоянию оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым ребенок не просто приобретал новый социальный статус, но как бы рождался заново, получал новое имя и т. п.
Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 - 8 классах средней школы и охватывают возраст от 10 - 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс и происходить на год раньше или позже.

Файлы: 1 файл

подростковый возраст.docx

— 75.35 Кб (Скачать файл)

 

Третье — существуют некоторые  закономерные трансформации типов  характера в подростковом возрасте. С наступлением полового созревания наблюдавшиеся в детстве гипертимные  черты характера могут смениться  очевидной циклоидностью, недифференцированные невротические черты — психастеническим или сенситивным типом, эмоциональная  лабильность заслониться выраженной истероидностью, к гипертимности  присоединиться черты неустойчивости и т.п. Все эти трансформации  могут произойти в силу как  биологических, так и социальных (особенности воспитания прежде всего) причин.

33

Реакция эмансипации

 

Эта реакция проявляется  стремлением высвободиться из-под  опеки, контроля, покровительства старших  — родных, учителей, воспитателей, наставников, старшего поколения вообще. Реакция  может распространяться на установленные  старшими порядки, правила, законы, стандарты  их поведения и духовные ценности. Потребность высвободиться связана  с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение как личности. Термин «реакция эмансипации», нам  представляется, более точно отражает суть явления, чем «кризис авторитетов» [Nissen G., 1971]

 

Возможно, реакция эмансипации  имеет какие-то биологические, филогенетические корни. У высших млекопитающих именно с периода полового созревания начинается борьба за свое место среди сородичей, за определенное положение в иерархической  лестнице сложных взаимоотношений  в стаде или стае [Боровский  В.М., 1936; Chauvin R., 1963]. Разумеется, эта реакция  у подростков развертывается под  действием социо-психологических  факторов (чрезмерная опека со стороны  старших, мелочный контроль, лишение  минимальной самостоятельности  и всякой свободы, продолжающееся отношение  к подростку как к маленькому ребенку). Воспитательская гиперпротекция особенно тяготит подростков с гипертимной акцентуацией.

Дети охотно тянутся к  старшим, часто даже предпочитают играть не с ровесниками, а с ними. Подросткам свойственно почти инстинктивное  группирование со сверстниками. Подростковые группы проходят через всю историю  человечества от первобытного общества и древней Спарты до современных  хиппи.

 

С.Haffter (1966) полагает, что распространившиеся в развитых капиталистических странах, начиная с 50-х годов, подростковые «банды», с социологической точки  зрения, явление отнюдь не новое, а  скорее архаическое.

 

Стремление подростков к  группированию со сверстниками, может  быть, также имеет какие-то филогенетические корни. У высших млекопитающих, ведущих  стадный образ жизни (некоторые  виды обезьян, копытных и ластоногих), особи «подросткового возраста»  образуют отдельные группы на периферии  стада или даже обособляются в  отдельные временные стада [Боровский  В.М., 1936; Chauvin P., 1963]. Обезьяны-подростки  реагируют депрессией на изоляцию от группы сверстников; ни у детенышей, ни у взрослых обезьян добиться депрессии  таким образом не удается [Schweicheimer F., 1972]. Однако подобное поведение молодняка  высших млекопитающих также не может  служить моделью для изучения подростковых групп, возникающих и  функционирующих по социо-психологическим  закономерностям. Эти закономерности еще недостаточно изучены.

Хобби у взрослых могут  быть и могут отсутствовать. Для  подросткового возраста увлечения  составляют важнейшую черту. Подростковый возраст без увлечений подобен  детству без игр. К сожалению, проблема увлечений остается еще  мало освещенной в современной психологической  литературе.

 

С нашей точки зрения, увлечения  составляют особую категорию психических  феноменов, структурных компонентов  личности, располагаясь где-то между  инстинктами и влечениями, с одной  стороны, и наклонностями и интересами — с другой. В отличие от влечений, хобби не имеют непосредственной связи с инстинктами, со сферой безусловных  рефлексов. В отличие же от интересов  и наклонностей, увлечения всегда более эмоционально окрашены, хотя и не составляют главную трудовую направленность личности, не являются профессиональной деятельностью, средством  заработка.

 

Увлечения подростков и разнообразны, и относительно ограниченны. Хоккей и футбол, мотоспорт и автомашины, поп-музыка — наиболее частые увлечения  в 60-х и 70-х годах у подростков мужского пола. Но наряду с ними приходится встречать самые неожиданные  хобби. Попытка их систематизации составляет нелегкую задачу. Наша рабочая классификация [Личко А.Е., 1973; Скроцкий Ю.А., 1973] была основана на стремлении разобраться  в мотивах, толкающих на то или  иное увлечение. С этой точки зрения выделены следующие типы увлечений:

35 – 47

Поскольку акцентуации характера  граничат с соответствующими видами психопатических расстройств, их типология  базируется на детально разработанной  классификации подобных расстройств  в психиатрии, отражая, тем не менее  и свойство характера психически здорового человека, в связи с  тем, что большинство акцентуаций  характера оформляется к подростковому  возрасту и нередко наиболее ярко проявляется и именно в нем, целесообразно  рассмотреть классификацию акцентуацией на примере подростков.

 

1. Гипертимный тип . Подростки  этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события  они всегда вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников,  при хороших общих способностях  они обнаруживают неусидчивость,  недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у  них всегда хорошее, приподнятое.  Со взрослыми, родителями, педагогами  у них нередко возникают конфликты.  Такие подростки имеют много  разнообразных увлечений, но эти  увлечения, как правило, поверхностны  и быстро проходят. Подростки  гипертимного типа зачастую переоценивают  свои способности, бывают слишком  самоуверенными, стремятся показать  себя, прихвастнуть, произвести на  окружающих впечатление.

 

2. Циклоидный тип . Он  характеризуется повышенной раздражительностью  и склонностью к апатии. Подростки  данного типа предпочитают находиться  дома одни вместо того, чтобы  где-то быть со своими сверстниками. Они тяжело переживают даже  незначительные неприятности, на  замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение у них периодически  меняется от приподнятого до  подавленного (отсюда название данного  типа) с периодами примерно в  две-три недели.

 

3. Лабильный тип . Этот  тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения  настроения могут быть самые  ничтожные, например, кем-то случайно  оброненное обидное слово, чей-то  неприветливый взгляд. Все они  “способны погрузиться в уныние  и мрачное расположение духа  при отсутствии каких-либо серьезных  неприятностей и неудач”. От  сиюминутного настроения этих  подростков зависит многое в  их психологии и поведении.  Соответственно этому настроению  настоящее и будущее для них  может расцвечиваться то радужными,  то мрачными красками. Такие подростки,  когда они находятся в подавленном  настроении, крайне нуждаются в  помощи и поддержке со стороны  тех, кто мог бы их настроение  поправить, способен их отвлечь,  приободрить и развлечь.

 

4. Астено-невротический тип  . Этот тип характеризуется повышенной  мнительностью и капризностью, утомляемостью  и раздражительностью. Особенно  часто утомляемость проявляется  при выполнении трудной задачи. Склонность к ипохондрии является  особо типичной чертой.

 

5. Сензитивный тип . Ему  свойственна повышенная чувствительность  ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или  пугает. Эти подростки не любят  больших компаний, слишком азартных, подвижных, озорных игр. Они  обычно застенчивы и робки  при посторонних людях и поэтому  часто производят впечатление  замкнутости. Открыты и общительны  они бывают только с теми, кто  им хорошо знаком, общению со  сверстниками предпочитают общение  с малышами и взрослыми. Они  отличаются послушанием и обнаруживают  большую привязанность к родителям.  В юношеском возрасте у таких  подростков могут возникать трудности  адаптации к кругу сверстников,  а также “комплекс неполноценности”. Вместе с тем у этих же  подростков довольно рано формируется  чувство долга, обнаруживаются  высокие моральные требования  к себе и окружающим людям.  Недостатки в своих способностях  они часто компенсируют выбором  сложных видов деятельности и  повышенным усердием. Эти подростки  разборчивы в нахождении для  себя друзей и приятелей, обнаруживают  большую привязанность в дружбе, обожают друзей, которые старше  их по возрасту.

 

6. Психастенический тип  . Эти подростки характеризуются  ранним интеллектуальным развитием,  склонностью к размышлениям и  рассуждениям, к самоанализу и  оценкам поведения других людей.  Такие подростки, однако, нередко  бывают больше сильны на словах, чем в деле. Самоуверенность у  них сочетается с нерешительностью, а безаппеляционность суждений - со скоропалительными действиями, предпринимаемых как раз в  те моменты, когда требуется  осторожность и осмотрительность.

 

7. Шизоидный тип . Его  наиболее существенной чертой  является замкнутость, Эти подростки  не очень тянутся к сверстникам,  предпочитают быть одни, находиться  в компании взрослых. “Душевное  одиночество даже не тяготит  шизоидного подростка, который  живет в своем мире, своими  необычными для детей этого  возраста интересами”. Такие  подростки нередко демонстрируют  внешнее безразличие к другим  людям, отсутствие к ним интереса. Они плохо понимают состояния  других людей, их переживания,  не умеют сочувствовать. Их  внутренний мир зачастую наполнен  различными фантазиями, особыми  увлечениями. Во внешнем проявлении  своих чувств они достаточно  сдержаны, не всегда понятны окружающим, прежде всего для своих сверстников,  которые их, как правило, не  очень любят.

 

8. Эпилептоидный тип . Эти  подростки часто плачут, изводят  окружающих, особенно в раннем  детстве. “ Такие дети, - любят  мучить животных, избивать и дразнить  младших и слабых, издеваться  над беспомощными и неспособными  дать отпор. В детской компании  они претендуют не просто на  лидерство, а на роль властелина. В группе детей, которыми они  управляют, такие подростки устанавливают  свои жесткие, почти террористические  порядки, причем их личная власть  в таких группах держится в  основном на добровольной покорности  других детей или на страхе. В условиях жесткого дисциплинарного  режима они чувствуют себя  нередко на высоте, “умеют угодить  начальству, добиться определенных  преимуществ, завладеть... постами,  дающими в руки... власть, установить  диктат над другим”.

 

9. Истероидный тип . Главная  черта этого типа - эгоцентризм,  жажда постоянного внимания к  своей особе. У подростков данного  типа выражена склонность к  театральности, позерству, рисовке.  Такие дети с трудом выносят,  когда в их присутствии хвалят  их товарища, когда другим уделяют  больше внимания, чем им самим.  “Желание привлекать к себе  взоры, слушать восторги и похвалы  становиться для них насущной  потребностью”. Для таких подростков  характерны претензии на исключительное  положение среди сверстников,  и чтобы оказать влияние на  окружающих, привлечь к себе внимание, они часто выступают в группах  в роли зачинщиков и заводил.  Вместе с тем, будучи неспособными  выступить как настоящие лидеры  и организаторы дела, завоевать  себе неформальный авторитет,  они часто и быстро терпят  фиаско.

 

10. Неустойчивый тип . Его  иногда неверно характеризуют  как слабовольный, плывущий по  течению. Подростки данного типа  обнаруживают повышенную склонность  и тягу к развлечениям, причем  без разбора, а также к безделью  и праздности. У них отсутствуют  какие-либо серьезные, в том  числе профессиональные интересы, они почти не думают о своем  будущем.

 

11. Конформный тип . Данный  тип демонстрирует бездумное,  некритическое, а часто конъюнктурное  подчинение любым авторитетам,  большинству в группе. Такие подростки  обычно склонны к морализаторству  и консерватизму, а их главное  жизненное кредо - “быть, как  все”. Это тип приспособленца, который  ради своих собственных интересов  готов предать товарища, покинуть  его в трудную минуту, но, что  бы он ни совершил, он всегда  найдет оправдание своему поступку, причем нередко не одно.

 

Акцентуация характера при  воздействии неблагоприятных условий  может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения  личности, к психопатии.

 

Психопатия (от греч. psyche - душа и pathos - “болезнь”) - патология характера, при которой у субъекта наблюдается  практически необратимая выраженность свойств, препятствующих его адекватной адаптации в социальной среде. В  отличие от акцентуаций психопатии, носят постоянный характер, проявляются  во всех ситуациях и препятствуют социальной адаптации индивида. Реакция  личности с заостренными особенностями  характера по сравнению с реакциями  психопата теснее связаны с психотравматическими факторами, при этом сохраняется  определенный самоконтроль. Для психопата  ограничений не существует.

 

Когда говорят о наличии  у кого-то определенного характера, тем самым указывают на известную  однобокость его психической  организации, известную дисгармонию  психики, По сути дела, о нормальном “идеальном” человеке нельзя сказать, какой у него характер, т.к. все  его поведение является простой  реакцией на внешние воздействия. нужно  отметить расплывчатость и неопределенность границ и между отдельными психопатиями. Выделяемые формы психопатий большей  частью представляют собой искусственный  продукт схематической обработки  того, что наблюдается в действительности. В то же время поведение психопатов одного типа может быть различным: один параноик может быть всеми признанным ученым, другой - душевнобольным и т.п. Исходя из того, что в нерезкой форме те или иные психопатические особенности присущи всем нормальным людям, понятно, чем резче выражена индивидуальность, тем ярче становятся и свойственные ей психопатические черты. Вероятно, поэтому среди людей высокоодаренных, с богато развитой эмоциональной жизнью и легко возбудимой фантазией имеется значительное количество несомненных психопатов.

Информация о работе Подростковый возраст