Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 11:46, лекция
Подростковый возраст - это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Во многих древних обществах переход к взрослому состоянию оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым ребенок не просто приобретал новый социальный статус, но как бы рождался заново, получал новое имя и т. п.
Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 - 8 классах средней школы и охватывают возраст от 10 - 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс и происходить на год раньше или позже.
3. Фаллическая фаза (3.5 —
6 лет) — третья стадия детской
сексуальности. На этой стадии
ребёнок начинает изучать своё
тело, рассматривать и трогать
свои половые органы; у него
возникает интерес к родителю
противоположного пола, идентификация
с родителем своего пола и
прививание определённой
4. Латентная фаза (6 — 12
лет) — четвёртая стадия
5. Генитальная фаза —
пятая стадия, заключительный этап
психосексуальной концепции
Основной тезис Фрейда был, что раннее различие полов детей полиморфно, и что развивается сильная тяга к кровосмешению, и ребенок должен использовать или сублимировать это, чтобы развить здоровую взрослую сексуальность.
8
Внешний облик человека влияет
и на развитие его личности. Тот,
кто стесняется своей внешности,
нередко вырастает замкнутым, раздражительным,
неспокойным человеком. С годами
у него накапливается недовольство
собой. Недовольство превращается в
то, что психологи именуют
Выделяют три основных типа телосложения человека,
в основном это относится к юношам.
Первый тип — это высокая, худая, костлявая фигура, напоминающая телосложение баскетболиста.
Второй тип — плотное, крепкое мускулистое тело, широкие плечи и конечности средней длины, телосложение сильного и выносливого атлета.
Третий тип — круглые, рыхлые, толстые и тяжелые туловище и конечности, телосложение борца.
В жизни большинство из нас
представляют смесь трех ти
9
Нервная анорекси?я (лат. anorexia
neurosa) (от др.-греч. ??- — «без-», «не-»
и ?????? — «позыв к еде, аппетит») —
это психическое расстройство, проявляющееся
недовольством собственной
Нервная анорексия характерна
для юношеского возраста, преимущественно
девушек. Имеют значение такие особенности
личности, как упрямство, выраженное
стремление к самоутверждению, перфекционизм.
Предрасполагающими могут быть сложно
протекающий пубертатный
Другим вариантом нарушения пищевого поведения может быть не?рвная булими?я (от др.-греч. ???? — «бык» и др.-греч. ????? — «голод») (во?лчий го?лод) — которое также является психическим расстройством, характеризующееся усилением аппетита, наступающим обычно в виде приступа и сопровождающееся чувством мучительного голода. Приступы переедания часто сопровождаются последующими рвотами, очищением организма, иногда после каждого приема пищи.
ПРИЗНАКИ НЕРВНОЙ АНОРЕКСИИ
По каким признакам врач предполагает наличие такого расстройства психики как анорексия?
Как правило, больные отрицают свои проблемы по отношению к своему питанию.
Присутствует мнение собственной полноты, избыточной массы тела, недовольство формами тела. Человек может испытывать сильный страх поправиться, до паники.
Человек применяет необычные способы приема пищи, например ест стоя, разделяет еду на маленькие кусочки, при этом исключительно избирателен аппетит.
Анорексию может сопровождать бессонница или другие нарушения сна.
Подавленное настроение, депрессивность. Среди других проявлений нервой анорексии испытываемый страдающим необоснованный гнев, чувство обиды.
Анорексию может сопровождать странный интерес к приготовлению пищи, собиранию рецептов, просмотр кулинарных книг, навязчивое увлечение кулинарией и желание обеспечить вкусный и полный стол для родственников и друзей, причем автор кулинарного действа не будет сам участвовать в приёме пищи; интерес к разным диетам; внезапное желание стать вегетарианцем.
Изменения в социальной и
семейной жизни: нежелание приходить
на общие праздники и трапезы,
прекращение общения с
Иногда вместо подавленного
состояния наблюдают
Дисморфофо?бия (Morselli E., 1886; от
др.-греч. ???- приставка с отрицательным
значением, ????? — вид, наружность, ?????
— страх), также известное как
дисморфобия и иногда упоминаемая
как телесная дисморфия, телесное дисморфическое
расстройство и просто — дисморфия,
по-английски — body dysmorphic disorder (BDD)) —
психическое расстройство, при котором
человек чрезмерно обеспокоен и
занят незначительным дефектом или
особенностью своего тела. Обычно начинается
в молодом или подростковом возрасте.
Частота встречаемости среди
мужчин и женщин примерно одинакова,
сопровождается высоким риском самоубийства
по сравнению с другими
10
Внешний облик - предмет исследования, заботы, подражания и поиска индивидуальности.
Подростку предстоит в
сфере развития его самосознания
приспособиться к своему телесному,
физическому облику. От отрицания
себя телесного через кризисные
переживания и подвиги
В разных культурах отроки
испытывают разные по содержанию проблемы,
связанные с телесным развитием.
Идентификация с телом
Ощущение развития себя телесного
фиксирует внимание подростка на
теле и занимает сферу его мыслей
и чувств. Физические ощущения, соединяясь
с социальными ожиданиями, формирует
сложную гамму переживаний
Особое значение для подростка приобретает его лицо. Все части тела подвергаются ревизии, которой сопутствуют тревога, неуверенность в себе и одновременно надежда на свою привлекательность. Углубленная рефлексия на свою внешность и тревога по ее поводу наряду с другими возрастными проблемами создают у подростков общее напряженное выражение, которое сопутствует возрасту.
Для подростков особую значимость приобретает одежда. У них свой автономный от взрослых стиль: чаще спортивный или диско.
Однажды один непосредственный подросток на вопрос, чем же человек отличается от животных, сказал: «У человека есть одежда, прическа и он умеет улыбаться!». В этом суждении выявляется значимость внешнего вида. Одежда, прическа и лицо - вот предметы первоочередной заботы подростка.
Притязание на признание
в отрочестве направлены на реализацию
себя в сфере физического, умственного
и личностного развития. В этом
возрасте обострена потребность
в признании «самости» (уникальности)
при психологической
11
Половое развитие. Пубертатный период, или период полового созревания, когда ребенок превращается в биологически зрелого взрослого, способного к половому воспроизводству, длится 3-4 года. Он начинается с очень быстрого физического роста (подростковый рывок роста), сопровождаемого постепенным развитием репродуктивных органов и вторичных половых признаков (развитие груди у девочек, растительности на лице у мальчиков и лобковых волос у обоих полов).
Время начала пубертатного периода
и его скорость сильно варьируются.
У некоторых девочек менархе
наступает, когда им всего 11 лет, а
у некоторых — когда им уже
17; средний срок составляет 12 лет 9 месяцев.
У мальчиков рывок роста и
созревание начинается в среднем
на 2 года позже, чем у девочек. Эякулировать
семенную жидкость с живой спермой
они начинают где-то между 12 и 16 годами;
средний возраст составляет 14,5 лет.
В седьмом-восьмом классах [Возраст,
приходящийся на указанные классы в
разных странах, может не совпадать.
— Прим. перев.] широкий разброс
во времени пубертатного периода
особенно бросается в глаза. Некоторые
девочки выглядят как зрелые женщины
с полностью развитой грудью и
округлыми бедрами, а у некоторых
размеры и формы все еще
остаются, как у маленьких девочек.
Некоторые мальчики уже похожи на
долговязых подростков, а некоторым
на вид еще лет 9-10 (обсуждение гормональных
изменений в пубертатном
Возраст, в котором наступает половая зрелость, и темпы ее развития могут варьироваться в широких пределах. Вследствие этого некоторые подростки могут быть значительно более высокими и физически зрелыми, чем их сверстники.>
12
От рождения до двух лет постепенно развивается организация перцептивных и двигательных взаимодействий с внешним миром. Это развитие идёт от ограниченности врождёнными рефлексами к связанной организации сенсо-моторных действий по отношению к непосредственному окружению. На этой стадии возможны только непосредственные манипуляции с вещами, но не действия с символами, представлениями во внутреннем плане.
Период сенсо-моторного интеллекта делится на шесть стадий.
1. Первая стадия (0—1 мес.)
В этом возрасте возможности ребёнка практически ограничены врождёнными рефлексами.
2. Вторая стадия (1—4 мес.)
Под влиянием опыта рефлексы
начинают преобразовываться и
3. Третья стадия (4—8 мес.)
Действия ребёнка приобретают более выраженную направленность на предметы и события, существующие вне и независимо от него. Посредством повторения закрепляются движения, первоначально случайные, приводящие к изменениям внешней среды, интересным ребёнку (вторичные циркулярные реакции). Появляется «двигательное узнавание» знакомых предметов, выражающееся в том, что «ребёнок, столкнувшись с предметами или сценами, которые обычно активизируют его вторичные циркулярные реакции, ограничивается тем, что даёт лишь контур обычных движений, но реально их не выполняет».