Подростковый возраст

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 11:46, лекция

Описание работы

Подростковый возраст - это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Во многих древних обществах переход к взрослому состоянию оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым ребенок не просто приобретал новый социальный статус, но как бы рождался заново, получал новое имя и т. п.
Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 - 8 классах средней школы и охватывают возраст от 10 - 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс и происходить на год раньше или позже.

Файлы: 1 файл

подростковый возраст.docx

— 75.35 Кб (Скачать файл)

 Факторами, влияющими  на последствия развода родителей  для подростка, являются: климат  в семье; поведение родителей;  наличие или отсутствие заботы  по отношению к детям до  и после распада семьи; переживания  родителей; обстоятельства и причины  развода; то, в какой форме протекал  развод; как сказался распад семьи  на отце и матери и их  новых взаимоотношениях; степень  вовлеченности ребенка в конфликт  между родителями; решение вопроса  об опеке. Дети, пережившие развод  или развод и повторный брак  родителей, подвергаются большему  риску столкнуться с психологическими  проблемами, чем дети из крепких  семей. Подростки, которые не  сталкивались с разводом родителей,  оценивают климат в семье (теплоту  отношений и уровень конфликтности,  а также стиль родительской  опеки) более позитивно, чем  подростки, пережившие уход одного  из родителей.

53

Влияние на ребёнка (подростка) неполной семьи

Факторами, наиболее тесно  связанными со способностью подростка  привыкнуть к новым условиям (неполная семья), являются:

а) наличие близких отношений  между ребенком и тем из родителей, с которым он живет, который заботится  о нем и принимает участие  в его повседневных делах;

б) отсутствие у подростка  ощущения вовлеченности в конфликт между родителями.

 Утрата ребенком одного  из родителей приводит к росту  вероятности возникновения у  него психических и личностных  проблем, повышенной склонности  к самоубийству, алкогольной или  наркотической зависимости, невысокого  чувства собственного достоинства  и заниженной оценки собственных  способностей, негативного отношения  к родителям и повышенной необходимости  обращения за консультацией к  психиатру.

 Отсутствие в семье  отца или матери влияет на  развитие мужского и женского  начала у подростков. В неполных  семьях (где отсутствует один  из родителей) чаще, чем в обычных  семьях, присутствуют авторитарные  или слишком либеральные отношения.  Многие исследователи сходятся  во мнении, что девочки приспосабливаются  к последствиям развода гораздо  лучше, чем мальчики. Если подросток  воспитывается только одним родителем,  то, как следствие, в нем развивается  сильное стремление к автономии.  С одной стороны, подростки  из неполных семей более ответственны, независимы от родителей и решительны, чем те, кто растет в обычных семьях; с другой - подростки из неполных семей могут слишком рано начать активно отдаляться от дома, добиваясь поведенческой и эмоциональной автономии.

 

 Жизнь ребёнка (подростка)  в неполной семье (с отцом)

Если девочка воспитывается  одним отцом, она может идентифицировать себя с мужским типом поведения  и в той или иной мере утратить женственность. По сравнению с детьми из обычных семей дети, проживающие  только с отцом, слабее ощущают родительскую поддержку и замечают, что отец их меньше наказывает и контролирует. Такие дети более самостоятельны и ответственны, однако чаще конфликтуют  со своими единокровными братьями и  сестрами и слабее привязаны к  дому.

 

Жизнь ребёнка (подростка) в  неполной семье (с матерью)

Мальчики, воспитанные матерями, в большей степени вероятности  являются обладателями слабо выраженного  мужского начала, неотчетливо осознают свою мужскую роль в семье и  обществе, склонны к зависимости  от других, редко проявляют агрессивность  и неуверенно чувствуют себя в  общении со сверстниками. Сыновья, оставшиеся без отцов, активнее принимают на себя роль «главы семьи», дающую им новый  статус, а матери часто соглашаются  с таким положением дел (что правильным признать нельзя).

54

Отношение детей к супругу  родителя в значительной степени  определяется генезисом неполной семьи. Материнская семья — наиболее благоприятный вариант для повторного брака. Ребенок, рожденный вне брака, как правило, даже в условиях амбивалентного отношения к отчиму приветствует создание полной семьи. Если развод произошел  достаточно давно, семья сумела пережить его последствия и вышла в  своем развитии в фазу стабилизации, то адаптация детей к новому члену  семьи, принимающему на себя функции  родителя, происходит достаточно благополучно. Трудно проходит перестройка ролевой  структуры семьи в тех случаях, когда развод психологически еще  не завершен и сохраняется сильная  эмоциональная зависимость бывших членов семьи друг от друга. Если повторному браку предшествовала утрата родителя, то характер отношений также будет  определяться стадией переживания  ребенком горя и типом привязанности  к родителю.

Отношения с родителем. Имеются  в виду отношения с родителем, вступившим в новый брак, и с  родителем, проживающим отдельно. Эмоционально-позитивные, дружеские отношения ребенка  с родителем, вступившим в повторный  брак, взаимное доверие и взаимопонимание, общие интересы, опыт сотрудничества и совместной деятельности являются основой для успешного развития новой семьи. Безусловно, это не гарантирует ?безоблачного? и бесконфликтного  развития отношений с отчимом (мачехой), но создает необходимые предпосылки  для образования гармоничной  семьи. Если к этому моменту разведенный  супруг, проживающий отдельно, уже  заключил новый брак, то это значительно  уравновешивает и облегчает установление делового и эмоционального взаимодействия отчима (мачехи) с детьми.

Заключение

Возрастает число детей, которых воспитывают главным  образом женщины. Когда в таких  ситуациях создаются новые семьи, их называют семьями с приемными (усыновленными) детьми. В. Сатир называет такие вновь созданные семьи  смешанными. По ее мнению, все смешанные  семьи похожи друг на друга тем, что  они объединяют части ранее существовавших.

Трудности установления отношений  детей с новыми супругами родителей  определяются сохранением старой эмоциональной  привязанности к родителю, проживающему отдельно и чувством ревности к новому супругу, претендующему на любовь и  внимание родителя, заключившего повторный  брак. Если в повторном браке есть дети с обеих сторон, то трудности  взаимной адаптации членов смешанной  семьи усугубляются конкуренцией между  сиблингами, принадлежащими к различным  «кланам». Прежние методы воспитания детей, пригодные в «старой» семье, оказываются недейственными в новой  смешанной. Исследователи отмечают, что с наибольшими трудностями  сталкиваются мачехи, поскольку именно на них возлагается роль ответственного за воспитание детей.

Тем не менее, опыт смешанных  семей убедительно свидетельствует  о том, что период формирования новой  семейной системы и взаимной адаптации  членов смешанной семьи завершается  успешно, если на то будут добрая воля, старания и терпимость их всех. Однако супруги должны отдавать себе отчет, что отчим или мачеха займут в  сердце ребенка иное, не то, что биологический  родитель, место даже при условии, что они будут заботливее, внимательнее и самоотверженней, чем его родной отец или мать.

Отношение детей к повторному браку определяется возрастом детей, их полом, историей семьи, отношениями  с родителем, который вступает в  брак, совместностью проживания с  ним, типом семейного воспитания, реализуемым в семье


Информация о работе Подростковый возраст