Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 11:46, лекция
Подростковый возраст - это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Во многих древних обществах переход к взрослому состоянию оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым ребенок не просто приобретал новый социальный статус, но как бы рождался заново, получал новое имя и т. п.
Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 - 8 классах средней школы и охватывают возраст от 10 - 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс и происходить на год раньше или позже.
Факторами, влияющими
на последствия развода
53
Влияние на ребёнка (подростка) неполной семьи
Факторами, наиболее тесно связанными со способностью подростка привыкнуть к новым условиям (неполная семья), являются:
а) наличие близких отношений между ребенком и тем из родителей, с которым он живет, который заботится о нем и принимает участие в его повседневных делах;
б) отсутствие у подростка ощущения вовлеченности в конфликт между родителями.
Утрата ребенком одного
из родителей приводит к росту
вероятности возникновения у
него психических и личностных
проблем, повышенной
Отсутствие в семье
отца или матери влияет на
развитие мужского и женского
начала у подростков. В неполных
семьях (где отсутствует один
из родителей) чаще, чем в обычных
семьях, присутствуют авторитарные
или слишком либеральные
Жизнь ребёнка (подростка) в неполной семье (с отцом)
Если девочка воспитывается одним отцом, она может идентифицировать себя с мужским типом поведения и в той или иной мере утратить женственность. По сравнению с детьми из обычных семей дети, проживающие только с отцом, слабее ощущают родительскую поддержку и замечают, что отец их меньше наказывает и контролирует. Такие дети более самостоятельны и ответственны, однако чаще конфликтуют со своими единокровными братьями и сестрами и слабее привязаны к дому.
Жизнь ребёнка (подростка) в неполной семье (с матерью)
Мальчики, воспитанные матерями, в большей степени вероятности являются обладателями слабо выраженного мужского начала, неотчетливо осознают свою мужскую роль в семье и обществе, склонны к зависимости от других, редко проявляют агрессивность и неуверенно чувствуют себя в общении со сверстниками. Сыновья, оставшиеся без отцов, активнее принимают на себя роль «главы семьи», дающую им новый статус, а матери часто соглашаются с таким положением дел (что правильным признать нельзя).
54
Отношение детей к супругу
родителя в значительной степени
определяется генезисом неполной семьи.
Материнская семья — наиболее
благоприятный вариант для
Отношения с родителем. Имеются
в виду отношения с родителем,
вступившим в новый брак, и с
родителем, проживающим отдельно. Эмоционально-позитивные,
дружеские отношения ребенка
с родителем, вступившим в повторный
брак, взаимное доверие и взаимопонимание,
общие интересы, опыт сотрудничества
и совместной деятельности являются
основой для успешного развития
новой семьи. Безусловно, это не гарантирует
?безоблачного? и бесконфликтного
развития отношений с отчимом (мачехой),
но создает необходимые
Заключение
Возрастает число детей,
которых воспитывают главным
образом женщины. Когда в таких
ситуациях создаются новые
Трудности установления отношений детей с новыми супругами родителей определяются сохранением старой эмоциональной привязанности к родителю, проживающему отдельно и чувством ревности к новому супругу, претендующему на любовь и внимание родителя, заключившего повторный брак. Если в повторном браке есть дети с обеих сторон, то трудности взаимной адаптации членов смешанной семьи усугубляются конкуренцией между сиблингами, принадлежащими к различным «кланам». Прежние методы воспитания детей, пригодные в «старой» семье, оказываются недейственными в новой смешанной. Исследователи отмечают, что с наибольшими трудностями сталкиваются мачехи, поскольку именно на них возлагается роль ответственного за воспитание детей.
Тем не менее, опыт смешанных
семей убедительно
Отношение детей к повторному браку определяется возрастом детей, их полом, историей семьи, отношениями с родителем, который вступает в брак, совместностью проживания с ним, типом семейного воспитания, реализуемым в семье