Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 13:17, контрольная работа
Эмоция (от фр. emotion - чувство) - психический процесс
импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении
потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности
для жизнедеятельности индивида.
Эмоции возникли как приспособительный "продукт" эволюции, биологически
обобщенные способы поведения организмов в типичных ситуациях. "Именно
благодаря эмоциям организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособлен к
окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя форму, тип, механизм и
другие параметры воздействия, может со спасительной быстротой отреагировать
на него определенным эмоциональным состоянием, то есть определить, полезно
или вредно для него данное конкретное воздействие
1 Понятие о чувствах и эмоциях
Эмоция (от фр. emotion - чувство) - психический процесс
импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении
потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности
для жизнедеятельности индивида.
Эмоции возникли как приспособительный "продукт" эволюции, биологически
обобщенные способы поведения организмов в типичных ситуациях. "Именно
благодаря эмоциям организм
оказывается чрезвычайно
окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя форму, тип, механизм и
другие параметры воздействия, может со спасительной быстротой отреагировать
на него определенным эмоциональным состоянием, то есть определить, полезно
или вредно для него данное конкретное воздействие"(1. – 11 с.).
Эмоции двувалентны - они или положительны, или отрицательны -объекты или
удовлетворяют, или не удовлетворяют соответствующие потребности. Отдельные
жизненно важные свойства предметов и ситуаций, вызывая эмоции, настраивают
организм на соответствующее поведение.
Эмоции - механизм непосредственной экстренной оценки уровня
благополучности взаимодействия организмов со средой. Уже элементарный
эмоциональный тон ощущения, приятные или малоприятные простейшие химические
или физические воздействия
придают соответствующее
жизнедеятельности организма. Но и в самые трудные, роковые мгновения нашей
жизни, в критических обстоятельствах эмоции выступают как основная
поведенческая сила. Будучи непосредственно связанными с эндокринно-вегетативной
системой, эмоции экстренно включают энергетические механизмы поведения.
Эмоции являются внутренним организатором процессов, которые регулируют
внешнее поведение индивида в напряженных ситуациях.
Так, эмоция страха, возникая в крайне опасной ситуации, обеспечивает
преодоление опасности путем активизации ориентировочного рефлекса,
торможения всех побочных текущих деятельностей, напряжения необходимых для
борьбы мышц, учащения дыхания и сердцебиения, изменения состава крови,
повышения ее свертываемости на случай ранений, мобилизации резервов
внутренних органов.
По механизму происхождения эмоции связаны с инстинктами.
Так, в состоянии гнева у человека появляются реакции его отдаленных предков -
оскал зубов, движение скул, сужение век, ритмические сокращения мышц лица и
всего тела, сжимание кулаков, готовых для удара, прилив крови к лицу, принятие
угрожающих поз.
Некоторое сглаживание эмоций у социализированного человека происходит за
счет возрастания роли волевой регуляции. В критических же ситуациях эмоции
неизменно вступают в свои
права и нередко берут
осуществляя диктатуру над разумным поведением человека.
Эмоциональные проявления связаны с деятельностью человека. Мы уже отмечали,
что психическое отражение есть сигнальное отражение, чувствительность к тому,
что так или иначе ориентирует организм в окружающей среде. Это отражение
пристрастное, заинтересованное, потребностно направленное, деятельностно
ориентированное.
Каждый психический образ дает информацию о возможности взаимодействия с
объектом отражения. Из множества вариантов поведения человек избирает тот, к
которому у него "лежит душа". Все живое изначально расположено к тому, что
соответствует его потребностям, и к тому, посредством чего эти потребности
могут быть удовлетворены.
Человек действует только тогда, когда действия имеют смысл. Эмоции и
являются врожденно сформированными, спонтанными сигнализаторами этих смыслов.
"Познавательные процессы формируют психический образ,
эмоциональные процессы ориентируют избирательность поведения" (4. – 176
с.).
Положительные эмоции, постоянно сочетаясь с удовлетворением потребностей, сами
становятся настоятельной потребностью. Длительное лишение положительных
эмоциональных состояний может привести к отрицательным психическим деформациям.
Замещая потребности, эмоции становятся побуждением к действию.
Эмоции генетически связаны с инстинктами и влечениями. Но в
общественно-историческом развитии сформировались специфические человеческие
высшие эмоции - чувства, обусловленные социальной сущностью человека,
общественными нормами, потребностями и установками. Исторически сформированные
устои социального сотрудничества порождают у человека нравственные
чувства - чувство долга, совести, чувство солидарности,
сочувствия, а нарушение этих чувств - чувство возмущения, негодования и
ненависти.
В практической деятельности человека сформировались практические чувства,
с началом его теоретической деятельности связано зарождение его
интеллектуальных чувств, а с возникновением образно-изобразительной
деятельности - эстетических чувств.
Различные условия жизнедеятельности, направления деятельности индивида развивают
различные стороны его эмоциональности, нравственно-эмоциональный облик
личности. Формирующаяся в процессе становления личности эмоциональная сфера
становится мотивационной базой ее поведения.
В мозаике чувств конкретного индивида отражается структура его потребностей,
строение личности. Сущность человека проявляется в том, что его радует и
печалит, к чему он стремится и чего избегает.
Если чрезмерно сложная жизненная ситуация превышает приспосо-бительные
возможности индивида - происходит избыточное перевозбуждение его
эмоциональной сферы. Поведение индивида при этом смещается на более низкие
уровни регуляции. Избыточная энергетизация организма блокирует высшие
регуляционные механизмы, приводит к соматическим нарушениям и нервным срывам.
Когда "Титаник" потерпел крушение в результате столкновения с айсбергом,
подоспевшие через три часа спасатели обнаружили в шлюпках множество умерших и
сошедших с ума людей - взрыв эмоций страха подавил их жизнедеятельность.
Запредельное эмоциональное напряжение вызвало у многих из них инфаркты и
инсульты.
Во множестве эмоциональных проявлений выделяются четыре исходные эмоции:
радость (удовольствие), страх, гнев и удивление. Большинство же
эмоций имеет смешанный характер, так как они обусловливаются иерархически
организованной системой потребностей.
Наряду с этим одна и та же потребность в различных ситуациях может вызвать
различные эмоции. Так, потребность самосохранения при угрозе со стороны
сильного может вызвать страх, а при угрозе со стороны слабого - гнев.
Особенно интенсивное
эмоциональное обеспечение
поведения, которые являются "слабыми местами" для данного индивида.
Эмоции выполняют функцию не только текущего, но и опережающего подкрепления.
Чувство радости или тревоги возникает уже при планировании будущего
поведения.
Итак, эмоции, как и ощущения, - это базовые явления психики. В ощущениях
отражается материальность бытия, в эмоциях - субъективно значимостью его
стороны. Познание дает знание - отражение объективных свойств и взаимосвязей
действительности; эмоции придают этому отражению субъективный смысл. Спонтанно
определяя значимость воздействий, они мгновенно замыкаются на импульсивные
реакции.
Эмоции - это механизм экстренного определения тех направлений поведения в данной
ситуации, которые ведут к успеху, и блокирования бесперспективных направлений.
Эмоционально воспринимать объект -значит усматривать возможность взаимодействия
с ним. Эмоции как бы расставляют смысловые метки на воспринимаемых
объектах и актуализируют соответствующую ориентировочную деятельность
индивида, влияют на формирование внутреннего плана поведения.
В многообразных жизненных ситуациях эмоции обеспечивают мгновенную первичную
ориентировку, побуждая к использованию наиболее результативных возможностей и
перекрывая бесперспективные направления поведения. Можно сказать, что эмоции -
механизм интуитивного смыслообразования, спонтанного распознавания
первоочередных возможностей и необходимостей, механизм экстренного
определения полезности или вредности внешнего воздействия, механизм
стереотипного поведения в жизненно значимых ситуациях.
Впервые эмоциональные проявления стали предметом изучения для Ч. Дарвина. Сравнив млекопитающих, он создал биологическую концепциюэмоций. Выразительные эмоциональные движения рассматривались как рудимент целесообразных инстинктивных действий, сохраняющих в какой-то степени свой биологический смысл и вместе с тем выступающих в качестве биологически значимых сигналов для особей не только своего, но и других видов.
Результатом глубокой теоретической мысли является биологическая теория эмоций, выдвинутая П. К. Анохиным. Она рассматривает эмоции как продукт эволюции, фактор приспособления.
Рассматривая эмоции с биологической точки зрения, П. К. Анохин приходит к идее о том, что они закрепились в эволюции как механизм, удерживающий жизненные процессы в оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка у определенного организма каких-либо жизненных факторов. Положительные эмоции возникают, когда реальный результат совершенного поведенческого акта совпадает с ожидаемым полезным итогом или превышает его, и наоборот: недостаток реального результата, несовпадение с ожидаемым ведет к отрицательным эмоциям.
Эмоция выступает как своеобразный инструмент, оптимизирующий жизненный процесс и тем самым способствующий сохранению как отдельной особи, так и всего вида.
Неоднократное удовлетворение потребностей, окрашенное положительной эмоцией, способствует обучению соответствующей деятельности, а повторные неудачи в получении запрограммированного результата вызывают торможение неэффективной деятельности и поиск новых, более успешных способов достижения цели.
Хотя наличие потребности — обязательное условие для возникновения эмоции, оно вряд ли является единственным и достаточным. Это положение стало отправной точкой для построения П. В. Симоновыминформационной теории эмоций. Согласно ей, эмоция у высших животных и человека есть отражение их мозгом степени потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент.
П. В. Симонов сформулировал правило, по которому отношение между эмоцией (Э), потребностью (77), информацией, прогностически необходимой для организации действий, направленных на удовлетворение этой потребности (Я), и имеющейся информацией, которая может быть использована для целенаправленного поведения (С), выражается формулой: Э = П(Н - С).
Из нее следует, что:
1. Эмоция не возникает, если потребность отсутствует или удовлетворена, а при наличии последней — если система вполне информирована.
2. При дефиците имеющейся информации появляется отрицательная эмоция, достигающая максимума в случае полного отсутствия информации.
3. Положительная эмоция возникает, когда существующая информация превышает прогностически необходимую для удовлетворения данной потребности.
Таким образом, в формуле эмоций отражается количественная зависимость, складывающаяся между интенсивностью эмоциональной реакции и силой потребности и размерами дефицита или прироста прогностической информации, необходимой для достижения цели (удовлетворения потребности).
П. В. Симонов показал, что эмоции возникают при рассогласовании жизненной потребности и возможности ее удовлетворения, т. е. при недостатке или избытке актуальных сведений, необходимых для достижения цели, а степень эмоционального напряжения определяется потребностью и дефицитом информации, которая нужна для того, чтобы удовлетворить эту потребность. Таким образом, в ряде случаев знания, информированность личности снимают эмоции, изменяют эмоциональный настрой и поведение человека.
Большая вероятность достичь цели, удовлетворить потребность как результат поступления новой информации порождает положительную эмоцию, а уменьшение вероятности — по сравнению с ранее имевшимся прогнозом — ведет к отрицательной эмоциональной реакции. Представления о том, достижима ли цель, субъективны, что определяет аналогичное свойство возникающих при этом эмоций. Однако в большинстве случаев субъективная оценка более или менее верно отражает объективную вероятность, иначе эмоции утратили бы свое адаптивное значение.
Эмоция может рассматриваться как обобщенная оценка ситуации. Так, эмоция страха развивается при недостатке сведений, важных для защиты, как ожидание и предсказание неудачи при совершении действия, которое должно быть выполнено в данных условиях. Очень часто страх, возникающий в неожиданных и неизвестных ситуациях, достигает такой силы, что приводит к гибели человека. Понимание того, что он порождается недостатком информации, позволяет его преодолеть.
Реакцию удивления можно рассматривать как своеобразную форму страха, которая прямо пропорциональна разнице между предвидимой и фактически полученной информацией. Тогда внимание сосредоточивается на причинах необычного, а при страхе — на предвосхищении угрозы. Понимание некоторой общности удивления и страха позволяет преодолеть последний, если перенести акцент с результатов события на анализ его причин.
Подобные наблюдения позволили Л. Фестингеру предложить теорию когнитивного диссонанса.