Понятие о чувствах и эмоциях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 13:17, контрольная работа

Описание работы

Эмоция (от фр. emotion - чувство) - психический процесс
импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении
потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности
для жизнедеятельности индивида.
Эмоции возникли как приспособительный "продукт" эволюции, биологически
обобщенные способы поведения организмов в типичных ситуациях. "Именно
благодаря эмоциям организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособлен к
окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя форму, тип, механизм и
другие параметры воздействия, может со спасительной быстротой отреагировать
на него определенным эмоциональным состоянием, то есть определить, полезно
или вредно для него данное конкретное воздействие

Файлы: 1 файл

1 Понятие о чувствах и эмоциях.docx

— 104.15 Кб (Скачать файл)

Так, например, чувство любви  к близкому человеку может по-разному  проявляться в зависимости от обстоятельств: в радости при  его успехе, огорчении при неудаче, в гордости за него или же в возмущении им в случае, если его поведение не соответствует ожиданиям. Чем сильнее чувство, тем в меньшей мере его могут заслонить или исчерпать сиюминутные эмоции.

Чувства - одно из наиболее ярких  проявлений личности человека, выступающих  в единстве с познавательными  процессами и волевой регуляцией поведения и деятельности. Содержание чувств определяет устойчивое отношение личности к тому, что она познает и делает. Охарактеризовать личность во многом означает сказать, что вообще данный конкретный человек любит, что он ненавидит, презирает, чем он гордится, чему радуется, чего стыдится, чему завидует и т.д. Предмет устойчивых чувств индивида, интенсивность, характер и частота переживаний в форме эмоций, аффектов, стрессовых состояний и настроений раскрывают перед наблюдателем эмоциональный мир человека, его чувства и тем самым его индивидуальность.

3.1 чувства как отражение  отношений человека к объекту  его устойчивых потребностей

По мнению ряда ученых, строго научное использование термина  «чувство» должно ограничиваться лишь случаями выражения человеком своего положительного или отрицательного, т. е. оценочного отношения к каким-либо объектам. Об этом пишут многие авторы. По П. В. Симонову (1962), чувство - это «устоявшееся отношение человека к явлениям действительности» (с. 17); Г. А. Фортунатов (1970) определяет чувства  как «отражение в мозгу человека его реальных отношений, т. е. отношение  субъекта потребностей к значимым для  него объектам» (с. 336); по А. Н. Леонтьеву, чувство - это устойчивое эмоциональное  отношение. В «Психологическом словаре» (1983) чувства определяются как «устойчивые  эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи  с его потребностями и мотивами». А. В. Петровский (1986) пишет, что «чувства - это переживаемые в различной  форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его  жизни, что он познает или делает» (с. 366).

Отношение как философская  категория получило в психологии несколько иное содержание. Помимо объективных отношений, характеризующих  количественное или качественное проявление взаимосвязей между чем- или кем-либо, соотношение одного с другим, психологи выделяют и субъективные отношения, т. е. как личность относится к тем или иным событиям, людям и т. п. Если объективные отношения отражают взаимодействие двух объектов (например, деловые отношения в спортивной команде - кто и кому должен отдать пас и т. д. ), то субъективные отношения выражают пристрастность человека к кому- или чему-либо, его предпочтение одного перед другим, его пристрастную оценку явления, процесса, другого человека (Б. Ф. Ломов).

Проблема субъективных отношений  личности в отечественной психологии впервые была поставлена А. Ф. Лазурским  и сформулирована в виде теории В. Н. Мяси-щевым в 1957 году. В западной психологии близким к понятию  «отношение» является понятие «аттитюд» (социальная установка личности на восприятие чего- или кого-либо).

Субъективные отношения, по В. Н. Мясищеву, имеют две стороны: привлекательность-непривлекательность  и смысл. Поэтому отношения связывают  человека не только с внешними сторонами  вещей, но и с их сущностью, смыслом (нужно - не нужно, полезно - вредно, разумно - неразумно и т. д.).

Стороны субъективных отношений. Субъективные отношения имеют три  стороны, составляющие их содержание, или структуру: оценивающую, экспрессивную (эмоциональную) и побудительную.

Оценивающая сторона отношений  связана с сопоставлением себя и  других с некоторыми образцами, эталонами  поведения, с определением уровня достижений. В зависимости от даваемой оценки (хороший-плохой, приятный-неприятный, красивый-некрасивый, честный-нечестный  и т. д.) у человека возникает определенное отношение к предмету отношений (уважительное или презрительное - к  человеку, ответственное или безответственное - к своему делу, учебе и т. д.).

Экспрессивная сторона отношений  связана с переживанием человеком  своего отношения к объекту отношения, с возникающими у него по поводу оценки эмоциями. Например, оценка человеком  себя как неспособного вызывает не только негативное отношение к себе, но и тягостное переживание этого  отношения.

Побудительная сторона отношений, выражающаяся, например, во влечениях  и интересах, проявляется в стремлении овладеть нравящимся объектом, войти  в контакт с обожаемым человеком, заниматься нравящейся деятельностью.

Указанные три стороны  отношений не оторваны друг от друга, хотя в разных видах отношений  могут быть выражены в различной  степени. Возникает вопрос: являются ли все виды субъективных отношений  чувствами (т. е. эмоциональными отношениями) или же чувства составляют особый их класс? Ответ, казалось бы, очевиден: по определению, субъективные отношения  пристрастны, включают в себя эмоциональный  компонент, следовательно, все они  являются чувствами. Однако начальник  может хорошо относиться к подчиненному как к специалисту, ценить его, учитывая его значение для эффективности  руководимого начальником производства, но при этом он может не испытывать по поводу этого подчиненного никаких  эмоциональных переживаний. Он к  нему личностно равнодушен. Следовательно, возможны субъективные отношения, в  которых эмоциональный компонент  отсутствует. Отсюда чувствами могут  считаться только такие отношения  к кому- или чему-либо, в которых  проявляется неравнодушие человека.

Правда, в эмоциях тоже проявляется пристрастное (неравнодушное) отношение человека. Например, начальник  может быть рассержен случайным  проступком подчиненного, но это не значит, что он питает к нему враждебное чувство. Поэтому наличия признака пристрастности отношения явно недостаточно, чтобы отделить чувства от эмоций. Должны быть какие-то другие дифференцирующие признаки, и ими, с моей точки зрения, являются:

- отношение к объекту,  а не ситуации, притом объекту  личностно значимому;

- устойчивость этого отношения;

- соответствующее отношению  поведение (ухаживание влюбленного,  проявление сердечности (поглаживание, поцелуи), агрессия при ненависти,  проявление уважения и почитания  при благоволении, проявление надменности  при призрении, заботливости и  защиты при любви и т. п.).

Важно подчеркнуть и то обстоятельство, что объект чувства  не определяет его модальность. Можно  гордится собой, своими близкими, своей  Родиной или питать враждебность как к отдельному человеку, так  и в целом к народу, ко всему  окружению.

Формирование эмоциональных  установок происходит под влиянием личного и общественно-исторического  опыта. Первый приобретается в процессе жизни самостоятельно, подчас стихийно, второй передается ребенку родителями и воспитателями. Например, ребенку  внушается, какие объекты и явления  являются для него опасными или неопасными. Создаваемая установка на опасное  и безопасное формирует знаемые  отношения (отрицательные или положительные), учитывая которые при возможности  столкновения с этими объектами  и ситуациями ребенок будет опасаться  или не опасаться, а не бояться  или не бояться. Вследствие этого  он будет делать все, чтобы не попасть  в действительно опасную ситуацию, которая может вызвать у него переживание страха, боязни.

С. Л. Рубинштейн говорит  по существу о том же: «Так, чувство  любви к другому человеку - это  чувство радости от общения с  ним восхищения от того образа человеческого, которое при таком общении  с ним выявляется, связанной с  этим нежности к нему, заботы о нем, как только ему начинает что-то угрожать, огорчения, когда он терпит неудачи  или подвергается страданиям, возмущения, когда по отношению к нему совершается  несправедливость, гордости, когда  в трудных условиях он оказывается  на высоте...» (1957, с 262), однако он дважды неточен, говоря, во-первых, что чувство  любви -это чувство радости огорчения  и т п. (в действительности это  эмоции), а во-вторых, даже если бы он сказал, что чувство любви - это  эмоция радости, огорчения и т. п., то и это было бы не точно, так  как чувство не является эмоцией.

3.2 виды чувств и их  формирование

Чувства чрезвычайно разнообразны и многогранны как по своему содержанию, так и по значению. Когда психологи 19 века пытались создать каталог  чувств, они столкнулись с большими трудностями, так как нюансы и  вариации чувств бесконечны

Новые условия личной и  общественной жизни, новые обстоятельства порождают новые чувства. Новая  по своему характеру и содержанию деятельность – источник новых переживаний  и формирования новых чувств.

Чувства классифицируются не только по содержанию, но и по силе. По силе стремления к объекту выделяются страсти и увлечения.

Страстями называют сильные, стойкие, длительные чувства, порождающие  неослабную энергию, направленную надостижение единой цели или предмета страсти  предметом страсти могут быть самые различные области знания и деятельности человека. Объектом страсти может быть человек другого  пола, определенные вещи, вызывающие непреодолимое  стремление к обладанию ими.

Когда человек сегодня  страстно стремится к одному, а  завтра уже к чему-то другому, то следует говорить об увлечениях. Увлечение  отличается от страсти не тем, что  человек менее активно действует, а тем,, что увлечение менее  устойчиво и органически не связано  с основными жизненными установками  личности. Увлечения чаще всего свойственны  людям, способным быстро загораться и так же быстро гаснуть, то есть импульсивным.   

 Чувства, порожденные  деятельностью, ее изменением, успешностью  или неуспешностью, выделяют в  еще один вид чувств. Практические  или праксические чувства –  это эмоциональный отклик на  все богатство и многообразие  человеческой деятельности.

Усложнение деятельности, привнесение в нее творческого  начала порождает отклик на самый  процесс ее осуществления в виде творческих чувств. Творческие чувства  выделяют в отдельный вид в  сфере практических чувств. 

Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические и интеллектуальные.

Моральным (нравственным) чувством называется эмоциональное отношение  личности к поведению людей и  своему собственному. В сфере высших чувств нравственным чувствам принадлежит  особое место. Моральные чувства  возникают и развиваются в  процессе совместной деятельности людей  и испытывают влияние нравственных норм, фактически господствующих в  данном обществе. Они возникают под  влиянием поведения и поступков  других людей и своих собственных. Эти переживания – своеобразный результат оценки поступков, их соответствия или несоответствия нормам морали, которые человек считает обязательными  для себя и других. Положительные  оценки поступков вызывают у человека чувство удовлетворения, отрицательные  – внутренний протест.

К моральным чувствам относятся  чувства симпатии и антипатии, привязанности  и отчужденности, уважения и презрения, признательности и неблагодарности, любви и ненависти.

Среди моральных чувств особо  следует выделить чувство товарищества и дружбы, чувство долга и совести.

Особенность моральных чувств – их действенный, то есть ярко выраженный, стенический характер. Они реализуются  не только в помыслах и переживаниях, но и в активной деятельности, которой  человек отдает все свои силы, всю  энергию.

Чувство долга может проявляться  и в повседневной жизни. Например, чувство долга заставляет школьника  отказаться от возможности посмотреть интересную телепередачу и сесть  за уроки. Это же чувство заставляет его помочь по хозяйству маме, жертвуя  игрой с товарищами.

Переживания, возникающие  в процессе умственной деятельности, называют интеллектуальными чувствами. Любопытство, любознательность, удивление, уверенность в правильности решения  задачи и сомнение при неудаче , чувство  нового, побуждающее к поискам  более глубоких знаний – вот примеры  такого чувства.

Интеллектуальные чувства  выражают отношение человека к своим  мыслям, процессу и результатам интеллектуальной деятельности. Интеллектуальные чувства  связаны с умственной, познавательной деятельностью человека  и постоянно сопровождают ее.

Осуществляемая познавательная деятельность вызывает целую гамму  переживаний. Чувство удивления  возникает тогда, когда человек  встречается с чем-то новым, необычным, неизвестным. Способность удивляться – очень важное качество, стимул познавательной деятельности. Чувство  сомнения возникает при несоответствии гипотез и предположений с  некоторыми фактами и соображениями. Оно необходимое условие успешной познавательной деятельности, так как  побуждает к тщательной проверке полученных данных. 

И.П. Павлов подчеркивал, что  для плодотворной мысли надо постоянно  сомневаться и проверять себя. Чувство уверенности рождается  от сознания истинности и убедительности фактов, предположений и гипотез, которые выяснились в результате всесторонней проверки их. Результативная работа вызывает чувство удовлетворения. Например, тщательно выполненное  учебное задание, остроумно решенная задача вызывают у ученика чувства  удовлетворения и радости.

К интеллектуальным чувствам относятся и чувства юмора  и иронии, в которых выступает  отношение человека к познанному и оцененному им объекту. Чувство  юмора испытывают к явлению или  лицу, которое с одной стороны, расценивается  положительно и вызывают добродушный смех. Чувство юмора типично для людей добродушных, любящих жизнь и тонко чувствующих как прекрасное, так и безобидные недостатки и слабости.

Информация о работе Понятие о чувствах и эмоциях