Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 13:17, контрольная работа
Эмоция (от фр. emotion - чувство) - психический процесс
импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении
потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности
для жизнедеятельности индивида.
Эмоции возникли как приспособительный "продукт" эволюции, биологически
обобщенные способы поведения организмов в типичных ситуациях. "Именно
благодаря эмоциям организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособлен к
окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя форму, тип, механизм и
другие параметры воздействия, может со спасительной быстротой отреагировать
на него определенным эмоциональным состоянием, то есть определить, полезно
или вредно для него данное конкретное воздействие
Чувство иронии – выражение
остро критического отношения к
миру, людям и к самому себе. Ирония
выступает в оценочных
К интеллектуальным чувствам относится и чувство нового – мотивов поисков нового, борьбы за новое, прогрессивное. Оно преломляется во всех областях познавательной творческой деятельности: науке и технике, культуре и искусстве.
Эстетические чувства
возникают и развиваются при
восприятии и создании человеком
прекрасного. Сколько бы раз мы ни
восхищались красотами природы
или шедеврами искусства, нам
хочется еще и еще раз
Эстетические чувства
возникают не только при восприятии
физически прекрасного. Морально прекрасное
так же вызывает эстетические чувства.
Мы нередко восхищаемся
Таким образом, предложенное деление чувств на отдельные виды является до некоторой степени условным, так как в переживаниях человека, сопровождающих его жизнедеятельность, чувства выступают в слитном комплексе, в различных сочетаниях, дополняя, обогащая и переходя друг в друга.
Высшие чувства возникают
у человека на базе удовлетворения
или неудовлетворения его высших
духовных потребностей. Высшие чувства
имеют ярко выраженный общественный
характер и свидетельствуют об отношении
человека как общественного существа
к различным сторонам и явлениям
жизни. Содержание высших чувств, их направленность
определяются мировозрением человека,
правилами нравственного
Сложный процесс формирования
личности состоит из трех компонентов:
влияния социальной среды, планомерного
воспитательного воздействия на
личность через его социальные институты,
сознательного
Формирование высших чувств начинается с раннего детства. Дошкольный возраст – это период первоначального фактического складывания личности. Дети дошкольного возраста с большим желанием строят замки и крепости из снега, мокрого песка или кубиков, забивают гвозди, с не меньшим старанием рисуют карандашами, красками или мелом. Родители должны всегда поддерживать, а не тормозить эти естественные потребности детей.
Воспитание у детей устойчивого интереса к труду, желание понять красоту окружающего мира начинается именно в семье. Ребенок еще только научился сидеть, сделал первые шаги – и уже в этом возрасте можно закладывать основы эстетического, нравственного и интеллектуального воспитания.
К концу преддошкольного возраста ребенок может переживать элементарные эстетические чувства и состояния. Их вызывает красивая, мелодичная и спокойная музыка (типа колыбельной), веселая песня, бодрый марш. Ребенок радуется красивому банту на голове, любуется чем-то блестящим: украшенной елкой, брошкой и т.д. В этих переживаниях сначала отчетливо выступает прямая подражательность взрослому, в виде сопереживания. Ребенок повторяет за мамой: ”Как красиво!” Поэтому, общаясь с маленьким ребенком, взрослые должны подчеркивать эстетическую сторону предметов, явлений и их качеств словами: “какой красивый красный мяч”, “как нарядно одета кукла” и так далее.
Очень быстро дети начинают и сами отличать явно некрасивое, дисгармоничное от мелодичного, гармоничного, особенно в воспринимаемых звуках.
На втором и третьем годах жизни изменяются и познавательные чувства детей. Удивление, характерное для годовалого ребенка, сменяется элементарной любознательностью. Освоив речь, ребенок задает множество вопросов. Освоение речи ведет и к осознанию ребенком некоторых переживаемых им чувств. Его пытливые глаза и руки улавливают множество любопытного, удивительного, непонятного.
Нравственные чувства проявляются в отношении ребенка к самому себе (чувство превосходства или наоборот неполноценности) и по отношению к другим людям (симпатия или антипатия и т.д.).
Первоначальные представления о взаимоотношениях людей ребенок получает, наблюдая за взаимоотношениями окружающих его взрослых. Их поведение, их отношение к нему самому, к его поступкам становится для малыша программой его поведения, поэтому очень важно, что бы взрослые завоевали любовь детей своей добротой и справедливостью. У детей возникает желание быть похожими только на того, кто затронул его чувства. Но, конечно, нежное, доброе отношение к ребенку совсем не означает отсутствие требовательности. Только разумное сочетание доброты и требовательности дает желанный результат. Решающее значение в нравственном воспитании детей имеет пример взрослых – их поступки, суждения, оценки, отношение к детям и взаимоотношения между собой. Поведение взрослых должно быть образцом для подражания.
Подрастая, ребенок попадает в новый коллектив – детский сад, который берет на себя функцию организованной подготовки детей к взрослой жизни. Вопросы эстетического воспитания в детском саду начинаются с тщательно продуманного оформления помещения. Все, что окружает ребят: парты, столы, пособия – должно воспитывать своей чистотой, аккуратностью и чистотой.
Эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Обучение, которое целенаправленно осуществляется в детском саду, направлено также и на развитие эстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие систематические занятия, как музыкальные, ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка и аппликация. Эстетические чувства развиваются на занятиях изобразительной деятельностью, особенно если воспитатель учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые орнаменты, узоры и т.д.
При условии хорошо организованного
детского коллектива возникают начальные
формы истинно товарищеских и
дружеских чувств. Ребенок скучает
без друга, помогает ему, делится
с ним игрушками и сладостями,
заступается за друга, если его обидели.
Фиксируя внимание детей на тех, кто
нуждается в помощи и заботе, воспитатель
побуждает детей оказывать
Включение в новую сферу
коллективной деятельности, выполнение
поручений формирует у ребенка
новое чувство – чувство долга,
ответственности перед другими,
требовательность к себе, радость
общего успеха, недовольство собой. Оно
возникает как результат
Сравнивая свои действия (дальность бросания мяча, меткость) с аналогичными действиями других ребят, равняясь на отношение к ним воспитателей, дети получают основу для переживания новых чувств: гордости, неуверенности в себе, самоуверенности, чувство превосходства, неловкости и стыда.
Поступая в школу, ребенок приобретает не только новые обязанности, но и новые права. Ему покупают книги, тетради. Он, как и взрослые члены семьи, имеет свое настоящее, ответственное дело, с которым считаются все, в том числе и родители. Ему надо готовить уроки, надо иметь свой стол, разрезную азбуку и т.д.
Изменение общественного положения маленького ученика наполняет его чувством гордости, радости и удовлетворения. Однако возникает у ребенка и много тревожных чувств: “Что будет в школе? Какая будет учительница?”
Исследования психологов В.Н.Шацкой, С.А.Карцевой убеждают в том , что у младших школьников легко вызвать любовь к слушанию музыки и пению, они с удовольствием исполняют те песни, в которых могут выразить свое отношение к окружающим.
Эстетические чувства
так же как и моральные, не являются
врожденными. Они требуют специального
обучения и воспитания. В формировании
эстетического восприятия музыки, в
частности русской народной песни,
огромную роль играет обогащение детей
специальными занятиями. Слушая небольшие
музыкальные произведения, учащиеся
2-3 классов способны достаточно чутко
и тонко разобраться в
В школе уже больше внимания
уже уделяется сложным наукам,
поэтому в основном эстетическое
воспитание осуществляется во внеурочное
время. Одним из эффективных средств
эстетического воспитания, в котором
тесно переплетается
Глубокие изменения происходят у детей и в сфере нравственных чувств.
Как показывают исследования психологов, отношение, складывающиеся у младшего школьника с классом, во многом определяются его успешным учением. Если для первоклассника решающую роль в оценке того или другого ученика играют отметки и оценка учителя, то у учащихся 3 класса особого признания заслуживает не отличник, а тот, кто много знает, кто легко решает трудные задачи, может правильно ответить на любой вопрос, тот, кто показал себя как хороший спортсмен. При этом у класса складывается определенное отношение к каждому ученику. Характерно, что это отношение становится все более независимым от оценки учителя.
Чувство товарищества рождает
чувство ответственности за себя
и за других, заботу о выполнении
данного классу поручения. Младшие
школьники с большой
Дети уже могут испытывать высокие нравственные чувства: заботу и чуткость к матери, к учительнице и даже к чужим людям, проявившим храбрость, благородство, преданность друг другу. А беседы с учащимися и обсуждение вместе с ними поступков реальных людей или литературных персонажей развивают у них умение правильно оценивать факты.
Возникновение, сила и особенности протекания интеллектуальных чувств зависят не столько от возраста детей, сколько от содержания и организации их деятельности, в первую очередь учебной.
Обучение, построенное на активной, разнообразной мыслительной деятельности детей, быстро воспитывает у маленьких школьников любовь к умственному труду, радость исканий и большое удовлетворение от найденных решений.
Интеллектуальные чувства
ребенка этого возраста выражаются
и в нарастающей его
Так рождаются у младших школьников учебные, а затем и познавательные интересы.
Рассматривая подростковый возраст, как следующую ступень в жизни человека, можно выделить существенные черты, присущие этому возрасту относительно нравственного воспитания. Подростковый возраст называют переходным возрастом, так как происходит своеобразный переход от детского к взрослому состоянию.
Для подростка характерно
эмоционально окрашенное стремление активно
участвовать в жизни
Одной из важных особенностей
подросткового возраста – развитие
нравственного сознания : нравственных
представлений, понятий, система одиночных
суждений, которыми подросток начинает
руководствоваться в поведении.
Нравственные убеждения возникают и оформляются только в переходном возрасте, хотя основа для их возникновения была заложена гораздо раньше.
Убеждения – это и мысль, и чувство, и воля, это такие знания, положения, суждения, мнения, которые связаны с глубоким переживанием их истинности.
Убеждения – это своеобразный
сплав нравственных знаний, оценок,
переживаний и побуждений к действиям
и поступкам. Убеждения определяют
требования развивающейся личности
к себе и всю систему поведения
и взаимоотношений с
Таким образом, отношения к действительности, то есть чувства положительные и отрицательные, возникают с первых дней жизни ребенка.
Чувства развиваются в
процессе усложнения образа жизни ребенка,
разнообразных видов его
С изменением положения ребенка
среди сверстников и взрослых,
которое связано с его приходом
в школу, перестраиваются его
чувства и отношения как к
другим, так и к себе. Появляются
новые переживания, углубляются
и приобретают большую
Формирование высших чувств – познавательных, нравственных эстетических – требуют усвоения ребенком некоторой системы соответсвующих знаний. На их основе формируются оценочные суждения и разнообразные чувства.