Понятие о чувствах и эмоциях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 13:17, контрольная работа

Описание работы

Эмоция (от фр. emotion - чувство) - психический процесс
импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении
потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности
для жизнедеятельности индивида.
Эмоции возникли как приспособительный "продукт" эволюции, биологически
обобщенные способы поведения организмов в типичных ситуациях. "Именно
благодаря эмоциям организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособлен к
окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя форму, тип, механизм и
другие параметры воздействия, может со спасительной быстротой отреагировать
на него определенным эмоциональным состоянием, то есть определить, полезно
или вредно для него данное конкретное воздействие

Файлы: 1 файл

1 Понятие о чувствах и эмоциях.docx

— 104.15 Кб (Скачать файл)

Воспитание, направленное только на совершенствование одного из этих звеньев, обособленное от двух остальных, ведет либо к формализму, либо к  переживаниям, за которыми скрывается равнодушие и черствость.

4.понятие о воле

В связи со всеобщим возрождением интереса к гуманитарным, специфическим человеческим проблемам  психологии в последние годы наблюдается  повышенное внимание к воле. Когда-то, еще в XVIII—XIX вв., эта проблема была одной из центральных в психологических  исследованиях. В начале XX в. в связи  с общим кризисным положением в этой науке исследования воли отошли на второй план. Эта проблема оказалась  самой трудной из тех, которые  необходимо было ставить и решать на новой методологической основе. Но игнорировать ее и полностью не замечать было невозможно, так как  воля относится к числу тех  психических явлений (наряду с воображением) , жизненно важную роль которых нет  особой необходимости доказывать.

По этой причине  в начале XX в. и в последующие  десятилетия исследования воли продолжались, правда, не столь широко и активно, как прежде, но с использованием того же самонаблюдения в качестве основного метода выявления связанных  с ней феноменов.

Однако вследствие неудовлетворенности общим состоянием исследований воли многие ученые в  первые десятилетия текущего столетия стремились вообще отказаться от этого  понятия как от якобы ненаучного, заменить его поведенческими характеристиками или какими-либо другими, операционализируемыми  и верифицируемыми', т. е. такими, которые  можно наблюдать и оценивать. Так, в . американской поведенческой  психологии вместо понятия воли стали  употреблять понятие "устойчивость поведения" — настойчивость человека в осуществлении начатых поведенческих  актов, в преодолении возникающих  на их пути преград. Эту настойчивость, в свою очередь, объясняли такими характеристиками личности, как целеустремленность, терпение, упорство, стойкость, последовательность и т. п.

Вчитываясь сегодня  в работы таких замечательных  психологов прошлого, как У. Джемс  в США и С. Л. Рубинштейн в России (в годы всеобщего отвлечения внимания от проблем воли они продолжали заниматься ею), мы обнаруживаем, что воля —  вполне реальное явление, обладающее своими специфическими, легко обнаруживаемыми  и описываемыми научным языком признаками. Каковы же они?

Еще Аристотель ввел понятие воли в систему категорий  науки о душе для того, чтобы  объяснить, каким образом поведение  человека реализуется в соответствии со знанием, которое само по себе лишено побудительной силы. Воля у Аристотеля выступала как фактор, наряду со стремлением способный изменять ход поведения: инициировать его, останавливать, менять направление и темп.

Один из существенных признаков волевого акта заключается  в том, что он всегда связан с приложением  усилий, принятием решений и их реализацией. Воля предполагает борьбу мотивов. По этому существенному  признаку волевое действие всегда можно  отделить от остальных. Волевое решение  обычно принимается в условиях конкурирующих, разнонаправленных влечений, ни одно из которых не в состоянии окончательно победить без принятия волевого решения.

Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых  достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям, умение подавлять  непосредственно возникающие в  данной ситуации желания и импульсы. На высших уровнях своего проявления воля предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности, на убеждения  и идеалы.

Еще один признак  волевого характера действия или  деятельности, регулируемой волей,—это наличие продуманного плана их „^иществления. Действие, не имеющее плана или  не выполняемое по заранее намеченному  плану, нельзя считать волевым. "Волевое  действие — это... сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек  осуществляет стоящую перед ним  цель, подчиняя свои импульсы сознательному  контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом"'.

Существенными признаками волевого действия являются усиленное  внимание к такому действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого  в процессе .и в результате его  выполнения. Имеется в виду, что  волевое действие обычно сопровождается отсутствием эмоционального, а не морального удовлетворения. Напротив, с успешным совершением волевого акта обычно связано как раз моральное  удовлетворение от того, что его  удалось выполнить. У. Джемс по этому  поводу писал следующее: "Обширный мир, окружающий нас со всех сторон, задает нам всевозможные вопросы  и испытывает нас всеми возможными способами. Некоторые из этих испытаний  мы преодолеваем при помощи нетрудных  действий и на некоторые вопросы  отвечаем отчетливо сформулированными словами. Но на самый глубочайший из всех вопросов, которые когда-либо предлагаются нам миром, не допускается другого ответа, кроме немого сопротивления воли и сжимания фибр нашего сердца, когда мы как бы говорим: "Пусть так, а я все же буду делать вот этак"^.

Нередко усилия воли направляются человеком не столько  на то, чтобы победить и овладеть обстоятельствами, сколько на то, чтобы  преодолеть самого себя. Это особенно характерно для людей импульсивного  типа, неуравновешенных и эмоционально возбудимых, когда .SM приходится действовать  вопреки своим природным или  характерологическим данным.

Ни одна более  или менее сложная жизненная  проблема человека не решается без  участия воли. Никто на Земле никогда  еще не добился выдающихся успехов, не обладая выдающейся силой воли. Человек в первую очередь тем  и отличается от всех остальных живых  существ, что у него, кроме сознания и интеллекта, есть еще и воля, без которой способности оставались бы пустым звуком.

4.1преднамеренные и волевые  действия

Действие как  произвольное и преднамеренное проявление человеком активности, направленной на достижение ближайшей цели, чаще всего рассматривается как специфическая  единица человеческой деятельности (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев), хотя действия совершаются человеком и вне  деятельности.

Если  налицо имеется лишь один мотив, подготовляющий аффект и его разрешение в действии, то мы называем такой волевой процесс  действием по влечению. Действия животных, по-видимому, почти все являются такого рода простыми волевыми действиями. Но и в душевной жизни человека они играют весьма важную роль, сопровождая  более сложные волевые процессы, и эти сложные процессы очень  часто возникают из действий по влечению, когда последние повторяются. Действия, возникающие из многих борющихся  друг с другом сильно окрашенных чувствованиями мотивов, мы называем, напротив, произвольными  действиями, или, если мы вполне сознаем  предшествовавшую борьбу противоположных  мотивов, действиями по выбору. Произвольные действия выделяют и классифицируют по тем функциям, которые они выполняют. К ним относятся познавательные (перцептивные, аттенционные, мнемические, интеллектуальные) и психомоторные действия. Э. Ш. Натанзон [1991] выделила ряд действий, которые можно считать произвольными: сознательные, сознательные с непредвиденными результатами, умышленные, волевые, импульсивные, аффективные, негативистские, внушаемые (скорее – внушенные), нечаянные и даже бесполезные. Классификация этих действий базируется у автора на характере мотивов, побуждающих к данным действиям, и на оценке этих действий педагогом с социальных позиций (какие действия полезные, а какие – вредные). К сожалению, эта интересная попытка расклассифицировать произвольные действия человека на основании их мотивации не имеет строгой логичности и бесспорных критериев для того, чтобы четко отделить один вид действий от другого.

Сознательное действие характеризуется Э. Ш. Натанзон как направленное на достижение определенного результата, причем предполагается, что, совершая данное действие, человек предвидит его результат и контролирует ход действия на всем его протяжении.

Сознательное действие с непредвиденным результатом характеризуется положительным мотивом и целью, но неожиданно негативным результатом. Это неумышленное действие, утверждала автор, с чем, однако, трудно согласиться. Действие все-таки умышленное, иначе непонятно, почему оно сознательное; неумышленным же (точнее, непредвиденным) является его результат.

Нечаянное действие (или поступок) – это действие, совершенное без соответствующего мотива и без соответствующей цели. Когда человек пытается отдать себе отчет в таком действии, то приходит к выводу, что все получилось помимо его воли, в силу каких-то неблагоприятных обстоятельств. Следовательно, это неумышленное действие. И здесь опять же трудно согласиться с автором. Неумышленным, т. е. непланировавшимся, может быть результат действия, а не само действие. Кроме того, и мотив и цель у человека имелись, иначе он не стал бы осуществлять это действие. По сути, это тоже сознательное действие с непредвиденным результатом.

Умышленное действие, по Э. Ш. Натанзон, характеризуется тем, что мотив, цель и средства для достижения цели носят отрицательный характер, что придает отрицательный характер всему действию. Умышленное действие – продуманное и тщательно планируемое. Но в таком случае любое сознательное действие является умышленным. Дело, следовательно, не в характере управления действием, а в отрицательной направленности мотива.

Негативистское действие– это действие, которое совершается человеком при сильной обиде на кого-либо. Мотивом такого действия служит потребность в разрядке своего чувства, желание отомстить, а целью – определенное действие, которое может причинить обидчику неприятности. По существу, это тоже умышленное действие.

Импульсивное действие совершается по первому побуждению, когда человек недостаточно серьезно обдумал возможные последствия. Против этого трудно возразить. Зато другие характеристики импульсивного действия, которые давала Э. Ш. Натанзон, скорее соответствуют аффективному действию. Так, она приписывала импульсивному действию явно выраженный мотив без четкой цели и отсутствие концентрации сознания на достигаемом результате. Главное – это удовлетворение желания и выражение нахлынувшего сильного чувства.

Внушенное действие, считала Э. Ш. Натанзон, не имеет мотива, а цель его возникает под влиянием других людей, но не на основе собственных потребностей, интересов и чувств. Поэтому внушенные действия в целом недостаточно продуманны. Если не касаться действий, совершенных человеком под влиянием гипнотического внушения, а рассматривать внушение, осуществленное, например, педагогом, то трудно согласиться с автором, что эти действия не имеют мотива. Это внешне мотивированные действия.

Бесполезное действие – это действие, совершаемое «просто так», возникающее само по себе. В нем есть и мотив, и цель, но объективно оно никакой ценности не представляет. Бесполезное действие, как правило, совершают, не задумываясь над тем, какой общественный резонанс оно получит. В сознании самого человека оно выглядит как совершенно безобидное. Это неумышленное действие, но отнюдь не безобидное, считала Э. Ш. Натанзон. Такое действие называется «шалостью»: дети бьют пустые бутылки, ломают ящики и коробки и т. д.

Волевое действие – это сознательное действие, связанное с преодолением серьезных трудностей на пути к цели и, в связи с этим, сопряженное со значительными волевыми усилиями. Таким образом, волевое действие характеризуется не только наличием определенного мотива, цели, формированием образа ожидаемого результата, но и значительным волевым усилием. С этим трудно не согласиться.

 

Волевые действия. Большинство психологов не выделяет волевые действия в особую категорию, отождествляя их с произвольными.

Например, по К. Н. Корнилову [1957], волевые действия – это сочетание или целая  система движений, связанных между  собой общей целью, единым мотивом. Эти действия, отмечал К. Н. Корнилов, называются волевыми потому, что они  являются выражением нашей воли. С  моей точки зрения, в данном случае следовало бы говорить о произвольных действиях, а не волевых, поскольку, описывая их, автор не говорил о преодолеваемых при их осуществлении препятствиях.

К. М. Гуревич [1940] называл волевым такое действие, в котором преодолевается аффективно-отрицательное  отношение ради эффективно-положительной  цели.

Ф. Н. Гоноболин [1973] вроде бы выделял волевые  действия среди произвольных, однако в чем состоит специфика первых по сравнению со вторыми – в  даваемых им определениях остается неясным. Так, произвольные действия он характеризовал как сознательные и преследующие определенную цель и в то же время  писал, что такие действия могут  быть названы волевыми.

Н. Д. Левитов [1958] отмечал, что нередко волевые  действия называют произвольными, в  отличие от непроизвольных. Такую  замену он считал неудачной, так как  термин «произвольный» в жизни обычно употребляется как синоним термина  «своевольный», для обозначения  непродуманных действий, движимых капризом или упрямством.

Е. О. Смирнова тоже разделяет произвольные и волевые  действия [1990]. По ее мнению, волевые  действия всегда являются инициативными: их побуждение должно исходить от самого человека. Цели же и задачи произвольного  действия задаются извне и могут  лишь приниматься или не приниматься  человеком. По существу, Е. О. Смирнова говорит о произвольных действиях  как «внешнеорганизованных», а о  волевых действиях – как о  «внутреннеорганизованных».

Анализ текстов  Н. А. Леонтьева показывает, что в  них эксплицитно или имплицитно представлены следующие обязательные условия правильного понимания  воли: рассмотрение всей системы мотивов  человека; учет их масштаба и иерархии; подчеркивание того, что волевой  может быть лишь деятельность, побуждаемая  социально-значимыми идеальными мотивами.

Информация о работе Понятие о чувствах и эмоциях