Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 13:17, контрольная работа
Эмоция (от фр. emotion - чувство) - психический процесс
импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении
потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности
для жизнедеятельности индивида.
Эмоции возникли как приспособительный "продукт" эволюции, биологически
обобщенные способы поведения организмов в типичных ситуациях. "Именно
благодаря эмоциям организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособлен к
окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя форму, тип, механизм и
другие параметры воздействия, может со спасительной быстротой отреагировать
на него определенным эмоциональным состоянием, то есть определить, полезно
или вредно для него данное конкретное воздействие
Выводы ученого таковы:
1. Положительные эмоции — это результат совпадения полученной информации с ожидаемой или превышения ее.
2. Отрицательные эмоции — результат недостатка, несовпадения полученной информации с исходной.
3. Если занизить уровень ожиданий, то вызываются более положительные эмоции.
Согласно теории американского психолога У. Джеймса, сам факт того, что эмоции характеризуются ярко выраженными изменениями в деятельности внутренних органов, мышечном состоянии (мимика), позволяет предположить, что они представляют собой сумму органических ощущений, вызываемых этими изменениями.
Джеймс и независимо от него немецкий психолог Г. Ланге предложилипериферическую теорию эмоций, по которой те являются вторичным явлением — осознанием приходящих в мозг сигналов об изменениях в мышцах, сосудах и внутренних органах, когда реализуется акт поведения, вызванный раздражителем, вызывающим эмоцию.
Следовательно, человеку грустно, потому что он плачет, а никак не наоборот. Суть своей теории У. Джеймс выразил парадоксом: «Мы чувствуем печаль, потому что плачем, мы боимся, потому что дрожим». Если человек примет зажатую скованную позу, опустив плечи и голову, то вскоре у него появится и чувство неуверенности, подавленности, грусти. И наоборот, развернутые плечи, поднятая голова, улыбка вскоре вызовут уверенность, бодрость, хорошее настроение. В чем-то эти наблюдения справедливы, но все же физиологические проявления не исчерпывают существа эмоций.
Другие идеи отстаивал У. Кеннон. По его мнению, и эмоции, и органические процессы порождаются одновременно единым источником.
Благодаря электрофизиологической теории можно объяснить природу эмоций наличием особых образований нервной системы в структуре мозга.
Это:
♦ таламус;
♦ гипоталамус;
♦ лимбическая система;
♦ наличие мозговых центров наслаждения («рая») и страдания («ада»).
Э. Гельгорн пришел к заключению, что эмоции осуществляют энергетическую мобилизацию организма. Так, например, радость сопровождается усилением иннервации в мышцах, при этом мелкие артерии расширяются, усиливается приток крови к коже, она становится теплее. Ускоренное кровообращение облегчает питание тканей и способствует улучшению физиологических процессов. Радость молодит, так как создаются оптимальные условия питания всех тканей тела. Напротив, физиологические проявления печали характеризуются парализующим мышечным действием. Движения в результате медленные и слабые, сосуды сжимаются, ткани обескровливаются, появляются озноб, недостаток воздуха и тяжесть в груди. Очень старит огорчение, поскольку они сопровождаются изменениями кожи, волос, ногтей, зубов и пр.
Итак, если вы хотите подольше сохранить молодость, то не выходите из душевного равновесия по пустякам, чаще радуйтесь и стремитесь удержать хорошее настроение.
Интересна концепция А. Арнольда, согласно которой интуитивная оценка ситуации (например, угрозы) вызывает стремление действовать, которое, будучи выраженным в различных телесных изменениях, переживается как эмоция и приводит к действию. Если Джеймс говорил: «Мы боимся потому, что дрожим», то из концепции Арнольда следует, что мы боимся, потому что решили, будто нам угрожают.
Д. Биндра, критически проанализировав существующие теории эмоций, пришел к выводу, что нельзя провести жесткое разграничение между эмоцией и мотивацией, между соответствующими типично видовыми действиями. Нет доказательств, что эмоция вызывается только стимулами внешней среды, а мотивация — изменениями во внутренней среде организма. Эмоция не может быть полностью отделена от ощущения, восприятия, мотивации и т. п.
1.2 качество и динамика чувств
Проблему временного
развития эмоциональных процессов
впервые поставил и рассмотрел В.
Вундт. Он считал, что это развитие
заключается как в
В выявлении и описании
конкретных закономерностей порождения
одних эмоций другими больше всего было
сделано Б. Спинозой. Приводимый им материал
показывает, что эмоциональные отношения,
развивающиеся при различных обстоятельствах
из некоторой исходной эмоции, в отдельных
случаях могут быть весьма сложны и разнообразны.
Так, субъект, охваченный любовью, сопереживает
чувствам того, кого он любит. Вследствие
такого сопереживания любовь может распространиться
на другое лицо: того, кто причиняет предмете
нашей любви удовольствие, мы будем тоже
любить, а того, кто причиняет ему неудовольствие,
мы будем ненавидеть. Одно из последствий
любви заключается в том, что она порождает
желание взаимности, которое, будучи неудовлетворенным,
вызывает неудовольствие. Если человек
при этом считает, что его не любят не по
его вине, то он будет охвачен чувством
приниженности, если же он так не думает,
он будет испытывать ненависть к тому,
кого он полагает причиной получаемого
от неразделенной любви неудовольствия.
Такой причиной может
быть сам объект любви или, например, тот,
кого он любит. В последнем случае возникает
особый вид ненависти- ревность.
Эмоциональный процесс
включает три основных компонента:
Первый- это эмоциональное
возбуждение, определяющее мобилизационные
сдвиги в организме, нарастает скорость
и интенсивность протекания психических,
моторных, вегетативных процессов. В отдельных
случаях возбудимость может, напротив,
уменьшиться.
Второй компонент-
эмоциональный знак: положительное чувство
возникает тогда, когда событие оценивается
как позитивное, отрицательное- когда
оно оценивается как негативное. Положительное
чувство побуждает действия поддержки
позитивного события, отрицательное- побуждает
действия, направленные на устранение
контакта с негативным событием.
Третий компонент-
степень контроля чувств ( от полной ориентации
и контроля за чувствами до полной дезориентированности
и бесконтрольности).
Особенности динамики
чувств обусловлены объективно и субъективно.
К объективным причинам относятся общие
условия возникновения и существования
психического; их раскрывают характеристики
объекта, субъекта и их взаимодействия.
К субъективным причинам
в собственном, узком смысле слова относится
все, что касается внутреннего мира субъекта
отражения: его темперамент, память, характер,
способности и направленность, предшествующие
впечатления.
В процессе жизнедеятельности на основе внешних условий и генетических
предпосылок у человека формируются устойчивые эмоциональные качества -
эмоциональные особенности и свойства личности.
К эмоциональным особенностям личности относятся его эмоциональная
реактивность, возбудимость, аффектированность, эмоциональная
стабильность, общий эмоциональный тонус, сила
эмоциональных реакций и их внешняя выраженность - экспрессивность.
Эти свойства в значительной мере обусловлены типом высшей нервной деятельности
индивида.
Однако в процессе социализации его эмоциональные особенности претерпевают
значительные изменения, получают социальную огранку. Человек приучается
сдерживать непосредственные эмоциональные проявления, прибегает к их
маскировке и имитации, формирует эмоциональную устойчивость, толерантность -
способность к перенесению трудностей.
Не всем это удается в одинаковой мере. У одних большая эмоциональная
возбудимость сочетается
с большой эмоциональной
эмоциональная возбудимость часто приводит к эмоциональным срывам, потере
самоконтроля. У некоторых людей эмоциональная сфера крайне ограничена.
Возможны и проявления эмоциональной аномалии - асинтонности
(эмоциональной
Эмоциональность личности, ее речевые, мимические, пантомимические проявления
свидетельствуют о ее ценностных ориентациях и динамических особенностях
психической деятельности.
Эмоциональные качества определяют психический облик индивида -образуют
эмоциональный тип личности. Различают натуры эмоциональные,
сентиментальные, страстные и фригидные (холодные).
Люди эмоционального типа легко возбудимы, эмоционально
впечатлительны, импульсивны. Свои поступки они глубоко переживают, часто
раскаиваются. Но в будущем вновь допускают импульсивные срывы.
Люди сентиментального типа склонны к самосозерцанию. На весь мир
они смотрят сквозь призму своих эмоциональных состояний. Это
чувствительно-пассивные типы. Они могут грешить, проливая слезы. Их
чувства направлены на самих себя. Им присуще самолюбование своими чувствами.
Они живут в мире эмоций, не связанных с поведенческой активностью.
Страстные натуры эмоционально стремительны, высокодейственны,
упорны в достижении целей. Они живут напряженной, эмоционально насыщенной
жизнью, у них постоянно имеется предмет страсти. Бурную энергию они тратят в
полной мере. Предметы же их страстей могут быть значимыми, достойными или
незначительными и даже вредными.
Эмоционально-фригидные типы - люди холодного рассудка. Их
эмоциональные проявления минимальны, они не способны проникаться эмоциональным
состоянием других людей, предвидеть их возможные эмоциональные реакции в тех
или иных ситуациях. Они лишены чувства сопереживания.
Эмоциональность личности связана с ее нравственным, духовным потенциалом. В
наслаждении и страданиях человека проявляется вся его личностная структура.
Однако и владение эмоциями - одно из достоинств человека.
Владеть своими эмоциями - не значит быть бесчувственным,
это означает управление эмоциональными реакциями. Неприятности стойко
переносятся теми, кто не допускает при этом внешних проявлений. Не очень
храбрый человек, вставший в гордую позу и с воинственным видом принявший вызов
противника, - уже победитель своей робости.
Смелый человек не лишен чувства страха - он одарен властью над страхом.
Владение своими чувствами - не подавление, а включение их в сложную систему
эмоционально-волевой
2.формы переживания чувств
Чувство переживается
иногда лишь как приятный, неприятный
или смешанный оттенок любого
психического процесса. Оно при
этом осознается не само по
себе, а как свойство предметов
или действий, и мы говорим:
приятный человек, неприятный
привкус, страшный бык,
Удовлетворение или неудовлетворение
потребностей порождает у человека специфические
переживания, приобретающие различные
формы: эмоций, аффектов, настроений, стрессовых
состояний и собственно чувств (в узком
значении слова).
В одних случаях эмоции отличаются
действенностью. Они становятся побуждениями
к поступкам, к высказываниям, увеличивают
напряжение сил и называются стеническими.
От радости человек готов “горы перевернуть”.
Переживая сочувствие к товарищу, он ищет
способа помочь ему. При действенной эмоции
человеку трудно молчать, трудно не действовать
активно. В других случаях эмоции (называемые
астеническими) характеризуются пассивностью
или созерцательностью, переживание чувств
расслабляет человека. От страха у него
могут “ноги подкоситься”. Иногда, переживая
сильное чувство, человек уходит в себя,
замыкается. Сочувствие тогда остается
хорошим, но бесплодным эмоциональным
переживанием, стыд превращается в тайные
мучительные угрызения совести.
Аффекты. Аффектами называются
эмоциональные процессы, быстро овладевающие
человеком и бурно протекающие. Они характеризуются
значительными изменениями сознания,
нарушением контроля за действиями, утратой
самообладания, а также изменением всей
жизнедеятельности организма. Аффекты
кражовременны, так как сразу вызывают
громадную затрату сил: они похожи на вспышку
чувства, взрыв, налетевший шквал. Если
обычная эмоция — это душевное волнение,
то аффект — буря.
Развитие аффекта характеризуется
различными стадиями, сменяющими друг
друга. Охваченный аффективной вспышкой
ярости, ужаса, растерянности, дикого восторга,
отчаяния, человек в разные моменты неодинаково
отражает мир, различным образом выражает
свои переживания, в разной мере владеет
собой и регулирует свои движения.
В начале аффективного состояния
человек не может не думать о предмете
своего чувства и о том, что связано с ним,
невольно отвлекаясь от всего постороннего,
даже практически важного. Выразительные
движения становятся все более и более
безотчетными. Слезы и рыдания, хохот и
выкрики, характерные жесты и мимика лица,
учащенное или затрудненное дыхание создают
обычную картину нарастающего аффекта.
От сильного напряжения расстраиваются
мелкие движения. Индуктивное торможение
все более охватывает кору полушарий,
что ведет к дезорганизации мышления;
возбуждение нарастает в подкорковых
узлах.' Человек испытывает упорное побуждение
поддаться переживаемому чувству: страху,
гневу, отчаянию и т.д. Сдержаться, не потерять
власти над собой на этой стадии может
каждый нормальный человек. Здесь важно
отсрочить наступление аффекта, затормозить
его развитие. Общеизвестно народное средство:
если хочешь сдержаться, попробуй посчитать
про себя хотя бы до десяти.
На дальнейших стадиях аффекта,
если они наступают, человек утрачивает
контроль над собой, совершая уже безотчетные
и. безрассудные действия, которые позднее
будет стыдно вспоминать и которые иногда
припоминаются как сквозь сон. Торможение
охватывает кору и гасит сложившиеся системы
временных связей, в которых закреплен
опыт человека, его культурные и моральные
устои. После аффективной вспышки наступает
разбитость, упадок сил, безразличное
отношение ко всему, неподвижность, порой
сонливость.
Следует отметить, что любое
чувство может в некоторых случаях переживаться
в аффективной форме. Например, наблюдаются
случаи аффективного восторга на стадионах
или в зрительном зале при выступлении
какого-нибудь вокально-инструментального
ансамбля. Нередки случаи эксцессов в
таких ситуациях, имеющих драматические
последствия (истерические припадки, драки
и т.д.). Хорошо изучены в психологии и еще
лучше описаны в художественной литературе
аффективные переживания “безумной”
любви Даже научные открытия после многолетних
упорных исканий иногда сопровождаются
бурной вспышкой торжества и радости.
Можно сказать, что аффект плох или хорош
в зависимости от того, какое чувство переживается
человеком и насколько человек владеет
собой при аффективном состоянии.
Настроения. Настроение представляет
собой общее эмоциональное состояние,
окрашивающее в течение значительного
времени все поведение человека. Настроение
бывает радостное или печальное, бодрое
или вялое, возбужденное или подавленное,
серьезное или легкомысленное, раздражительное
или добродушное и т.д. Находясь в плохом
настроении, человек реагирует на шутку
или замечание товарища совсем не гак,
как при веселом настроении.
Обычно настроения характеризуются
безотчетностью и слабой выраженностью.
Человек даже не замечает их. Но иногда
настроение, например веселое и бодрое
или, наоборот, тоскливое, приобретает
значительную интенсивность. Тогда оно
накладывает свой отпечаток и на умственную
деятельность (на ход мыслей, легкость
соображения), и на особенности движений
и действий человека, влияя даже на продуктивность
выполняемой работы.
На настроение влияют весьма
различные причины, например, удовлетворенность
или неудовлетворенность всем ходом жизни,
в частности, тем, как складываются отношения
на работе, в семье, в школе, как разрешаются
всяческие противоречия, возникающие
на жизненном пути человека.
Настроение человека в большой
степени зависит от общего состояния здоровья,
в особенности от состояния нервной системы
и желез внутренней секреции, регулирующих
обмен веществ. Занятия физкультурой и
спортом очень полезны для улучшения настроения,
но особенно важны содержательность деятельности,
удовлетворенность ею и моральная поддержка
близких людей.
Причины того или иного настроения
не всегда ясны переживающему его человеку.
Так, дурное настроение может быть связано
с невыполненным обещанием, не написанным,
хотя и обещанным письмом, не законченным
делом. Хотя человек может не осознавать
этого и говорить, что у него “просто”,
“неизвестно почему” плохое настроение.
Все это исподволь гнетет человека, поэтому
важно уметь разбираться в своих настроениях,
чтобы по возможности устранять объективные
причины подобных состояний.
Стресс. Особую форму переживания
чувств, близкую по своим психологическим
характеристикам к аффекту, но по длительности
протекания приближающуюся к настроениям,
представляют стрессовые состояния (от
англ. слова stress - давление, напряжение),
или эмоциональный стресс.
Эмоциональный стресс является
комплексным процессом, включающим физиологические
и психологические компоненты. Стрессорами
могут быть как неожиданные, неблагоприятные
воздействия: опасность, боль, страх, угроза,
холод, унижение, перегрузки, так и сложные
ситуации: необходимость быстро принять
ответственное решение, резко изменить
стратегию поведения, сделать неожиданный
выбор, ответить обидчикам.
При физиологическом стрессе
организм человека не только отвечает
защитной реакцией (изменением адаптивной
активности), но и дает комплексную обобщенную
реакцию, часто мало зависящую от специфики
воздействующего раздражителя. При этом
значимой оказывается не столько интенсивность
стрессора, сколько его личностная значимость
для человека.
Действие стресса может быть
усиливающимся или ослабляющимся, положительным
или отрицательным, последний встречается
чаще. Стресс может дать улучшение ряда
психологических и физиологических показателей:
интенсифицировать соматические возможности
человека, улучшить его познавательные
процессы (внимание, память, мышление),
повысить мотивацию, резко изменить психологические
установки. Он может сопровождать восторгом
и эйфорией процесс выполнения необходимого
задания, способствовать концентрации
сил на решении поставленных задач и т.д.
Создатель теории стресса Ганс
Селъе определяет его как совокупность
стереотипных, филогенетических запрограммированных
неспепифических реакций организма, которые
подготавливают его к физической активности,
т.е. к сопротивлению, борьбе, бегству.
Стресс обеспечивает человеку условия
“наибольшего благоприятствования”
в борьбе с опасностью.
Стрессорами могут быть не
только сильные реально действующие психические
и физические раздражители, но и представляемые,
воображаемые, напоминающие о горе, угрозе,
страхе, страсти, а также другие эмоциональные
состояния. Стресс как бы перераспределяет
и усиливает физические и психические
резервы человека. Однако различные перенапряжения
не проходят для человека бесследно: снижаются
адаптационные резервы, возникает опасность
появления ряда заболеваний. Вслед за
стрессом возникает общее чувство усталости,
безразличия, а иногда и депрессии.
Обычно в стрессе выделяют
три фазы: реакция тревоги, фаза стабилизации
и фаза истощения. На первой фазе организм
функционирует с большим напряжением.
К концу этой фазы повышается работоспособность
и устойчивость по отношению к конкретному
травмирующему стрессору. На второй фазе
все параметры, выведенные из равновесия
в первой фазе, стабилизируются и закрепляются
на новом уровне. Организм начинает работать
в относительно нормальном режиме. Но
если стресс долго продолжается, то в связи
с ограниченностью резервов организма,
третья фаза - истощение - становится неизбежной.
Последняя фаза может и не наступить, если
адаптационных резервов оказывается достаточно.
У одних людей при стрессе активность
деятельности продолжает расти, наблюдается
повышение общего тонуса и жизнедеятельности,
уверенности в себе, собранности и целеустремленности.
У других стресс сопровождается
падением эффективности деятельности,
растерянностью, неумением сосредоточить
внимание и удержать его на нужном уровне
концентрации, появляются суетливость,
речевая несдержанность, агрессия, признаки
“психологической глухоты” по отношению
к другим.
Наиболее разрушительным стрессором
признано психическое напряжение, результатом
которого являются невротические состояния.
Их основной источник - информационный
дефицит, ситуация неопределенности, неумение
найти выход из критической ситуации,
внутренний конфликт, ощущение своей вины,
приписывание себе ответственности даже
за те действия, которые от человека не
зависели и которые он не совершал.
Для снятия состояния напряженности
необходим тщательный анализ всех компонентов
стрессовой ситуации, перемещение внимания
на внешние обстоятельства, принятие ситуации
как уже свершившегося факта.
Основные эмоциональные состояния
и их внешнее выражение. Переживание чувств
в форме эмоций, аффектов, настроений,
стрессовых состояний, как правило, сопровождается
более или менее заметными внешними проявлениями.
К ним относятся выразительные движения
лица (мимика), жестикуляция, позы, интонации,
расширение или сужение зрачков. Эти выразительные
движения в одних случаях происходят безотчетно,
а в других -под контролем сознания. В последнем
случае они могут намеренно использоваться
в процессе общения, выступая в качестве
невербальных коммуникативных средств.
Стиснутыми кулаками, взглядом сузившихся
глаз, угрожающими интонациями человек
демонстрирует окружающим свое негодование.
При положительных эмоциях
усиливается инервация мышц, расширяются
мелкие артерии, увеличивается приток
крови к коже. Она краснеет, теплеет. Начинается
ускоренное кровообращение, что улучшает
питание тканей. Все физиологические отправления
совершаются лучше. Человек довольный,
в хорошем настроении имеет оптимальные
условия для жизнедеятельности всего
организма. Радость “раскрашивает человека”,
делает его красивее, увереннее, жизнерадостнее.
В горести и печали парализуется
действие мышц. Они становятся более слабыми.
Появляется чувство усталости, перенапряжения.
Человек становится чувствительнее к
холоду, ощущает недостаток воздуха, вздыхает,
“уходит в себя”, охотно остается в одной
и то же позе. Человек кажется более старым
и подавленным, вызывает к себе не только
жалость, но и некоторое раздражение. Возникает
желание быстрее уйти из ситуации общения
и взаимодействия с ним.
На протяжении жизни человек
учится по различным внешним признакам
судить об эмоциональном состоянии других
людей и нормативно выражать собственные
переживания. Без такой “школы чувств”
нельзя стать эмоционально созвучным,
т.е, синтонным к окружающим тебя людям.
Принятые нормы выражения эмоциональных
состояний имеются в традициях разных
народов и разных культурах. Именно исходя
из общепринятых в данном обществе правил
и представлений о приличии, культуре
поведения, мы вырабатываем адекватные
(соответственные) средства речевой, мимической
и жестикулятивной выразительности, способы
самопрезентации и транслирования своих
эмоциональных состояний, рассчитывая
при этом, что нас поймут и ответят взаимностью,
оценят и “наградят” ответной волной
чувств.
Существуют экспериментальные
данные, обосновывающие врожденность
некоторых внешних проявлений эмоциональных
состояний. Например, поднятие бровей
при удивлении встречается и у слепорожденных
детей. С возрастом мимика зрячих cтановится
более выразительной, в то время как у
слепорожденных она не только не совершенствуется,
но сглаживается, что свидетельствует
о социальной регуляции проявлений эмоций.
Если человек не научается
правильно проявлять и в нужный момент
подавлять захлестнувшие его эмоции, тогда
говорят о его невоспитанности, эмоциональной
ограниченности или эмоциональной распущенности.
Следовательно, не только сами эмоции,
но даже их внешнее выражение есть результат
целенаправленной работы тех социальных
институтов, в которых протекает развитие
растущего человека.
Могут бьпь выделены следующие
основные эмоциональные состояния (по
К. Изарду - “фундаментальные эмоции”),
каждое из которых имеет свой спектр психологических
характеристик и внешних проявлений.
Интерес (как эмоция) - положительное
эмоциональное состояние, способствующее
развитию навыков и умений, приобретению
знаний и мотивирующее обучение.
Радость - положительное эмоциональное
состояние, связанное с возможностью достаточно
полно удовлетворить актуальную потребность,
вероятность чего до этого момента была
невелика или во всяком случае неопределенна.
Удивление — не имеющая четко
выраженного положительного или отрицательного
знака эмоциональная реакция на внезапно
возникшие обстоятельства. Удивление
тормозит все предыдущие эмоции, направляя
внимание на объект, его вызвавший, и может
переходить в интерес.
Страдание - отрицательное
эмоциональное состояние, связанное с
полученной достоверной или кажущейся
таковой информацией о невозможности
удовлетворения важнейших жизненных потребностей,
которое до этого момента представлялось
более или менее вероятным, чаще всего
протекает в форме эмоционального стресса.
Страдание имеет характер астенической
(ослабляющей человека) эмоции.
Гнев - эмоциональное состояние,
отрицательное по знаку, как правило, протекающее
в форме аффекта и вызываемое внезапным
возникновением серьезного препятствия
на пути удовлетворения исключительно
важной для субъекта потребности. В отличие
от страдания, гнев имеет стенический
характер (т.е. вызывает подъем, хотя и
кратковременный, жизненных сил).
Отвращение - отрицательное
эмоциональное состояние, вызываемое
объектами (предметами, людьми, обстоятельствами
и др.), соприкосновение с которыми (физическое
взаимодействие, коммуникация в общении
и пр.) вступает в резкое противоречие
с идеологическими, нравственными или
эстетическими принципами и установками
субъекта. Отвращение, если оно сочетается
с гневом, может в межличностных отношениях
мотивировать агрессивное поведение,
где нападение мотивируется гневом, а
отвращение - желанием “избавиться от
кого-либо или чего-либо”.
Презрение - отрицательное
эмоциональное состояние, возникающее
в межличностных взаимоотношениях и порождаемое
рассогласованием жизненных позиций,
взглядов и поведения субъекта с жизненными
позициями, взглядами и поведением объекта
чувства. Последние представляются субъекту
как низменные, не соответствующие принятым
нравственным нормам и эстетическим критериям.
Одно из следствий презрения
- деперсонализация индивида или группы,
к которым оно относится.
Страх - отрицательное эмоциональное
состояние, появляющееся при получении
субъектом информации о возможном ущербе
для его жизненного благополучия, о реальной
или воображаемой опасности, ему грозящей.
В отличие от эмоции страдания, вызываемой
прямым блокированием важнейших потребностей,
человек, переживая эмоцию страха, располагает
лишь вероятностным прогнозом возможного
неблагополучия и действует на основе
этого (часто недостаточно достоверного
или преувеличенного) прогноза.
Стыд — отрицательное
состояние, выражающееся в осознании
несоответствия собственных помыслов,
поступков и внешности не только
ожиданиям окружающих, но и собственным
представлениям о подобающем поведении
и внешнем облике.
Переживание чувств не всегда
имеют однозначный характер. Эмоциональное
состояние может вмещать в себя в своеобразном
сочетании два противоположных чувства:
например, любовь и ненависть совмещаются
при переживании ревности (явление амбивалентности
чувств).
Чувства человека, будучи по
происхождению связаны со сложными безусловными
рефлексами, тем не менее носят общественный
характер.
3.чувства и личность
При анализе эмоциональных процессов необходимо перейти от рассмотрения преходящих состояний к устойчивым чувствам, характеризующим личность человека.
В отличие от эмоций, аффектов, настроении и стрессовых состояний, имеющих ситуативный характер и отражающих отношение индивида к объекту в данный момент, в конкретных обстоятельствах, сложившихся к моменту их возникновения, чувства (в узком значении этого слова) отражают отношение человека к объекту его устойчивых потребностей, которое закреплено в направленности его личности. Поэтому чувства характеризуются устойчивостью, длительностью, измеряемой не часами и днями, а месяцами и годами жизни их субъекта. Чувства имеют предметный характер, их вызывают факты, события, люди и обстоятельства, по отношению к которым субъект стабильно положительно или отрицательно мотивирован. Устойчивые мотивы только в том случае порождают систематическую активность человека, постоянно побуждают к деятельности, если они становятся предметом устойчивых чувств.
За действиями человека внешний наблюдатель (например, исследователь-психолог) может обнаружить их мотивы, дать им причинное объяснение (каузальная атрибуция), но сам человек переживает мотивы своего поведения и деятельности как чувства. Как подчеркивал психолог С.Л.Рубинштейн, чувства выступают в качестве субъективной - для самого человека - формы существования потребностей. Это означает, что мотивация открывается субъекту в виде чувств, которые сигнализируют ему о том, как и насколько значимы объекты для удовлетворения его потребностей. Чем более стабильны мотивы, образующие в совокупности направленность личности человека, тем в большей степени он переживает все, что способствует или препятствует его высокомотивированной деятельности, его поведению, в форме чувств, оценивающих, как идет (успешно или неуспешно) процесс удовлетворения потребностей.
Сложившиеся как результат обобщения эмоционального опыта чувства становятся ведущими образованиями эмоциональной сферы личности человека, определяя динамику и содержание ситуативных эмоций, настроений и аффектов.