Понятие о чувствах и эмоциях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 13:17, контрольная работа

Описание работы

Эмоция (от фр. emotion - чувство) - психический процесс
импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении
потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности
для жизнедеятельности индивида.
Эмоции возникли как приспособительный "продукт" эволюции, биологически
обобщенные способы поведения организмов в типичных ситуациях. "Именно
благодаря эмоциям организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособлен к
окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя форму, тип, механизм и
другие параметры воздействия, может со спасительной быстротой отреагировать
на него определенным эмоциональным состоянием, то есть определить, полезно
или вредно для него данное конкретное воздействие

Файлы: 1 файл

1 Понятие о чувствах и эмоциях.docx

— 104.15 Кб (Скачать файл)

А. А. Люблинская [1971] считала, что произвольные действия превращаются в волевые в процессе овладения ребенком речью. С этим нельзя согласиться: ведь и произвольные действия характеризуются связью с  речью. Дело не в овладении речью  как таковой, а в придании некоторым  словам не только пускового, но и стимулирующего значения или значения запрета. Таковыми А. А. Люблинская считала только два  слова – «надо» и «нельзя», которые  ребенок сначала слышит от взрослых, а затем использует в процессе самоуправления.

В. А. Иванников [1991] охарактеризовал волевое действие как действие с двумя смыслами: один задается жизненным, т. е. исходным, мотивом, а другой – воображаемым, при дефиците силы первого. Конечно, как частный случай волевой регуляции это принять можно (если только расшифровать, что такое смысл, проистекающий от жизненного мотива, и чем он отличается от воображаемого смысла), но все же такой подход с «двойной мотивацией» оставляет открытым вопрос: почему же такие действия называются волевыми?

В связи с  этим приведу мысль В. К. Котырло: «…чтобы волевое действие было основным “представителем” воли, оно по своей  сущности должно нести в себе основные черты волевой регуляции» [1971, с. 38].

Волевые действия – это разновидность произвольных действий, спецификой которых является использование при достижении цели волевого усилия. Это действия, связанные  с преодолением затруднений, требующие  больших затрат энергии и сопровождающиеся переживанием внутреннего напряжения.

К волевым действиям  относятся: всматривание (при плохой видимости), прислушивание (при плохой слышимости или звуковых помехах), принюхивание, концентрация внимания, припоминание, сдерживание побуждений, проявление большой силы, быстроты и выносливости, т. е. все те сенсорные, мнемические и двигательные действия, осуществление которых требует проявления значительного волевого усилия.

 

4.2 воля как форма активности  личности

Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций:

  • побудительная функция обеспечивается активностью человека
  • тормозная функция воли, выступающая в единстве с побудительной функцией, проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Регулирование поведения было бы невозможным без торможения.

Волевые проявления человека в значительной мере определяются тем, кому человек склонен приписывать  ответственность за результаты собственных  действий. Качество, характеризующее  склонность человека приписывать ответственность  за результаты своей деятельности внешним  силам и обстоятельствам или  же, напротив, собственным усилиям  и способностям, называется локализацией контроля (в психологической литературе используется термин «локус контроля». Есть люди, которые склонны объяснять причины своего поведения и свои деяния внешними факторами (судьбой, обстоятельствами, случаем и т.д.). Тогда говорят о внешней (экстернальной) локализации контроля.

Исследования показали, что  склонность к экстернальной локализации  контроля связана с такими личностными  чертами, как безответственность, неуверенность  в своих способностях, тревожность, стремление вновь и вновь откладывать  осуществление своих намерений  и т.д. Если индивид, как правило, принимает на себя ответственность  за свои деяния, объясняя их, исходя из своих способностей, характера и  т.д., то есть основания полагать, что  у него преобладает внутренняя (интернальная) локализация контроля. Выявлено, что  люди, которым присуща внутренняя локализация контроля, более ответственны, последовательны при достижении цели, склонны к самоанализу, общительны, независимы. Интернальная или экстернальная  локализация контроля волевого действия, имеющего как положительные, так  и отрицательные социальные последствия, являются устойчивыми качествами человека, формирующимися в процессе воспитания и самовоспитания.

Волевое действие состоит  из ряда взаимосвязанных этапов: определение  цели и стремление ее достичь - осознание  возможностей для достижения цели - появление мотивов, подкрепляющих  или отрицающих эти возможности - борьба мотивов и выбор - принятие одной из возможностей для достижения цели осуществление принятого решения. Существуют простые и сложные  волевые действия. В простом волевом  акте побуждение к действию, практически, автоматически переходит в самодействие. Сложному волевому действию присущи все конкретные этапы, обозначенные выше. Психическими компонентами воли являются цель, мотив, выбор решения, волевое усилие по достижению поставленной цели. Волевые действия личности зависят от наличия у индивида разнообразных волевых качеств: целеустремленности, настойчивости, выдержки, решительности, инициативности, самостоятельности, организованности, дисциплинированности, смелости, исполнительности и др.

Важнейшие звенья простого волевого акта - принятие решения и  исполнение - нередко вызывают особое эмоциональное состояние, которое  описывается как волевое усилие. Волевое усилие - это форма эмоционального состояния, мобилизующего внутренние ресурсы человека (память, мышление, воображение и др.), создающего дополнительные мотивы к действию, которые отсутствуют или недостаточны, и переживаемого как состояние значительного напряжения.

В результате волевого усилия удается затормозить действие одних  и предельно усилить действие других мотивов. Волевое усилие, вызванное  чувством долга, мобилизует человека на преодоление внешних и внутренних трудностей (нежелания отвлекаться  от интересной книги, соблюдать режим  и т.д.). Победа над ленью, страхом, усталостью в результате волевого усилия дает значительное эмоциональное удовлетворение, переживается как победа над собой. Наличие воли, волевой регуляции  поведения в структуре целенаправленной деятельности человека свидетельствует  о его умысле на совершение тех  или иных действий, а в случае противоправного их характера - об умышленной вине содеянного («злой» или преступной воле). Однако имеются лица, совершающие  преступления из-за сниженных способностей к волевой регуляции.

Установление патологических психических состояний, психических  расстройств и заболеваний у  субъекта, которые отрицательно повлияли на процессы его волевой регуляции, нарушили его целенаправленную деятельность, служит основанием для признания  лица невменяемым со всеми вытекающими  отсюда правовыми последствиями. В  остальных случаях дефекты волевой  регуляции поведения влекут рассмотрение противоправных действий по неосторожности, то есть лицо совершающее их, не отличалось должными и необходимыми внимательностью  и предусмотрительностью.

Диапазон проявлений слабоволия столь же велик, как и характерных  качеств сильной воли. Крайняя  степень слабоволия находится за гранью нормы психики. Сюда относятся, к примеру, абулия и апраксия.

Воля определяет многие положительные  качества человека: его исполнительность, дисциплинированность, решительность, самоотверженность, мужество, смелость.

4.3 интернальная и экстернальная  локализация контроля 

Волевые проявления человека в значительной мере определяются тем, кому человек склонен приписывать  ответственность за результаты собственных  действий. Одна из уже отмеченных особенностей проявления активности человека характеризуется  несовпадением результата активности с ее целями, что и обусловливает  необходимость в ряде случаев  ставить перед собой и решать особую задачу - интерпретировать причины  ближайших и отдаленных последствий  своих действий. Само рождение этой задачи, несомненно, относится к  эффектам движения деятельности - ибо  выходит за границы действия исходных побуждений субъекта. Однако в ходе ее решения рождаются импульсы, значимые для осуществления исходной деятельности человека, вызывая в одних случаях  волевые проявления активности, а  в других - безволие. 
   Качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам и обстоятельствам или же, напротив, собственным усилиям и способностям, называется локализацией контроля (в психологической литературе используется термин “локус контроля”, от лат. locus -местоположение и фр. controle - проверка). Есть люди, которые склонны объяснять причины своего поведения и свои деяния внешними факторами (судьбой, обстоятельствами, случаем и т.д.). Тогда говорят о внешней (экстернальной) локализации контроля. Относящиеся к этой категории школьники найдут любые объяснения полученной неудовлетворительной оценке (“Задание было неправильно написано на доске”, “Мне неверно подсказали и сбили меня с толку”, “К родителям пришли гости и помешали мне делать уроки”, “Этого правила мы не проходили” и т.д.). Исследования показали, что склонность к экстернальной локализации контроля связана с такими личностными чертами, как безответственность, неуверенность в своих способностях, тревожность, стремление вновь и вновь откладывать осуществление своих намерений и т.д. 
   Если индивид, как правило, принимает на себя ответственность за свои деяния, объясняя их, исходя из своих способностей, характера и т.д., то есть основания полагать, что у него преобладает внутренняя (интернальная) локализация контроля. 
   Получивший “двойку” учащийся, для которого характерна внутренняя локализация контроля, объяснит это либо тем, что задание ему не интересно, либо забывчивостью, либо отвлечением внимания и т.д. Выявлено, что люди, которым присуща внутренняя локализация контроля, более ответственны, последовательны при достижении цели, склонны к самоанализу, общительны, независимы. Интернальная или экстернальная локализация контроля волевого действия, имеющего как положительные, так и отрицательные социальные последствия, являются устойчивыми качествами человека, формирующимися в процессе воспитания и самовоспитания. 
   Важнейшие звенья волевого акта - принятие решения и исполнение - нередко вызывают особое эмоциональное состояние, которое описывается как волевое усилие. Волевое усилие — это форма эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека (память, мышление, воображение и др.), создающего дополнительные мотивы к действию, которые отсутствуют или недостаточны, и переживаемого как состояние значительного напряжения. 
   В результате волевого усилия удается затормозить действие одних и предельно усилить действие других мотивов. Волевое усилие, вызванное чувством долга, мобилизует человека на преодоление внешних и внутренних трудностей (нежелание отвлекаться от интересной книги, заботиться о соблюдении режима и т.д.). Победа над ленью, страхом, усталостью в результате волевого усилия дает значительное эмоциональное удовлетворение, переживается как победа над собой. 
   Внешнее препятствие требует волевого усилия в том случае, когда оно переживается как внутренняя трудность, внутренний барьер, который необходимо преодолеть. 
   Приведем простой пример. Если отмерить на полу один метр и попробовать перешагнуть через это препятствие, то никаких трудностей это задание не составит, никаких волевых усилий не потребуется. Но в условиях альпинистского восхождения ледниковая трещина такой же ширины выступает уже как серьезнейшее препятствие и преодолевается не без усилий. В обоих случаях движение, казалось бы, сходное - надо лишь широко шагнуть. Трудность в том, что в горах этому шагу предшествует борьба мотивов - чувство самосохранения борется со стремлением оказать помощь товарищу, желанием выполнить взятое на себя обязательство. Победит первое - и человек трусливо попятится от трещины, одержит верх второе - и препятствие будет преодолено, хотя, быть может, для этого понадобится значительное волевое усилие. 
   Воля как сознательная организация и саморегуляция активности, направленная на преодоление внутренних трудностей, это прежде всего власть над собой, над своими чувствами, действиями. Общеизвестно, что у разных людей эта власть обладает разной степенью выраженности. Обыденное сознание фиксирует огромный спектр индивидуальных особенностей воли, различающихся по интенсивности своих проявлений, характеризуемых на одном полюсе как сила, а на другом как слабость воли. Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать трудности, встречающиеся на пути к достижению поставленной цели, при этом обнаруживает такие волевые качества, как решительность, мужество, смелость, выносливость и т.д. Слабовольные люди пасуют перед трудностями, не проявляют решительности, настойчивости, не умеют сдерживать себя, подавлять сиюминутные побуждения во имя более высоких, нравственно оправданных мотивов поведения и деятельности. 
   Диапазон проявлений слабоволия столь же велик, как и характерных качеств сильной воли. Крайняя степень слабоволия находится за гранью нормы психики. Сюда относятся, к примеру, абулия и апраксия. 
   Абулия — это возникающее на почве мозговой патологии отсутствие побуждений к деятельности, неспособность при понимании необходимости принять решение действовать или исполнять его. Отчетливо понимая необходимость выполнить распоряжение врача, больной, страдающий абулией, не может заставить себя что-либо для этого предпринять. Наиболее характерно для него полевое поведение, т.е. управляемое случайными стимулами, появившимися в “поле”. (Человек, перемещающийся по комнате без видимой цели, входит в дверь только потому, что она оказалась открытой, хотя никаких намерений входить в дверь у него не было и делать ему в другом помещении нечего.) 
   Апраксия - сложное нарушение целенаправленности действий, вызываемое поражением мозговых структур. Если поражение нервной ткани локализуется в лобных долях мозга - наступает апраксия, проявляющаяся в нарушении произвольной регуляции движений и действий, которые не подчиняются заданной программе и, следовательно, делают невозможным осуществление волевого акта. 
   Абулия и апраксия - сравнительно редкие явления, присущие людям с тяжелым расстройством психики. Слабоволие, с которым педагог сталкивается в повседневной работе, обусловлено, как правило, не мозговой патологией, а определенными условиями воспитания; коррекция безволия возможна, как правило, лишь на фоне изменения социальной ситуации развития личности.

4.4воля и риск

Риск — благородное дело. А как смотрят на рисковых людей психологи? Зигмунд Фрейд считал, что такие люди имеют патологии мозга. Зигмунд Фрейд. Психоаналитики начала двадцатого века (воодушевленные теорией Зигмунда Фрейда) пришли к выводу, что преодоление этих естественных страхов нельзя считать нормальным явлением. Соответственно, люди, любящие рисковать, имеют патологию мозга. Исследователи никак не могли понять, почему люди хотели рисковать своей жизнью. В конце концов, пришли к выводу, что все любители делают это без какой-либо причины. Ученые того времени не смогли объяснить страсть некоторых людей к риску и впоследствии причислили их к числу больных, имеющих склонность к самоубийствам или скрытое чувство мужской неполноценности. Они также считали, например, альпинистов людьми, не имеющими логики и даже с отклонениями. На самом деле такие мнения имеют место быть и сегодня, хотя баланс интеллектуальной силы давно изменился. 
 
  Основная проблема при объяснении поведения людей,  сознательно идущих на риск, заключается в том, что нет никаких прямых доказательств. Исследования, в которых изучалось психологическое здоровье людей, идущих на риск, были противоречивы. И даже, наоборот, в некоторых случаях было установлено, что люди благодаря риску обретали больше уверенности и уважения к себе. То же самое Бизнесмен. можно сказать и о бизнесменах. Те, кто чаще рискуют, по статистике являются  более успешными в своем поле деятельности, чем другие. Этот факт противоречит идее, что риск является деструктивным явлением. 
Еще одной слабой точкой данного предположения было и то, что принятие решений в небезопасных условиях является нормальным явлением. Даже некоторые животные иногда идут на риск по социальным причинам: самцы идут на поединок, чтобы доказать свое превосходство. 

Одной из наиболее изученных личностных характеристик, связанных со склонностью к риску, является поиск сильных ощущений или стремление к новым ощущениям. Это качество во многом определяет индивидуальные переживания скуки  и обыденности, а также авантюризм в различных сферах жизни. Другой индивидуальной переменной, связанной  с рискованным поведением, является убеждение относительно своего будущего. В житейском понимании эти  убеждения подразделяются на оптимистические  и пессимистические. Данные исследований убедительно показали, что люди с  позитивными взглядами на собственное  будущее предпринимают больше мер, направленных на обеспечение безопасности, чем люди, демонстрирующие негативизм. Индивидуальные способы приспособления и сопротивления в стрессовых ситуациях могут представлять собой рискованные модели поведения, такие как употребление алкоголя, наркотиков, небезопасные сексуальные отношения, авантюристические стратегии и тактики в профессиональной деятельности. Очень часто подобное поведение вызвано стремлением избежать стресса и низкими адаптационными возможностями личности. К психологическим коррелятам риска также относятся такие качества личности, как импульсивность, мотивационные установки на достижение успеха и низкий самоконтроль.

5.структура  волевого акта

Волевой акт всегда связан с приложением усилий, принятием  решений и их реализацией.

Для волевого акта характерно наличие продуманного плана осуществления  каких-либо действий.

Волевой акт характеризует  усиленное внимание к действию и  отсутствие непосредствен-ного удовольствия, получаемого в процессе и в  результате его выполнения (имеется  в виду эмоционального, а не морального удовольствия).

Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых  действий, в которых содержатся все  признаки и качества воли, изучение волевых действий ведет к правильному  пониманию воли в целом и успешному  решению задач ее воспитания.

Что же представляет собой  волевое, то есть произвольное, преднамеренное действие, входящее в состав управляемой  человеческой деятельности (или каковы основные фазы волевого процесса)?

Первоначальным моментом всякого волевого действия – его  первой фазой – является возникновение  побуждения и постановка цели, на достижение которой направляется данное действие. Цель можно ставить как перед  собой, так и перед другими  людьми, принимать или отвергать  ее, когда она ставится кем-нибудь другим или обстоятельствами жизни.

Следующий момент волевого действия – вторая фаза волевого процесса – стадия обсуждения и борьбы мотивов, выбор, использование и создание средств, способов и приемов достижения поставленной цели.

Это обусловлено тем, что  цели бывают различные и ставятся они в различных условиях. Сознательная постановка целей связана с конкретным учетом условий, средств и других возможностей их достижения. Если же цель возникает без учета таких  возможностей или вопреки им, то она будет не вполне осознанной, недосягаемой и, значит, нереальной, нежизненной, чем-то вроде смутного влечения.

Определение конкретных путей  и возможностей достижения цели является основой планирования человеком  своих действий и деятельности в  целом.

После постановки цели и  определения средств ее достижения наступает следующий момент волевого действия – третья фаза волевого процесса – принятие решения, то есть выбор  действия в соответствии с целью.

Этот момент волевого действия объясняется тем, что постановка цели и определение средств ее достижения человеку даются далеко не всегда просто и легко. Особенно сложно это делать в нестандартной ситуации, в экстремальной обстановке.

Далее следует заключительная – четвертая фаза волевого процесса – исполнение принятого решения. Это завершающий момент волевого действия. Исполнить решение –  значит практически достигнуть цели. На этом и заканчивается конкретное волевое действие, составляющее элемент  волевой деятельности человека.

Информация о работе Понятие о чувствах и эмоциях