Понятие о чувствах и эмоциях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 13:17, контрольная работа

Описание работы

Эмоция (от фр. emotion - чувство) - психический процесс
импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении
потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности
для жизнедеятельности индивида.
Эмоции возникли как приспособительный "продукт" эволюции, биологически
обобщенные способы поведения организмов в типичных ситуациях. "Именно
благодаря эмоциям организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособлен к
окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя форму, тип, механизм и
другие параметры воздействия, может со спасительной быстротой отреагировать
на него определенным эмоциональным состоянием, то есть определить, полезно
или вредно для него данное конкретное воздействие

Файлы: 1 файл

1 Понятие о чувствах и эмоциях.docx

— 104.15 Кб (Скачать файл)

 

5.1 волевое усилие

Одними из первых о волевом усилии как специфическом  механизме воли заговорили в начале XX в. Г. Мюнстерберг, Г. И. Челпанов, А. Ф. Лазурский. Г. Мюнстерберг, например, писал: «Если я стараюсь вспомнить название какой-нибудь птицы, которую я вижу, и оно в конце концов приходит мне на ум, я чувствую его появление  как результат моего собственного волевого усилия» [1997, с. 182]. А. Ф. Лазурский  рассматривал волевое усилие как  особый психофизиологический процесс, связанный с реакцией человека на встречающееся препятствие. Он поставил вопрос: «Существует ли одно волевое  усилие, могущее по произволу человека направляться в различные стороны, или же, наоборот, имеется несколько  его разновидностей, родственных  друг другу, но все-таки не тождественных  между собой?» [2001б, с. 17]. К сожалению, на этот вопрос ответ не найден до сих  пор, хотя известно, что в повседневной жизни человек сталкивается с  проявлением волевых усилий в  двух направлениях. С одной стороны, это усилия, задачей которых является подавление побуждений, препятствующих достижению цели. Эти побуждения связаны  с возникающими в процессе деятельности неблагоприятными состояниями (страх, утомление, фрустрация), которые подталкивают человека к прекращению этой деятельности. С другой стороны, это волевые  усилия, стимулирующие активность, направленную на достижение цели. Эти  усилия имеют большое значение для  проявления таких волевых качеств, как терпеливость, упорство, внимательность, настойчивость.   М. Я. Басов [1922] рассматривал волевое усилие как субъективное выражение регулятивной функции воли, которую он отождествлял с вниманием. Он считал, что внимание и волевое усилие — это одно и то же, только обозначаемое разными терминами. Таким образом, М. Я. Басов косвенно присоединялся к первому из предположений А. Ф. Лазурского: механизм волевого усилия для всех случаев един.  Ш. Н. Чхартишвили не считал волевое усилие признаком волевого поведения. По этому поводу он писал: «Многие исследователи понимают, что определение воли через признаки интеллекта является недоразумением и находят выход в привнесении в определение воли другой стороны поведения, а именно — момента усилия. Протекание волевых актов зачастую наталкивается на некоторое препятствие, преодоление которого требует внутреннего усилия, своего рода внутреннего напряжения. Этот момент усилия, или способность преодолевать препятствия, объявляется вторым признаком воли.    

 Однако внутреннее  напряжение, — продолжал Ш. Н.  Чхартишвили, — и способность  преодолевать препятствия не  чуждо и животному. Птицам требуется  исключительное усилие, чтобы преодолеть  бурю, свирепствующую в открытом  море, и достичь конечной цели своего полета. Зверь, попавший в капкан, совершает колоссальное усилие для того, чтобы вырваться на свободу. Словом, способность совершать усилие, необходимое для преодоления препятствий, возникающих на жизненном пути, присуща всем живым существам, и нет ничего удивительного в том, что человек, приобретя способность сознания, сохранил и это свойство. Однако животное, несмотря на то, что оно в не меньшей мере обладает способностью совершать усилие и бороться с препятствиями, никто не считает существом, обладающим волей» [1967, с. 73]. По поводу последнего утверждения могу заметить — и напрасно. У животных безусловно есть зачатки волевого поведения, и одним из них является проявление ими волевого усилия, о чем писал и П. В. Симонов. Ошибка Ш. Н. Чхартишвили, мне представляется, состоит в том, что вместо отрицания волевого усилия как признака воли ему нужно было признать наличие зачатков воли и у животных.     

 Устранение волевого  усилия из воли приводит Ш.  Н. Чхартишвили к странным заключениям  и в отношении поведения человека. Так, он писал: «Алкоголик или  наркоман, находящийся в плену  укоренившейся потребности в  алкоголе или морфии, осознает  эту потребность, осознает пути  и средства, необходимые для приобретения  крепкого напитка или морфия, и зачастую прибегает к максимальному  усилию для преодоления препятствий,  возникших на его пути к  удовлетворению своей потребности.  Однако было бы ошибкой считать  проявляющиеся в подобных актах  поведения осознанность потребности  и напряженные усилия производными  от воли явлениями и полагать, что чем сильнее и упорнее  стремление к удовлетворению  подобных неукротимых потребностей, тем сильнее воля. Потребность  может активизировать работу  сознания в определенном направлении  и мобилизовать все силы, необходимые  для преодоления препятствия.  Но это может не быть действием  воли. Поэтому нельзя считать,  что в указанных признаках  поведения проявляется специфическая  особенность воли» [там же, с. 73–74].

Филогенетической  предпосылкой возникновения волевого усилия является способность животных к мобилизации усилий для того, чтобы преодолеть встречающиеся  препятствия на пути к биологической  цели. Это так называемое «преградное» поведение животных (П. В. Симонов [1971]). Если бы у них не было этого механизма, животные просто не выжили бы. Нельзя не отметить, что у животных имеется  и механизм регуляции таких усилий, их дозирования (вспомним кошку, вспрыгивающую  на предметы разной высоты). Но если у  животных подобное использование усилий осуществляется непроизвольно, то человек  приобретает способность пользоваться этими усилиями сознательно. В. И. Селиванов писал, что волевое усилие является одним из главных средств, с помощью которых личность осуществляет власть над своими побуждениями, избирательно пуская в действие одну мотивационную систему и затормаживая другую. Регуляция поведения и деятельности осуществляется не только опосредованно — через мотивы — но и прямо, через мобилизацию, т. е. через волевые усилия.    

 В. И. Селиванов,  подчеркивая связь волевого усилия  с необходимостью преодоления  препятствий, трудностей, считал, что  оно проявляется во всякой  нормальной работе, а не только  в экстремальных ситуациях, например  при утомлении, как полагают  некоторые психологи. Он утверждал,  что «при таком взгляде на  роль волевого усилия оно выглядит  инструментом лишь неприятного  и вредного для организма деспотического  принуждения, когда работать уже  нет мочи, а надо. Несомненно, такие  ситуации могут иметь место  в жизни человека, особенно в  экстремальных условиях. Но это  лишь исключение из правила» [1975, с. 20]. Действительно, волевое усилие  используется человеком не только  при изнеможении, но и на начальной стадии развития утомления (при так называемом компенсированном утомлении), когда человек поддерживает свою работоспособность на заданном уровне без деспотизма и ущерба для здоровья. Да и простое нажатие на динамометр — это тоже проявление волевого усилия. Другой вопрос — любая ли деятельность требует использования волевого усилия. В отличие от В. И. Селиванова, я полагаю, что не любая.    

 Как отмечает  В. И. Селиванов, центральное  место в диагностике воли (понимаемой  им как мобилизация психических  и физических возможностей) занимает  измерение волевого усилия, которое  в большей или меньшей мере  присутствует в разных волевых  действиях (о том, что действительно  измеряется, — волевое усилие  или что-то другое, речь пойдет  в главе 13).  Имеется несколько определений волевого усилия. К. К. Платонов определял его как переживаниеусилия, являющееся обязательным субъективным компонентом волевого действия, Б. Н. Смирнов — как сознательное напряжение психических и физических возможностей, мобилизующих и организующих состояние и деятельность человека ради преодоления препятствий. Чаще всего под волевым усилием понимают сознательно и большей частью осознанно совершаемое внутреннее усилие над собой, являющееся толчком (импульсом) к выбору цели, к концентрации внимания на объекте, к началу и остановке движения и т. п.    

 В. К. Калин считает  волевое усилие основным операциональным  механизмом волевой регуляции.  Он определяет волевое усилие  как «однонаправленное регулирующее  проявление сознания, приводящее  к установлению или удержанию  необходимого состояния функциональной  организации психики» [1989а, с. 53].    

 С. И. Ожегов [1985] определяет  усилие как напряжение сил.  Именно в этом значении я  понимаю и волевое усилие: это  сознательное и преднамеренное  напряжение физических и интеллектуальных  сил человеком.   

  Исходя из такого понимания, я отличаю его от волевого импульса, осуществляющего запуск (инициацию) произвольных действий. Природа волевого усилия до конца еще не раскрыта. Каковы физиологические механизмы возникновения волевого усилия, каким путем человек регулирует его интенсивность, т. е. энергию, — все это остается пока не выясненным до конца (что дает основание ряду психологов при объяснении волевых действий вообще обходиться без этого понятия или же не считать его главным механизмом волевой регуляции).

5.2 волевые  качества личности и их формирование

 

Воля формирует определенные качества личности, входящие в структуру  характера, которые получили название ``волевые качества''.

Определение. Волевые качества личности -- это сложившиеся в процессе получения жизненного опыта свойства личности, связанные с реализацией воли и преодолением препятствий на жизненном пути.

В психологии характера выделяют множество волевых качеств личности. К основным, базовым волевым качествам личности, определяющим большинство поведенческих актов, относятся целеустремленность, инициативность, решительность, настойчивость, выдержка, дисциплинированность.

Все эти качества связаны  с этапами осуществления волевого акта.

1. С первой фазой волевого  акта связаны такие качества, как целеустремленность, инициативность, самостоятельность, выдержка, которые,  в свою очередь, являются проявлением  самодетерминации воли.

Целеустремленность -- это сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности. Целеустремленность является обобщенным мотивационно-волевым свойством личности, определяющим содержание и уровень развития других волевых качеств. Различают целеустремленность стратегическую и тактическую. Стратегическая целеустремленность - это умение личности руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными ценностями, убеждениями и идеалами. Тактическая целеустремленность связана с умением личности ставить перед собой ясные цели для отдельных действий и не отвлекаться от них в процессе исполнения.

Инициативность -- это активная направленность личности на совершение действия. Волевой акт начинается с инициативы. Проявление инициативы означает волевое усилие, направленное не только на преодоление собственной инертности, но и на самоутверждение, придание волевому акту определенной направленности. Инициативность связана с самостоятельностью.

Самостоятельность -- это сознательная и активная установка личности не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других лиц, действовать на основе своих взглядов и убеждений. Самостоятельность может проявиться лишь при наличии определенной выдержки.

Выдержка - это сознательная и активная установка личности на противостояние препятствующим осуществлению цели факторам, которая проявляется в самообладании и самоконтроле. Выдержка -- это проявление тормозной функции воли. Она позволяет ``затормозить'' те действия, чувства, мысли, которые мешают осуществлению задуманного действия. Человек, обладающий развитым качеством выдержки (сдержанный человек), всегда сумеет выбрать оптимальный уровень активности, соответствующий условиям и оправданный конкретными обстоятельствами.

2. На всех фазах, особенно  на втором и третьем этапе  волевого акта, формируются такие  качества, как решительность и  смелость.

Решительность -- свойство личности, проявляющееся в ее умении принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Она поддерживает инициативу при постановке цели действия. Активно реализуется в выборе доминирующего мотива и правильного действия и в выборе адекватных средств достижения цели. Внешне решительность проявляется в отсутствии колебаний. Решительность не исключает всестороннего и глубокого обдумывания цели действий, способов её достижения, переживания сложной внутренней борьбы, столкновения мотивов. Решительность проявляется и при осуществлении принятого решения. Для решительных людей характерен быстрый переход от выбора средств к исполнению самого действия.

Смелость - это умение противостоять страху и идти на оправданный риск для достижения своей цели. Смелость является предпосылкой для формирования решительности.

Качествами, противоположными решительности, с точки зрения волевого регулирования, с одной стороны, выступают импульсивность, понимаемая как торопливость в принятии и осуществлении решений, когда человек действует, не задумываясь о последствиях, под влиянием сиюминутных импульсов, выбирая первое попавшееся под руку средство или цель. С другой стороны, решительности противостоит нерешительность, проявляющаяся как в сомнениях, в длительных колебаниях до принятия решения, так и в непоследовательности при претворении их в жизнь.

3. На исполнительном этапе  формируются важнейшие волевые  качества - энергичность и настойчивость, а также организованность, дисциплина и самоконтроль

Энергичность -- это качество личности, связанное с концентрацией всех ее сил для достижения поставленной цели. Однако одной энергичности недостаточно для достижения результата. Она нуждается в соединении с настойчивостью.

Настойчивость -- это качество личности, проявляющееся в умении мобилизовать свои силы для постоянной и длительной борьбы с трудностями, преследуя поставленные перед собой цели. Настойчивость может перерасти в плохо управляемую волю, проявляющуюся в упрямстве. Упрямство -- это качество личности, выраженное в неразумном использовании волевых усилий в ущерб достижению поставленной цели.

Организованность -- качество личности, проявляющееся в способности разумно планировать и упорядочивать ход всей своей деятельности.

Дисциплинированность -- это качество личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку, требованиям ведения дела.

Самоконтроль -- это качество личности, выражающееся в умении контролировать свои действия, подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач. В процессе решения задач самоконтроль обеспечивает регуляцию деятельности на основе высших мотивов, общих принципов работы, противостоит возникающим сиюминутным импульсам.

Совершая то или иное волевое  действие, личность поступает сознательно  и несет ответственность за все  его последствия.

Формирование волевых  качеств

Воля -- это элемент сознания личности, поэтому она не является врожденным качеством, а формируется  и развивается в процессе становления  личности. Развитие воли у человека связано с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные, то есть с приобретением человеком  контроля над своим поведением, с  выработкой волевых качеств личности в какую-либо сложную форму деятельности. Чтобы развивать волевые качества, личности необходимо ставить перед собой значимые для неё цели и направлять свои волевые усилия на преодоления препятствий на пути достижения этих целей. Чем больше препятствий преодолеет личность, тем более развитой будет её волевая сфера. Однако травмирующие психику события или действия, направленные против человека, могут ``сломить'' его волю. Благодаря наличию воли личность чувствует и осознает свою индивидуальность, способность взять на себя ответственность за собственное поведение.

Информация о работе Понятие о чувствах и эмоциях