Познавательные психические процессы. Использование знаний о них в деятельности юриста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 21:40, лекция

Описание работы

Ощущение. Ощущение - это отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущение – это чувствительность к физическим и химическим свойствам среды. С них начинается познание нами окружающего мира. При помощи ощущений мы познаем величину, форму, цвет, плотность, температуру, запах и вкус окружающих нас предметов, знакомимся с производимыми ими звуками. Ощущения дают материал для более сложных психических процессов: мышления и воображения.

Файлы: 1 файл

4 Познавпроцессы.doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

Прием «Диссоциация». При возникновении боли необходимо увидеть себя как бы со стороны, например, лежащим на диване. Сначала посмотреть на себя с одной стороны комнаты, затем - с другой, сверху, под углом и т.д. Оцените со стороны то,  как боль мучает вас. Представьте боль в виде конкретного образа. Это может быть пылающая топка, стягивающий голову (грудь, ногу и т.д.) металлический обруч, железный штырь, расширяющийся внутри тела шар и т.п. Посмотрите, как легко вы справляетесь с болью в вашем воображении - медленно разгибаете сдавливающий обруч, вытаскиваете и выбрасываете острый штырь, выпускаете наружу шар и т.п. Почувствуйте, насколько легче вам стало там, в собственном представлении. Теперь вернитесь в реальность и почувствуйте, насколько слабее стала боль.

Прием «Субмодальности». Постарайтесь ярко и отчетливо представить образ боли. Например, в виде стального штыря, вонзенного в тело. Затем медленно, поэтапно трансформируйте в воображении этот стальной штырь в пластмассовый, деревянный, картонный, бумажный, воздушный. Вы почувствуете значительное облегчение. На втором этапе попытайтесь представить температуру боли и изменить ее из жгуче-неприятной в расслабляюще-приятную (например, из горящей в прохладную). На третьем этапе манипулируйте цветом боли. Это наиболее важный момент упражнения. Боль значительно уменьшится, если вы постараетесь изменить изначально неприятный цвет болевого ощущения в приятный. Обезболивающий эффект можно усилить, если аналогичным образом поработать и со вкусом боли.

Предложенные приемы просты в освоении и весьма эффективны. Большинство из них может применяться  незаметно для окружающих в любой  ситуации выполнения следователем своих профессиональных обязанностей. Эффективность действия приемов находится в прямой зависимости от частоты их использования.

Понятие о восприятии. Когда мы говорили об ощущениях, то видели, что их содержание не выходит за пределы элементарных форм отражения. Однако человек живет не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, его окружает мир вещей, предметов и форм,  мир сложных ситуаций, т.е. человек неизменно имеет дело не с отдельными ощущениями, а с целыми образами. Отражение этих образов выходит за пределы изолированных ощущений, опираясь на совместную работу органов чувств, синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Этот синтез может протекать как в пределах одной модальности (рассматривая картину, мы объединяем отдельные зрительные впечатления в целый образ), так и в пределах нескольких модальностей (воспринимая апельсин, мы фактически объединяем зрительные, осязательные, вкусовые впечатления, присоединяем к ним и наши знания о нем). Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций.

 

Проверьте себя!

  1. Что такое ощущение?
  2. Расскажите строение анализатора.
  3. Каковы виды ощущений?
  4. Каковы способы редукции боли?

 

Выполните упражнение. Воспроизведите определения следующих понятий: анализатор, пороги ощущений, взаимодействие ощущений, контраст ощущений, адаптация, сенсибилизация, синестезия, контраст ощущений, иллюзии восприятия, апперцепция?  Приведите пример реализации в жизни человека каждого из указанных феноменов.

 

2. Восприятие. Восприятие - это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Было бы глубоко ошибочным думать, что процесс восприятия является простым суммированием отдельных ощущений. По сравнению с ощущениями восприятие является высшей формой аналитико-синтетической деятельности мозга. Так, незнакомая иностранная речь воспринимается как сплошной звуковой поток. Для ее понимания при изучении иностранного языка необходимо расчленить речь на отдельные фразы, слова с их значениями. Без анализа невозможно осмысленное восприятие. Значит, при восприятии речи одновременно с анализом имеет место и синтез, благодаря чему мы воспринимаем не отдельные разрозненные звуки, а слова и фразы.

Восприятие, т.е. отражение  целых предметов или ситуаций требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, вес, вкус и т.п.) основных, ведущих признаков с одновременным отвлечением от несущественных качеств. Процесс восприятия требует объединения в группы основных признаков и сопоставления воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете. Если при таком сопоставлении гипотеза о предлагаемом предмете совпадает с поступающей информацией, возникает узнавание предмета и происходит его восприятие. Если гипотеза не согласуется с реально доходящей до субъекта информацией, поиски нужного решения продолжаются до тех пор, пока человек не найдет его, т.е. пока он не узнает предмет или не отнесет его к определенной категории. Как видим, восприятие тесно связано с памятью и мышлением.

В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты: рука ощупывает предмет, движение глаз, выделяющие наиболее информативные точки; проговаривание соответствующих звуков, играющих существенную роль в определении наиболее существенных особенностей звукового потока. Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта.

 Восприятие предмета  никогда не осуществляется на  элементарном уровне: оно захватывает  высшие уровни психической деятельности, в частности речь. Человек не просто смотрит на предметы и пассивно реагирует на их признаки. Выделяя и объединяя наиболее существенные из них, он всегда обозначает воспринимаемые предметы словом, тем самым глубже познавая их свойства, и относит их к определенным категориям.

Отдельных от ощущений, каких-то специальных физиологических механизмов восприятия не существует. В основе восприятия лежат два вида нервных связей: образуемые в пределах одного анализатора и межанализаторные связи. Первый вид имеет место при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности. Второй вид нервных связей, образуемых при воздействии комплексного раздражителя. Благодаря связям, образуемым между анализаторами, мы отражаем в восприятии и такие свойства предметов или явлений, для которых нет специально приспособленных анализаторов (например, величина предмета, удельный вес и пр.). Поэтому в восприятии мы глубже познаем мир, чем в ощущениях.

Система перцептивных действий, обеспечивающая процесс восприятия, не является врожденной. Человек овладевает этой системой в онтогенезе в результате научения. Наблюдения над человеком, ослепшим в девятимесячном возрасте, которому зрение было возвращено в 52 года, показали, что после операции, когда повязка была снята с его глаз, он не увидел ничего, кроме расплывчатых очертаний. Постепенно зрение его восстанавливалось, однако он воспринимал мир тусклым и расплывчатым. В течение длительного времени его зрительное восприятие было ограничено тем, что он узнал ранее путем осязания. Он так и не научился читать глазами, однако мог зрительно узнавать печатные заглавные буквы и числа, потому что в школе для слепых его учили читать именно заглавные буквы. Его рисунки свидетельствуют о неспособности воспроизвести что-либо, о чем раньше он не знал через осязание. Так, даже через год после возвращения зрения он не смог нарисовать переднюю часть автобуса, поскольку не смог исследовать его руками.

К основным характеристикам  восприятия относят константность, предметность, целостность и обобщенность.

Константность - это относительная независимость образа от условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности: форма, цвет и размер предметов воспринимаются нами как постоянные, несмотря на то, что сигналы, поступающие от этих предметов в органы чувств, непрерывно меняются. Как известно, размер проекции предмета на сетчатке глаза зависит от расстояния между предметом и глазом и от угла зрения, но предметы нам кажутся неизменной величины вне зависимости от этого расстояния (разумеется, в известных пределах). Восприятие цвета зависит от многих факторов: освещенности, фона, интенсивности. В то же время цвет знакомых предметов всегда воспринимается одинаково, аналогично и форма знакомых объектов воспринимается как постоянная, независимо от условий наблюдения. Значение константности очень велико. Не будь этого свойства, при всяком нашем движении, при каждом изменении расстояния до предмета, при малейшем повороте головы или перемене освещения практически непрерывно изменялись бы все основные признаки, по которым человек узнает предмет. Он перестал бы воспринимать мир устойчивых вещей, и восприятие не могло бы служить средством познания объективной действительности.

Предметность восприятия проявляется в том, что объект воспринимается нами именно как обособленное в пространстве и во времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко данное свойство проявляется в феномене выделения фигуры из фона. При этом вся наблюдаемая человеком действительность разделяется на две неравные по значимости части: одна - предмет - воспринимается как конкретное, четко очерченное, расположенное на переднем плане замкнутое целое, а вторая - фон - как более аморфное, неопределенное, расположенное позади предмета и неограниченное поле. Таким образом, воспринимаемая реальность всегда разделяется на два слоя: на фигуру - образ предмета, и фон - образ окружающего предмет пространства.

Целостности восприятия - под этим понимается внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. При анализе можно выделить два взаимосвязанных аспекта: объединение разных элементов в целое и независимость образованной целостности (в определенных границах) от качества элементов. При этом восприятие целого влияет и на восприятие частей.

Обобщенность  восприятия означает отнесенность каждого образа к некоторому классу объектов, имеющему название. В этом отражается влияние не только языка, но и опыта данного человека. По мере расширения опыта восприятия образ, сохраняя свою индивидуальность и отнесенность к конкретному предмету, причисляется ко все большей совокупности предметов определенной категории, т.е. классифицируется. Именно классификация обеспечивает надежность правильного узнавания объекта независимо от его индивидуальных особенностей и искажений, не выводящих объект за пределы класса. Значение обобщенности узнавания проявляется, например, в способности человека свободно читать текст независимо от шрифта или почерка, которым он написан.

Между всеми перечисленными характеристиками восприятия есть некоторое  функциональное сходство. И константность, и предметность, и целостность, и обобщенность придают образу важную черту - независимость в некоторых пределах от условий восприятия и искажений. В этом смысле константность - это независимость от физических условий восприятия, предметность - от того фона, на котором объект воспринимается, целостность - независимость целого от искажения и замены компонентов, составляющих это целое, и, наконец, обобщенность - это независимость восприятия от таких искажений и изменений, которые не выводят объект за границы класса. Иными словами, обобщенность - это внутриклассовая константность, целостность - структурная, а предметность - семантическая константность.

Феномены восприятия. Апперцепция. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек, и поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, ее прошлого опыта либо установки называется апперцепцией. Приведем примеры апперцепции.

Установка определяет и  изменяет характеристики зрительного  восприятия. В одном из экспериментов детей просили нарисовать Деда Мороза в разные дни декабря: 5, 21 и 31. Чем ближе был праздник, тем больше места занимал Дед Мороз на листе бумаги и тем больше набухал его мешок с подарками. Таким образом, не только вероятность появления события переоценивалась ребенком, но и образ, извлекаемый из памяти, трансформировался под влиянием напряженного ожидания.

Склонность человека воспринимать сигналы от внешнего мира в наиболее доступных и желательных  для него категориях блокирует его  способность использовать иные, менее доступные категории и может породить ошибки неправильного восприятия. Биографы Эйнштейна приводят такой поучительный разговор. Когда молодой физик Вернер фон Гейзенберг поделился с Эйнштейном планами создания физической теории, которая целиком будет основываться на наблюдаемых фактах и не будет содержать никаких вымыслов, Эйнштейн с сомнением покачал головой: «Сможете ли вы наблюдать данное явление, зависит от того, какой теорией вы пользуетесь. Теория определяет, что именно можно наблюдать».

В одном эксперименте декан факультета сообщил двум группам студентов, что у них будет новый преподаватель психологии. Первой группе было сказано, что новый лектор - довольно холодный, скучный и самодовольный человек. Второй группе - что к ним придет чуткий, умный и дружелюбный лектор. Студенты воспринимали лектора по-разному, в зависимости от своих ожиданий: учащимся из первой группы лекция показалась скучной, и они не задавали вопросов; члены второй группы нашли, что лектор эмоционален и умеет заинтересовать аудиторию, и задавали ему множество вопросов. Этот эксперимент проводился неоднократно. Его результаты дают основание полагать, что предварительная характеристика в значительной степени предопределяет, как именно будет воспринят человек.

Иллюзия - это неверная интерпретация воспринятого объекта или искаженное восприятие. Приведем примеры иллюзии. В туман или при дымке предметы на горизонте кажутся дальше, чем при хорошей видимости, приближающей их. Ярко освещенные предметы, костры, пожары кажутся ближе, так же как и вещи, окрашенные в белый, желтый и красный цвета. Расстояние до предметов на ровной местности как бы сокращается, а на холмистой - увеличивается; поэтому противоположный берег реки или озера кажется ближе, чем он есть. Предмет на светлом фоне вырисовывается отчетливее; поэтому на фоне неба кажется ближе, чем на фоне горы или леса. Темный предмет кажется меньше светлого той же величины. Если рассматривать одновременно белый круг на черном фоне и черный круг того же диаметра на белом фоне, то последний нам покажется примерно на 1/5 меньше первого. Если черный круг сделать соответственно больше, они покажутся равными. В темной одежде люди кажутся тоньше, чем в светлой.

Информация о работе Познавательные психические процессы. Использование знаний о них в деятельности юриста