Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 21:40, лекция
Ощущение. Ощущение - это отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущение – это чувствительность к физическим и химическим свойствам среды. С них начинается познание нами окружающего мира. При помощи ощущений мы познаем величину, форму, цвет, плотность, температуру, запах и вкус окружающих нас предметов, знакомимся с производимыми ими звуками. Ощущения дают материал для более сложных психических процессов: мышления и воображения.
Однако воображение может выступать и как замена деятельности, ее фикция. Тогда человек уходит от действительности в область фантазии, чтобы скрыться от кажущихся ему неразрешимыми задач. Такие фантазии называются грезами. В грезах отражается связь фантазии с нашими потребностями. Грезы принципиально неосуществимы. Еще одна форма проявления воображения - галлюцинации. Они являются фантастическим видением, не имеющим почти никакой связи с действительностью. Если грезы можно считать вполне нормальным психическим состоянием, то галлюцинации обычно являются результатом тех или иных нарушений психики или работы организма и сопровождают многие болезненные состояния. Галлюцинации - наиболее показательные проявления пассивного непреднамеренного воображения, при котором человеком воспринимается несуществующий объект. Эти образы бывают настолько яркими, что человек абсолютно убежден в их реальности.
Приемы создания образов и правило творчества. Творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется в соответствии со следующими способами и приемами:
1. Агглютинация - «склеивание», комбинация, слияние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ (русалка, кентавр, танк-амфибия).
2. Акцентирование - выделение и подчеркивание какой-либо части, детали в создаваемом образе (карикатура, шарж).
3. Гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частей предмета или их смещение (гротеск в искусстве).
4. Схематизация - сглаживание различий предметов и выделение черт сходства между ними (национальные орнаменты и узоры, элементы которых заимствованы из окружающего мира).
5. Типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях, и воплощение его в конкретном образе (сказочные, литературные герои).
Оперативному сотруднику может быть полезным следующее правило творчества. Когда бьешься долго над проблемой и убеждаешься, что сейчас решить ее не удастся, полезно на время оставить ее, с тем чтобы вновь вернуться к проблеме через некоторое время. Во время такой отсрочки мозг не оставляет работы над решением волнующей человека проблемы, работа продолжается, но только в подсознательной сфере. Идея, из поля ясного сознания погрузившаяся в подсознание, не умирает, а развивается, преобразуется, обогащается и затем возвращается в сознание в более содержательном, созревшем и обоснованном виде.
Американский психолог Г. Уоллес, изучив и обобщив большой материал, выделил стадии творческого процесса:
В любом виде деятельности творческое воображение оценивается не столько по тому, что может специалист измыслить, не считаясь с реальными требованиями, сколько по тому, как он может преобразовать действительность, отягощенную случайными, несущественными деталями.
Таким образом, воображение - один из познавательных процессов, характеризующий определенный уровень развития сознания личности, ее творческого потенциала.
Проверьте себя!
1. Что такое воображение?
2. Какие функции выполняет воображение?
3. Назовите виды воображения и охарактеризуйте их.
4. Назовите основные
приемы создания творческих
5. Какова роль воображения
в профессиональной деятельност
Выполните упражнение. Заполните устно пробелы в таблице.
Понятие |
Определение понятия |
?????? |
Обобщенное отражение объективной действительности в ее закономерных, наиболее существенных связях и отношениях. |
?????? |
Отражение того, что ранее воспринималось, переживалось, совершалось и осмысливалось человеком. |
Воображение |
??????
|
?????? |
Отражение предметов и явлений действительности в совокупности их свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств. |
Ощущение |
??????
|
?????? |
Активная направленность сознания человека на те или иные предметы и явления действительности или на определенные их свойства, качества при одновременном отвлечении от всего остального. |
Основная литература:
Дополнительная литература: