Познавательные психические процессы. Использование знаний о них в деятельности юриста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 21:40, лекция

Описание работы

Ощущение. Ощущение - это отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущение – это чувствительность к физическим и химическим свойствам среды. С них начинается познание нами окружающего мира. При помощи ощущений мы познаем величину, форму, цвет, плотность, температуру, запах и вкус окружающих нас предметов, знакомимся с производимыми ими звуками. Ощущения дают материал для более сложных психических процессов: мышления и воображения.

Файлы: 1 файл

4 Познавпроцессы.doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

Однако воображение  может выступать и как замена деятельности, ее фикция. Тогда человек уходит от действительности в область фантазии, чтобы скрыться от кажущихся ему неразрешимыми задач. Такие фантазии называются грезами. В грезах отражается связь фантазии с нашими потребностями. Грезы принципиально неосуществимы. Еще одна форма проявления воображения - галлюцинации. Они являются фантастическим видением, не имеющим почти никакой связи с действительностью. Если грезы можно считать вполне нормальным психическим состоянием, то галлюцинации обычно являются результатом тех или иных нарушений психики или работы организма и сопровождают многие болезненные состояния. Галлюцинации - наиболее показательные проявления пассивного непреднамеренного воображения, при котором человеком воспринимается несуществующий объект. Эти образы бывают настолько яркими, что человек абсолютно убежден в их реальности.

Приемы создания образов  и правило творчества. Творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется в соответствии со следующими способами и приемами:

1. Агглютинация - «склеивание», комбинация, слияние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ (русалка, кентавр, танк-амфибия).

2. Акцентирование - выделение и подчеркивание какой-либо части, детали в создаваемом образе (карикатура, шарж).

3. Гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частей предмета или их смещение (гротеск в искусстве).

4.  Схематизация - сглаживание различий предметов и выделение черт сходства между ними (национальные орнаменты и узоры, элементы которых заимствованы из окружающего мира).

5.  Типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях, и воплощение его в конкретном образе (сказочные, литературные герои).

Оперативному сотруднику может быть полезным следующее правило творчества. Когда бьешься долго над проблемой и убеждаешься, что сейчас решить ее не удастся, полезно на время оставить ее, с тем чтобы вновь вернуться к проблеме через некоторое время. Во время такой отсрочки мозг не оставляет работы над решением волнующей человека проблемы, работа продолжается, но только в подсознательной сфере. Идея, из поля ясного сознания погрузившаяся в подсознание, не умирает, а развивается, преобразуется, обогащается и затем возвращается в сознание в более содержательном, созревшем и обоснованном виде.

Американский психолог Г. Уоллес, изучив и обобщив большой  материал, выделил стадии творческого процесса:

  • наличие потребности или испытываемое затруднение при удовлетворении потребности;
  • анализ имеющейся информации;
  • ознакомление с попытками, делавшимися ранее для разрешения данной проблемы или подобных ей;
  • формулировка всех известных решений проблемы и их критический анализ;
  • рождение новой идеи, нового проекта (метода), новой попытки разрешения стоящей проблемы;
  • претворение идеи (проекта);
  • проверка на практике новой попытки разрешения стоящей проблемы.

В любом виде деятельности творческое воображение оценивается  не столько по тому, что может  специалист измыслить, не считаясь с  реальными требованиями, сколько по тому, как он может преобразовать действительность, отягощенную случайными, несущественными деталями.

Таким образом, воображение - один из познавательных процессов, характеризующий  определенный уровень развития сознания личности, ее творческого потенциала.

 

Проверьте себя!

1. Что такое воображение?

2. Какие функции выполняет  воображение?

3. Назовите виды воображения  и охарактеризуйте их.

4. Назовите основные  приемы создания творческих образов.

5. Какова роль воображения  в профессиональной деятельности оперативного сотрудника ОВД?

 

Выполните упражнение. Заполните устно пробелы в таблице.

Понятие

Определение понятия

??????

Обобщенное отражение  объективной действительности в  ее закономерных, наиболее существенных связях и отношениях.

??????

Отражение того, что ранее воспринималось, переживалось, совершалось и осмысливалось человеком.

 

 

              Воображение

??????

 

 

 

??????

Отражение предметов  и явлений действительности в совокупности их свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств.

 

 

               Ощущение

??????

 

 

 

??????

Активная направленность сознания человека на те или иные предметы и явления действительности или  на определенные их свойства, качества при одновременном отвлечении от всего остального.


 

 

Основная литература:

  • Юридическая психология с основами общей и социальной психологии: Учебник / Под ред. В.Я. Кикотя, В.Ю Рыбникова. – М.: УМЦ «Профессиональный учебник», 2006. – 463 с.
  • Аминов И.И., Колонтаевская И.Ф., Лебедев И.Б. и др. Психология для юристов: Учебник. – М.: Омега-Л, 2005. – 552с.
  • Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под общей редакцией В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001. – С. 155 – 270.
  • Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник. СПб.: Питер, 2001. – С. 164 - 372.
  • Квинн В. Прикладная психология. – СПб.: Питер, 2000. – 560с.
  • Немов  Р.С.  Психология:  Учебник для студентов высших учебных заведений.  В 3 кн.  - Кн.1. Общие основы психологии. - М.: Владос, 1999. - С. 165 - 334.
  • Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии (в двух частях): Ч. 1. Общая психология. - Учебник. - М.: Юридическая литература, 1996. - С. 199 - 321.
  • Петровский А.В. Введение в психологию: Учебное пособие. - М.: Академия, 1995. - С. 117 - 238.
  • Общая психология:  Курс лекций  / Сост. Е.И. Рогов. - М.: Владос, 1995. - С. 187-310.
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - С. 25 - 56.
  • Грановская Р.М.  Элементы практической психологии. - Л.:  ЛГУ, 1988. - С. 25-254.

 

Дополнительная  литература:

  • Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х томах. – Т. 1. – М.: Мир, 1992. – С. 181 – 238; 348 - 477.
  • Карнеги  Д.  Как  вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. - Глава 4 «Как улучшить память»  (любое издание книги).
  • Лапп   Д.   Улучшаем   память   -   в  любом  возрасте. -  М.: Мир, 1993. –240 с.
  • Иванов М. М.  Техника эффективного запоминания в бизнесе, учебе, деловом общении и  повседневной  жизни. -  М.:  АО  Менатеп-Информ, 1992. – 192 с.
  • Скотт  Дж.  Г.  Сила  ума:  описание пути к успеху в бизнесе. Способы разрешения конфликтов. - СПб.: Спикс, 1993. - С. 107-117.
  • Сизанов А.Н. Психологические игры: какие мы на работе и дома. – Минск: Высшая школа, 1995. – 301с.
  • Боно Э. Развитие мышления: три пятидневных курса. – Минск: Попурри, 1997. – 128 с.
  • Матюгин И.Ю. и др. Как развивать память. – Донецк: Сталкер, 1997. – 448с.
  • Матюгин И.Ю. и др. Как запоминать лица. – Донецк: Сталкер, 1997. – 432с.
  • Как улучшить свою память / Авт.-сост. А.Е. Польской. – Минск: Харвест, 2002. – 334 с.

Информация о работе Познавательные психические процессы. Использование знаний о них в деятельности юриста