Познавательные психические процессы. Использование знаний о них в деятельности юриста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 21:40, лекция

Описание работы

Ощущение. Ощущение - это отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущение – это чувствительность к физическим и химическим свойствам среды. С них начинается познание нами окружающего мира. При помощи ощущений мы познаем величину, форму, цвет, плотность, температуру, запах и вкус окружающих нас предметов, знакомимся с производимыми ими звуками. Ощущения дают материал для более сложных психических процессов: мышления и воображения.

Файлы: 1 файл

4 Познавпроцессы.doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

Двигательная (моторная) память проявляется в запоминании и воспроизведении движений и их систем. Она лежит в основе выработки и формирования двигательных навыков (ходьбы, письма, трудовых и спортивных навыков и т.д.). Двигательная память развивается раньше других видов памяти.

Эмоциональная память - память на пережитые эмоции и чувства. Человек вновь радуется, вспомнив радостное событие, краснеет при воспоминании о неловком поступке, бледнеет, вспомнив пережитый ранее страх.

Произвольная  и непроизвольная память. Эти виды памяти различаются в зависимости от степени волевой регуляции, от цели и способов запоминания и воспроизведения. Если не ставят специальной цели запомнить и припомнить тот или иной материал и последний запоминается как бы сам собой, без применения специальных приемов, без волевых усилий, то это память непроизвольная. Однако запоминается само собой далеко не все, что надо человеку помнить. Если ставят специальную цель запомнить, применяют соответствующие приемы запоминания, производят волевые усилия, то это память произвольная.

Кратковременная память - процесс относительно небольшой длительности (несколько секунд или минут), но достаточной для точного воспроизведения только что происшедших событий, только что воспринятых предметов и явлений. После непродолжительного времени впечатления исчезают, и человек обычно оказывается неспособным что-либо вспомнить из воспринятого. Такова память переводчика-синхрониста. Он точно сохраняет в памяти фразу, пока ее переводит. При переходе к новой фразе точная формулировка предыдущей тут же забывается. В этом явлении, видимо, имеется своя целесообразность. Если бы вся старая информация оставалась в памяти, внимание не могло бы переключиться на восприятие и удержание новой информации.

Долговременная  память характеризуется относительной длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала. Это знания, которые нужны человеку вообще, а не в данный момент. При кратковременной памяти воспроизведение материала происходит в той «фотографической» форме и последовательности, в которой он воспринимался, на переработку материала просто нет времени. При долговременной памяти воспринятый материал реконструируется.

Оперативной памятью называют запоминание каких-то сведений, необходимых для выполнения операции, отдельного акта деятельности. Например, в процессе математического действия необходимо до получения результата удерживать в памяти исходные данные и промежуточные операции, которые в дальнейшем могут быть забыты. Последнее обстоятельство очень важно - использованную информацию, утратившую свое значение, помнить нерационально - ведь оперативная память должна быть заполнена новой информацией, необходимой для текущей деятельности.

Существует три закона запоминания: повторение, впечатление и ассоциация. Мы можем запомнить какую-то информацию в результате многократного повторения, если получим яркие впечатления в связи с запоминаемым материалом (все яркие картины нашей жизни мы хорошо помним) и если найдем возможность связать новый материал с тем, что мы уже хорошо знаем.

 Произвольное запоминание может  осуществляться двумя способами:  механическим и осмысленным. Механическое запоминание - это последовательное заучивание отдельных частей материала без опоры на смысловую связь между ними. Осмысленное (смысловое) запоминание основано на понимании смысла, осознании отношений и внутренней логической связи, как между частями запоминаемого материала, так и между данным материалом и прежними знаниями. Осмысленное запоминание во много раз эффективнее механического. Однако не всякий материал поддается естественному осмыслению, например, иностранный язык, а следовательно, быстрому запоминанию.

Ученые обосновали искусственные  приемы осмысления материала в целях его быстрого и прочного запоминания. До появления в свет книги А.Р. Лурия «Маленькая книжка о большой памяти» все рациональные приемы запоминания назывались мнемотехникой. А.Р. Лурия впервые ввел разделение их на мнемотехнику - методы, основанные на вербально-логическом мышлении и эйдотехнику (от греческого слова "эйдос" – образ) - методы, основанные на конкретно-образном мышлении.

Вот пример реализации мнемотехники при запоминании информации. При запоминании телефона 398 - 52 - 49 можно использовать логические ассоциации: 39 - начало второй мировой войны; 85 - год вашего рождения; 249 - номер квартиры друга. Если использовать исторические ассоциации, даты интересных событий жизни друзей и родственников, то их вполне хватит для успешного применения этого метода.

Как применить эйдотехнику? Активизируйте  свое воображение, продуцируйте образы, которые помогут вам запомнить  информацию. Например, вам необходимо запомнить английское слово puddle (падл) - лужа. Английский эквивалент созвучен русскому слову «падал». Вспомните, как в детстве, во время игры, вы или ваш мяч несколько раз падал в лужу. Представили? Теперь, полагаю, вам не удастся забыть это английское слово.

Свидетельские показания в большинстве  случаев формируются в результате непроизвольного (непреднамеренного) запоминания. Это значительно снижает объем и точность запоминания и воспроизведения. Приведем результаты экспериментов, проведенных Листом и Штерном .

Однажды на лекции профессора Листа  по уголовному праву произошел следующий  инцидент. Один из студентов, оскорбленный замечанием другого студента, набросился на него с угрозами. В ответ на это другой выхватил из кармана револьвер и прицелился в нападающего... Инцидент был прекращен в результате вмешательства присутствующих. Дело разбиралось в университетском суде. По нему прошло много свидетелей. Процент непреднамеренно ложных показаний у каждого свидетеля колебался от 20 до 80, а свидетелями были студенты, специализирующиеся по уголовному праву. Причем по основной и наиболее напряженной части события (когда возникла угроза выстрела) процент ошибочных показаний еще более возрос.

По этой части давались не только ложные, но и прибавлялись вымышленные показания. Этот инцидент специально был инсценирован профессором Листом для изучения формирования свидетельских показаний. Такие эксперименты были неоднократно повторены, в них были получены аналогичные результаты.

В опытах Штерна было исследовано  изменение показаний свидетелей в зависимости от промежутка времени  между запоминанием и воспроизведением. Штерн показывал испытуемым три картинки и предлагал запомнить их содержание (преднамеренное запоминание). Испытуемые знали о последующем опросе по этим картинкам, т.е. у них была установка на запоминание. Первый опрос был произведен тотчас после экспозиции, а второй - через пять дней.

Было установлено, что отсрочка воспроизведения на пять дней увеличивает количество ошибок на 10%. В опытах также было установлено, что из всех показаний безошибочным был только 1%. При этом надо учитывать, что восприятие обстоятельств было целенаправленным, с установкой на запоминание, а преднамеренные ложные показания были полностью исключены.

В этих и других опытах установлено, что количество ошибок меньше в свободном  рассказе, чем в ответах на конкретные вопросы. Небезынтересно также отметить, что чем выше ответственность лица, дающего показания, тем меньше количество ошибок. В опытах Штерна эта ответственность повышалась вопросом экспериментатора: «Можете ли вы дать присягу, что ваши показания правильные?».

Возникает вопрос, почему люди забывают информацию и осуществляют добросовестное заблуждение? На этот вопрос есть несколько возможных ответов. Во-первых, иногда бывает так, что хотя мы и получили какие-то данные о событии, мы не передаем их в кратковременную и долговременную память. Речь идет о событиях, которые являются настолько мимолетными, что информация о них просто не сохраняется ни в кратковременной, ни в долговременной памяти.

Однако психологов больше интересует вторая возможная причина забывания. Она связана с трудностями, возникающими при извлечении информации, которая уже хранится в долговременной памяти. Забывание можно объяснить многими причинами.

Одной из возможных причин, объясняющих, почему люди иногда не могут извлечь  из памяти необходимую информацию, является вытеснение. Вытеснение - это забывание, мотивированное неосознаваемыми причинами. Человеческое подсознание блокирует страшные или несущие в себе угрозу воспоминания. Извлечение из долговременной памяти воспоминаний о травмирующих событиях или вызывающих тревогу людях и ситуациях часто связано с болезненными переживаниями. Каждый человек в какой-либо форме вытесняет некоторые воспоминания. Если человеку трудно вспомнить неприятное происшествие, то это тоже один из видов вытеснения. По мнению Фрейда, вытеснение является способом защиты от тяжелых воспоминаний. Мысли, которые человеку трудно переносить, остаются глубоко в подсознании, и их можно обнаружить только с помощью гипноза или в сновидениях.

Дети, пострадавшие от сексуального насилия, часто боятся рассказать о случившемся. Воспоминания об этом бывают столь болезненными, что они вытесняются, но обычно вновь всплывают на поверхность уже во взрослом возрасте. Возвращение вытесненных воспоминаний может быть вызвано просмотром фильма об инцесте, повторными сексуальными посягательствами или встречей с насильником.

Несмотря на то, что вытеснение бывает иногда причиной забывания, с  его помощью можно объяснить  далеко не все случаи забывания. Вытесняются только крайне неприятные эмоциональные переживания. Но люди часто забывают и приятные или нейтральные переживания. Кроме того, изучение вытеснения проводилось в основном путем наблюдения за пациентами больниц. Ощущается явная нехватка экспериментальных данных по этому вопросу.

Есть ли у вас воспоминания, которые вам хотелось бы забыть? Возможно, вы когда-нибудь совершили неприличный или глупый поступок, воспоминания о котором вам хочется подавить. Подавление - это сознательные усилия, направленные на то, чтобы не думать о каком-либо событии. Подавление отличается от вытеснения тем, что вы вполне сознаете, что событие произошло. Например, женщины, подвергшиеся насилию, отчаянно стараются избегать воспоминаний о нем. Многие из них даже не желают признавать себя жертвами и подавляют мысли об этом месяцами, а то и годами. К сожалению, подавление болезненных мыслей не избавляет человека от эмоциональных последствий, к которым относятся преувеличенные страхи, фобии и депрессия.

Амнезия - это расстройство, представляющее собой самую крайнюю форму вытеснения. Тема амнезии широко используется в романах, фильмах и мыльных операх, поскольку производит драматическое впечатление. Симптомы амнезии заключаются в потере личных воспоминаний. Жертвы амнезии забывают, кто они такие, откуда родом и почти всю остальную информацию о себе. Примечательно, что у них сохраняются прочие основные знания и умения. Они помнят, как складывать, вычитать, читать, писать, одеваться и готовить пищу.

Существует несколько  форм амнезии. Наиболее широко известна и популярна истерическая амнезия. Эта форма амнезии не вызвана никакими органическими или физиологическими причинами. Истерическая амнезия обычно возникает после травмирующего события и, как правило, носит временный характер.

Амнезия может быть вызвана  физиологическими причинами. Среди них алкоголизм, наркомания, заболевания, травмы, недостаточное или неправильное питание и повреждения мозга. Амнезия, вызванная физиологическими причинами, может быть как временной, так и постоянной и называется органической амнезией.

Для третьего вида амнезии, глобальной деменциальной амнезии, характерны рассеянность и забывчивость в повседневной жизни. Такая форма амнезии часто встречается у очень старых, дряхлых больных, которые отлично помнят свое прошлое, но с трудом ориентируются в настоящем. Чаще всего такая форма амнезии бывает постоянной.

Амнезию, как и вытеснение, нельзя считать основной причиной забывания. Она встречается далеко не так часто, как показывают в средствах массовой информации, и с ней связан лишь небольшой процент всех случаев забывания.

Угасание и  искажение. Имеются данные, свидетельствующие о том, что невостребованные воспоминания со временем угасают. Возможно, именно этим и объясняется забывание информации, хранящейся в кратковременной памяти. Тем не менее угасание не является основной причиной забывания сведений, находящихся на долговременном хранении. Как ни странно, люди часто забывают очень важную информацию и помнят совершенно бесполезные вещи.

Эксперименты показывают, что воспоминания со временем могут  подвергаться искажениям. Новые поступающие в память сведения изменяются в соответствии с уже имеющейся информацией. По мере поступления нового материала с ним смешивается старая информация. Испытуемым показывали слайды и фильмы о несчастных случаях, когда машины сбивали пешеходов или сталкивались друг с другом. На одном из слайдов была видна проезжавшая мимо места происшествия зеленая машина. Экспериментатор спрашивал испытуемых, был ли у проезжавшей синей машины на крыше багажник для лыж. Когда после этого испытуемым задавали вопрос, какого цвета была проезжавшая машина, большинство из них вспоминали, что она была синяя, а не зеленая. При беседе с испытуемыми из контрольной группы синий цвет не упоминался. Когда их спрашивали о цвете проезжавшей машины, они вспоминали, что она была зеленая.

В другой ситуации испытуемых просили оценить скорость машины, которая «врезалась» в другую машину. Эти испытуемые сильно преувеличивали скорость машины. Испытуемые из контрольной группы, которых спрашивали о скорости машины, «столкнувшейся» с другой машиной, оценивали скорость довольно точно.

Чаще всего забывание  объясняется интерференцией. Интерференция - это особого рода искажение информации. Человек забывает потому, что новая информация смешивается с уже имеющимися воспоминаниями. Согласно теории, объясняющей забывание за счет интерференции, запоминанию мешают факторы двух типов: проактивная интерференция и ретроактивная интерференция.

Прилагательное «проактивная»  означает «действующая по направлению вперед». Проактивная интерференция происходит, когда воспроизведение новых данных, недавно поступивших в память, блокируется старыми воспоминаниями. Если вы не можете запомнить фразу по-французски, потому что в памяти засела выученная раньше немецкая фраза, то вам мешает именно проактивная интерференция. Если ваш новый приятель очень напоминает вам вашего старого друга, то вам, возможно, будет трудно запомнить настоящее имя нового приятеля. Вам будет все время хотеться назвать его другим именем. Таким образом, при проактивной интерференции старые знания мешают запоминанию новых.

Информация о работе Познавательные психические процессы. Использование знаний о них в деятельности юриста